Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная ситуация развития и виды




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА

I. Теоретическое введение

План:

1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

2. Характеристика общения как ведущего вида деятельности подростка

а) общение подростка со сверстниками; подростковая субкультура;

б) взаимоотношения подростка со взрослыми;

3. Изменения в учебной деятельности в подростковом возрасте. Другие виды деятельности подростка.

Рекомендуемая литература: [1], [9], [17], [25], [26], [28], [43], [58], [64], [89], [91], [94], [95].

Подростковый возраст длится в среднем с 10 -11 лет до 14 -15. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. В основном подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства.

Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Однако, психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития.

Основное новообразование этого возраста - чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии младшего школьника (произвольность поведения, рефлексия). Чувство взрослости проявляется в новом уровне притязаний, предвосхищающих положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Ведущей деятельностью 10-15-летних Д.Б. Эльконин считает общение в системе общественно-полезной деятельности. Также общение рассматривается в связи с установлением интимно-личностных отношений между подростками. Содержание такого общения – другой подросток, как человек с определенными личностными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений кодексу товарищества, который по содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений между взрослыми в данном обществе. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение. Личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются взгляды подростков на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, т.е. формируются личные смыслы. На основе этого осуществляется переход к новому ведущему виду деятельности на следующем возрастном этапе.

Переориентация общения с родителей, учителей, старших на ровесников – одна из главных тенденций переходного возраста. Во-первых, общение со сверстниками – специфический канал информации; по нему подростки узнают необходимые вещи, которые им не сообщают взрослые. Во-вторых, это вид межличностных отношений. Совместная деятельность вырабатывает навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, осваивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Особенности общения подростков по Д. Элкинду: 1) подростки действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию»; 2) преувеличивая свою уникальность, часто создают себе вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто бывает напряженным, имеет двойной план.

Общение в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (часто проявляется в стремлении в освобождении от контроля и опеки старших, от установленных ими правил и порядков) и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу). Реакция группирования является характерной для этого возраста. Типичная черта подростковых групп – высокая комформность. Отстаивая свою независимость от старших, проявляя к ним повышенную критичность, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Досуг подростков по всем формальным показателям выглядит более насыщенным и разнообразным, чем у старших возрастных слоев. Подростковая субкультура неоднородна, включает в себя множество разных, порой враждебных друг другу течений. Ее компоненты: 1) специфический набор ценностей и норм поведения; 2) определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; 3) чувство групповой общности и солидарности; 4) характерная манера поведения, ритуалы общения.

В подростковых увлечениях (современной музыкой, кино, модой) проявляется и реализуется чувство принадлежности: чтобы быть «своим», нужно и выглядеть, «как все», и разделять общие увлечения.

Важное место в жизни подростка продолжает занимать учебная деятельность. Однако она существенно меняется. Увеличивается объем информации. На смену одному учителю приходят несколько педагогов. Появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала. Качественно меняется отношение к учению и мотивация. Ведущими становятся социальные мотивы (желание занять достойное место в группе сверстников, осознание общественной значимости учения и др.). Успехи и неудачи в учении остаются критериями оценки подростков со стороны взрослых.

Важным для подростков является также участие в таких коллективных формах деятельности, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая.

 

II. Психологические задачи

Задание 90. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 14-летний мальчик.

s Прокомментируйте высказывание подростка. Какое основное противоречие лежит в основе взаимоотношений взрослых и подростков? Как должны вести себя родители, чтобы установить с подростком наилучшие отношения (предъявление требований и правил, их соблюдение и несоблюдение, учет желаний и потребностей подростка, ценность послушания или независимости)? При каком стиле взаимоотношений родителей и подростков (демократическом, авторитарном или либеральном) складываются наиболее благоприятные отношения?

Задание 91. Из письма: « Моя 15-летняя дочь стала проявлять склонность к патологическому вранью – именно вранью, а не фантазированию. При этом она лжет часто не в собственных интересах (например, прячет от меня дневник, хотя учится неплохо). Никогда не говорит правду, куда идет вечером, хотя это может быть невинный визит к подружке. Что это значит, и как мне ее исправить?»

s Дайте психологический анализ ситуации. Объясните поведение девочки исходя из особенностей подросткового возраста. Существует ли связь между позицией мамы в отношениях с дочерью и поведением девочки? Опишите позицию мамы в отношениях с дочерью-подростком. Каковы варианты дальнейшего развития отношений мамы и дочери?

Задание 92. Укажите отличительные особенности общения: 1) младших и старших подростков со сверстниками и взрослыми; 2) девочек и мальчиков- подростков.

Задание 93. Проведены беседы с подростками (2 человека) и их родителями. Подросткам задавались вопросы о том, какими обычно бывают родители; что они пожелали бы родителям и т.д. Подобная беседа проведена с родителями подростков.

s Проанализируйте ответы. Сравните ответы подростков и их родителей. Сформулируйте выводы об особенностях взаимоотношений родителей и подростков в первой и во второй семьях.

Вопросы Ответы 1-го подростка Ответы родителей 1-го подростка
Какие у вас взаимоотно-шения с родителями / ребенком? Дружеские. Доброжелательные, дружеские.
Какими обычно бывают родители / дети? Добрые, вниматель-ные, понимающие. Добрые, отзывчивые.
Хотели бы вы улучшить взаимоотношения? Да, немного. Конечно.
Что бы вы пожелали родителям / детям? Здоровья, семейного счастья, успехов на работе. Здоровья, благополу-чия, успехов в учебе, в воспитании буду-щих детей, любви.
Вопросы Ответы 2-го подростка Ответы родителей 2-го подростка
Какие у вас взаимо-отношения с родителями / ребенком? Нормальные, иногда откровенные. Дружеские, строгие, требовательные.
Какими обычно бывают родители / дети? Строгие. Обязательные.
Хотели бы вы улучшить взаимоотношения? Да. Да.
Что бы вы пожелали родителям / детям? Здоровья, терпения, быть менее строгими, хотелось бы большего понимания. Удачи, успехов в учебе, большего понимания.

Задание 94. Ученик 9 класса, Игорь Ш. 15-ти лет перешел в новую школу в связи с изменением места жительства. Вскоре все ребята в новом классе Игоря знали, что он – успешный спортсмен, кандидат в мастера спорта международного класса. Подросток стал пользоваться уважением большинства одноклассников, лидер класса принял его в свою компанию. Однако вскоре выяснилось, что спортивные успехи мальчика - его выдумка.

s Какие потребности пытался удовлетворить Игорь с помощью мифа о себе? Почему такой путь не желателен? Назовите позитивные способы самоутверждения подростка в общении со сверстниками.

Задание 95. Ученица 8 класса 13-летняя Нина заслужила у многих учителей репутацию «дерзкой и наглой». Если кто-то получал незаработанную пятерку, она могла громко сказать: «Что-то уж очень щедро…С чего бы это?» А когда кто-то из «отверженных», несмотря на большие старания получал за ответ неизменную тройку, слышалось ироничное: «Зря стараешься, ты же в черном списке!» Если было задано выучить наизусть какие-нибудь стихи или отрывок, Нина осведомлялась: «А вы сами уже выучили?» Часто это вызывало взрыв ярости и негодования учительницы.

s Какие особенности взаимоотношений со взрослыми, свойственные подросткам, проявились в поведении Нины? Что в поведении взрослых вызывает протест подростков? Как бы вы повели себя в такой ситуации на месте учительницы?

III. Практическая работа

Задание 96.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...