Предмет и методы возрастной психологии
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ПРАКТИКУМ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Екатеринбург 2016
Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Е.Н. Костаревой; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. – 136 с. – 8,6 п. л.
Пособие включает в себя обзор основных положений и подходов к исследованию закономерностей психического развития человека в разные возрастные периоды, задачи и упражнения, описание некоторых психодиагностических методик. Практикум ориентирован в первую очередь на студентов дневного и заочного отделений всех факультетов, но может представлять интерес и для преподавателей психологии, психологов, педагогов, социальных работников, а также для всех, кого интересуют законы развития психики на протяжении всего жизненного пути человека.
Ответственный редактор – ст. преподаватель Е.Н. Костарева
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Э. Ф. Зеер доктор психологических наук, профессор Н. С. Глуханюк
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Содержание практикума охватывает основные разделы и проблемы возрастной психологии и соответствует курсу возрастной психологии, читаемому на всех факультетах и отделениях университета. Пособие ориентировано в первую очередь на студентов дневного и заочного отделений, но может представлять интерес и для преподавателей психологии, психологов, педагогов, социальных работников, а также для всех, кого интересуют законы развития психики на протяжении всего жизненного пути человека. Материал каждой главы (темы) разбит на несколько разделов. Содержание первого раздела представляет собой теоретический обзор основных положений и подходов к исследованию представленной проблемы, будь то методологические основы возрастной психологии или изучение закономерностей психического развития человека на определенном этапе онтогенеза. Данный раздел назван «Теоретическим введением» и охватывает лишь общие или наиболее существенные, по мнению авторов, положения и вопросы. Теоретическое освещение вопросов предваряется планом. В самостоятельном изучении темы можно воспользоваться источниками, указанными в пункте «Рекомендуемая литература». Необходимо отметить, что по каждой конкретной теме в пункте «Рекомендуемая литература» даны лишь номера источников из общего списка литературы помещенного на последних страницах пособия. Второй раздел - «Психологические задачи» - содержит ряд вопросов по изучаемой теме и описания ситуаций из жизни, общения и деятельности людей разных возрастных групп. Работа по каждой психологической задаче может строиться как в индивидуальной форме, так и в форме группового обсуждения (по рекомендации преподавателя или по выбору студентов) и предполагает психологический анализ представленных фактов и ситуаций. В анализе важно актуализировать теоретические положения темы, выделить закономерности психического развития человека, проявившиеся в каждом конкретном случае. Облегчить формирование у студентов умения психологического анализа фактов помогут вопросы, поставленные к каждой ситуации. В отдельных темах практикума («Дошкольный возраст», «Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте») дан примерный план анализа ситуаций, применимый в решении всех психологических задач по данной теме.
Раздел «Практическая работа» составляют задания, предполагающие проведение психологических исследований (наблюдений, опросов), методики диагностики тех или иных психологических образований, изучение которых актуально в возрастной психологии и может представлять интерес всем, кто хочет лучше узнать себя. Кроме того, в раздел входят коррекционные и развивающие упражнения, описания ролевых игр и дискуссий по актуальным проблемам психического развития человека на разных возрастных этапах. Мы надеемся, что задания данного раздела не только расширят знания студентов по изучаемой теме, но и помогут разобраться в себе, решить жизненные проблемы, выбрать новые цели, оптимизировать общение с близкими людьми. Пункт «Самостоятельная работа» в конце главы (темы) предполагает письменную фиксацию хода и результатов решения (психологического анализа) задач и практических заданий, выбранных преподавателем для оценивания знаний студента по изучаемой теме. В приложении № 1 указана схема отчета о проведенных психологических исследованиях. Рекомендуя оформлять результаты исследований по предложенному плану, мы преследуем цель развития у студентов исследовательских умений и навыков, психологической наблюдательности и корректного отношения к психологическим фактам. Некоторые из предложенных заданий могут использоваться повторно в других курсах психологии (педагогической, социальной, экспериментальной, психологии личностного роста). Для удобства работы и студентов и преподавателей в практикуме дана общая нумерация заданий. Важным моментом мы считаем получение отклика от всех, кто работает по практикуму. Пожалуйста, выразите свое мнение о пособии в специальном отрывном листе обратной связи, помещенном в конце книги, и отправьте его на нашу кафедру.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ I. Теоретическое введение План: 1. Общее представление о предмете возрастной психологии. 2. Задачи возрастной психологи. 3. Методы возрастной психологии. Рекомендуемая литература: [1], [25], [26], [29], [31], [49], [60], [68], [72], [79]. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объектом изучения возрастной психологии является развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Возрастная психология занимается изучением возрастных изменений людей, проявляющихся в их поведении, стремится объяснить, почему эти изменения происходят. Предмет возрастной психологии – факты, механизмы и закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, темп и направленность психического развития. Возрастная психология ставит перед собой ряд теоретических и практических задач. Эти задачи определяют значимость возрастной психологии среди других психологических наук. Например, огромное значение возрастной психологии в теоретическом плане состоит в изучении психологии ребенка, которая является ключом к пониманию психологии взрослого человека. Теоретические задачи возрастной психологии: 1) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протяжении всего жизненного пути человека; 2) построение периодизации психического развития в онтогенезе, определение понятия «возраст» и установление возрастных норм развития; 3) характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль за ходом и динамикой психического развития. Это предполагает: а) составление развернутых характеристик людей разных возрастных групп; б) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов; в) изучение возрастных особенностей, возможностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний; г) изучение основных особенностей развития при переходе из одного возраста в другой; д) определение места и роли каждого возраста в процессе развития; е) выявление задач и опасностей развития на каждом возрастном этапе.
