Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальное исследование памяти подростков.




Ход исследования. Подростку на листе бумаги предлагается проставить порядковые номера от 1 до 50. Далее ему дается установка на запоминание 50 пар слов, которые устно зачитываются экспериментатором. После чего экспериментатор вторично зачитывает, но только по одному (первому) слову из каждой пары. Испытуемому необходимо вспомнить и на пронумерованном листе проставить второе слово из каждой пары. Затем производится проверка. Рядом с правильно написанным словом ставится «+»; если слово написано неправильно или вообще не написано – «–».

Обработка и интерпретация данных. На основе подсчета плюсов и минусов производится сравнение различных видов смысловых ассоциаций в процессах памяти.

Список 50 пар слов:

 


1. Палец – ноготь

2. Мак – красный

3. Степь – колокол.

4. Похвала – порицание

5. Ветер – буря

6. Часы – стрелки

7. Сахар – сладкий

8. Окно – буква

9. Громкий – тихий

10. Порох – взрыв

11. Глаз – зрачок

12. Трава – зеленая

13. Ягода – свечка

14. Награда – наказание

15. Мороз – холодно

16. Книга – страница

17. Приправа – острая

18. Тетрадь – парус

19. Светлый – темный

20. Лето – тепло

21. Дом – крыша

22. Снег – белый

23. Забор – лампа

24. Покой – движение

25. Яд – смерть

26. Голова – волосы

27. Уголь – черный

28. Спичка – голод

29. Толстый – тонкий

30. Дождь – грязь

31. Город – улица

32. Колесо – круглое

33. Камин – толпа

34. Любовь – ненависть

35. Солнце – свет

36. Поезд – вагон

37. Василек – синий

38. Дым – правило

39. Высокий – низкий

40. Работа – усталость

41. Институт – аудитория

42. Пух – легкий

43. Папироса – абажур

44. Храбрость – трусость

45. Учение – знание

46. Рука – ладонь

47. Путь – длинный

48. Паровоз – стеллаж

49. Холодный – горячий

50. Рана – боль

 

 


Ключ.

 

Пары слов №№ 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46 имеют смысловую связь целое-часть;

Пары слов №№ 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47 – предмет – свойство;

Пары слов №№ 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49 – по контрасту;

Пары слов №№ 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 – причина – следствие,

Пары слов №№ 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48 – необычное сочетание.

РАННЯЯ ЮНОСТЬ

 

I. Теоретическое введение

План:

1. Общее представление о возрасте. Анатомо-физиологическое развитие старшеклассников.

2. Социальная ситуация развития в ранней юности.

3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассников.

4. Варианты взросления старшеклассников.

5. Нравственное, профессиональное самоопределение старшеклассников как основное новообразование данного возраста.

6. Развитие самосознания в юношеском возрасте. Особенности самооценки и саморегуляции.

7. Когнитивное развитие в юности.

8. Коммуникативное развитие. Любовь и дружба как наиболее социализированные формы поведения и общения старшеклассников.

Рекомендуемая литература: [1], [45], [46], [47], [50], [65], [70], [76], [90].

Ранняя юность – это пора завершения физического, умственного, духовного и нравственного развития школьников. В ранней юности исчезают все диспропорции этого развития, характерные для подросткового возраста. Это пора психологической готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

Социальная ситуация развития старшеклассников характеризуется существенным развитием, расширением социальных, половых ролей, повышением самостоятельности, активности в поведении, общении, формированием психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, завершения физического и психофизического развития и их гармонизацией. Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность старшеклассников. Характеризуется тем, что ученик приобретает личностно-значимый смысл на основе профессионального определения, выбора профессии, отсюда избирательное отношение к учению, к предметам, а мотивацией учения является прагматичность знаний. Новообразованием возраста можно считатьбурный рост самосознания, формирование жизненных планов.

Можно выделить следующие основные варианты взросления старшеклассников: а) неопределенный вариант – несложившаяся, диффузная идентичность личности старшеклассника; б) предреченный вариант – раннее взросление старшеклассника, включение старшеклассника во взрослую жизнь раннее положенного срока, в связи с неблагоприятными факторами социальной среды, которые оказывают негативное действие на него; в) вариант пробы ролей старшеклассников в попытках выработать самоидентичность; г) зрелая идентичность личности старшеклассника, которая связана с чувством собственной самоопределенности и переходом к самореализации своего «Я».

