Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов психологического исследования




(Б.Г. Ананьев)

Организационные методы (планирование) Эмпирические методы (проведение) Обрабатывающие методы (обработка) Интерпретационные методы (объяснение)
сравнительный (сопоставление разновозрастных групп испытуемых); лонгитюдный (длительное изучение одной группы испытуемых); когортный (межпоколенческий); комплексный (междисциплинарный) обсервационный (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальный (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий); психодиагностический (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы, социометрия); праксиметрические (хронометраж рабочих движений, анализ процессов и продуктов деятельности); биографический; моделирование количественный (математическая обработка первичных данных, корреляционный, факторный анализ и т.д.) качественный (описание случаев; дифференциация по типам, группам, вариантам и профилям отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития) генетический (интерпретация в характеристиках развития); структурный (интерпретация в характеристиках типов связей)

 

Таблица 1

Большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет.

Основным недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение

Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследовании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объективные значения.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод получил в зоопсихологии и в детской психологии. Он получил название «сравнительно-генетический».

Особое место этот метод занимал в психологическом учении Л.С. Выготского, изучая историю высших психических функций, он применил сравнительно-генетический метод к решению вопросов возрастной и общей психологии (в особенности при изучении языка и мышления).

Комплексный метод применяется в исследованиях, в которых наряду с психологами, участвуют представители других наук (педагоги, этнографы, социологи, физиологи, медики, дефектологи и др.). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и закономерности между явлениями разного типа, например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. При наличии общего объекта такого комплексного исследования, специалисты разных научных областей будут изучать его разными средствами.

Группу эмпирических методов составляет набор методов и методик добывания научных фактов, среди которых наиболее распространенными в психологии являются наблюдение, эксперимент, тесты, беседа, анкетирование, биографический метод.

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних ступенях развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет, и проведение экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то наблюдает, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника – на занятиях, подростка – в среде сверстников, взрослого – в профессиональной среде и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системно анализировать психику развивающего человека.

Одним из вариантов наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек – его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.). Часто психологи пользуются методом обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности.

Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано в форме биографического метода. В качестве самостоятельного метода наблюдение особой ценности не представляет, за исключением редких случаев использования его в отношении младенцев и не говорящих детей раннего возраста.

Экспериментальные методы, предполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Первые экспериментальные методики были разработаны именно для детей более ста лет назад.

Основное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Целенаправленное изменение некоторых условий дает возможность на основе сравнительных наблюдений сделать вывод об их вкладе в характер протекания психического процесса, выделить основные факторы, влияющие на его качество и динамику.

Этапы эксперимента, как правило, соотносятся с этапами общих психологических исследований:

- теоретический этап – формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы, которая может быть проверена экспериментально;

- методический этап – разработка методики исследования: плана, программы, методов обработки получаемых данных;

- собственно эксперимент – создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия;

- аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Для установления общих закономерностей развития эксперимент проводят на больших выборках.

В возрастной психологии успешно применяются оба традиционных вида эксперимента – естественный и лабораторный. В зависимости от степени влияния на протекание психических явлений эксперимент делится на констатирующий и формирующий.

Применяется в психологии развития и формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых всегда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце (контрольная диагностика), а потом анализируется разница между ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Задачи психологического исследования предполагают те или иные сопоставления - сопоставление групп испытуемых по какому-либо признаку для выявления различий между ними по этому признаку; сравнение выделенного показателя (например, объема произвольного запоминания) до и после экспериментального воздействия (программы формирования мнемических процессов) для оценки эффективности такого воздействия; сопоставление эмпирического распределения значений признака с теоретическим законом распределения; сравнение двух признаков, измеренных на одной выборке испытуемых для установления степени согласованности их изменений, сопряженность, корреляцию между ними; сопоставление индивидуальных значений, полученных при разных комбинациях каких-либо существенных условий с тем, чтобы выявить характер взаимодействия условий в их влиянии на индивидуальные значения признака.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступают близнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование.

Группа методов обработки данных представлена двумя основными методами количественным (математико-статистический анализ) и качественным анализом (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключением).

Группа интерпретационных методов включает в себя приемы обобщающего характера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически обработанных данных. В результате применения интерпретационных методов могут быть получены типология развития, различные онтогенетические закономерности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях генетическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и характера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.

Генетический метод дает возможность интерпретировать весь отработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он позволяет выявить «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

Таким образом, метод и система являются основными направляющими линиями науки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...