Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




— число детей, поставленных на административный учет за фак­ты асоциального поведения.

Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствуют характеристики педагогического коллектива — рав­ноправного и не менее активного субъекта воспитательной систе­мы. Слабость методики состоит и в том, что отдельные показатели (например, количество совершаемых учащимися правонарушений или число участников различных общественных акций и движе­ний) леПсо подтасовываются в зависимости от конъюнктуры.

Авторы изложенной выше методики, опираясь на опыт средней школы № 77 г. Ростова-на-Дону, считают, что сбор и анализ инфор­мации об оценке эффективности воспитательной системы должен быть сделан в начале эксперимента и затем регулярно, 2—3 раза в год. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода исследовательской работы тоже не должна меняться. Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику вос­питательной системы, рекомендуется каждому классному руководи­телю вести социально-педагогический паспорт класса и дневник пе­дагогических наблюдений, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Главный же кри­терий развития гуманистической воспитательной системы — разви­тие личности ребенка. Отсюда возникает необходимость в определе­нии сущности развития.

П.П. Блонский считает, что развитие — способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплини­рованность мышления.

Д.Н. Богоявленский и Н.А. Мечинская под развитием понимают обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок вы­сокого уровня усвоения.

Ю.А. Самарин определил развитие как сочетание системности и динамичности знаний, умение применять их в различных условиях.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов — теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий».

Л.В. Занков под развитием понимает чувственный опыт, позна­ние сущности явления, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее.

И.Я. Лернер: «Развитие... мы обозначим как столкновение го­товности человека к самостоятельной организации своей деятельно­сти в соответствии с возникающими задачами разного уровня слож­ности, в том числе выходящими за рамки ранее усвоенных».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

А.В. Мудрик определяет развитие как становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного вклю­чения в систему социальных связей и усвоение им системы соци­альных отношений.

Обобщая эти определения, можно утверждать, что развитие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма раз­вития — готовность к творческой деятельности, выходящей за рам­ки ранее усвоенного.

Развитие, таким образом, определяется:

- фондом знаний;

- разнообразием способов деятельности;

- степенью сложности решаемых проблем. Развитый человек должен:

- продуктивно мыслить;

- быстро обучаться;

- уметь применять знания в разных условиях;

- переносить усвоенные приемы в новые условия;

- корректировать знания и способы деятельности;

- находить новые способы деятельности;

- иметь физические возможности формировать новые знания и виды деятельности.

Качественная оценка

Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов иссле­дователя.

Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системы основан на экспертной оценке сформированности нравствен­ных и других личностных качеств субъектов системы. Различные авторы предлагают различные стержневые качества личности, кото­рые должны быть взяты за основу для определения уровня воспитан­ности. В этом плане интерес представляет программа изучения раз­вития учащихся и классного коллектива, предложенная М.И. Шило­вой (табл. 19) для школы II ступени.

Степень сформированности качеств оценивается по пятибалль­ной системе:

1 — качество не проявляется;

2 — качество проявляется редко;.

3 — качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

4 — качество проявляется почти всегда, но еще не стало потреб-1 костью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и кол- 1 лектива;.<.

5 — качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.

Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование прави­лам безопасности в работе» — это индекс воспитанности. Это скорее ','. профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений куль­туры» звучит довольно расплывчато и несет в себе отголосок тота­литарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изложенная выше методи­ка, безусловно, интересна. Лишь перечень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточне­ны. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания человека культуры, разработанной Е.В. Бондаревской, либо из пе­речня основных духовных ценностей, сформулированного В.А. Ка-раковским (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классным руководителем Т.И. Олейниковой (земля, Отечество, се­мья, труд, знание, культура, мир, человек).

Таблица 19 Критерии воспитательной системы (по М.И. Шиловой)

Эрудиция

Критерий оценки

Прочность и глубина знаний.

Использование дополнительных источников знаний.

Культура речи.

Доказательность и аргументированность суждений.

Сообразительность.

|Прилежание

Трудолюбие

Проявление воспитанности

Старательность.

Добросовестность

Регулярность и систематичность учебной работы.

(Самостоятельность.

Внимательность.

Взаимопомощь.

Организованность и собранность.

Стремление совершенствовать результаты.

Бережливость.

Привычки к самообслуживанию.

Эстетика и культура труда.

Следование правилам безопасности в работе.

Окончание табл. 19

Отношение к природе

Нравственные качества и сознательная дисциплинированность

Критерий оценки

Бережное отношение к земле, животным,

растениям.

Помощь природе.

Сохранность природы в повседневной

жизнедеятельности и труде.

Эстетические вкусы

Навыки [самосовершенствования

Проявление воспитанности

Выполнение правил поведения учащихся.

Соблюдение правил внутреннего распорядка школы.

Следование нормам и правилам человеческого

общения.

Терпимость к недостаткам и слабостям других.

Милосердие.

Участие в жизни класса и школы.

Аккуратность и опрятность.

Культурные привычки.

Внесение элементов эстетики в свою жизнь.

[Способность откликаться на прекрасное в жизни.

Посещение центров и учреждений культуры.___

Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. [Соблюдение санитарно-гигиенических правил. |3абота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек.

В своей практике мы используем прием интеграции показате­лей воспитанности отдельных учащихся в рамках классных кол­лективов и даже школы. С этой целью в системе координат откла­дываются среднестатистические показатели компонентов воспитан­ности (рис. 12).

Графическая интерпретация позволяет легче выявить «запада­ющие звенья» в воспитательной работе и планировать оптималь­ные ее направления.

Второй подход к качественной оценке динамики воспитательной системы предложен О.С. Газманом. Он предлагает трехуровневый опрос учащихся, классного руководителя и родителей. Окончатель­ный итог определяется как среднее арифметическое по категории опрашиваемых.

Тест-опросник «Мое мнение о классе»:

1. Самочувствие в классе:

- мне здесь хорошо, чувствую себя § кругу друзей;

- есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все;

- скорее всего я одинок.256

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...