Результаты влияния метода «СОНАТАЛ» на психическое развитие ребенка.
s Какие факторы, по Вашему мнению, определили специфику группы, занимающейся по системе «СОНАТАЛ»? Каковы механизмы музыкального воздействия на внутриутробного ребенка в целях его развития? III. Практическая работа Задание 32. Проанализируйте, как изменилась практика родов с момента вашего появления на свет. Поговорите с друзьями или знакомыми, которые недавно стали родителями. Расспросите вашу мать, бабушку или родителей ваших друзей об их опыте, связанном с родами. Попросите их описать условия, в которых они происходили, применявшиеся медицинские средства, ожидания и обычаи, связанные с рождением ребенка. Какое значение в семье предавалось этому событию: рассматривались ли роды как медицинская операция, как личное испытание или как важная веха в развитии семьи? Каковы преимущества и недостатки современной практики родовспоможения по сравнению с тем временем? Подготовьте отчет о проведенном исследовании (Приложение 1). Задание 33. Рисуночная методика «Я и мой ребенок» [3]. Цель исследования: изучение особенностей переживания женщиной беременности и ситуации материнства. Ход исследования и инструкция. Испытуемой предлагается выполнить рисунок на тему «Я и мой ребенок». В ходе исследования экспериментатор фиксирует особенности создания рисунка (продолжительность обдумывания замысла, общая продолжительность работы, стирания и т.д.), а также высказывания и комментарии женщины во время выполнения рисунка. Особое внимание следует обратить на наличие/отсутствие в высказываниях женщины о ребенке интонационных компонентов beby tolk (инфантильные компоненты интонации речи). Обязательным условием проведения исследования является положительное отношение женщины к ситуации исследования и личности экспериментатора.
Интерпретация данных. По рисуночному тесту «Я и мой ребенок» диагностируются стиль переживания беременности, отношение к ребенку, стиль материнского отношения, ценность ребенка, ее взаимодействие с другими ценностями, актуальными для матери. Для первого триместра беременности в рисуночном тесте нормальными являются незначительные симптомы тревожности, неуверенности в себе, конфликтности. Выраженное проявление этих качеств и устойчивое их сохранение во втором и третьем триместрах отражают неблагополучие в отношении к беременности и к материнству. Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка: отсутствие на рисунке себя; отсутствие на рисунке ребенка; замена образа себя или ребенка на символ, растение, животное, «спрятанность» ребенка в коляске, кроватке, животе матери, изоляция ребенка, пространственная дистанция матери с ребенком. Филиппова Г.Г.описывает четыре симптомокомплекса, характеризующиеся проявлением в рисунке «Я и мой ребенок» переживания женщиной беременности и ситуации материнства. 1. Благоприятная ситуация. Наличие себя и ребенка на рисунке, отсутствие их замен; соразмерность фигур; дополнительные предметы и детали одежды, не составляющие главную часть рисунка; наличие совместной деятельности матери и ребенка, наличие телесного контакта; ребенок не спрятан (в коляске, кроватке, животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки с прорисованным лицом – нормальный признак); прорисовка лица ребенка; изображение всех фигур лицом к зрителю; приближение возраста ребенка к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов – ребенок в нормальном возрасте.
2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности. Наличие себя и ребенка на рисунке, отсутствие их замен; несоразмерная фигура ребенка, наличие других людей; большое количество других предметов, их неадекватные размеры; нахождение ребенка в коляске или в другом подвижном объекте, при этом наличие контакта (мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок); фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в пределах раннего, к концу родов приближается к младенческому, после родов – ребенок в настоящем возрасте. 3. Тревога и неуверенность в себе. Наличие себя и ребенка на рисунке, без их замен; несоразмерная фигура ребенка; большое количество дополнительных объектов; тщательная прорисовка деталей; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка; схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком по типу 1 и 2, или наличие формального контакта без телесного прикосновения; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их неадекватно большие размеры; возраст ребенка дошкольный, к концу беременности приближается к раннему и младенческому, после родов – ребенок в настоящем возрасте. 4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства. Отсутствие на рисунке себя и/или ребенка, замена образа ребенка и/или себя; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; «спрятанность» ребенка (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); изоляция ребенка (в коляске, кроватке, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, изображенные со спины; отсутствие у фигур лица, реже – тела; большое количество дополнительных предметов, их неадекватно большие размеры; возраст ребенка дошкольный, реже – ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов - ребенок более старшего, реже – младшего возраста, чем в настоящем.
