Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение содержания и правил




В сюжетно-ролевых играх (по Д.Б. Эльконину)

  Группа игр Возраст (лет)
3-4 5-6  
к-во игр % к-во игр % к-во игр %
  Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметами         - -
  Драматизированные игры по определенному сюжету            
  Сюжетные игры с несложными правилами            
  Игры с правилами без сюжета            
  Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения - - - -    
Всего:            

Задание 69.

Сюжетно-ролевая игра «Тихий час».

Цель: 1) имитация поведения детей дошкольного возраста с целью актуализация знаний по изучаемой теме; 2) выработка навыков взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Сюжет игры. Молодая воспитательница детского сада, заменившая основную заболевшую, пытается уложить группу детей 5-6 лет (не более 7 человек) на тихий час. Дети отличаются друг от друга разнообразием характера и темперамента.

Ход игры. По желанию или по назначению, студентки(ты)-игроки садятся на стулья перед группой. Задача воспитателя, используя различные психолого-педагогические приемы и учитывая индивидуальные особенности «детей», «уложить их в кроватки» - т.е. занять свое привычное место в аудитории. Игра длится не более 10 минут. Остальные студенты протоколируют поведение персонально закрепленных за ними детей в табл. 3.

Обсуждение. 1) Дается слово «воспитательнице», которая делает краткий анализ своих действий по отношению к каждому из детей. Делает заключение о том, справилась или нет со своими обязанностями и почему. 2) Каждый из игроков должен сообщить присутствующим какой «характер» они изображали. Нашли ли у них отклик слова и действия воспитателя и почему. 3) Наблюдатели сообщают, соответствовал ли созданный образ возрасту и характеру ребенка, соотносится ли самоотчет игрока с данными протокола наблюдения. 4) Все вместе анализируют достоинства каждого игрока и допущенные ошибки, а также анализируют игру в целом.

Задание 70.

Пользуясь данными табл. 4, разработайте какую-нибудь сюжетно-ролевую игру для соответствующего возраста;

Таблица 3

Схема-протокол наблюдения за деятельностью детей

(частично использовались данные

Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько)

Ф.И.ребенка Пол Возраст Дата

Стиль деятель-ности Формы проявления деятельности Фиксация деятельности*
I Руководяще– организующий   Руководит, организует, направляет, учитывает мнения других  
  Высказывает свое мнение, оценивает, анализирует, выступает арбитром, судьей  
  Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает  
II Активно- деятельностный   Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет  
  Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение  
  Действует самостоятельно, увлечен ходом деятельности  
III Пассивно -сомневающийся   Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить  
  Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, поведения  
  Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действий, просит о помощи  
IV Агрессивно – протестующий   Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует наоборот  
  Проявляет напряженность, раздражительность, капризность, уклоняется от совместных действий  
  Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает только себя  

* При проявлении участником той или иной формы деятельности, в соответствующей колонке ставится вертикальная черточка.

Таблица 4

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

(по Д.Б. Эльконину уровни являются и определенными стадиями

развития самого ребенка)

  Уровни
       
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Содержание игры Действия с определен-ными предметами, направлены на соучастника игры (кормление кого-либо). В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Основным содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий (напр.: обращение к повару: «Давайте первое»). Преобладает выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
Характер игровой роли Дети фактически не становятся по отношению друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Роли ясно очерчены и выделены, назначаются до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь. На протяжении всей игры ребенок ведет только одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.
Характер игровых действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяю-щихся операций. Логика действий определяется их последователь-ностью в реальной действитель-ности (кормлению предшествует приготовление и подача пищи на стол). Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия очень разнообразны (не только кормление, но и чтение сказки, укладывание спать). Действия развертывают-ся в последова-тельности, строго воссоздающей реальную логику. Они отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.
Отношение к правилам Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют. Правило еще явно не вычленяется, но оно уже может победить (в случае конфликта) непосредствен-ное желание. Нарушение логики действий опротестовы-вается (так не бывает). Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняются. Собственные ошибки видят хуже, чем у окружающих Обоснованно отвергается нарушение логики действий и правил. Правило побеждает в борьбе с непосредствен-но возникшим желанием.

Младший школьный возраст

IV. Теоретическое введение

План:

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в период начального обучения.

3. Особенности развития познавательных процессов.

4. Изменение личностных особенностей и характера общения в младшем школьном возрасте.

Рекомендуемая литература: [1], [33], [70], [83], [87], [96].

Младший школьный возрастохватывает период жизнис 6-7 до 9-10 лет. Социальная ситуация развития в этом возрастехарактеризуется следующими особенностями.Ребенок включается в новый для него вид деятельность – учебную деятельность – приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В школе возникает новая структура социальных отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на системы: «ребенок - учитель», «ребенок - родители». Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям, т. е. если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо. Впервые отношения «ребенок - учитель» становятся отношениями «ребенок - общество». В детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - помочь ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, т. к. внутри нее развиваются все другие виды деятельности, психические процессы и свойства личности. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Важным показателем освоения учебной деятельности является умение учится самому. Ребенка надо научить учится.