Профессиональное самоопределение старшеклассника это выбор профессии с учётом системы критериев в профориентации, профотбора и профподбора старшеклассников на ту или иную профессию. Основными критериями здесь выступают: 1) медико-биологические (состояние здоровья старшеклассников); 2) психофизиологические (наличие или отсутствие определенных свойств нейродинамики); 3) индивидуально-психологические (наличие или отсутствие определенных задатков способностей, способностей, потребностей, склонностей или интересов); 4) социально-психологические (наличие или отсутствие открытости, коммуникабельности, совместимости, толерантности, искренности отношений); 5) социально-экономические (наличие или отсутствие спроса на данную профессию в данном решении, её престижность, материальное вознаграждение за работу в данной профессии).

Возраст сензитивен к формированию мировоззрения, убеждений, самооценки личности старшеклассника, потребности в труде, самоуважении и т.п. Явления социального и этического порядка, связанные с планом деятельности старшеклассника, который экстраполируется на выбор профессии.

Задачи развития. Адекватность или неадекватность жизненных планов или социальная и психологическая зрелость или незрелость по разному предопределяет самореализацию «Я» старшеклассника на близкую, а может и на далекую перспективу. Нравственное самоопределение старшеклассников связано с развитием юношеской рефлексии, в правильном совмещении морального сознания с реалиями действительности. Это неустанный моральный и интеллектуальный поиск смысла жизни, ответа на вопросы: кто «Я», какой «Я», зачем «Я»?

Особенности развития самосознания старшеклассника связаны с более адекватным и устойчивым осознанием, переживанием себя как неповторимой системы «Я», представлений о самом себе, на основе которых они строят свое взаимодействие с окружающими людьми и отношения к себе. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, интерес к собственному «Я», который связан не только с половым созреванием, но и со сменой управления - от внешнего управления к самоуправлению, на основе более полного и глубокого знания о себе, на основе осознания своей уникальности, неповторимости.

Вместе с тем, открытие своего собственного «Я» вызывает у старшеклассника много тревожных и драматических переживаний, а поскольку юношеское «Я» еще не определенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить, а тогда растет потребность в общении, его избирательность, потребность в уединении.

Будучи важным компонентом самосознания, самооценка юноши, несмотря на некоторые колебания, в целом становится более адекватной, реальной, поскольку она в большей степени начинает совпадать с оценками окружающих людей, а на этой основе формируется самоуважение как высшая форма самооценки. Но самооценка конкретного старшеклассника зависит не только от общей, социальной ситуации развития, но и от различных индивидуальных психологических особенностей ученика - его ценностных ориентаций, определяющих оценочный компонент «Я» - конкуренции, установок, убеждений, мировоззрений и т. п.

Интенсивное развития саморегуляции, как важного показателя самосознания личности старшеклассника, проявляется прежде всего в том, что существенным образом повышается контроль за своим поведением и деятельностью. Старшеклассник становится более степенным, уравновешенным, организованным, дисциплинированным. В своем поведении он все более ориентируется на определенные, социально значимые этические, нравственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Все это соответствует моральной устойчивости личности старшеклассника, его эффективной социализации.

Специфика развитиямировоззрения старшеклассника связана с тем, что устойчивая система взглядов на мир и на свое место в нем в познании действительности идет от окружающего мира, возвращается к нему, стимулируя различными мировоззренческими вопросами, на которые он ищет и находит самостоятельно четкие, определенные ответы, проявляя подчас в своих взглядах, оценках категоричность, недостаточную гибкость, в целом, так называемый юношеский максимализм, в отличие от подростков, у которых познание действительности идет во многом от себя, через свои переживания.

Когнитивное развитие старшеклассника характеризуется, прежде всего, высоким уровнем развития абстрактного, дивергентного и гипотеза - дедуктивного мышления. Высокая интеллектуализация психического развития старшеклассника детерминирована их осознанным, осмысленным процессом обучения, в котором он строго избирательно с учетом выбора будущей профессии, не только решают, но и самостоятельно находят, ставят и решают проблемы с опорой на свои знания, умения, в целом на свои способности.

