Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




тическими; однако последний термин, в отличие от первого, боль­ше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогичес­ких отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой тех­нологии не только субъект, но субъект приоритетный; она являет­ся целью образовательной системы, а не средством достижения ка­кой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и ди-дактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии харак­теризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотера­певтической направленностью и имеют целью разностороннее, сво­бодное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятель­ными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направ­ленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая при­нуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равен­ство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, со­творчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предо­ставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществ­ляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъек­та, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотери­ческом («неосознаваемом», подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс —.это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодей­ствия со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют названия мно­гих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

• По категории обучающихся наиболее важными и оригиналь­ными являются:

— массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения пред­метов, гимназического, лицейского, специального образова­ния и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической кор­рекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тиф-ло-, олигофренопедагогика);

— технологии работы с отклоняющимися (трудными и одарен­ными) детьми в рамках массовой школы.

• И, наконец, названия большого класса современных техноло­гий определяются содержанием тех модернизаций и модифика­ций, которым в них подвергается существующая традиционная си­стема.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обыч­но учебный процесс строится так, что конструируется некоторая по­лидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных мототехнологий на основе какой-либо приори­тетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбиниро­ванная дидактическая технология может обладать качествами, пре­восходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (мо­нотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, вносит наибольший вклад в достижение целей обучения. По на­правлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демок­ратизации педагогических отношений. Это технологии с профес­сиональной ориентацией, приоритетом личностных отношений, ин­дивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личност­ная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литера­туры как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интен­сификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опор-274

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...