Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании.

• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с рас­крытием его связей в образовательном процессе. Применяется в слу­чаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся.

Задача педагога -состоит в умении диагностировать степень рас­хождения (несовпадения, противоречия, неприятия) между вита-генными и Ъбразовательными знаниями и, опираясь на систему на­учных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизнен­ного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения».

• Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом зна­ний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать получен­ную информацию для создания проблемной ситуации.

Типичный вопрос: «Что вы знаете о...?».

Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями:

• соответствием поставленных задач на актуализацию жизнен­ного опыта возрастным возможностям учащихся;

• форма актуализации также должна соответствовать возраст­ным возможностям учащихся;

• любая форма актуализации витагенного опыта учащихся дол­жна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу.

• Прием опережающей проекции преподавания предъявляет по­вышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкивать­ся в жизни».

• Прием дополнительного конструирования незаконченной об­разовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколь­ко творческий потенциал личности, ее потребность в самореализа­ции. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произве­дение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опира­ясь на свой жизненный опыт».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Прием временной, пространственной, содержательной синх­ронизации образовательных проекций состоит в том, что дидакти­ческий материал излагается с раскрытием временных, простран­ственных, содержательных связей между фактами, событиями, яв­лениями, процессами. Синхронистические таблицы по истории, пространственные проекции в математике; взаимообусловленность химических, физических, физиологических процессов; картографи­ческие проекции, психофизиологические, психологические процес­сы и т.п. Формула этого приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет не­обходим для жизни», В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию,

• Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». На уроке литературы, например, учитель обращается к детям с воп­росом: «Кто впервые дал описание русского бомжа? Образ русского рэкетира?». Ответ: «А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» сразу актуализирует это произведение, повышает мотивацию изучения классического произведения. То же можно сказать и о пье­се М. Горького «На дне», где философствующий Сатин сразу воспри­нимается как современный герой.

• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и не­живой природы, приписывая им человеческие качества.

Технологическое значение приема заключается в том, что уча­щийся сам создает три проекции, обеспечивающие голографичес-кий взгляд: витагенную (от ученика), стереопроекцию (вектор от учителя), голографическую (вектор со стороны).

Приемы витагенного одухотворения:

• Л.Н. Толстой, «Холстомер». Мир людей глазами лошади.

• Серия мультфильмов «Ну, погоди!», «Маугли» и др.

- Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключается в том, чтобы образовательный объект знания был предоставлен в проекциях голографии творчес­ки преобразованными, интегрированными. Эта технология особен­но оправдана в дисциплинах эстетического цикла. Учитель изобра­зительного искусства СШ № 120 г. Екатеринбурга Л.А. Банных предлагает следующий алгоритм этой технологии:

- демонстрация слайдов, картин, отражающих культуру наро­дов различных эпох;

- демонстрация предметов материальной культуры;

- художественное изображение учащимися предметов матери­альной культуры любого исторического периода;376

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...