Педагогика начального образования
Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Реализация этих целей будет варьировать от школы к школе, от одного школьного предмета к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретенного опыта. В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информацией между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а, скорее, будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему. Компьютер фокусирует лишь те изменения в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, происходящие в мире. Технологии программированного обучения Научимся программировать — научимся обучать. А. Берг Общие сведения Программированное обучение зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики для устранения ряда недостатков традиционного обучения. В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: - как процессе управления; - информационном процессе; - процессе индивидуализированном. Если принять во внимание классификацию обучающих систем, сделанную В.П. Беспалько (табл. 1), то программированное обучение представляет собой комбинированную дидактическую систему:
ПО = 1 + 2 + 7 +8. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. Профессор Южно-Российского государственного технического университета Н.В. Басова считает, что программированное обучение реализуется со времен Я.А. Коменского: разделение учебного материала на разделы, темы, параграфы и прочее есть не что иное, как программированное обучение. Она трактует программирование в обучении и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программу) для ЭВМ, и как научную дисциплину, изучающую программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения, ссылаясь при этом на БСЭ. Другие авторы рассматривают программированное обучение как систему научной организации труда педагогов и учащихся и как педагогическую систему, призванную заменить традиционное обучение. К числу таких ученых относится профессор МГУ Н.Ф. Талызина, которая четверть века назад предполагала, что в 1980 году программированное обучение вытеснит традиционные методы, чего не случилось. Наконец, есть еще одна группа ученых, рассматривающих программированное обучение как некую кибернетическую дидактику, как новый метод обучения, как особый вид самостоятельной работы. Какой бы точки зрения мы ни придерживались, факт очевиден: это мощная и интересная форма обучения. Это дело будущего. Впервые серьезно заговорил о программированном обучении в 1954 году Б.Ф. Скиннер. Он предложил строить учебный процесс в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение нашего соотечественника И.П. Павлова и теорию западных психологов-бихевиористов, Скиннер и его научная школа выявили законы, по которым формируется поведение: стимул —> реакция —> продукт.
Отсюда вытекают три закона научения. • Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот; значит, в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций. • Закон упражнений: чем чаще появляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. • Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии. Все это было проверено экспериментально. В основу технологии программированного обучения Ю.Ф. Скиннер положил два требования:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|