Младенчество I. Теоретическое введение План: 1. Анатомо-физиологические и поведенческие особенности детей младенческого возраста. 2. Особенности развитиядвигательной, познавательной и эмоциональной сферы детей до 1 года. 3. Условия развития и характер общения. Рекомендуемая литература: [1], [12], [15], [19], [26], [42], [57], [68], [71], [72], [79], [102], [123]. Ведущая деятельность в младенческом возрасте – эмоциональное общение при опережающей роли взрослого, близких людей, как слияние естественной и духовной потребности существа человеческого рода. Адаптивная функция младенца. Социальная ситуация развития младенца – совокупность, слияние специфических условий на основе семейных отношений между родителями, их готовность иметь ребенка, его ожидание, принятие; их личностные свойства, способности и др., материальное положение, социальный статус в обществе; в семье – положительный эмоциональный климат, благополучие, комфорт. Сензитивный период развития у детей младенческого возраста, 1-го года жизни – специфические, неосознанные возможности восприимчивости, чувствительности, эмоциональной впечатлительности под влиянием эмоционально значимых стимулов от близких людей, культурно-гигиенической среды, комфортного психологического климата: благожелательности, благонадежности, оптимизма. Особенности поведения новорожденного (0-3 мес.): импульсивность, хаотичность движений головы, конечностей тела, глаз, мышц лица (гримасы); оральные, стволово-спинальные, тонические рефлексы (сосательные, поисковые, ладонно-ротовые, защитные, опорные, кожные, шейные и др. рефлексы – всего более 100); обонятельная, слуховая, зрительная локализация; восприятие удаленности объекта; комплекс оживления. Анатомо-физиологические особенности детей младенческого возраста (1-3 - 12 месяцев), (костно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, нервная система; анализаторы). Двигательная сфера младенца, её механизмы (контроль головы, опора на руки, живот, двигательно-моторная, слуховая координация, основные и вспомогательные движения, голосовая активность, манипуляция предметами, преднамеренное их использование; импринтинг, подражание, условно-рефлекторное научение.
Познавательная сфера детей младенческого возраста: кожные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения и восприятия; узнавание близких людей, повторяемых объектов – зачатки памяти; впечатлительность от ярких и сильных раздражителей (цвет, звуки, мелодии, свет); восприятие и понимание речи (визг, гуление, слоги, вокализация, к концу года примерно 15 слов) ориентация в пространстве, нахождение предметов, их назначение, усвоение некоторых сенсорных эталонов, первые ассоциации на предметы, имитация действий с предметами по показу взрослого, специфическое их использование; внимание неустойчиво – 10-12 сек., рассеянность, отвлекаемость. Эмоциональная сфера детей младенческого возраста – безусловно-рефлекторная основа реакций: плач, мимика неудовольствия, удовольствия, улыбка при приятном самочувствии, смех, радость при появлении близких, огорчение, зачатки симпатии, следствие оборонительной реакций – страх. Задачи развития:установление привязанности между ребенком и ухаживающим за ним взрослым;максимальное развитие и расширение ориентации ребенка в окружающей действительности. Эмоциональное общение взрослого с ребенком 1 года жизни как ведущая деятельность в этом возрасте: язык мимики, жестов, эмоциональная речь, близость, привязанность, отзывчивость, теплота, мягкость, подбадривание, улыбка; совместная предметная деятельность со взрослым, ассоциация между предметами, их названием в ходе общения со взрослым, идентификация, как социальная ситуация и сензитивный период развития психики младенца; изоляция, «госпитализация» как отрицательные ситуации развития. II. Психологические задачи Задание 34. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом. s Объясните это явление. Как в этом случае должна мама одевать малыша? Задание 35. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца. Задание 36. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Задание 37. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют образованию вредных привычек у ребенка? Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?