Основные новообразования: 1)рефлексия; 2) внутренний план действий; 3) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не имел», «Умею», «Не мог», «Могу», «Был», «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений. Ребенок овладевает умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, мысленным планированием и решением задач. Новая социальная ситуация требует от ребенка организованной произвольности, ответственности за дисциплину, а также за умственное развитие. Притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей.

Возраст сензитивен к развитию умения учиться, к развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов, к закреплению мотива достижения успехов, к развитию предпосылок теоретического мышления, к развитию двигательных навыков.

Познавательных процессы приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными, продуктивными, устойчивыми. Ребенок учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Оно начинает определять работу других функций сознания, перестраивает познавательные процессы. «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим» (Д.Б. Эльконин).

Особенности потребностно-мотивационной сферы. Ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, способами поведения. Основные потребности: потребность в движениях, игровой деятельности, в новых впечатлениях, в самооценке, познавательные потребности, потребность в признании, одобрении значимых взрослых, потребность в прочных дружеских контактах со сверстниками. У младшего школьника происходит развитие мотивации достижения успехов. Важными условиями для этого являются: доверчивость младших школьников, их послушание и открытость к воздействиям взрослых, восприимчивость поощрений и наказаний. Возникает новый уровень самосознания детей - «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Происходит дальнейшее развитие половой идентификации, различные чувства ответственности и чувства сопереживания другому.

Основные задачи развития в младшем школьном возрасте:

1. Проникновение в тайны строения языка.

2. Усвоение значений и смыслов словесных знаков.

3. Решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира.

4. Развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения.

5. Развитие воображения, как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

Задачи развития: Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Превращение познавательных процессов из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольно регулируемые. Усиление волевой регуляции практических действий и их сознательного контроля. Формулирование адекватной самооценки и достаточно высокого уровня притязаний. Различение ребенком своих способностей и возможностей, осознание зависимости успехов от прилагаемых усилий. Усвоение правил и норм общения. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои возможности.

V. Психологические задачи

Задание 71. Дайте определение понятию «психологическая готовность к обучению в школе». Укажите, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к школе.

Задание 72. В чем специфика периода адаптации ребенка к обучению в школе? От каких факторов зависит успешность адаптации к школе?

Задание 73. Исследования показали, что большая часть детей шести лет идет в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями, необходимостью уметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не умею».

s Назовите причины данного явления? Как приобщить детей к учению?

Задание 74. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались. Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.

s С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?

Задание 75. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.

s Что послужило причиной неуспеха Сережи в школе? Как помочь мальчику?

Задание 76. В одном из экспериментов первой группе младших школьников было предложено в качестве игры самостоятельно выбирать и решать задания разной сложности. Во второй группе выбор и решение аналогичных заданий проводились на отметку. Оказалось, что дети, которым за решение ставили отметки, выбирали более легкие задания, кроме того, они испытывали более сильный страх перед неудачей.

s Прокомментируйте результаты проведенных экспериментов. Какие практические рекомендации следуют из них?

Задание 77. На вопрос учителя: «Чему нас учит басня «Стрекоза и Муравей»? - школьник отвечает: «Эта басня учит нас трудиться, не быть такими ленивыми, как Стрекоза». На вопрос: «А кто тебе больше нравится – Стрекоза или Муравей?» – ученик отвечает: «Мне больше нравится Стрекоза: она была веселая, а Муравей жадный».

s Дайте психологический анализ ответа ученика.

Задание 78. Первоклассники при письме часто пропускают гласные и переставляют буквы в словах.

s Чем объяснить эти типичные ошибки? Как следует их предупреждать и как можно помочь ученику преодолеть их?

Задание 79. Первоклассникам предложили к каждому написанному слову подобрать слово, противоположное по смыслу. Ответы ученика: 1) добро – зло; 2) мороз – жара; 3) крепкий – ватный; 4) смелость – трусиха; 5) слепое – зеленое.

s Укажите, где ученик сделал ошибки и какими особенностями детского мышления их можно объяснить?

Задание 80. Математикой с Алешей дома занимался папа. Как-то он предложил мальчику решить две задачи:

1. Коля старше Пети, а Петя старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?

2. Летели 4 птички. Они сели по одной на деревья – одна птичка оказалась лишней. Сели по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?

Алеша несколько раз повторял задачи, но решить не смог. Тогда папа взял 3 спички, отломил от 2 из них по куску разной величины, и с помощью этих спичек Сережа быстро и правильно решил первую задачу. Папа вырезал из бумаги 3 дерева и 4 птички – Сережа решил и вторую задачу.

s Почему для решения задачи мальчику потребовались «заместители» предметов? О каких особенностях умственных действий ребенка свидетельствует этот пример?

