Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология «Диалог культур»




Эта технология, разработанная B.C. Библером, С.Ю. Кургано­вым, И.Е. Берляндом и др., была апробирована в последнем десяти­летии XX века в школах Красноярска, Москвы, Томска, Харькова, Новосибирска в параллелях как начальной, так и полной средней школы. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М.М. Бахтина «О культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики "культуры» B.C. Библера. Именно этот «культуроцентричный» подход роднит «Диалог культур» с этнокультурными технологиями.

Концептуальные идеи

диалог — компонент внутреннего содержания личности;

— многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога; 388

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др. При этом термин «диалог» имеет всеобщий смысл:

• Диалог — это не просто эвристический прием усвоения моно­логического знания и умения, но и определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (по­нятие — диалогично по своей логической природе и по своей психологической — для сознания — данности).

• Диалог, имеющий реальный образовательный действенный смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в контексте современной культуры, в средоточии основных воп­росов бытия, основных точек удивления нашего разума.

• Диалог, подразумеваемый «Школой диалога культур», — это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика как основа реального разви­тия творческого (гуманитарного) мышления.

Содержательная часть «Школы диалога культур» идет по хроно­логическому возрастанию.

1—2 классы начальной школы. Это классы, в которых завязыва­ются те «узелки» понимания, что станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Эти узлы или точки удивления:

- загадка слова;

- загадка числа;

- загадка явлений природы;

— загадка момента истории;

- загадка сознания;

- загадка предметного орудия...

3—4 классы — Античная культура.

5—6 классы — Культура Средневековья.

7—8 классы — Культура Нового времени (XVII-XIX вв.).

9-10 классы — Культура современности.

11 класс — Класс специально диалогический. Этот класс — педа­гогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей «шко­лы диалога культур», как своеобразной школы — педучилища, гото­вящей — впрок — будущих преподавателей школы XXI века.

Технология диалога

• Диагностика готовности учащихся к диалогическому обще­нию: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения.

• Поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся воп­росов и проблем, благодаря которым может эффективно фор­мироваться собственный смысл изучаемого материала.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Переработка учебного материала в систему проблемно-конф­ликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обо­стрение ситуаций.

• Продумывание различных вариантов развития сюжетных ли­ний диалога.

• Проектирование способов взаимодействия участников дискус­сии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.

• Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситу­аций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть по­ведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуа­ции, дискуссии и т.п.).

Особенности занятий

— Последовательность классов отвечает последовательности ос­новных исторических культур (античной, средневековой и т.д.).

- Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внут­реннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удив­ления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки сло­ва, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-со­знания.

- Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах той или иной культуры.

- Автор программы для каждого класса — педагог вместе с деть­ми.

- Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы руч­ного труда, ремесла; музыка, театр.

В процессе диалога учитель ставит учебную проблему.

В качестве иллюстрации ниже приводятся фрагменты «Заметок к программе 1-2 классов школы диалога культур», опубликованные B.C. Библером.

Загадки слова. Учитель должен быть внимательным к таким ре­бячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания — в разных «речевых жанрах», слово как (одновременно) момент пред­ложения в жесткой системе грамматических правил, слово — в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно слово и сам язык — как основа сообщения, инфор­мации (о чем-то...) в споре, как основа рефлексии.

Проблема поэтической этимологии, спектра возможных «хлебни-ковских» словосочетаний, корневых слов, «фантастических», но воз­можных «спряжений» и «склонений». Язык наличный и язык воз­можный. Игра устной и письменной речи, обращенной к «потусто-390

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...