Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика воспитания




дения, используемый педагогом-практиком, отличается от того же метода, применяемого в исследовательских целях. Воспитатель за­писывает свои наблюдения с учетом сформулированной основной воспитательной цели, однако в записях обычно отражается и иная информация о воспитаннике, которая может понадобиться учителю в дальнейшем. Фиксация наблюдений служит достижению более объективных выводов и предостерегает от «общего впечатления» о воспитаннике.

Вариант наблюдения — ситуация свободного выбора. Это специ­ально организованное наблюдение за воспитанником в ситуации, требующей от него принятия решения об определенном поступке. Ситуации могут быть естественными (например, во время экскур­сий, турпоходов) и искусственно созданными (добровольное вклю­чение в деятельность на общую пользу, проявление милосердия, помощь товарищам и др.). Во всех случаях педагога должен интере­совать вопрос о том, к чему приведет самоопределение воспитанни­ка, и по этому показателю он судит о направленности позиции лич­ности.

Результаты наблюдения обязательно дополняются беседой.

В старших классах действенным методом проникновения в пози­цию личности воспитанника является сочинение. Тему сочинения следует формулировать так, чтобы воспитанники излагали собствен­ный опыт позитивного поведения, описывали ситуации, в которых им самим приходилось принимать решения или наблюдать за пове­дением других.

Конечный результат диагностики воспитанности — решение вос­питателя о ее уровне, педагогический диагноз. Путем такого реше­ния педагог относит каждого воспитанника к одной из заранее вы­деленных групп воспитанности. Здесь, конечно же, не исключен некоторый субъективизм педагога, тем не менее, методика эта вполне допустима. Профессор Б. Битинас считает целесообразным выде­лить следующие четыре группы, характеризующие состояние на­правленности, устойчивости и активности позиций личности уча­щихся.

Активная позиция. Ею характеризуются воспитанники, которые интернализировали социально позитивную систему ценностей, при­чем своим поведением подтверждают ее устойчивость. Такие учени­ки активно отстаивают эту систему и стремятся ее распространять в доступной среде.

Пассивная позитивная позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, также обладают устойчивой позитивной позицией лич­ности, однако не проявляют активности в ее реализации, когда не­обходимы усилия по утверждению своих ценностей в семье, классе.264

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задача воспитания в этом случае — побуждение ребят к реализации своей позиции.

Неустойчивая позиция. Воспитанники, относящиеся к этой груп­пе, — основной объект воспитательных действий. Направленность их позиций в целом позитивна, но их поведение, тем не менее, еще неустойчиво, во многом зависит от ситуации. Это свидетельствует о недостаточной сформированности внутренних движущих сил. Если же проявляется положительное поведение, то не соответствует ха­рактеру ценностей, воспринятых воспитанниками скорее на ступени «знаемого», чем эмоционально значимого.

Негативная позиция. Воспитуемые этой группы являются объек­том перевоспитания, так как нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается ими как норма. Им просто нравится со­вершать дурные поступки.

Эта общая характеристика групп воспитанности остается в силе, когда речь идет о частной позиции личности, т.е. об отношении воспитанников к другим людям, к труду, к учебе.

Профессор Б. Битинас считает, что методы анкетирования и тес­тирования, так популярные в педагогических исследованиях, в ус­ловиях диагностики воспитанности обычно оказываются малоэф­фективными.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные педагогические технологии как объективная потребность

Ребенок воспитывается разными случайностя­ми, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф. Одоевский

Т. 7. Суть технологий

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не явля­ется общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность мето­дов и средств обработки, представления, изменения и предъявле­ния учебной информации, с другой, — это наука о способах воздей­ствия преподавателя на учеников в процессе обучения с использова­нием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения на­ходятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержа­ние, применить оптимальные методы и средства обучения в соот­ветствии с программой и поставленными образовательными задача­ми. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются:

• цели обучения;

• содержание обучения;

• средства педагогического взаимодействия;

• организация учебного процесса;

• ученик, учитель;

• результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педа­гогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

Технология — это совокупность приемов, применяемых в ка­ком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).266

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...