Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Учитель — не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых побуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение дей­ствительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педаго­гических, требованиях к ним и как можно меньше формализма — вот что требуется от каждого учителя.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка зна­ний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель — уста­новить, насколько успешно ученики владеют системой определен­ных знаний, знаков, общий уровень их усвоения, отвечает ли он тре­бованиям программы. Периодический контроль проводится, как пра­вило, после изучения логически завершенной части учебного материала — темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенно тему, то это тематический контроль. Его задача — проверить и оценить знания учеников по каждой теме учеб­ного предмета.

Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыс­лить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, су­щественное. Специфика этого вида контроля:

• Ученику предоставляется дополнительное время для подго­товки и обеспечивается возможность пересдать, доедать мате­риал, исправить полученную ранее отметку.

• При выставлении окончательной отметки учитель не ориен­тируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отмет­ки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, бо­лее низкие, что делает контроль более объективным.

• Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к уче­нию.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учеб­ного материала, усвоение которого невозможно без усвоения преды­дущей части.

Итоговый контроль — экзамены по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность уче­ника к дальнейшей учебе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, за­щита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.

В зависимости от того, что осуществляет контроль за результа­тами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа кон­троля.

Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика).

Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью това­рища).

Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной дея­тельностью).

Общим для педагогики вопросов является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рас­сматривать с разных точек зрения:

• способов (традиционный или нетрадиционный);

• характера (субъективный, объективный);

• использования ТСО (машинный, безмашинный);

• формы (устный, письменный);

• времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

• массовости (индивидуальный, фронтальный, групповой);

• контролирующего лица (учитель, ученик — напарник, само­контроль);

• дидактического материала:

• контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

• с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);

• на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

• на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих ус­ловий:

• объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимися должны быть заранее известны);

• гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проана­лизировать результаты и сделать соответствующие выводы;

• незыблемость — выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае кон­фликтной ситуации и создания конфликтной экзаменацион­ной комиссии экзаменатор остается прежним).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...