Педагогика начального образования
Работа классного коллектива в целом выглядит так. Сначала организуются несколько групп по пять-семь ребят в каждой. Самое трудное — «запуск»: в классе может действовать одновременно пять-шесть групп и все по разным темам. Например, первая группа выполняет задание по разделу РН — решение неравенств; вторая — по разделу ЧП — числовые последовательности. По возможности на «урок запуска» приходит не один учитель, а два-три и даже больше, помогая таким образом друг другу осуществить Ьачало работы. Можно привлечь к «запуску» учеников старших классов. Работа старшеклассников (общественного актива) с младшими является нормой, обычным явлением при коллективном способе обучения. В мурманской методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимися с заданием освоить (повторить) в самостоятельной работе (причем «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Итоговый контроль имеет разновидности: - зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке у всех в данном классе); - зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах); - зачет принимают учитель и ассистенты — учащиеся того же класса; - зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО); - «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ;
- тестирование машинное и безмашинное. Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся. Экспериментально доказано, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого материала. Этим и объясняется высокая эффективность КСО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.6.2. Групповое обучение (ТО) Общие сведения По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести: - классно-урочную организацию; - лекционно-семинарскую систему; — формы дифференциации учебного процесса; — дидактические игры; - белл-ланкастерскую систему; - бригадно-лабораторный метод; - метод проектов; - метод Трампа. Применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутрикласс-ные групповые. И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: • Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели. • Работа в статичных парах. • Групповая работа (на принципах дифференциации). • Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). • Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников. Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся.
Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: - взаимное обогащение учащихся в группе;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|