Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А ты все мечешься? А ты все маешься?




Нет, голос режется! Внутри ломается!

s Проанализируйте стихи с точки зрения возрастных особенностей и задач развития.

Задание 115. Из юношеских стихов:

Я хочу к тебе прорваться

Сквозь поломанные автоматы,

Сквозь набитые автобусы,

Сквозь насмешливые глаза,

Я хочу к тебе прорваться

Сквозь тройное одиночество,

Сквозь привычку расставаться,

Сквозь саму себя.

s Проанализируйте стихи с точки зрения возрастных особенностей и задач развития.

Задание 116. Из письма: «Надо воспитывать в себе Человека с большой буквы. Это трудно. Но это необходимо. Эти мысли терзают меня сейчас. Мне трудно все это изложить в письме, но со мной сейчас происходит какая-то катастрофа, в результате которой я становлюсь опытней и глубже всматриваюсь в жизнь, постигаю то, что раньше не знал. У меня сейчас много сомнений, неясностей, и все это требует ответа».

s Проанализируйте текст. Каково психологическое содержание отраженных в нем переживаний? Типичны ли они для юношеского возраста?

Задание 117. Объясните, как наблюдаемые у подростков и юношей морфо-функциональные изменения могут повлиять на их представление о себе и самооценку. Приведите несколько примеров влияния культурных идеалов на адаптацию к внешнему облику в юности.

Задание 118. Выделите факторы, влияющие на сексуальность и половую идентичность в юности. Как изменилось отношение к мужской и женской сексуальности в современном обществе? Что можно сделать, чтобы снизить степень риска в сексуальном поведении юношей?

Задание 119. Назовите проблемы, связанные с рождением детей у юных родителей.

Задание 120. Опишите факторы и процессы, способствующие моральному развитию и выбору ценностных ориентаций в годы юности.

 

III. Практическая работа

Задание 121.

Опросник по исследованию учебной мотивации старшеклассников[6].

Цель. Опросник «Учебная мотивация» направлен на выявление осознаваемых учащимися старших классов мотивов учебной деятельности.

Инструкция: «Оцените, насколько значимы для Вас причины, по которым Вы учитесь в школе. Для оценки степени выраженности данных мотивов поставьте нужные баллы по ним от 0 до 3 баллов (0 1 2 3)».

Опросник

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

2. Мне нравится узнавать все новое, расширять свои знания о мире.

3. Я обращаю внимание на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях.

4. В школе мне преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение.

5. Для меня совсем немаловажно получить хорошую отметку.

6. Все что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

7. Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку.

8. Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться.

9. Если на уроках царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учится.

10. Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету.

11. Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (ремонт, рукоделие и т.п.).

12. Считают, что успехи в учебе – немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе.

13. Приходится учиться, чтобы избегать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

14. Я люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления трудностей.

15. Я хочу знать как можно больше, чтобы стать хорошим специалистом, культурным человеком.

16. Хорошо учиться, посещать школу – это моя гражданская обязанность.

17. В школе весело, интереснее чем дома.

18. На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включить в работу и не отвлекаюсь.

19. Без хорошего образования я не могу получить достаточную работу, добиться жизненных успехов.

20. Мне очень нравиться, если на уроке организует совместную работу с ребятами (в паре, в бригаде, команде и т.п.).

21. Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи.

22. Я учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших.

23. Я много читаю, занимаюсь самообразованием, так как мне не хватает школьной программы.

24. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

Обработка полученных данных: подсчитывается суммарное количество баллов, набранных по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу старшеклассников.

Ключ

Мотивы Номера ответов

1. Познавательные 2 10 18

2. Коммуникативные 4 12 20

3. Эмоциональные 1 9 17

4. Саморазвитие 7 15 23

5. Позиции школьника 8 16 24

6. Достижения 6 14 22

7. Высшие (… наказание) 5 13 21

8. Профессиональное самоопределение 3 11 19

Задание 122.

Ролевая игра: «Драка».

Цель: познакомить и вооружить студентов современными методами обучения, где функционально рассматриваются взаимоотношения людей разного возраста и статуса.

Сюжет игры: десятиклассники, войдя в класс, стали свидетелями драки двух юношей, которую еле смогли остановить.

Ход игры. Драка обсуждается сначала на классном часе без классного руководителя (он болен), а затем на педсовете. Три студента, назначенные в начале занятия, анализируют качество исполнения ролей.