Практическое значение возрастной психологии связано с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности. Практические задачи возрастной психологии: 1) определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; 2) возрастная и клиническая диагностика; 3) контроль за ходом психического развития детей, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях; 4) психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека; 5) организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий. В возрастной психологии используются следующие эмпирические методы психологического исследования: ¾ Наблюдение – планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Научное наблюдение имеет свою цель, план, объект исследования, не предполагает вмешательства в деятельность испытуемого, предполагает объективность и систематичность, имеет разработанные способы фиксации результатов. ¾ Беседа, интервью, анкетирование – выявление знаний, умений, установок и представлений путем постановки вопросов испытуемому (в устной или письменной формах). ¾ Тест – это совокупность заданий или вопросов, предлагаемых испытуемым в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий. ¾ Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, музыкального, литературного творчества) – необходим для исследования интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых. ¾ Эксперимент – предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления психологических фактов. ¾ Социометрия – дает информацию о характере взаимоотношений, складывающиеся между членами группы (в саду, школе, рабочем коллективе), выявление лидера, сплоченности группы.
Исследования по типу организации: 1) лонгитюдные; 2) сравнительные; 3) комбинированные; 4) комплексные. Лонгитюдный метод - метод возрастной психологии, который заключается в неоднократном изучении одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени (до 10 лет). Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Сравнительный метод – метод возрастной психологии, который заключается в сопоставлении данных, полученных на испытуемых разных групп с целью выявления особенностей психического развития. Комбинированныйметод – две или более групп людей, родившихся в разное время, неоднократно исследуются на протяжении установленного периода времени (метод допускает продольные и поперечные сравнения). Комплексные исследования – направлены на решение фундаментальных задач, предполагают взаимодействие специалистов в разных областях знания. Для обработки полученных в исследованиях данных используется широкий спектр методов математико-статистической обработки данных. Методы интерпретации данных: 1) структурный - позволяет выделить структурные связи между различными характеристиками; 2) генетический - позволяет выделить особенности процесса развития психических функций.
II. Психологические задачи Задание 1. Как известно возрастная психология использует такие методы исследования как наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, интервью, тестирование и т.д. s Какие из перечисленных методов не имеют возрастных ограничений в применении? Обоснуйте свой ответ. Задание 2. Наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. s Какой вид наблюдения описан? Задание 3. Эксперимент проводится в специально созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией. s О каком виде эксперимента идет речь? Опишите его достоинства и недостатки. Какие еще виды экспериментов применяются в психологических исследованиях? Каковы их достоинства в решении задач возрастной психологии? Задание 4. При наблюдении фиксируется только какая-то одна сторона поведения ребенка, либо поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени. О каком виде наблюдения идет речь? Задание 5. Эксперимент проводится в естественных условиях, без использования специальной аппаратуры. s О каком виде эксперимента идет речь? Опишите его достоинства и недостатки. Задание 6. Во время наблюдения за поведением мальчика (10 лет) в классе, студентка фиксирует следующий факт: «Ребенок постоянно вертится, смотрит по сторонам, отвлекает и дергает соседа, крутит ручкой, перекладывает книгу с место на место…» s Какие ошибки допустила студентка при фиксировании данных наблюдения? Какое свойство внимания проявляется у ребенка? Какого рода факты фиксируются при проведении наблюдения? Задание 7. Студентка 4 курса проводила исследование с мальчиком 5 лет, используя проективную методику «Дом. Дерево. Человек».Сначала она попросила его нарисовать дом, потом дерево, а затем человека. После окончания рисунка процедуру диагностики закончила, а затем приступила к интерпретации полученных данных. s Какую важную процедуру пропустила студентка при проведении диагностического исследования? Как это скажется на конечном результате исследования? К какой группе методов данный метод относится? Задание 8. В детских садах исследователи часто обращаются к методу социометрии. Что может быть определено с помощью этого метода социометрии? В чем ограничения этого метода? Задание 9. В возрастной психологии используется такой метод как беседа. В чем специфика данного метода, его достоинства и недостатки? Задание 10. Подготовьте конспект о связях возрастной психологии с другими психологическими науками (общая, генетическая, педагогическая и социальная психология). С какими науками может быть еще связана возрастная психология? Аргументируйте ответ. Задание 11. Подготовьте конспект на тему «Исторический анализ понятия «детство». Рекомендуемая литература: 1) Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.; 1999. - с. 7- 18; 2) Г. Крайг. Психология развития. – СПб., 2002. – с. 31.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|