С учетом свих индивидуально-психологических особенностей старшеклассник формирует оптимальный индивидуальный стиль познавательной деятельности, который характеризуется накоплением большого объема и систематизации знаний о мире и о себе и на основе которых строятся его мировоззренческие взгляды.

Коммуникативное развитие старшеклассника характеризуется особым интересом к общению со взрослыми. Старшеклассник восстанавливает и генерирует эмоциональные контакты с родителями, учителями, другими взрослыми на более высоком, сознательном, качественном уровне, обсуждает с ними актуальные жизненные перспективы и прежде всего профессиональные, а также морально- этические проблемы. Большую роль играет общение старшеклассников со сверстниками. Оно носит доверительный, интимный характер и требует взаимопонимания, внутренней духовной психологической близости, откровенности и направлено на раскрытие своего собственного «я» Данное общение поддерживает самопринятие, самоуважение старшеклассника, а на его основе возникают такие важные формы человеческого взаимодействия как юношеская дружба и любовь. Дружба и любовь отражают потребность в эмоциональном тепле, понимании, духовной близости. Вместе с тем юношеская дружба и любовь связана с жесткими требованиями друг к другу.

 

II. Психологические задачи

Задание 111. Внимательно прочтите следующие высказывания известных людей и дайте свои комментарии о тех качествах и особенностях личности, которые содержатся в них.

1. «…Смысл жизни человека состоит в том, чтобы делать счастливыми других людей». (А.П. Чехов)

2. «Самопознание – познай свой нрав, свой ум, свои пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собой властвовать. Для лица есть зеркало, для духа - нет; пусть же будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своем облике, но всегда помнить про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты тверд и благоразумен, насколько способен к деятельности; испытывай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности». (Бальтасар Грасиан)

3. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». (Гете И.Ф.)

4. «Человек - это тайна, ее надо разгадывать. Даже если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время». (Достоевский Ф.М.)

5. «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь и скоро я обрету все, что имел». (Уэбстер Дж.)

6. «Запоминание бывает продуктивным, если то, что нужно запомнить, включено в нашу активную деятельность и так или иначе связано с ней. Всегда стремитесь продумать, зачем, где и как пригодится та или иная научная информация, где и каким образом ее можно использовать уже сегодня». (Смирнов А.А.)

7. «Мышление определяет основу осознания бытия человеком и оказывает влияние на другие формы психической деятельности - эмоциональную, волевую, на такие сложные чувства как нравственные, эстетические и т. п. Будучи ядром сознания, мышление воздействует и на не полностью осознаваемые психические явления, как например интуиция. Дискурсивное мышление определяет общее направление интуитивного поиска и осуществления контроля над ним». (Любутин К.И., Чупин П.П.)

8. «Сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума: но, конечно только такое воображение, материалы которого сильно переработаны здравым рассудком, поэтическим чувством, нравственными стремлениями и т. д., которыми кроме того управляет сам человек… Если воображение наполнено рядом глупых ассоциаций, пустых, бесполезных или безнравственных, то его яркость и сила, особенно при слабости воли, может совершенно извратить рассудочный процесс». (Ушинский К.Д.)

Задание 112. Проанализируйте основные причины плохой коммуникации старшеклассника. Назовите вероятностные факторы возникновения этих недостатков общения.

1. Непонимание важности общения.

2. Неправильная установка человека (стереотипы мышления, предвзятость представлений, неадекватность отношений, отсутствие внимания, интереса к собеседнику, пренебрежение к фактам и т.п.)

3. Дефекты речи.

4. Рассеянность внимания.

5. Алогичность, некритичность мышления.

6. Неразвитость воображения, преставлений.

7. Отсутствие техники, культуры общения.

8. Функциональное состояние (болезнь, утомление и т.п.)

Задание 113. По данным исследований 2002 - 03 гг., психологический портрет современного юноши следующий: только 16% выпускников школ имеют оптимальный уровень самосознания, который поможет им успешно социализироваться; у большинства старшеклассников неадекватная, незрелая самооценка и завышенный уровень притязаний. Опросы показали следующее: 2/3 старшеклассников в целом пессимистически оценивают собственное будущее.

s Какие особенности самосознания свидетельствуют об успешном решении задач развития в ранней юности? Как согласуются с выделенными закономерностями развития самосознания полученные в последние годы данные?

Задание 114. Из юношеских стихов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...