Роли старшеклассников: 1)нападающий первый драчун; 2) второй драчун, защищающий девушку; 3) девушка, из-за которой произошла драка; 4) ученик, ко всему кроме учебы равнодушный; 5) очень сильный ученик, любящий драться; 6) презирающий девчонок ученик; 7) ученик-сангвиник; 8) два друга первого драчуна - нахалы и острословы; 9) друг второго драчуна, скромный и застенчивый; 10) подружка девушки, восхищающаяся ею; 11) ученица, не любящая девушку, завидующая ее уму, интеллекту, очень трудолюбивая; 12) ученица - соперница девушки.

Роли на педсовете: 1) директор, завуч старших классов; 2) физик, очень любимый ребятами, справедливый и эрудированный; 3) историк, у которого первый драчун очень хорошо занимается; 4) математичка, которая очень любит второго драчуна за самостоятельность; 5) отец - рабочий и мать - врач первого драчуна (один сын); мать - домохозяйка второго драчуна (еще трое детей, отец на педсовете не присутствует); 6) староста класса.

Обсуждение. Анализируется убедительность исполнения ролей: 1) проявление возрастных психологических особенностей старшеклассников; 2) знаний студентов о профессиональной педагогической деятельности учителя, 4) отражение в игре социально-психологических особенностей современной семьи. Преподавателем психологии формулируется заключение о правильности исполнения студентами их ролей.

ВЗРОСЛЕНИЕ

I. Теоретическое введение

План:

1. Проблема определения хронологических границ возраста. Психофизиологические особенности периода ранней зрелости.

2. Особенности социальной ситуации и задачи развития в ранней зрелости. Основные аспекты развития. Ролевая напряженность и ролевые конфликты в ранней взрослости.

3. Межличностные отношения и проблемы становления интимности.

4. Основные трудности и опасности развития в ранней зрелости.

5. Создание семьи как одна из задач развития в ранней зрелости.

6. Начало профессиональной деятельности в ранней взрослости.

Рекомендуемая литература: [1], [49], [55], [90], [93], [100], [101], [105], [113], [114], [125], [126].

Хронологические границы данного периода весьма неопределенны. Э. Эриксон считает, что это период от 20 до 25 лет, Г. Крайг – период от 20 до 40 лет, Г.С. Абрамова связывает с взрослением период от 23 до 30 лет, Е.Ф. Рыбалко называет началом взрослости окончание средней школы и начало самостоятельной жизни (17 – 18 лет). Несмотря на различия в подходах к обозначению границ данного периода, исследователи сходятся во мнении по поводу основных проблем развития, решаемых в это время.

В период взросления заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Ранняя взрослость является оптимальным периодом и для сенсомоторного развития.

В целом, развитие взрослого человека можно рассмотреть в трех основных аспектах: профессиональном, семейном и в аспекте развития системы представлений человека о самом себе.

Относительно каждого аспекта молодые люди должны принять глобальные для своей жизни решения: «Каково мое профессиональное призвание?» «С кем связать свою жизнь? Какие взаимоотношения мне нужны? Хочу ли я иметь детей?», «Что приносит мне чувство удовлетворенности? Как достигнуть жизненного успеха в целом?» Поэтому, задачами развития человека в период ранней зрелости являются общее устройство, формирование стиля жизни, уточнение профессиональных планов и начало их активной реализации, создание собственной семьи и начало родительства. Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний (Д. Левинсон). Это время, когда молодые взрослые должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказавшись от ожидания постоянной помощи со стороны родителей, перейти к независимости от родителей в экономическом отношении. Молодые люди обретают новый социальный статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Этот процесс зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований, а также от меры социальной активности самого человека.

Задачи развития в ранней взрослости по Р. Хейвигхерсту: 1) выбор супруга(и); 2) подготовка к супружеской жизни; 3) создание семьи; 4) воспитание детей; 5) ведение домашнего хозяйства; 6) начало профессиональной деятельности; 7) принятие гражданской ответственности; 8) нахождение конгениальной социальной группы.

Молодые взрослые могут считать, что глобальные решения принимаются ими раз и навсегда, что нередко сопровождается страхом оказаться связанными принятыми на себя обязательствами. Возникает феномен «транзита» (Г. Шиихи): человек оказывается в замкнутом круге страстных желаний и страха. Восторг от принятого решения сменяется грустью по поводу упущенных возможностей. Возникает жгучая потребность: «поменять!» - жену или мужа, работу, место жительства… Но на новом месте или с новым партнером все повторяется снова. Успешно прошедшие этот кризис оставляют за собой право в дальнейшем изменять курс своей жизни в зависимости от полученных результатов и право вносить необходимые коррективы в первичные планы.

