Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевая игра «Общение с подростками».




Цели: 1) актуализация знаний по изучаемой теме; 2) выработка навыков взаимодействия с подростками в сложных ситуациях.

Ход игры. Студентов можно разделить на равные группы. Задание представляет собой обсуждение и ролевое проигрывание ситуаций.

Ситуация 1. Мальчик 13 лет громко протестует, когда мама входит в его комнату (без стука), болезненно реагирует, когда она прикасается к его вещам, грозится поставить замок на свою дверь. Мама недоумевает, почему ее сын так себя ведет, ведь раньше такого не было. Она обижается. Разве она чужая своему мальчику? Почему он ей не доверяет?

Обсуждение. Каковы мотивы поведения подростка? Какие возрастные особенности проявились в поведении сына? Какие рекомендации вы бы предложили маме?

Ситуация 2. Ученице 7 класса старшая подруга в компании сверстниц с бутылками в руках предложила попробовать пиво. Девочка согласилась и демонстративно выпила всю бутылку, хотя оно ей показалось противным.

Обсуждение. Каковы мотивы поведения девочки? Какие особенности подросткового возраста проявились в ее поведении? Какие еще способы проявления чувства взрослости существуют в этом возрасте?


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

I. Теоретическое введение

План:

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

2. Основное противоречие возраста.

3. Развитие самосознания подростков.

4. Различия в поведении младших и старших подростков.

Рекомендуемая литература: [7], [9], [17], [43], [64].

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании, этот переходный период может иметь разную длительность. Не смотря на это, период характеризуется общими чертами.

Прежде всего - это внутренние гормональные и физиологические изменения, влекущие за собой не только телесные изменения, но и эмоционально-чувственные. Последние разворачиваются в подсознании и приводят в смятение сознательную сферу. Столкновение новых, зачастую неосознаваемых переживаний с сознательными установками, желаниями приводит к неожиданным поступкам для самого подростка.

Усиливается независимость детей от взрослых во всех сферах поведения. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает детскую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок. Возрастает непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, агрессивность, драчливость, что делает этот возраст трудным для родителей и учителей. За каждой внешней реакцией стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиться моральной оценкой поступков. Те действия подростков, которые оцениваются как «вредные», «глупые», «некультурные», имеют свое психологическое объяснение, вытекающее из особенностей данного этапа становления личности.

Появления у ребенка чувства взрослости является центральным новообразованием подросткового возраста. Однако на данном этапе ребенок еще не может достичь всех вершин взрослости (зрелости физической, социальной, психологической), не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста – между возросшим ощущением взрослости, самостоятельности и психическими возможностями подростка. Разрешение данного противоречия ведет к дальнейшему психическому развитию.

Существует несколько путей формирования самоуважения и реализации чувства взрослости у подростков: 1) изменение характера отношений со взрослыми, что может проявляться в повышенной конфликтности подростков; 2) внешнее подражание атрибутам взрослости (в одежде, формах проведения досуга и.т.д.); 3) самовоспитание качеств зрелой личности; 4) становление интересов, самореализация в деятельности.

Итак, подросток может стремиться показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, стремиться утвердить себя наравне со взрослыми. Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляют подростка подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее недооценке. Это в свою очередь, вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и игнорирование советов и требований родителей и учителей. Потребность в самоуважении, но и чувствительность к оценкам со стороны других людей составляют еще одно противоречие возраста.

Стремление к независимости у подростка внутренне связано с его большой зависимостью от личных влияний окружающих. Подросток озабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую среду, в которой эти отношения показали бы ему, что он – взрослый, самостоятельный человек. Именно в компании сверстников он может на равных обсудить любые взрослые проблемы и не беспокоиться, что его могут одернуть как маленького. Общаясь с друзьями подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Внешние проявления коммуникативного поведения подростков противоречивы. С одной стороны в общении проявляют стремление быть как все, с другой стороны – желание выделиться любой ценой, с одной стороны – желание завоевать себе авторитет, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей.

Чтобы утвердиться в своих глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «Я» ребенок пробует проявлять себя вовне, пробовать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И если нет возможности проявить себя положительно, подросток в силу психологической необходимости проявляет себя в отрицательных поступках.

По мере взросления, у подростка формируются такие структуры самосознания, как «реальное Я», «идеальное Я», «физическое Я» и др; представление о себе становятся более четким, устойчивым, менее зависимым от непосредственного социального окружения, и поэтому постепенно отпадает потребность все время «утверждать» свою личность. С ростом зрелости расширяются возможности совершать самостоятельные поступки и разрешаются основные противоречия подросткового возраста.

