Педагогика начального образования
обучения был проведен цикл интегрированных уроков истории и математики. В.Т. Фоменко выделил виды межпредметной интеграции по способу развертывания содержания во времени. Она может быть «вертикальной», при которой логические и временные отношения не совпадают, и «горизонтальной», когда то же содержание выводится на один временной уровень. Примером «вертикальной» интеграции является такое изучение древнегреческой цивилизации в интегрированном jKypce «История цивилизаций», при котором в течение учебного дня рассматриваются вначале события истории Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего — скульптура и архитектура Древней Греции, а затем — древнегреческая музыка. Такой опыт накоплен в школе № 9 г. Гуково Ростовской области. При «горизонтальной» интеграции указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаимопроникновения. Особое значение имеет вопрос об уровнях интеграции. Она может быть достаточно выраженной, отличаться значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания в новое качественное состояние. Интеграция может быть и весьма значительной, глубокой, характеризуемой новообразованием, полным слиянием разнохарактерного содержания значительных объемов учебного материала. Примером может служить курс «Естествознание», являющийся конгломератом физики, химии, биологии, географии. По курсу естествознания в Ростовском государственном педагогическом университете уже начата подготовка специалистов на физико-математическом факультете (специальность «Физика и естествознание»), в стране созданы учебники для 5-9 классов. Примером глубокой интеграции может служить и курс «Мировая художественная культура», вобравший знания из области музыки, театра, кино, изобразительного искусства и частично — художественной литературы.
Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутри-предметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внутрипред-метная интеграция направлена, прежде всего, на «спрессовывание» материала в крупные блоки и приводит к изменению структуры учебного дня (день математики, день литературы). Основанная на образовательной области межпредметная интеграция в состоянии существенно обогатить внутрипредметную интеграцию (день биологии на английском языке, математическая неделя с выходом на другие учебные дисциплины). В некоторых высших учебных заведениях пошли еще дальше: взамен школьной «недели математики» или «недели биологии» в ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ вузах практикуют микросеместры продолжительностью 6-8 недель. В рамках микросеместров изучаются 2-3 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли такая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно можно утверждать, что на уровне средней школы система микросеместров вряд ли буде оправдана, так как специфика детской психологии требует долговременного ритма усвоения. В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации — не что иное, как интеграционные процессы. Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе. 1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. 3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных». 4. Интегрированной курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. 5. В интегративной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего варйативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении. 6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы (в профильных школах). Построение учебного процесса на интегративной основе не ограничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы — это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интеграция может иметь и эпизодический характер, и неглубокую степень выраженности. Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи.372
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|