Еще одна трудность возраста обусловлена сопоставлением активности в разных жизненных сферах: на начальном этапе взрослости люди должны достигнуть независимости и личной идентичности, создать семью и заняться карьерой. Некоторые успешно решают эту задачу, последовательно осваивая эти три группы ролей, но многие в течение продолжительного времени испытывают определенные трудности, пытаясь совместить роли и обязанности, связанные с семьей, работой и собственным развитием как неповторимой личности (состояние ролевой напряженности).

Особую значимость в период ранней взрослости приобретает развитие межличностных отношений.

В периодизации Э. Эриксона период ранней зрелости (20-25 лет) характеризуется следующим параметром развития: интимность (близость) против изоляции. Причем интимность включает не только физическую близость. Интимность - это более широкое понятие, обозначающее способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Близкие отношения могут быть установлены с супругом, с родителями, с детьми, с друзьями, с коллегами и т.д. При этом Э. Эриксон подчеркивает, что истинная интимность возможна, только если формирование Эго-идентичности идет нормально. Таким образом, проблема построения своего «Я» остается актуальной и в период ранней зрелости. Положительный выход из психосоциального кризиса данной стадии связан с приобретением такого качества, как любовь. Любовь – взаимно разделенная идентичность, это «приращение» идентичности. Если человек не способен или не желает устанавливать с другими людьми близкие, доверительные личные отношения, ограничиваясь формальным уровнем общения, он начинает испытывать чувство одиночества. Изоляция, чувство одиночества – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность развития на данной стадии – случаи, когда интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает одновременно к одним и тем же людям.

Важным в ранней зрелости является создание семьи. Начальные фазы развития семьи приходятся на период начала взрослой жизни. Дюваль Е. выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи (в зависимости от наличия или отсутствия детей в семье): 1) Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу. 2) Принятие и развитие новых родительских ролей. 3) Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике. 4) Введение детей во внесемейные институты. 5) Принятие подростковости. 6) Экспериментирование с независимостью. 7) Подготовка к уходу детей из семьи. 8) Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза». 9) Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Появление первого ребенка в молодой семье – важное событие, сопровождающееся рядом изменений: изменениями в идентичности молодых родителей и в системе их жизненных ценностей, что связано с овладением родительской ролью; перераспределением ролей в семье и переменами в супружеских отношениях; переменами в ролях и отношениях молодых родителей вне семьи; переменами в ролях и отношениях со старшим поколением.

Большинство взрослых мужчин и женщин указывают на важность в жизни и в определении себя их семейных ролей и обязанностей, однако мужской и женской варианты развития в зрелости имеют свою специфику. Так, Д. Левинсон выделяет следующие 4 задачи развития, решение которых поможет молодому мужчине полностью стать взрослым: связывание мечты с реальностью; поиск и обретение наставника; построение карьеры; установление интимных отношений. При этом отмечается устойчивая направленность мужчин на профессиональную деятельность. В отличие от мужчин, женщины позже достигают вершин профессионализма и профессионального успеха, а переходные периоды в зрелости у них в большей мере связаны со стадиями семейного цикла.

II. Психологические задачи

Задание 123 [7]. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений. Обоснуйте ответ.

1) Хобби является примером карьеры _____________________

2) Карьера влияет на самооценку человека _________________

3) Выбор карьеры должен быть осуществлен до окончания школы _________________________________________________

4) Успеваемость по школьным дисциплинам может служить показателем общего интеллектуального развития _____________

5) Тест интеллекта измеряет уровень развития общих способностей ___________________________________________

6) Тесты специальных способностей не могут измерить художественные способности человека _____________________

7) Выбирая карьеру, нужно руководствоваться не столько интересом к профессии, сколько наличием способностей к ней _______________________________________________________

8) Большая часть женщин-руководителей замужем и имеют детей __________________________________________________

9) Главный недостаток опросников интересов заключается в том, что они выявляют интерес к той или иной деятельности только на момент тестирования ____________________________

10) Интерес к работе более важен, чем наличие способностей к ней ____________________________________________________

11) Половые и культурные факторы не влияют на возможности выбора карьеры _________________________________________

12) С развитием технологий многие профессии отомрут или претерпят изменения _____________________________________

Зарплата - самый важный фактор выбора карьеры ____________

13) Анализ ситуации и рынка труда - это определяющие условия верного выбора карьеры __________________________________

Задание 124. Ложны или истинны приведенные ниже утверждения? Обоснуйте ответ, работая в группах по 5-6 человек.