Задание 38. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок. s Закономерны ли их опасения? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать? Задание 39. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения? Задание 40. Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома говорит и говорит, напевая песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ещё ничего не понимает!» s Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка? Задание 41. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. s Почему это случилось? Задание 42. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями? Назовите приемы формирования действий с предметами. Задание 43. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка? Задание 44. Ниже описаны мнения родителей по поводу воспитания их малыша. В каждом случае укажите, чье мнение вы разделяете и почему. 1. Григорий: «С сыном что-то не так: ему не нравятся незнакомые люди. Как только его берет на руки незнакомый человек, он начинает плакать». Елена: «Он вполне нормальный ребенок. Ему уже почти годик и он умеет отличать наших друзей от незнакомцев. Он доверяет только тем, кого знает, а это абсолютно нормально для его возраста». 2. Мария: «Не надо класть Лару в кроватку, чтобы она сосала свою бутылочку в одиночестве. Во время кормления нам надо с ней разговаривать, чтобы она знала, что мы о ней заботимся». Олег: «Чепуха! Не надо отвлекать ее от еды. Ей уже полгода, и она должна учиться самостоятельности». 3. Анна: «Теперь, когда у нас появился ребенок, нам надо стать более организованными. Малыши должны есть через каждые четыре часа. Мне придется попортить себе нервы, стараясь соблюдать режим, но думаю, что так будет лучше для Андрюши». Александр: «Думаю, что Андрюша прекрасно обойдется безо всякого режима. Почему бы нам не кормить его тогда, когда он голоден? Ведь сами мы едим, как только проголодаемся». 4. Петр: «Пусть лучше малышка лежит в своей кроватке. Привыкнув к одному месту, она будет чувствовать себя увереннее. Если мы будем носить ее с места на место, у нее в голове все перепутается». Екатерина: «А я считаю, что мы должны дать дочке возможность видеть разные вещи, а не заставлять смотреть из своей кроватки на одни и те же предметы». Задание 45. Опишите сходства и различия между взаимодействиями «мать - ребенок» и «отец - ребенок». Какая семейная атмосфера будет способствовать успешному развитию ребенка? Какова роль бабушек и дедушек в развитии младенца? Задание 46. Определите, о каком явлении в развитии ребенка младенческого возраста идет речь [4]? 1. Подражает интонации взрослых, рассказывает; по интонации это предложение (вопросительное, восклицательное, повествовательное), а по содержанию «а-а». 2. Малыш пробует разные звуки: «ла», «а-а», «агу», «да» и другие, их сочетания, пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один. 3. Малыш тянет себя за волосы, морщится, явно недоумевает, но не отпустил, пока не заплакал. 4. Малыш лежит на спине, задирает вверх ножки, берет их руками, подтягивает в рот, пробует играть своими ножками в «ладушки». 5. Дети охотно играют в «ку-ку», пряча лицо, закрывая его, а потом со смехом открывая, и повторяют это много раз. 6. Ребенок в возрасте около года мало внимания обращает на игрушки, книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними. 7. Упал предмет, вызвав громкий звук, ребенок сморщился, но не заплакал сразу, а только сморщился – готов плакать. Вопросительно смотрит на мать, словно спрашивает разрешения – стоит ли плакать. 8. Cидя в ванне, ребенок пытался взять в руки отражение игрушки, лежащей на дне. После неудачных проб, догадался опустить руки в воду. Достал игрушку и очень обрадовался. Потом несколько раз погружал и вынимал ее. 9. На запрещающую, строгую интонацию взрослого ребенок отвечает паузой, затем хмурится и возмущенно начинает аакать. Задание 47. Игры – упражнения для малышей 1-го года жизни [5]. Обсуждение. Проанализируйте игры. На развитие каких качеств они направлены? Сформулируйте предполагаемую цель каждой игры. До 2 месяцев. 1) «Перевернись, малыш»: легонько подталкивая ребенка, помочь ему перевернуться со спины на живот за игрушкой, демонстрируемой перед лицом, передвигая её из стороны в сторону. 