Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет психологии развития




Возрастная психология

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

Часть 1 Психология развития

Глава I Методологические основы психологии развития

1. 1 Предмет психологии развития……………………………………3

2.1 Методы психологии развития……………………………………..9

3.1 История развития детской психологии…………………………..16

4. 1 Области психического развития………………………………….24

5.1 Факторы, определяющие психическое развитие………………27

6.1 Закономерности психического развития………………………...30

7.1 Механизмы психического развития………………………………35

8. 1 Категория возраста и подходы к возрастной периодизации….39

Глава II Теоретические подходы к проблеме развития ………….55

Теории эндогенного направления (биогенетический подход)..57

2.2 Подход к развитию в психоанализе………………………………64

3.2 Когнитивная теория Ж.Пиаже…………………………………….74

4.2 Стадии нравственного развития Ж.Пиаже, Л. Колберг………..81

Теории экзогенного направления (социогенетический подход)84

Подходы к психическому развитию в отечественной

Психологии…………………………………………………………..91

7.2 Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского……….94

8.1 Деятельностная теория в отечественной психологии………..101

Часть 2 Возрастная психология

1. Период новорожденности………………………………………….111

2. Младенчество……………………………………………………….118

3. Ранний возраст……………………………………………………...129

4. Дошкольный возраст………………………………………………146

5. Младший школьный возраст…………………………………….175

6. Подростковый возраст…………………………………………….198

7. Период юности………………………………………………………239

8. Период молодости…………………………………………………..247

9. Зрелость в онтогенезе………………………………………………258

10. Период геронтогенеза………………………………………………227

Литература

Введение

 

Развитие психики в психологии как в филогенезе (эволюция вида), так и в онтогенезе (индивидуальное развитие организма от рождения до завершения жизни) стало активно изучаться в конце ХIХ века.

В процессе становления науки происходило расширение и уточнение понятийного аппарата, раскрывающего закономерности развития человека и понятие развитие.

Развитие – процесс связанных между собой количественных и качественных изменений в явлениях природы и живых организмах, происходящих во времени.

Изменения в развитии могут быть как количественными, так и качественными; как непрерывными, так и дискретными, скачкообразными; как универсальными, так и индивидуальными; как обратимыми, так и необратимыми; как целенаправленными, так и ненаправленными; как изолированными, так и интегрированными; как прогрессивными (эволюционными), так и регрессивными (инволюционными)1.

В отечественной психологии И.М. Сеченов впервые сформулировал задачу специального изучения индивидуального развития человека, что в дальнейшем определило выделение онтогенеза в самостоятельную проблему науки.

Онтогенез - процесс индивидуального развития человека. Начинается развитие человека с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза развития (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.

«Онтогенетическое развитие, - отмечает Степанова, - не ограничивается изменчивостью только природных свойств человека, оно распространяется на такие свойства, которые обусловлены историческим ходом его развития. Человек проявляет себя на разных этапах возрастного развития как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность».2

В последнее время в науке определился подход к онтогенезу как целостному циклу индивидуального развития, который обусловлен биологической, социальной и онтогенетической программой.

Биологическая программа – детерминирует развитие наследственными (определяется генным аппаратом) и врожденными (определяется внутриутробным развитием) факторами.

Социальная программа – влияние жизненных условий на человека: среды обитания, жизненного строя, национальной принадлежности и пр.

Онтогенетическая программа – это развитие человека как индивидуальности в разные периоды его жизни.

На протяжении жизни человека происходит взаимодействие программ с преобладанием той или иной программы в разные возрастные периоды. Сочетанием генетической, социальной, онтогенетической программ обусловливаются психофизиологические, психические, индивидуально-типические особенности человека как личности и субъекта деятельности.3

 

1. Е.Е. Сапогова Психология развития человека. – М., 2001

2. Е.И. Степанова Психология взрослых:экспериментальная акмеология. – СПб., 2000

3. Е.И. Степанова Психология взрослых:экспериментальная акмеология. – СПб., 2000

Предмет психологии развития

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных культур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Понятие возрастной психологии уже понятия психологии развития, так как развитие в разделе возрастная психология рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода, поэтому возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Возрастная психология изучает факты, закономерности развития психики человека и развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

Структура возрастной психологии представлена психологией детства, психологией отрочества, психологией юности, психологией взрослости, психологией старости.

Психология развития представляет собой наиболее общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией. Это своего рода методологическое основание для возрастной и детской психологии. В центре внимания психологии развития находятся содержание и разные аспекты применения принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук.

Принцип развития как философский, общенаучный и психологический способ познания внутренне связан с принципами детерминизма и системности.