Задание 81. Таня (6,5 лет) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква?», «Что здесь написано?». Девочка молчит. «Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама!» И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. «Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!»

s Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

Задание 82. Дайте характеристику систем отношений «ребенок - учитель», «ребенок - одноклассник», «ребенок - родители» детей 6 - 7 лет, начинающих обучение в школе? Как изменяются отношения ребенка со взрослыми и со сверстниками с началом систематического обучения?

Задание 83. Подберите литературу и составьте конспект по теме: «Проблема неуспеваемости в младшем школьном возрасте». Укажите причины, приемы и методы преодоления неуспеваемости.

Рекомендуемая литература:

1. Пиммова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М., 1998.

1. Ермолаева И.М. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. - М., 2001.

3. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., 2003.

4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.

Задание 84. В чем сходство и отличие Я-концепции детей, начинающих и завершающих обучение в начальной школе.

Задание 85. Американские психологи отмечают, что на младший школьный возраст приходится наибольший процент физического и психологического жестокого обращения с детьми.

s Какими могут быть последствия жестокого обращения с ребенком?

Задание 86. Целый третий класс одной из школ Санкт-Петербурга решил написать письма своим родителям. Вот некоторые из этих писем.

«Дорогая мамочка! Если бы я оказалась на твоем месте, то никогда не стала бы ругаться и громко кричать. Я бы не ругала свою дочку за любые оценки в школе, а тем более за «четверки». Я желаю тебе, мамочка, поменьше огорчаться и быть всегда молодой, красивой, приветливой и доброй. Ты мне очень нравишься, и лучше тебя нет на свете!...»

«Мамулечка и папулечка, я вас очень люблю! Папа, если бы я была на твоем месте, а ты получил бы двойку, я бы с тебя не брала за это деньги. Я желаю вам, дорогие родители, чтобы у вас всегда была работа: папе желаю ее не потерять, а маме – найти другую, чтобы платили больше денег… Больше всего на свете я мечтаю о том, чтобы моя семья стала богатая. Ведь на деньги можно купить все-все! …»

«Моей семье! Больше всего я хотел бы, чтобы мой папа почаще бывал дома. Я бы хотел рассказать ему о футболе: где какой счет, какие составы, и почему я так люблю футбол. Самое главное – хочу, чтобы родители не ругали меня так сильно за оценки. Когда они меня ругают и наказывают, у меня уменьшается уверенность в себе и совсем ничего не получается. Если бы был на месте родителей, то никогда не ругался бы, а просто подсказывал, как нужно делать или как исправить ошибки…»

«Мама и папа! Я хочу у вас спросить, сколько вы зарабатываете в месяц? Я спрашиваю потому, что очень хочу знать, когда же, наконец, вы купите мне хороший и красивый компьютер! Чтобы он был со сканером, монитором, мышью, клавиатурой, с жесткими дисками. И чтобы – много, много игр!...»

s Проанализируйте письма. Что их объединяет? В чем заключается основная проблема взаимоотношений детей и родителей? Почему она возникла? Какие особенности взаимоотношений с родителями присущи детям младшего школьного возраста (в сравнении с дошкольниками и подростками)? Каковы варианты дальнейшего развития взаимоотношений с родителями у детей – авторов писем? Проанализируйте каждый конкретный случай.

Задание 87. « Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» - спросили у первоклассника про его соседа. «Да - а … хороший! - иронически восклицает мальчик. - Только двойки получает!».

«Что это у тебя щека расцарапана?» - спрашивает бабушка у внучки - первоклассницы. «Это мне Ира сделала. Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать», - объяснила девочка. И когда на основании ее рассказа бабушка сказала, что Ира злая, нехорошая девочка, то получила энергичный отпор: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!»

Когда маленькую Маринку спросили, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» - «Ну, а в классе есть хорошие девочки, которых ты любишь?» - «Как же, - последовал ответ, - у нас есть отличницы!»

s Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах? Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать в процессе формирования классного коллектива?

VI. Практическая работа

Задание 88.

К концу младшего школьного возраста все большее значение для детей начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Вспомните и опишите, как развивались отношения со сверстниками в вашем детстве? Какие полезные знания, навыки и ценности вы приобрели в группе сверстников? Какие уроки вам преподали в то время ваши друзья? Как относились к этому взрослые: помогали, препятствовали, были безразличны, ни о чем не догадывались. Пришлось ли вам в детстве испытать негативное влияние группы сверстников? Какие обстоятельства способствовали этому? Как можно было этого избежать? Были ли у кого-либо из ваших одноклассников особенно плохие отношения со сверстниками? Как можно было бы предотвратить такого рода нежелательное влияние группы сверстников? Подготовьте отчет о проведенном исследовании (Приложение 1).

Задание 89.

Составление психологического портрета ребенка семи – девяти лет по следующему плану:

1) анатомо-физиологические особенности развития;

2) особенности освоения учебной деятельности;

3) характеристика познавательных процессов;

4) личностные особенности;

5) характер общения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...