2) «Передвигая картинки»: в картонке с наклеенной картинкой проделать отверстие, продернуть ленточку, привязать к кроватке, привлекать внимание ребенка, картинки менять через несколько дней. 3) «Созерцание цвета»: цветные куски материи обернуть вокруг стоек кровати в различных сочетаниях цвета, слова к малышу: «Какие красивые цвета!» 3-6 месяцев. 1) Менять местонахождения ребенка – из комнаты в комнату, из кресла в кровать; держать предмет в руке, назвать его; потом еще один, еще один, затем назвать поочередно; спрятать за спину: «Где…? «Вот он». 2) «Тряси, тряси, тряси»: пустые коробки заполнить камешками, сухими зернами, плотно закрыть, дать ребенку, чередуя коробки с различными звучаниями. 3) «Толкание ножками»: держа ножки ребенка за лодыжки, согнуть в коленях, вытянуть – толкание; обе ножки одновременно, сопровождать стихом. 4) «Круглые книжки»: на коробочку наклеить картинки животных, людей, коробку катать, показывать картинки и рассказывать о них. 6-9 месяцев. 1) «Разговор по телефону»: приветствие, имя ребенка, 2-3 фразы, прикладывая трубку к уху малыша. 2) «Что за игрушка»: назвать и показать три игрушки подряд. Попросить ребенка взять мяч; куклу, кубик, - много раз. 3) «Игра в прятки»: спрятаться за столом, кустом; в разных местах разместить предметы, чтобы малыш подползал к ним. 9-12 месяцев. 1) «Пересыпаем крупу»: показать пересыпание крупы из одной миски в другую, предложить малышу; перелить воду из сосуда в сосуд. 2) «Игры в коробки»: показать, как снять и надеть крышку на коробку; сложить туда игрушки, кубики, мелкие предметы вынимать оттуда (предметы крупные, чтобы ребенок не проглотил). 3) «Кати мячик»: покатать, взяв руки малыша, мяч от себя. 4) «Забавы с лентой»: игрушки обернув лентами, тянуть их за ленту, найти игрушку. 5) «Игры с куклой»: показать и назвать части лица: волосы, нос, глаза, рот; причесывание; найти части тела. 6) «Игры с пальцами»: указывая на пальчик, говорить: это мама, папа, деда, баба, имя ребенка; спросить «Где мама?» РАННИЙ ВОЗРАСТ I. Теоретическое введение План: 1. Основные представления о психическом развитии детей от одного года до 3-х лет. 2. Физическое развитие в раннем возрасте. 3. Умственное развитие в раннем возрасте. 4. Мышление и речь. 5. Социализация детей раннего возраста. 6. Роль игры в развитии детей от одного года до 3-х лет. 7. Развитие личности в раннем возрасте. Кризис 3-х лет. Рекомендуемая литература: [1], [15], [18], [25], [29], [38], [49], [52], [70], [71], [90], [106], [109]. Существует несколько теоретических подходов, по-разному рассматривающих специфику психического развития детей от одного года до 3-х лет. По З.Фрейду данный возраст определяется, как анальная стадия психосексуального развития. По отношению к поведению ребенка на этой стадии полностью образована инстанция «Я» и теперь она способна контролировать импульсы «ОНО». «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На данной стадии начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на этой стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность. Все эти качества являются следствием разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом внимания. Э. Эриксон определяет возраст как период самостоятельности. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития моторных и психологических способностей. Ребенок осваивает различные движения, учится ходить, лазить, открывать и закрывать, отпускать, бросать. Малыш наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремится все делать сам. Если родители предоставляют ребенку возможность делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка появляется ощущение самостоятельности. Если же взрослые проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он способен сам, у него развивается стыдливость и нерешительность. Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка и взрослого человека. Эльконин Б.Д. подчеркивает, что в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности со взрослым, характерная для младенческого возраста, взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная игра. Предметная деятельность, направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослыми, с помощью предметного действия ребенок пытается вызывать взрослого на общение. В этом возрасте идет и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает, как орудие, которое, он использует гораздо чаще, чем другие. Важность слова в освоении предметной деятельности определяют сензитивность раннего возраста к развитию речи. Все новообразования этого возраста связаны с развитием ведущего вида деятельности, развитием восприятия, интеллекта и речи. Основное новообразование возраста – открытие самосознания. Физическое развитие. Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством». В этот период ребенок не только уверенно набирает в росте и в весе, но и значительно совершенствует многие свои навыки и умения. У детей совершенствуются общие и специфические двигательные навыки (тонкая и грубая моторика). Дети лучше управляют своим телом, хотя главным достижением этого периода является ходьба, совершенствуется координация движений, усложнения многие умения. Умственное развитие. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности ребенка является чувственно-двигательная активность. В процессе усложнения двигательных реакций и развития способностей восприятия значительно обогащается мышление. Совершенствуется представление детей о постоянстве объектов. В данный период закладывается основа для усвоения языка, развития навыков устной речи. Словарный запас детей в 1 год обычно составляет примерно 10 слов, к 2 годам – 200 слов, а в 3 года – 900 -1000 слов. На развитие речи существенное влияние оказывает и общее культурное окружение. Есть все основания полагать, что дети во всем мире проходят стадии одно- и двухсловных сочетаний и полных предложений. Несмотря на то, что дети во всем мире усваивают речевые навыки сходным образом, ученые и специалисты расходятся в вопросе о специфике формирования способности к языку. Например: Сторонники бихевиористической теории полагают, что именно окружающие ребенка люди оказывают определенное влияние на то, как он будет усваивать язык (подражание речи взрослых). Исследователи, придерживающиеся теории обучения, утверждают, что усвоения детьми языка невозможно объяснить, опираясь лишь на концепции подкрепления и подражания. Дети непроизвольно «извлекают» общие правила речи, которые слышат ежедневно. С помощью этих правил, они и образуют словосочетания, которые ранее не слышали. Через усвоение правил дети формируют собственные правила речи, а в последствии быстро впитывают образцы речи взрослых и их правилами грамматики и синтаксиса. Приверженцы биологической теории доказывают, что детская речь не является результатом непосредственного воздействия окружающих. Н. Хомский считает, что дети от рождения готовы к усвоению языка, они появляются на свет с врожденной способностью к анализу языковых явлений, и это позволяет им автоматически воспринимать некоторые правила грамматики универсальные для всех языков. Мышление и речь. Установлено, что изменения в детском мышлении происходят одновременно с формированием способности к усвоению языка. Однако природа взаимосвязи мышления и речи до сих пор не ясна. Например: Пиаже утверждает, что первоначальные формы мышления развиваются под влиянием детской активности, а не речи. Она формируется позднее, в период, когда идет интенсивное чувственно-двигательное развитие ребенка. Речь не является причиной и не предшествует умственному развитию, а выступает средством для него. В отличие от Пиаже, антропологи Б.Уорф и Э. Сапир выдвинули гипотезу, о том, что язык, словарный запас человека обуславливают то, как он осмысливает мир. В то же время Л.С. Выготский полагал, что речь и мышление сначала развиваются отдельно друг от друга, а потом одновременно взаимообусловлено. Развивая мышление благодаря чувственно двигательной активности, дети учатся произносить различные звуки, и лишь в возрасте около двух лет их мышление и речь соединяются в результате чего «мышление становится словесным, а речь осмысленной». Социализация. В общении с другими детьми и взрослыми у ребенка формируются формы поведения, приемлемые в его социальном окружении и обществе в целом, т.е. социализируется. В процессе социализации дети усваивают, что в их поведении является приемлемым, а что нет. В годовалом возрасте дети начинают усваивать правила поведения, сообщаемые им родителями, а затем учатся контролировать свое поведение. Дети также осуществляют контроль за тем, как ведут себя по отношению к ним взрослые. Они вносят вклад в собственную социализацию, сигнализируя взрослым о значении игровой деятельности. Значение игровой деятельности. Б.