Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




В педагогической литературе имеется ряд попыток дать опреде­ление проблемному обучению. Приведем некоторые из них.

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формули­рование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, про­верка этих решений и, наконец, руководство процессом системати­зации и закрепления приобретенных знаний».

И.Я. Лёрнер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в реше­нии новых для него познавательных и практических проблем в оп­ределенной системе, соответствующей образовательно-воспитатель­ным целям советской школы».

Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выд­вижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами ре­шения проблемных задач.

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сфор­мулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение — это тип разви­вающего обучения, в котором сочетаются систематическая самосто­ятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими гото­вых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся.

Как видим, представленные определения отражают существен­ные признаки проблемного обучения (специфически организован­ная самостоятельная деятельность обучаемого; выстроенная с уче­том целеполагания и принципа проблемности деятельности педа­гога; специфика содержания обучения).

Итак, проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятель­ной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Основным элементом проблемного обучения является «проблем­ная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристи­ку (более подробно см. ниже). В этом и заключается его главное от­личие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.

Основные функции и признаки проблемного

Обучения

Основные функции и отличительные признаки (особенности) про­блемного обучения были сформулированы М.И. Пахмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

• развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной само­стоятельности и творческих способностей;

• формирование диалектико-материалистического мышления школьников;

• формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Специальные функции проблемного обучения:

• воспитание навыков творческого усвоения знаний (примене­ние системы логических приемов или отдельных способов твор­ческой деятельности);

• воспитание навыков творческого применения знаний (приме­нение усвоенных знаний в новой ситуаци) и умений решать учебные проблемы;

• формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения прак­тических проблем и художественного отображения действи­тельности);

• формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

Первая и важнейшая особенность — это специфическая интел­лектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение — наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, по­скольку в процессе проблемного обучения складываются черты кри­тического, творческого, диалектического мышления.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи меж­ду теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с прак­тикой и использование жизненного опыта учащихся при проблем­ном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретичес­ких выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным обра­зом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.

Четвертой особенностью проблемного обучения является сис­тематическое применение учителем наиболее эффективного сочета­ния разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащих­ся. Указанная особенность заключается в том, что учитель орга-362

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...