1. Создавая семью нужно помнить: муж должен любить жену сильнее, чем жена – мужа _________________________________

2. Женщины обладают материнским инстинктом, поэтому у них есть врожденное умение заботиться о детях ______________

3. Обычно рождение ребенка укрепляет слабые семьи________

4. Будущему отцу лучше не присутствовать при родах_______

5. Женщина не должна работать, если муж хорошо обеспечивает семью _____________________________________

Задание 125. Из письма: «Угаснет ли настоящая любовь, если для ее продолжения делалось все возможное? Может живой человек променять свою любимую на работу? Его работа означает только одно - его отсутствие. Он живет с родителями, работает в режиме «неделя – дома, две - нет». И мы почти не видимся. Он мог выбирать работу, были и другие приемлемые варианты. Но… Я много плакала, он видел как мне больно. Поставила его перед выбором: или я, любящая и заботливая, или работа, которая ничего кроме боли в наши отношения не внесет. Он ответил, что будет работать. Как он мог так поступить?»

s Дайте психологический анализ ситуации. При обсуждении опирайтесь на теоретические положения о задачах развития в ранней зрелости. Проанализируйте сложившиеся межличностные отношения участников ситуации. Сформулируйте предположения относительно мотивов поведения участников. Ответьте на вопрос, содержащийся в письме.

Задание 126. Из письма: «Он сказал, что не уверен, испытывает ли такие же сильные чувства, как я. А мы собираемся пожениться. Не скажи он этих слов, я бы так и считала, что на всем свете нет более любящего, внимательного и заботливого человека, чем он. Нет, он по-прежнему настаивает на свадьбе, но теперь передо мной дилемма: забыть эти его слова или разойтись на время и проверить свои чувства. Я люблю его и хочу быть с ним, но теперь каждый раз, как он говорит «любимая», впадаю в ступор. Очень страшно выйти замуж, а потом услышать, что он, наконец, полюбил – другую! Получается заколдованный круг. И я не знаю, как из него выбраться. Может, я перегнула палку в проявлении своих чувств?»

s В чем заключается описанная проблема, и почему она возникла? Готова ли автор письма принять психологическую помощь? В чем эта помощь может заключаться?

Задание 127. Из письма: «Год знакомства - и я страшно устала от однобоких отношений. Его устраивало, что это я ему звонила и приходила… Когда не звонила, он меня не искал. Рассказал, что раньше как все, бегал и ухаживал, а теперь никого не любит, даже меня. Случайно встретились - подошел, был нежен. При друзьях заставлял записать новый номер своего мобильника. Я отказалась – он обиделся. Опять встретились – были близки. И снова не виделись месяц. Когда он объявился, пыталась поговорить… Он ничего не ответил, просто ушел. Сейчас, когда видимся, он не здоровается. А я его люблю и не знаю, как себя вести».

s Дайте психологический анализ ситуации. Проанализируйте сложившиеся межличностные отношения участников ситуации. Сформулируйте предположения относительно мотивов поведения участников. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему?

Задание 128. Из письма: «Фигура не дает мне покоя! Дело в том, что я очень быстро набираю вес. Усиленные занятия гимнастикой совершенно не помогают. Какие только диеты я не старалась соблюдать! Но все безрезультатно. Каждая лишняя булочка вызывает чувство вины. От всего этого хожу постоянно унылая. Посоветуйте, что мне делать?» (М., 23 года)

s Проанализируйте письмо. Какие затруднения испытывает автор письма? Как соотносится выявленная проблема с задачами развития в период ранней зрелости? Каковы пути разрешения данной проблемы?

Задание 129. Из письма: «Чтобы забыть одну любовную неудачу, я начинаю «крутить» с другим. Если вижу, что и этот мне не подходит, прыгаю в постель к следующему. иногда мне кажется, что я живу полноценной интересной жизнью. а иногда – что скатываюсь вниз… Не понимаю, зачем мне это. Может мной движет неуемная жажда приключений?»

s Проанализируйте письмо. В чем заключается описанная проблема, и почему она возникла? Предположите, в какой мере автор письма решает возрастные задачи развития. Каковы варианты дальнейшего развития событий? Как при этом может меняться внутренний мир девушки? Каковы пути разрешения выделенной проблемы?