Основным принципом психологии развития является принцип историзма, делающий необходимым раскрытие психологического содержания этапов онтогенеза, изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества. Исторический принцип психологии развития проявляет себя в и том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными – они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» пишет, что «психика на всех своих уровнях, включая, и ее естественно-природные предпосылки, представляет собой продукт истории, поскольку сам носитель психического – целостный человеческий индивид - реализует себя как активный субъект лишь в собственном многомерном отношении к исторически развивающемуся общественному бытию».1

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического развития. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая новые свойства, благодаря этой связи. «Системный подход в психологии, как и в науке в целом, - это методологический принцип, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов – систем разных типов и классов».2

Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому адекватным способом ее изучения является исследова-

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. 1989. т. 1

2. П.С. Гуревич Психология и педагогика.- М., 2005

 

ние закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. С.Л. Рубинштейн

включил этот принцип в систему понятий общей психологии и отвел ему место важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, - писал он, - не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе движения и изменения, возникновения и отмирания».1

Развитие выступает как процесс направленных, необратимых и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Типы развития. Преформированный тип развития («наличие наперед формы») – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример – эмбриональное развитие.

Непреформированный тип развития – развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относятся развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития,

Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу развития. «Развитие ребенка есть процесс становления или возникновения человека, человеческой личности, совершающийся путем непрерывного возникновения новых особенностей, новых качеств, новых свойств, новых образований, специфических для человека, подготовленных всем предшествую-

щим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».2

Психология развития связана с разнообразными областями науки и

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. 1989. т. 1

2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск, 2001

культуры, что собственно и дает возможность построения методологии, выдвижения гипотез в экспериментальном исследовании динамики становления психики. Фундаментальными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. В то же время психология развития связана с физиологией высшей нервной деятельности, этологией, культурной антропологией и этнологией, социологией, математикой, логикой, языкознанием, психологическими дисциплинами.

Наиболее тесная связь психологии развития с общей психологией при едином объекте изучения – человек. Они находятся в отношении дополнения друг к другу. Общая психология рассматривает психику взрослого человека, а психология развития ее формирование. Предметом изучения психологии развития является возрастная изменчивость психических явлений, развитие психики и личности.

Основной целью психологии развития является создание системы знаний и методов, целостно раскрывающей объект и предмет изучения

Решение теоретических задач направлено на изучение движущих сил и источников психического развития человека; построение периодизации психического развития в онтогенезе; характеристику качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой возрастной стадии.

Практические задачи в психологии развития находят свое решение вконтроле над динамикой психического развития; профилактикой, коррекцией и оптимизацией развития, на основе возможностей обучения и воспитания. В процессе решения этих задач возникают различные концепции и теории психического развития.

В психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психическому развитию человека: от теории созревания А.Гезелла, этологических теорий К.Лорнеца, Н. Тинбергена и Дж.Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, ортогенетической теории Х.Вернера, условно-рефлекторных теорий И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории З. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж.Пиаже и морального развития Л. Колберга, экологической теории Дж.Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее модифицированных современных вариантов в виде деятельностного подхода А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурии и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.1

Множество подходов к проблеме развития, с одной стороны, показывает кризис науки, а с другой – значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение в понимании природы психики и ее развития.

А.Г. Асмолов на основе анализа теоретических концепций психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития.

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций…»

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска

1. Митькин А.А. На пути к системной психологии развития. Психологический журнал. Т.18,№ 3, 1997. С 3-12.

 

смысла жизни в ходе жизненного пути инидвидуальности»1.

В современной психологии большинство ученых исследуют развитие психики с точки зрения системного подхода, который рассматривает систему «субъект – среда» не изнутри, а извне.

Сложившихся системных теорий развития психики еще нет, хотя предпосылки к созданию таких теорий достаточно - это теория В.Н.Д. Павлова И.П. и его сотрудников; теория функциональных систем Анохина П.К.; теория динамической локализации психических функций Бехтерева В.М., Лу

рии А.Р., Бернштейна Н.А.; культурно-историческая концепция Л.С. Выгот-

ского и его последователей, теория Ури Бронфенбреннера и др.

По определению философов, «упорядоченность системы основана на определенных свойствах. Система складывается из множества связанных по законам интеграции компонентов. Внутреннюю организацию системы составляет ее структура, представляющая собой способ связи компонентов, входящих в целостную систему. Система отличается такими интегральными свойствами, которые могут не проявиться в каждом из отдельно взятых компонентов».

По мнению философов, «существует субординация между структурными уровнями организации материи, проявляющаяся в подчинении нижележащего уровня вышележащему. Между разными уровнями образующими единую систему структур (компонентов) устанавливается взаимосвязь, которая проявляется в развитии системы в целом и ее структурных преобразований. Субординация не предполагает только лишь жесткую подчиненность простого компонента более сложному компоненту. Становление целостной системы протекает как сложный и противоречивый процесс».2

1. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс. в виде науч.докл. на соискан. уч. степ. д. психол.н. м., 1998. – С.12.

1. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...