Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах ди­дактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Прин­цип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и сред­ства контролирования, проверки, оценивания используются в тес­ной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой под­ход исключает универсальность отдельных методов и средств диаг­ностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый харак­тер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оце­нок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эта­лонах требований к ним, а также об объективности педагога.

В современной педагогике различают следующие виды контроля:

- предварительный;

- текущий;

- тематический;

- рубежный (поэтапный);

- итоговый;

- заключительный.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а так­же перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты тако­го контроля должны использоваться для адаптации учебного про­цесса к особенностям контингента учащихся.

Некоторые учителя осуществляют предварительный контроль пе­ред изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. Предварительную проверку проводят также учителя первых клас­сов, комплектуя учащихся. Задолго до учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей с требо­ваниями, которые будут предъявлены их детям в 1 классе, совету­ют как лучше подготовить малышей к школе.

Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном), то отметка выставляется и сопро­вождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

достоинства ответа, работы ученика или.их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетво­рительной оценки, то целесообразно неудовлетворительную отмет­ку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. У ученика возникает стремление вос­пользоваться возможностью лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится в дей­ствие стимулирующая функция оценки.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной рабо­те и выражается в систематических наблюдениях учителя за учеб­но-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. По­лученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их уме­ния и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы.

В течение учебного года действия учителя в момент оценки бу­дут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа ученика оказывается более высокой, то оценка выставляется и со­провождается соответствующим оценочным суждением.

Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и поло­жительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительной вместо обычной хорошей), учи­тель сначала выясняет, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.

Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нуж­ного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспи­тывающим фактором), он не выставляет ее. В таком случае учитель ограничивается оценочным суждением.

Когда ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетво­рительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить ме­тод отсроченной оценки. В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неува­жительными.

Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одно­го ученика вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безраз­лично; одного ученика она может стимулировать к активной учеб­ной деятельности, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося по­ложения и в своей неспособности наверстать упущенное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...