Педагогика начального образования
— число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения. Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствуют характеристики педагогического коллектива — равноправного и не менее активного субъекта воспитательной системы. Слабость методики состоит и в том, что отдельные показатели (например, количество совершаемых учащимися правонарушений или число участников различных общественных акций и движений) леПсо подтасовываются в зависимости от конъюнктуры. Авторы изложенной выше методики, опираясь на опыт средней школы № 77 г. Ростова-на-Дону, считают, что сбор и анализ информации об оценке эффективности воспитательной системы должен быть сделан в начале эксперимента и затем регулярно, 2—3 раза в год. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода исследовательской работы тоже не должна меняться. Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику воспитательной системы, рекомендуется каждому классному руководителю вести социально-педагогический паспорт класса и дневник педагогических наблюдений, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Главный же критерий развития гуманистической воспитательной системы — развитие личности ребенка. Отсюда возникает необходимость в определении сущности развития. П.П. Блонский считает, что развитие — способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления.
Д.Н. Богоявленский и Н.А. Мечинская под развитием понимают обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения. Ю.А. Самарин определил развитие как сочетание системности и динамичности знаний, умение применять их в различных условиях. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов — теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий». Л.В. Занков под развитием понимает чувственный опыт, познание сущности явления, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее. И.Я. Лернер: «Развитие... мы обозначим как столкновение готовности человека к самостоятельной организации своей деятельности в соответствии с возникающими задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее усвоенных». ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ А.В. Мудрик определяет развитие как становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоение им системы социальных отношений. Обобщая эти определения, можно утверждать, что развитие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития — готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного. Развитие, таким образом, определяется: - фондом знаний; - разнообразием способов деятельности; - степенью сложности решаемых проблем. Развитый человек должен: - продуктивно мыслить; - быстро обучаться; - уметь применять знания в разных условиях; - переносить усвоенные приемы в новые условия; - корректировать знания и способы деятельности; - находить новые способы деятельности; - иметь физические возможности формировать новые знания и виды деятельности. Качественная оценка Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов исследователя.
Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системы основан на экспертной оценке сформированности нравственных и других личностных качеств субъектов системы. Различные авторы предлагают различные стержневые качества личности, которые должны быть взяты за основу для определения уровня воспитанности. В этом плане интерес представляет программа изучения развития учащихся и классного коллектива, предложенная М.И. Шиловой (табл. 19) для школы II ступени. Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе: 1 — качество не проявляется; 2 — качество проявляется редко;. 3 — качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя; ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 3. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 4 — качество проявляется почти всегда, но еще не стало потреб-1 костью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и кол- 1 лектива;.<. 5 — качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может. Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование правилам безопасности в работе» — это индекс воспитанности. Это скорее ','. профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений культуры» звучит довольно расплывчато и несет в себе отголосок тоталитарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изложенная выше методика, безусловно, интересна. Лишь перечень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточнены. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания человека культуры, разработанной Е.В. Бондаревской, либо из перечня основных духовных ценностей, сформулированного В.А. Ка-раковским (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классным руководителем Т.И. Олейниковой (земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек). Таблица 19 Критерии воспитательной системы (по М.И. Шиловой)
Эрудиция Критерий оценки Прочность и глубина знаний. Использование дополнительных источников знаний. Культура речи. Доказательность и аргументированность суждений. Сообразительность. |Прилежание Трудолюбие Проявление воспитанности Старательность. Добросовестность Регулярность и систематичность учебной работы. (Самостоятельность. Внимательность. Взаимопомощь. Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда. Следование правилам безопасности в работе. Окончание табл. 19 Отношение к природе Нравственные качества и сознательная дисциплинированность Критерий оценки Бережное отношение к земле, животным, растениям. Помощь природе. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде. Эстетические вкусы Навыки [самосовершенствования Проявление воспитанности Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Милосердие. Участие в жизни класса и школы. Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. [Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры.___ Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. [Соблюдение санитарно-гигиенических правил. |3абота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек. В своей практике мы используем прием интеграции показателей воспитанности отдельных учащихся в рамках классных коллективов и даже школы. С этой целью в системе координат откладываются среднестатистические показатели компонентов воспитанности (рис. 12). Графическая интерпретация позволяет легче выявить «западающие звенья» в воспитательной работе и планировать оптимальные ее направления. Второй подход к качественной оценке динамики воспитательной системы предложен О.С. Газманом. Он предлагает трехуровневый опрос учащихся, классного руководителя и родителей. Окончательный итог определяется как среднее арифметическое по категории опрашиваемых. Тест-опросник «Мое мнение о классе»: 1. Самочувствие в классе: - мне здесь хорошо, чувствую себя § кругу друзей; - есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все; - скорее всего я одинок.256
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|