Технология «Диалог культур»
Эта технология, разработанная B.C. Библером, С.Ю. Кургановым, И.Е. Берляндом и др., была апробирована в последнем десятилетии XX века в школах Красноярска, Москвы, Томска, Харькова, Новосибирска в параллелях как начальной, так и полной средней школы. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М.М. Бахтина «О культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики "культуры» B.C. Библера. Именно этот «культуроцентричный» подход роднит «Диалог культур» с этнокультурными технологиями. Концептуальные идеи — диалог — • компонент внутреннего содержания личности; — многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога; 388 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - диалог есть позитивное содержание свободы личности и др. При этом термин «диалог» имеет всеобщий смысл: • Диалог — это не просто эвристический прием усвоения монологического знания и умения, но и определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (понятие — диалогично по своей логической природе и по своей психологической — для сознания — данности). • Диалог, имеющий реальный образовательный действенный смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в контексте современной культуры, в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума. • Диалог, подразумеваемый «Школой диалога культур», — это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Содержательная часть «Школы диалога культур» идет по хронологическому возрастанию.
1—2 классы начальной школы. Это классы, в которых завязываются те «узелки» понимания, что станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Эти узлы или точки удивления: - загадка слова; - загадка числа; - загадка явлений природы; — загадка момента истории; - загадка сознания; - загадка предметного орудия... 3—4 классы — Античная культура. 5—6 классы — Культура Средневековья. 7—8 классы — Культура Нового времени (XVII-XIX вв.). 9-10 классы — Культура современности. 11 класс — Класс специально диалогический. Этот класс — педагогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей «школы диалога культур», как своеобразной школы — педучилища, готовящей — впрок — будущих преподавателей школы XXI века. Технология диалога • Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения. • Поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ • Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций. • Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога. • Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися. • Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.). Особенности занятий — Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур (античной, средневековой и т.д.). - Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания.
- Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах той или иной культуры. - Автор программы для каждого класса — педагог вместе с детьми. - Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр. В процессе диалога учитель ставит учебную проблему. В качестве иллюстрации ниже приводятся фрагменты «Заметок к программе 1-2 классов школы диалога культур», опубликованные B.C. Библером. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания — в разных «речевых жанрах», слово как (одновременно) момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово — в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно слово и сам язык — как основа сообщения, информации (о чем-то...) в споре, как основа рефлексии. Проблема поэтической этимологии, спектра возможных «хлебни-ковских» словосочетаний, корневых слов, «фантастических», но возможных «спряжений» и «склонений». Язык наличный и язык возможный. Игра устной и письменной речи, обращенной к «потусто-390
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|