Теория и методика воспитания
дения, используемый педагогом-практиком, отличается от того же метода, применяемого в исследовательских целях. Воспитатель записывает свои наблюдения с учетом сформулированной основной воспитательной цели, однако в записях обычно отражается и иная информация о воспитаннике, которая может понадобиться учителю в дальнейшем. Фиксация наблюдений служит достижению более объективных выводов и предостерегает от «общего впечатления» о воспитаннике. Вариант наблюдения — ситуация свободного выбора. Это специально организованное наблюдение за воспитанником в ситуации, требующей от него принятия решения об определенном поступке. Ситуации могут быть естественными (например, во время экскурсий, турпоходов) и искусственно созданными (добровольное включение в деятельность на общую пользу, проявление милосердия, помощь товарищам и др.). Во всех случаях педагога должен интересовать вопрос о том, к чему приведет самоопределение воспитанника, и по этому показателю он судит о направленности позиции личности. Результаты наблюдения обязательно дополняются беседой. В старших классах действенным методом проникновения в позицию личности воспитанника является сочинение. Тему сочинения следует формулировать так, чтобы воспитанники излагали собственный опыт позитивного поведения, описывали ситуации, в которых им самим приходилось принимать решения или наблюдать за поведением других. Конечный результат диагностики воспитанности — решение воспитателя о ее уровне, педагогический диагноз. Путем такого решения педагог относит каждого воспитанника к одной из заранее выделенных групп воспитанности. Здесь, конечно же, не исключен некоторый субъективизм педагога, тем не менее, методика эта вполне допустима. Профессор Б. Битинас считает целесообразным выделить следующие четыре группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций личности учащихся.
Активная позиция. Ею характеризуются воспитанники, которые интернализировали социально позитивную систему ценностей, причем своим поведением подтверждают ее устойчивость. Такие ученики активно отстаивают эту систему и стремятся ее распространять в доступной среде. Пассивная позитивная позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, также обладают устойчивой позитивной позицией личности, однако не проявляют активности в ее реализации, когда необходимы усилия по утверждению своих ценностей в семье, классе.264 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Задача воспитания в этом случае — побуждение ребят к реализации своей позиции. Неустойчивая позиция. Воспитанники, относящиеся к этой группе, — основной объект воспитательных действий. Направленность их позиций в целом позитивна, но их поведение, тем не менее, еще неустойчиво, во многом зависит от ситуации. Это свидетельствует о недостаточной сформированности внутренних движущих сил. Если же проявляется положительное поведение, то не соответствует характеру ценностей, воспринятых воспитанниками скорее на ступени «знаемого», чем эмоционально значимого. Негативная позиция. Воспитуемые этой группы являются объектом перевоспитания, так как нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается ими как норма. Им просто нравится совершать дурные поступки. Эта общая характеристика групп воспитанности остается в силе, когда речь идет о частной позиции личности, т.е. об отношении воспитанников к другим людям, к труду, к учебе. Профессор Б. Битинас считает, что методы анкетирования и тестирования, так популярные в педагогических исследованиях, в условиях диагностики воспитанности обычно оказываются малоэффективными.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Современные педагогические технологии как объективная потребность Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В.Ф. Одоевский Т. 7. Суть технологий Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются: • цели обучения; • содержание обучения; • средства педагогического взаимодействия; • организация учебного процесса; • ученик, учитель; • результат деятельности. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий — термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие: Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).266
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|