Педагогика начального образования
Учитель — не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых побуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических, требованиях к ним и как можно меньше формализма — вот что требуется от каждого учителя. Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, знаков, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала — темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенно тему, то это тематический контроль. Его задача — проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля: • Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку. • При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.
• Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению. Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Итоговый контроль — экзамены по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов. В зависимости от того, что осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля. Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика). Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища). Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью). Общим для педагогики вопросов является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения: • способов (традиционный или нетрадиционный); • характера (субъективный, объективный); • использования ТСО (машинный, безмашинный); • формы (устный, письменный); • времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный); • массовости (индивидуальный, фронтальный, групповой); • контролирующего лица (учитель, ученик — напарник, самоконтроль); • дидактического материала: • контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);
• с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы); • на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала; • на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом. Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий: • объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимися должны быть заранее известны); • гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы; • незыблемость — выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|