Педагогика начального образования
А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании. • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся. Задача педагога -состоит в умении диагностировать степень расхождения (несовпадения, противоречия, неприятия) между вита-генными и Ъбразовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения». • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации. Типичный вопрос: «Что вы знаете о...?». Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями: • соответствием поставленных задач на актуализацию жизненного опыта возрастным возможностям учащихся; • форма актуализации также должна соответствовать возрастным возможностям учащихся; • любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу. • Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни».
• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт». ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ • Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Синхронистические таблицы по истории, пространственные проекции в математике; взаимообусловленность химических, физических, физиологических процессов; картографические проекции, психофизиологические, психологические процессы и т.п. Формула этого приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни», В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию, • Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». На уроке литературы, например, учитель обращается к детям с вопросом: «Кто впервые дал описание русского бомжа? Образ русского рэкетира?». Ответ: «А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» сразу актуализирует это произведение, повышает мотивацию изучения классического произведения. То же можно сказать и о пьесе М. Горького «На дне», где философствующий Сатин сразу воспринимается как современный герой.
• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества. Технологическое значение приема заключается в том, что учащийся сам создает три проекции, обеспечивающие голографичес-кий взгляд: витагенную (от ученика), стереопроекцию (вектор от учителя), голографическую (вектор со стороны). Приемы витагенного одухотворения: • Л.Н. Толстой, «Холстомер». Мир людей глазами лошади. • Серия мультфильмов «Ну, погоди!», «Маугли» и др. - Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключается в том, чтобы образовательный объект знания был предоставлен в проекциях голографии творчески преобразованными, интегрированными. Эта технология особенно оправдана в дисциплинах эстетического цикла. Учитель изобразительного искусства СШ № 120 г. Екатеринбурга Л.А. Банных предлагает следующий алгоритм этой технологии: - демонстрация слайдов, картин, отражающих культуру народов различных эпох; - демонстрация предметов материальной культуры; - художественное изображение учащимися предметов материальной культуры любого исторического периода;376
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|