Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Технология обучения — это составная процессуальная часть ди­дактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагоги­ческих установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология — это содержательная техника реа­лизации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология — это описание процесса достиже­ния планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспече­нием комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимо­действия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методо­логических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология — содержательное обобщение, вби­рающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г.К. Селевко).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех проектах:

• научный;

• процессуально-описательный;

• процессуально-действенный.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обуче­ния, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, при­меняемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции до­статочно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологи-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ческой направленности нет единства, поэтому содержание школь­ного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержа­ние современного российского школьного образования.

Из великого множества философских направлений и школ в со­временных педагогических технологиях чаще всего встречаются сле­дующие:

• материализм и идеализм;

• диалектика и метафизика;

• сциентизм и природосообразность;

• гуманизм и антигуманизм;

• антропософия и теософия;

• прагматизм и экзистенциализм.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой пе­дагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накопле­но в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «ме­тодика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилуч­шим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на прак­тике заранее спланированного процесса обучения (рис. 13).

Педагогические технологии

Содержательный компонент

Процессуальный компонент

Профессионально'

педагогическая

компетентность

педагога

Индивидуальные

особенности

личности и уровень

подготовленности

обучающихся

Воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения:

- организация деятельности обучающихся;

- управление

процессом

обучения

Рис. 13. Структура педагогической технологии по М.П. Сибирской268

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...