Педагогика начального образования
роннему» (во времени и пространстве) собеседнику. Якобсоновские функции слова, языка... Все это и многое другое должен знать и понимать учитель, чтобы уловить и угадать, и не пропустить речевую гениальность ребенка. Таковы те «вдумчивые» основы, из которых могут и должны быть развиты (в уме и в руках) навыки и правила семантики, синтаксиса, прагматики, необходимые для условного и в этом смысле игрового взаимопонимания в контексте родного языка. Грамматическая правильность — как особая форма языковой воспитанности. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, — в сопряжении и диалоге процессов измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве); счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это — уже — иные предметы) вещей, «атомов», «монад»; напряжения (степени...), — температуры, мускульного усилия и т.д. Число как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации. Ученик все время дол,жен понимать: число (математический объект и математическое действие, отождествление) невозможно в реальном бытии. Здесь бесконечность конечного расстояния (и временного промежутка), и дискретность математического объекта на фоне бесконечности разделения; возникает неделимое число, составленное из суммирования многих «ничто». Но одновременно ученик должен соотносить «идеальный предмет математики», этот самый невозможный объект — с реальными вещами этого мира, с реальными действиями, в том числе физическими, — шагами, откладыванием линейки и т.п. Исходное соотношение «фигурного» (геометрического) и «арифметического» числового представления (такое соотношение понадобится затем как основа всей математической культуры в Античном мире). Различная идея числа — в пространственной и временной бесконечности. Бесконечно большое и бесконечно малое, смысл идеи «отождествления» —• превращение предмета реального в математический объект... Все это и многое другие — и есть, опять же, тот потенциал учительской догадливости, что позволяет педагогу-диа-логисту быть внимательным и чутким к детской математической гениальности, к детским аналогам современных математических (множество, число, «теорема существования» и др.) парадоксов. И еще одно — в контексте всех этих загадочностей «числа» и вообще математического понимания мира учитель не должен забывать процесс формирования навыков счета, измерения, простейших математических правил и действий, решения задач.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность — почва, воздух и солнце — сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и — Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и — отдельный от нее мир... Предмет природы — ее часть (частность, особенность, проявление) и — ее начало, возможность, исток... Предмет — образ целого. Неразделимость того, что — в будущем курсе — станет основой отдельных отраслей естествознания — механики, физики, биологии, химии. Предрасположенность этих расхождений. Существенен вопрос: «Что есть живое?». Варианты отгадок. Предвосхищение — в форме наивных вопросов — ответа Эшби, Дарвина или современной генетики. Зависимость от среды, но — заряженность на бесконечность развертывания и реализации в бесчисленных поколениях. Предвосхищенность экологических загадок. Человек и природа. Природа как образ человека, и человек как образ природного целого. Игра этих загадок. Что означает — «мир (предмет природы) прекрасен?». Человек (ребенок), понимающий природу, — кто он? Натуралист? Путешественник? Земледелец? Естествоиспытатель? Техник? Наивный натурфилософ? Поэт? Народные загадки о предметах природы. Весь этот спектр загадок — потенциал внимания учителя к гениальности «натуралиста» — ученика.
Компьютерные (информационные) технологии Могущество разума беспредельно. И. Ефремов Концептуальные положения В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I — как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).392
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|