Выделяются два этапа в процессе формирования отношения к себе как к отдельной личности. Эти этапы соответствуют двум периодам подросткового возраста – младший и старший подросток. На первом этапе происходит осознание своего отличия от детей, утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого периода характерно некритичное подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, дающей подростку ощущение своей взрослости.

На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ребенок, и начинает сознавать свою самобытность, своеобразие своей личности. В это время у него нет сильной зависимости от сверстников, он может отстаивать свое мнение и не совершать поступков, которые расходятся с представлением подростка о себе. На этом этапе характерно повышение внимания к внутреннему миру других людей и самоанализу, появление способности к самовоспитанию.

Переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме. Новая фаза рефлексии характеризуется критичностью и непримиримым протестом против обнаруживаемых им противоречий. Он требует на любой вопрос однозначного ответа «да или «нет». Это заставляет подростка становиться в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость человеческих отношений не укладываются в рамки рассудочной логики. Он видит, что взрослые совершают противоречивые поступки, нарушают логику, к которой на сознательном уровне и призывают подростка. Мир представляется подростку фальшивым и лицемерным. Подростковое восприятие мира хорошо показано в романе Д. Сэллинджера «Над пропастью во ржи».

Протестуя против лжи, господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, понимании и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, он одновременно нуждается в таком взрослом, которому бы он мог полностью доверять.

 

II. Психологические задачи

s Используя теоретические знания о возрастных особенностях подростков, проанализируйте предложенные ситуации. И ответьте на вопросы в каждом отдельном случае.

1. Какие нарушения поведения у ребят представлены?

2. Какие ведущие мотивы, или какие внешние обстоятельства определили их поведение?

3. Какие свойства личности проявляются в поведении? Свидетельствует ли их поведение о том, что личность ребенка развивается неправильно? Ответ аргументируйте.

4. Какие особенности формирующейся самооценки подростков можно отметить?

5. Какие недостатки предшествующего воспитания могли сформировать такое поведение подростков?

6. В примере 6 и 7 проанализируйте принятые учителем меры для преодоления конфликта. В чем причина неудачи?

7. Что бы вы предложили сделать, чтобы изменить поведение подростков?

Задание 97. Нина (14 лет) хорошо учится по всем предметам, много времени уделяет подготовке домашнего задания, по несколько раз переписывает домашнее задание. Дома, кроме уроков, ничем не занимается, говорит, что не успевает. В школе при устных ответах краснеет, теряется. Проявляет демонстративное безразличие ко всему, что происходит в классе. Ни с кем не дружит.

Задание 98. Гена (14 лет) на грубое обращение женщины в трамвае уступить место, начал хамить, отвернулся, но место не уступил.

Задание 99. Саша (12 лет), «он совершенно не верит в себя, видит у себя одни недостатки, а ведь толковый парень».

Задание 100. Лена (11 лет) «ни с того, ни с сего» на спокойную просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, начинает грубить, швырять на пол тетради, а потом просто выбегает из класса.

Задание 101. Петя (13 лет) способный, развитый мальчик, обладает знаниями и эрудицией, выходящими за пределы школьной программы. Но с первого класса у него сложились привычки, выделяющие его среди других учеников. Например, если надо было решить 10 примеров по математике, он решал половину, и еще дополнительно те, которые заинтересовали его самого. Обладая превосходной памятью, он отказывался конспектировать материал, который предлагал учитель на уроке. В итоге Саша получал двойки и тройки.

Задание 102. Света (12 лет), после перенесенного заболевания, имеет косметические недостатки кожи, к тому же не отличается опрятностью. Одноклассники обзывают ее, не хотят сидеть за одной партой, даже бьют девочку. Света жалуется на одноклассников классному руководителю. Учителя взяли ее под опеку. Отношения между девочкой и одноклассниками ухудшились.

Задание 103. Вова (11 лет) самый маленький в классе, слабо развит физически. Его дразнили, даже били. Вова стал клоуном в классе, корчил гримасы, передразнивал учителей, всячески развлекал ребят. Вову с родителями вызвали на педсовет, снизили оценку за поведение. Поведение Вовы резко ухудшилось.

Задание 104. Слава (11 лет) на уроках литературы охотно рассуждает о справедливости, порядочности, искренности. Дома неоднократно обманывает родителей, лжет одноклассникам.

Задание 105. Гена (13 лет) сдавал на проверку дневник, в котором учительница постоянно обнаруживала вырезки из журналов с обнаженными женщинами.

 

III. Практическая работа

Задание 106.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...