Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических тех­нологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей лич­ности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

Актуальность выбора педагогических технологий в современной России

В п. 2."8 уже шла речь о децелерации, проявляющейся повсемест­но в России с начала 90-х гг. XX века, и о ее основных причинах. Ситуация в системе школьного образования еще более осложнилась с появлением беженцев и мигрантов из стран СНГ и Чечни и беспреце­дентным ростом контингента социальных сирот, т.е. детей-сирот при живых родителях. Заметный процент учащихся из обеспеченных се­мей является фактическими сиротами, т.к. старшим «некогда» зани­маться воспитанием детей.

Еще одна негативная тенденция — постоянно возрастающий раз­рыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе педагогическими технологи­ями. По исследованиям Ростовского педагогического университета, в Северо-Кавказском регионе лишь 20-25% учителей общеобразо­вательной школы работают на профессионально-творческом уров­не. В результате выпускники школ не знают элементарной орфогра­фии и пунктуации, почти не читают художественной литературы, имеют смутные представления о современных концепциях естествоз­нания, не знают мировой географии. По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран-членов ООН со 2-3-го на 52-55-е места.

Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследования­ми доказано, что от выбранной педагогической технологии и степе­ни ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Классификация педагогических технологий

В педагогической литературе представлены несколько классифи­каций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.Т. Фомен­ко, Т.Н. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систе­матизировал Г.К. Селевко (рис. 14). Ниже приводится краткое опи­сание классификационных групп, составленное автором системы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

По уровню применения выделяются общепедагогические, час-тнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

• По философской основе: материалистические и идеалистичес­кие, диалектические и метафизические, научные (сциентические) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного вос­питания и принуждения и другие разновидности.

• По ведущему фактору психического развития: биогенные, со­циогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня об­щепринято, что личность есть результат совокупного влияния био­генных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная тех­нология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые ис­пользовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

• По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоци­ативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, ин-териоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малорасп­ространенные технологии нейролингвистического программирова­ния и сутгестивные.

• По ориентации на личностные структуры: информаци­онные технологии (формирование школьных знаний, умений, на­выков по предметам — ЗУН); операционные (формирование спосо­бов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).

• По характеру содержания и структуры называются тех­нологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гума­нитарные и технократические, различные отраслевые, частнопред-метные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строит­ся на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, кон­цепции, в комплексных — комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

включаются в другие технологии и играют для них роль катализа­торов, активизаторов, называют проникающими.

- По типу организации и управления познавательной деятель­ностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагоги­ческих систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (уп­равление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некоррек­тируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Бес­палько — дидактических систем), представленные в п. 1.4.4.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «мо­нодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дида-хография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахог-рафию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, рассматриваемое как адаптив­ное программное управление с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является еди­ноличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличают­ся дидактоцентрические технологии, в которых также господ­ствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приори­тет обучение перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидак­тоцентрические технологии в ряде источников называют технокра-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...