Педагогика начального образования
Рис. 25. Разветвленная программа Особенности разветвленной программы: • сравнительно крупное дробление учебного материала; • необязательное выполнение всех кадров (индивидуализация обучения); • наличие возврата в программе; • дифференциация продвижения студента или учащегося по программе в зависимости от степени выполнения программы. Разветвленные обучающие программы позволяют быстро изучить теоретический курс (например, высшую математику — за неделю вместо года). • Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и Т.Д. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. • Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения — составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике — это предписание, определяющее последовательность умственных и (или) практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы. Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение. Блочное обучение Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала: - информационный блок; - тестово-информационный (проверка усвоенного); - коррекционно-информационный (в случае неверного ответа — дополнительное обучение); - проблемный блок: решение задач на основе полученного ответа — дополнительное обучение; - проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; - блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. 4. 12.4. Технологии модульного обучения Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход. Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик. В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. В России модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П.А. Юцявичене.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения? Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функци-404
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|