Педагогика начального образования
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). Педагогическая технология — содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г.К. Селевко). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех проектах: • научный;
• процессуально-описательный; • процессуально-действенный. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологи- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ческой направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного российского школьного образования. Из великого множества философских направлений и школ в современных педагогических технологиях чаще всего встречаются следующие: • материализм и идеализм; • диалектика и метафизика; • сциентизм и природосообразность; • гуманизм и антигуманизм; • антропософия и теософия; • прагматизм и экзистенциализм. Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос — как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения (рис. 13).
Педагогические технологии Содержательный компонент Процессуальный компонент Профессионально' педагогическая компетентность педагога Индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся Воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: - организация деятельности обучающихся; - управление процессом обучения Рис. 13. Структура педагогической технологии по М.П. Сибирской268
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|