Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пас-сова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности орга­низации и управления процессом обучения. Примеры: программи­рованное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Пузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережаю­щее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информаци­онные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усо­вершенствования и дидактического реконструирования учебно­го материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрд-ниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Кургано­ва, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педа­гогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушни-ру, технология М. Монтессори и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий явля­ются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Рус­ская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко предлагают следующий вариант подхода к технологиям (табл. 21).

Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко:

- Технологии, предполагающие построение учебного процес­са на деятелъностной основе.

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, из­лишне созерцательное, в противовес чему и используется эта техно­логия. Она предполагает несколько планов действий:

- предметный план действий;

- внешнеречевой план действий;

- свернутый, или сокращенный план действий, т.е. «про себя».

ПЕ

 

и

ч \о <а

н

ш

О)

и

Ч О

с? a

с

Ю

ш

О

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

e,       132. Технология коммуни-   кативного обучения ино- 1   язычной культуре (Е.И. Пасов).   £ о ч к i о   культуры». 34. Технология М. Монтес-   сори. 35. Игровые технологии,   х i 5 i. и «i gj *S 1Ш 1 1 UJmaSoOSK Z§uasis.« i Euii|5i Hit§Hili |§|ag|ferj|5 ||^o^±-|6<S|  
           

3- I Ш °= Ч

О О | га «

Ц 5 -в- a S

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обучение, в особенности в старших классах, в большинстве слу­чаев является словесным, и это обстоятельство — один из гносеоло­гических источников формальности знаний учащихся. Чтобы реа­лизовать внешнеречевую деятельность учащихся, новаторы нахо­дят выход: запись каждым учеником собственной речи на пленку с последующим прослушиванием. Необходимо помочь учащимся пе­ресмотреть свое отношение к домашней работе (прочитав сложный материал, проложи, пересказывая, тропу в буреломе понятий, со­бытий, фактов, с которыми только что имел дело при выполнении домашней работы).

Действия «про себя» — это план таких действий, которые сжи­мают, уплотняют в сознании ребенка информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий, т.е. «про себя», дол­жна способствовать компьютерная оснащенность учебного процесса (управление мыслительной деятельностью посредством компьюте­ра, переходящее в самоуправление). Поэтому необходимо внедрять компьютерные учебные программы — в этом надежда на улучше­ние дела.

Характеризуя же технологию в целом, надо подчеркнуть, что все три плана действий должны быть сбалансированно представле­ны в нашем бескомпьютерном пока обучении.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает:

- вычленение единой основы;

- вычленение сквозных идей курса;

— вычленение межпредметных идей.

Истинный учитель приходит на урок с гибкой моделью предсто­ящего процесса в голове, в которой и предусматривается динами­ческая дозировка содержания с дифференциацией на более суще­ственное и менее существенное. Для чего она необходима? Освоен­ное ребенком ключевое понятие есть та «вершина», с которой хорошо обозревается все поле фактов, охватываемое этим понятием, оно становится ориентиром действий высокого уровня обобщений.

Рассматриваемая технология означает вычленение сквозных идей учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы не было переко­сов в пределах такой крупной единицы образовательного процесса, как учебный курс. Хотя перекос на отдельном уроке не страшен. Вспомним В.А. Сухомлинского, его слова о том, что не тот урок хорош, который прошел строго по плану, а тот, на котором, воз­можно, были отклонения от плана, но который учитель смог адап­тировать к возникшей ситуации процесса. Допущенный учителем в силу ситуации «перекос» урока в одну сторону может быть исправ- 280

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...