Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ких проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершен­ствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опере­жающей информации об учебно-воспитательном процессе. В резуль­тате проверки получают основания для прогноза о ходе определен­ного отрезка учебного процесса.

Результаты прогноза используют для создания модели дальней­шего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов по­знавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего пла­нирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании по­знавательной активности учащихся, в развитии их творческих спо­собностей. В процессе контроля развиваются речь, память, внима­ние, воображение, воля и мышление школьников, формируются мо­тивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как спо­собности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у уча­щихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккурат­ности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, при­вычки к регулярному труду.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оцен­ки (включая и отметки) создает определенную эмоциональную ре­акцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, напра­вить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую само­оценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радо­вать вместе с ним, огорчаться вместе с ним. Ситуация успеха и эмоционального благополучия — предпосылки того, что ученик спо­койно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошиб­ки и наметит пути их устранения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляе­мых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащи­мися ЗУН, установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и оценки для учителя ста­новится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направ­лений развития образований в ближайшей и отдаленной перспекти­вах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как уче­нику, так и учителю.

Столь многообразные функции контроля выдвигают и многопла­новые требования к нему.

Всесторонность. Данное требование предполагает осуществле­ние контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

Индивидуальность. Контроль должен обеспечить не просто пер­сональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

Систематичность. Это, естественно, не означает школьной сис­темы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуж­дали к систематической работе над собой каждого студента.

Стимулирующий характер. Контроль не может и не должен пу­гать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

Выделяют пять основных принципов контроля:

• объективность;

• систематичность;

• наглядность;

• всесторонность;

• воспитательный характер.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических про­цедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практическая объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.410

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...