Педагогика начального образования
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемному обучению. Приведем некоторые из них. В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». И.Я. Лёрнер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям советской школы». Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся. Как видим, представленные определения отражают существенные признаки проблемного обучения (специфически организованная самостоятельная деятельность обучаемого; выстроенная с учетом целеполагания и принципа проблемности деятельности педагога; специфика содержания обучения). Итак, проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику (более подробно см. ниже). В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения. Основные функции и признаки проблемного Обучения Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Пахмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ • усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; • развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; • формирование диалектико-материалистического мышления школьников; • формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Специальные функции проблемного обучения: • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуаци) и умений решать учебные проблемы; • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); • формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.
Первая и важнейшая особенность — это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем. Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение — наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель орга-362
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|