Д. Эльконин отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль имеют игрушки. Игрушки - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Игрушки полифункциональны с ними можно делать все, что угодно. Приобретение ориентировки на способ действия, разделение предметного содержания действия и отношения к нему в общении со взрослыми подготавливают появление игровых действий. Чтобы игровое действие возникло, ребенок должен усвоить неоднозначное отношение к предметному содержанию действия. Игра с предметом выступает как шаг в освоении того, что один и тот же предмет может выполнять разные функции. Это способствует развитию воображения. На первых этапах игры ребенок воспроизводит последовательность действий взрослых, а далее и их смысл, раскрывающий отношения между людьми. Взрослый может помочь ребенку овладеть большим разнообразием человеческих отношений, если сумеет регулировать игру детей. Развитие личности ребенка в раннем возрасте. Развитие личности ребенка в раннем возрасте характеризуется несколькими моментами: 1) идет формирование привязанностей (отклонением в развитии можно считать случаи, когда объектом привязанности ребенка является другой человек – не родитель или неодушевленный предмет); 2) возникновение и развитие эмпатии; 3) возникновение (под влиянием взрослых) потребности в достижении успехов; 4) развитие особенностей темперамента, характера; 5) важным достижением возраста является возникновение самосознания – ребенок отделяет себя от предметов, от окружающих людей. Ключевые факторы развития самосознания: общение ребенка со взрослым, их совместные действия в предметной деятельности, развитие речи. Развитие самосознания ребенка проявляется в следующем. 1) Ребенок овладевает собственным телом, у него возникают произвольные движения. 2) Ребенок радуется своим двигательным возможностям, переживает мышечные чувства, ощущения, связанные с освоением новых движений, наблюдает за своими действиями в зеркале. Телесные переживания важны для формирования телесного образа «Я». Развиваются они под влиянием опыта собственных движений и действий ребенка, общения со взрослыми и отношения взрослых к телесным возможностям и особенностям ребенка. 3) Познание ребенком себя как субъекта действия. Ребенок чувствует себя источником воли и стремится к самостоятельности («Я сам!»). 4) Ребенок называет себя по имени и употребляет личных местоимения в речи. Основное новообразование раннего детства – возникновение феномена «Я сам». Его появление приводит к распаду прежней социальной ситуации развития, что проявляется в кризисе 3-х лет, основными симптомами которого являются следующие особенности поведения: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт. По своей сути все эти симптомы представляют собой пробы сил ребенком, пробы «Я», попытки ребенка установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
II. Психологические задачи Задание 48. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой? Задание 49. На прогулке. Мама насыпает песок в ведро, а Володя (2 года) следит, чтобы она насыпала вместе с ним. Потом начинает понарошку «есть» песочные пирожки и предлагает матери: «Мама, кушай, вкусно». s Выделить предметные и замещающие действия ребенка, какова их роль в развитии. Какова роль совместного действия со взрослыми. Задание 50. Проанализируйте процесс перехода от свободного манипулирования с предметами к предметной деятельности у ребенка раннего возраста при освоении им предметного мира. Задание 51. Какие из приведенных ниже действий называют «соотносящими», а какие «орудийными»? а)нанизывание колец пирамидки ___________________________ б) закрывание коробки крышкой __________________________ в) манипулирование молотком ____________________________ г) складывание матрешки ________________________________ д) действие ложкой _____________________________________ Придумайте по 4 ‑ 5 соотносящих и орудийных действий Задание 52. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах детей второго и третьего года жизни, отметила: Сережа (1 г. 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.; Катя (2 г. 1 мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т.