II. Психологические задачи
Задание 149. Из письма: «У меня взрослая дочь – ей 30 лет. Она работает, у нее двое детей. Живу я отдельно, но прихожу помогать по дому и занимаюсь детьми. Проблема в том, что у нас постоянные скандалы. В основном из-за того, что я что-то не туда и не так положила. К примеру, я убрала зелень в холодильник, а она считает, что ее нужно хранить на окне. Как только она обнаруживает, что что-то не по ее, начинается крик. Я пытаюсь объяснить, что она не права. Скажите, что я делаю не так, ведь я стараюсь как лучше». s Дайте психологический анализ ситуации. Проанализируйте сложившиеся межличностные отношения. Сформулируйте предположения относительно мотивов поведения участников. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему? Задание 150. Из письма: «Пару месяцев назад мы подобрали на улице собачку. Вся семья просто влюбилась в зверька. Но на время отпуска мы оставили его у моей мамы. Когда мы снова хотели забрать Тошу, мама стала умолять нас оставить его ей, потому что без него ей будет одиноко. Вдобавок во время прогулок с собакой она завязала знакомство, имеющее для нее большое значение. Я все понимаю, но ради своих детей я отказала маме в ее просьбе, и с тех пор она нам больше не звонит». s Проанализируйте ситуацию. Почему для пожилой женщины собака оказалась столь важна? Исходя из каких потребностей и мотивов действовали участники ситуации? Каким образом можно было разрешить данную ситуацию? Задание 151. Из письма: «Наша мама после почти двадцати лет вдовства надумала снова выйти замуж. Метаморфозы, сопровождавшие этот шаг, просто потрясли нас: меня, моего брата и мужа. Из нежной и заботливой матери, бабушки и тещи она превратилась в беспечное легкомысленное создание, забросившее все домашние дела. Я конечно рада, что она счастлива, но мне кажется неприличным, что она, в ее возрасте, так легко отреклась от всей своей семьи ради мужчины».
s Дайте психологический анализ ситуации. Сформулируйте предположения относительно мотивов поведения участников. Почему решение пожилой женщины снова выйти замуж так обескуражило членов ее семьи? Какое значение для нее самой имеет этот шаг? Предположите, в какой мере участники ситуации решают соответствующие возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему? Задание 152. Испытуемой (65 лет) предложена ситуация: «Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует принять во внимание и как ей следует поступить?» Высказывания женщины: «Если бы я была на месте родителей девушки, то была бы против этого. В этом возрасте нужно учиться, ведь нужно как-то себя содержать. Если мужчина старше ее и может зарабатывать, то это другой вариант. Если девушка беременна, это тоже другой случай… Скорее всего девушка поступает под влиянием чувства, а оно может пройти… Навряд ли из этой затеи что-то получится. Этот брак может разрушиться… Хотя могут быть разные случаи… Опасно поддаваться первому чувству. Это может быть влюбленность, но не любовь. У девушки еще мало жизненного опыта, она не видела жизни. С замужеством можно подождать, можно просто встречаться. Время определит, крепка ли любовь. Время все поставит на свои места». s Проанализируйте, насколько мудрыми, по П.Б. Балтесу [49, с.848-855] были советы и высказывания испытуемой. Задание 153. Высказывания пожилых людей: 1) «Внучке 10 лет. Она у нас трусиха. До сих пор ее в школу вожу и обратно. Все жду, когда же наша девочка осмелеет. Вот сейчас бабушка нужна, а подрастет немного, и никто не нужен будет. Но это жизнь. Я и дочери говорю, что когда-то это произойдет. Девочка должна повзрослеть».
2) «Борюсь за свое здоровье ради внуков». 3) «Без встреч со смертью не может быть ничего, нравственности быть не может, я так часто об этом думал, что как будто накликал, а накликав, приготовился к этому. Есть только чувство досады, что не успел доделать то, что, наверное, не одному мне нужно». 4) «Ты нам ничего не покупай, у нас все есть». 5) «Нам жизнь досталась трудная, да и вам не легче». s Каково психологическое содержание переживаний, выраженных в высказываниях пожилых людей? Какими возрастными особенностями они могут быть объяснены? Задание 154. Подготовьте письменную работу по одной из предложенных тем: 1) Психологические и социокультурные факторы долгожительства. Рекомендуемая литература: [1], [49], [100].2) Изменение когнитивных функций при старении. Рекомендуемая литература: [49], [90], [93], [100], [120].
III. Практическая работа Задание 155. Проведите исследование восприятия жизни с кем-либо из знакомых Вам людей старше 65 лет. Предложите испытуемому выделить 10 - 15 наиболее значимых событий собственной жизни (всей жизни, то есть это могут быть события как прошлого, так и будущего) и установить их примерные даты. Выясните, к каким жизненным сферам (семья; профессиональная деятельность; досуг; здоровье; внутренний мир, смыслы и ценности; социальные отношения; материальная обеспеченность) испытуемый относит каждое из событий? После чего испытуемый должен расположить выделенные события на графике, где оси означают даты и эмоциональное отношение к событию. В ходе проведения следует отмечать высказывания и реакции испытуемого.
Проанализируйте полученные данные. С какими жизненными сферами связаны выделенные испытуемым события? Какая эмоциональная оценка отдельных событий преобладает? Отличаются ли по эмоциональной оценке жизненные сферы? С каким периодом жизни связано наибольшее число важных событий? Присутствуют ли в восприятии жизни события будущего? Если да, то какие и как эмоционально они оцениваются? Сделайте выводы относительно решения испытуемым задач развития в старости. Подготовьте отчет о проведенном исследовании (Приложение 1).
Задание 156. Проведите исследование системы знаний, ассоциирующейся с мудростью, с кем-либо из знакомых Вам людей старше 65 лет. Предложите участникам исследования высказаться относительно следующей проблемы: «Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует принять во внимание и как ей следует поступить?» Подготовьте отчет о проведенном исследовании (Приложение 1). На основе сравнения сформулируйте выводы о том, насколько мудрыми были советы и высказывания участников. Рекомендуемая литература: [49, с.848-855].
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|