Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Еврейская пословица: «Кто герой? — Превращающий в друга

врага своего».

В кабинетах ученых лишь в конце XX века была сформулирова­на концепция культуры мира и ненасилия. Лишь на грани II и III тысячелетий мы стали в официальных документах говорить о гло­бальном (планетарном) мышлении, хотя на полвека раньше фило­соф И.А. Ильин утверждал:

«Христианин рожден быть гражданином Вселенной; и высшее призвание его состоит в том, чтобы отвергнуть всякие условные деления людей — по сословиям, классам, странам, национально­стям, расам...».

Народы мира своей мудростью, опытом своей жизни эту идею осмыслили много веков назад, и не только осмыслили. Их муд­рость ясно и четко вылилась в стихах балкарского поэта Кайсына Кулиева (перевод Н. Гребнева):

Когда в селенье чей-то дом в дыму, Не верь, что все счастливо обойдется. Не пожелай пожара никому — Не то и стен твоих огонь коснется!

Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме

Идеи толерантности должны пронизывать не только воспитатель­ную, но и учебную деятельность детских садов, школ, ПТУ, коллед­жей и вузов. Такой опыт в нашей стране уже имеется. Еще в 1993 году в Ростове-на-Дону был создан уникальный образовательный комплекс этнокультуры «детский сад № 177 — средняя школа № 15», который спустя 8 лет стал школой-лабораторией Академии педаго­гических и социальных наук. Формирование этнокультуры (в ком­плексе обучаются представители 38 национальностей и всех миро­вых религий) осуществляется здесь через различные формы дея­тельности (рис. 22):

- факультативы;

- кружки;

- центры национальной культуры;

- развитие национального творчества;

- совместное творчество;

- связь с землячествами.

В школе и детском саду введены региональные курсы (в счет вариативной части Базисного учебного плана):

«Литература народов Приазовья»;

«Экология человека»;

«Этическая грамматика»;

«Питание и культура народов мира»;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«Мифы древних славян»;

«Основы христианской культуры»;

«Этнография»;

«Жилище как центр мироздания»;

«Человек и космология»;

«Математика как часть мировой культуры»;

«Этические ценности мировых религий»;

«Армянский язык»;

«Семейно-бытовая культура донского казачества» и др.

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кроме того, даже в классические научные дисциплины (напри­мер, в курсе математики и литературы) педагоги вводят региональ­ный компонент и элементы сравнительной педагогики. В итоге за последние 8 лет в школе не было ни одного конфликта на межнаци­ональной или религиозной основе, а психолого-педагогическая ди­агностика выявила высокий индекс толерантности учащихся.

В качестве иллюстрации приведем концепцию урока этической грамматики в 4 классе, разработанную Т.П. Рябухиной. Тема уро­ка: «Все мы разные, все мы равные»1.

Образовательные задачи:

• обучающая — расширение знаний учащихся в сфере этнокуль-туры;

• развивающая — развитие логического мышления, наблюдатель­ности;

• воспитательная — формирование межнациональной, межкон­фессиональной, межкультурной толерантности. План урока:

1. Вступительное слово учителя:

На Земле живет более 6 миллиардов человек. Они относятся к разным нациям, расам и религиям. Есть народы численностью бо­лее 100 млн каждый, например: русские, японцы, китайцы, бен­гальцы. Немцев, французов, итальянцев — по несколько десятков миллионов. Но есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них — племя тасадай на Филиппинах. В нем всего 28 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбо­ром диких растений и до недавних пор даже не знали, что, кроме них, на планете Земля есть еще люди.

Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. Они гово­рят на разных языках, у них разные обычаи. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру, волосы черные и жест­кие, а глаза миндалевидной формы. Все бенгальцы смуглые, а наро­ды Тропической Африки — темнокожие, с курчавыми волосами.

Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и боль­шинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Но это разные народы — у каждого из них своя история, образ жизни, обычаи, своя судьба и культура.

2. Подведение итогов конкурса рисунков на тему: «Художествен­ные промыслы моего народа» (рисунки выполнялись как домашнее задание).

1 Надпись на флаге Европы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

3. Конкурс «Мы — переводчики».

Учитель зачитывает пословицы разных народов. Учащимся пред­лагается вспомнить близкую по содержанию пословицу из устного народного творчества:

— Добрый друг поднимет человека, плохой друг — совсем погу­бит (азербайджанская).

— Если хочешь узнать человека, попутешествуй с ним (англий­ская).

— Птицу узнают в полете, человека — в работе (армянская).

— Скорый успех людям на смех (белорусская).

— Желаешь познакомиться с человеком, расспроси сначала о его друзьях (грузинская).

— Неважно, в чем человек пришел. Важно, что принес он в душе (корейская).

— Дерево ценится по плодам, человек — по умению (татарская).

— Не одежда красит человека, а добрые дела (украинская).

4. Слово учителя:

Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Стремление на­родов к дружбе и сотрудничеству становится все сильнее.

В нашей стране люди всех национальностей (а их в России по последней переписи насчитывается около 200) имеют равные права, которые защищают Конституция и «Декларация о правах челове­ка». А сейчас мы побеседуем о каждой статье «Конвенции о правах ребенка».

5. В заключение занятия детям предлагается сделать иллюстра­ции к статьям «Конвенции о правах ребенка».

Итог работы — оформление альбома «Мы имеем право...».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...