д. s Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями? Задание 53. Что бы вы предприняли для умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков. Задание 54. Благодаря чему происходит социальное, эмоциональное и умственное развитие детей в игре. Каким образом игра способствует формированию ребенка как целостной личности. Задание 55. Незнакомый взрослый заигрывает с ребенком: «Я тебя поймаю». «Я не рыбка. Я – Саша». Сам очень доволен своей шуткой. Ребенок побежал по льду и упал. Сам себе: «В следующий раз ступай твердо и маму слушай». Задание 56. Мама рассказывает воспитателю детского сада: «Мой Алеша (мальчику 2 г. 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши». Однако замечаю, если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа, то сын быстро отвлекается. А если я просто по книжке читаю сказку, то Алеша совсем не слушает её». s Почему Алеша не любит устный рассказ? Как привлечь внимание ребенка к устной речи? Задание 57. Увидев первый раз волка в зоопарке, Петя спросил маму: «Почему тут Рекс?» (Рекс – собака соседей.) s Определите примерный возраст ребенка. Объясните, почему ребенок так воспринял волка. Задание 58. Взяв карандаш и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд. s Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно особенно свойственно? Задание 59. Юра пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен. Воспитатель говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра отвечает: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику: «Как ты это сделал, покажи?» Юра снова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот и починил!» – радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал. s Определите примерный возраст ребенка. Какие особенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде? Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста. Задание 60. Папа принес сыну Диме (2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать. Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе, а потом и у тебя получится», - сказал папа. s Проанализируйте ситуацию. Что можно сказать о поведении родителей? Кто из них прав и почему? Задание 61. Мама собирается на прогулку с дочкой (Оле 3 г.), которая держит в руках куклу и хотела бы взять ее с собой. Маме же нужно, чтобы дочь взяла с собой не куклу, а ведерко, совочек и лопаточку для игры в песочнице. Стоило маме сказать дочери: «Не бери куклу, а возьми совочек», как Оля заплакала. s Проанализируйте ситуацию. Почему это произошло? Что можно сказать о поведении мамы? Что можно ей посоветовать? Задание 62. Толя (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью. «Я сам!» – протестует ребенок. «Сиди спокойно, ничего у тебя не получается». «Я хочу сам!» – опять заявляет малыш. s Проанализируйте поведение Толи и его мамы. Можно ли считать поведение Толи упрямством? Характеризует ли такое поведение самостоятельность? Какую самостоятельность ребенка должен поощрять взрослый? Задание 63. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка. Наконец мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть». s Проанализируйте ситуацию. Объясните поведение Нины. Проанализируйте позицию мамы. Задание 64. В чем заключается вклад раннего возраста в развитие личности человека? ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ I. Теоретическое введение План: 1. Анатомо-физиологические и психические изменения и новообразования. 2. Основные виды деятельности дошкольника. 3. Интеллектуальное развитие дошкольника. 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и свойств личности. Рекомендуемая литература: [25], [26], [29], [44], [49], [63], [66], [106], [107], [116], [117], [124]. Анатомо-физиологические и психические изменения и новообразования. Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. У дошкольника происходит окостенение скелета, увеличение мышечной массы. Веса мозга увеличивается от 1100 до 1350 г. Происходит быстрое развитие II сигнальной системы действительности. Наблюдается значительное снижение порогов слуховой, зрительной, двигательной чувствительности. Особое значение для развития восприятия имеет усвоение сенсорных эталонов (выделение определ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|