Педагогика начального образования
Еврейская пословица: «Кто герой? — Превращающий в друга врага своего». В кабинетах ученых лишь в конце XX века была сформулирована концепция культуры мира и ненасилия. Лишь на грани II и III тысячелетий мы стали в официальных документах говорить о глобальном (планетарном) мышлении, хотя на полвека раньше философ И.А. Ильин утверждал: «Христианин рожден быть гражданином Вселенной; и высшее призвание его состоит в том, чтобы отвергнуть всякие условные деления людей — по сословиям, классам, странам, национальностям, расам...». Народы мира своей мудростью, опытом своей жизни эту идею осмыслили много веков назад, и не только осмыслили. Их мудрость ясно и четко вылилась в стихах балкарского поэта Кайсына Кулиева (перевод Н. Гребнева): Когда в селенье чей-то дом в дыму, Не верь, что все счастливо обойдется. Не пожелай пожара никому — Не то и стен твоих огонь коснется! Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме Идеи толерантности должны пронизывать не только воспитательную, но и учебную деятельность детских садов, школ, ПТУ, колледжей и вузов. Такой опыт в нашей стране уже имеется. Еще в 1993 году в Ростове-на-Дону был создан уникальный образовательный комплекс этнокультуры «детский сад № 177 — средняя школа № 15», который спустя 8 лет стал школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук. Формирование этнокультуры (в комплексе обучаются представители 38 национальностей и всех мировых религий) осуществляется здесь через различные формы деятельности (рис. 22): - факультативы; - кружки; - центры национальной культуры; - развитие национального творчества; - совместное творчество;
- связь с землячествами. В школе и детском саду введены региональные курсы (в счет вариативной части Базисного учебного плана): «Литература народов Приазовья»; «Экология человека»; «Этическая грамматика»; «Питание и культура народов мира»; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ «Мифы древних славян»; «Основы христианской культуры»; «Этнография»; «Жилище как центр мироздания»; «Человек и космология»; «Математика как часть мировой культуры»; «Этические ценности мировых религий»; «Армянский язык»; «Семейно-бытовая культура донского казачества» и др. ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кроме того, даже в классические научные дисциплины (например, в курсе математики и литературы) педагоги вводят региональный компонент и элементы сравнительной педагогики. В итоге за последние 8 лет в школе не было ни одного конфликта на межнациональной или религиозной основе, а психолого-педагогическая диагностика выявила высокий индекс толерантности учащихся. В качестве иллюстрации приведем концепцию урока этической грамматики в 4 классе, разработанную Т.П. Рябухиной. Тема урока: «Все мы разные, все мы равные»1. Образовательные задачи: • обучающая — расширение знаний учащихся в сфере этнокуль-туры; • развивающая — развитие логического мышления, наблюдательности; • воспитательная — формирование межнациональной, межконфессиональной, межкультурной толерантности. План урока: 1. Вступительное слово учителя: На Земле живет более 6 миллиардов человек. Они относятся к разным нациям, расам и религиям. Есть народы численностью более 100 млн каждый, например: русские, японцы, китайцы, бенгальцы. Немцев, французов, итальянцев — по несколько десятков миллионов. Но есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них — племя тасадай на Филиппинах. В нем всего 28 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений и до недавних пор даже не знали, что, кроме них, на планете Земля есть еще люди.
Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру, волосы черные и жесткие, а глаза миндалевидной формы. Все бенгальцы смуглые, а народы Тропической Африки — темнокожие, с курчавыми волосами. Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и большинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Но это разные народы — у каждого из них своя история, образ жизни, обычаи, своя судьба и культура. 2. Подведение итогов конкурса рисунков на тему: «Художественные промыслы моего народа» (рисунки выполнялись как домашнее задание). 1 Надпись на флаге Европы. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 3. Конкурс «Мы — переводчики». Учитель зачитывает пословицы разных народов. Учащимся предлагается вспомнить близкую по содержанию пословицу из устного народного творчества: — Добрый друг поднимет человека, плохой друг — совсем погубит (азербайджанская). — Если хочешь узнать человека, попутешествуй с ним (английская). — Птицу узнают в полете, человека — в работе (армянская). — Скорый успех людям на смех (белорусская). — Желаешь познакомиться с человеком, расспроси сначала о его друзьях (грузинская). — Неважно, в чем человек пришел. Важно, что принес он в душе (корейская). — Дерево ценится по плодам, человек — по умению (татарская). — Не одежда красит человека, а добрые дела (украинская). 4. Слово учителя: Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Стремление народов к дружбе и сотрудничеству становится все сильнее. В нашей стране люди всех национальностей (а их в России по последней переписи насчитывается около 200) имеют равные права, которые защищают Конституция и «Декларация о правах человека». А сейчас мы побеседуем о каждой статье «Конвенции о правах ребенка». 5. В заключение занятия детям предлагается сделать иллюстрации к статьям «Конвенции о правах ребенка». Итог работы — оформление альбома «Мы имеем право...».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|