Задание 130. Из письма: «Мы с мужем живем отдельно, но моя мама постоянно бывает у нас, помогает мне убирать, готовить, приезжает просто поболтать. Мужа начало раздражать, что она почти поселилась у нас. Но как я могу сказать ей: «Убирайся!» У нас с мужем вечные споры по этому поводу. Что мне делать? (Г.Р., 22 года)».

s Дайте психологический анализ ситуации. Насколько она типична и почему возникает? Как разрешить описанную ситуацию? С какими возрастными задачами связано позитивное разрешение данной ситуации?

Задание 131. Из письма: «Недавно я родила сына. Роды были тяжелыми, но сейчас мы дома, и вроде бы все в порядке: обычные заботы молодой мамы. Отчего-то на меня напала апатия, ничего не хочется делать, ничто меня не радует. Что со мной происходит?»

s Дайте психологический анализ ситуации. Какое состояние описано? Почему оно возникает? Как помочь молодой маме?

III. Практическая работа

Задание 132. Какое отношение к любви является адекватным, а какое – нет? Роль в близких отношениях можно определить, анализируя представления о любви. Выразите в баллах степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. В шкале оценок «0» баллов соответствует значению «никогда», «10» баллов – значению «всегда».

Любовь - это…

…нежное и трогательное чувство. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…нечто дарованное свыше. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…исключительно сексуальное влечение. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…выдумки сентиментальных идеалистов. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…ловушка Природы для продления человеческого рода. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…добровольное самоотречение ради другого. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…всепоглощающая страсть. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…мистическое наваждение. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
…искусство, которым овладевают всю жизнь. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обсуждение. После заполнения бланка обсудите, насколько адекватны данные представления о любви. Каким образом они могут отразиться на межличностных отношениях?

Задание 133.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [8].

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+» в бланке опросника».

Бланк опросника

Ф.И. ______________ Возраст _____________

Утверждения часто иногда редко никогда
  Я несчастлив, занимаясь столькими делами в одиночку.        
  Мне не с кем поговорить.        
  Для меня невыносимо быть таким одиноким.        
  Мне не хватает общения.        
  Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя.        
  Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.        
  Нет никого, к кому бы я мог обратиться.        
  Я сейчас больше ни с кем не близок.        
  Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.        
  Я чувствую себя покинутым.        
  Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.        
  Я чувствую себя совершенно одиноким.        
  Мои социальные отношения и связи поверхностны.        
  Я умираю по компании.        
  В действительности, никто как следует не знает меня.        
  Я чувствую себя изолированным от других.        
  Я несчастен, будучи таким отверженным.        
  Мне трудно заводить друзей.        
  Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.        
  Люди вокруг меня, но не со мной.        

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель субъективного ощущения одиночества – 60 баллов.

Высокую степень субъективного ощущения одиночества показывают баллы от 40 до 60, от 20 до 40 баллов – средний уровень, от 0 до 20 баллов – низкий уровень субъективного ощущения одиночества.

СРЕДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ

I. Теоретическое введение

План:

1. Общая характеристика периода средней зрелости. Особенности социальной ситуации.

2. Основные задачи развития в зрелости.

3. Проблема генеративности. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Развитие личности в зрелости.

4. Развитие семейных отношений.

5. Развитие интеллекта в зрелости.

6. Переход к средней зрелости (30 – 35 лет) как нормативный кризис. Психофизиологические особенности в период перехода к средней зрелости. Изменения в самосознании, смысловая перестройка сознания. Переживания кризиса мужчинами и женщинами.

7. Кризис 40 - 45 лет. Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменения в самосознании.

8. Кризис 50 – 55 лет. Психофизиологические особенности периода и изменения в социальной ситуации.

Рекомендуемая литература: [1], [2], [4], [5], [49], [55], [90], [92], [93], [100], [101], [113], [115], [125], [126].

Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, имеющий весьма условные границы, отделяющие его, с одной стороны, от юности, с другой – от старости. «Возрастные пределы зрелости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека» [101, c.193]. В целом этот отрезок жизненного пути характеризуется расцветом, наивысшим развитием интеллектуальных способностей и личности человека. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида и его личностных особенностей: устанавливаются относительно постоянные социальные связи и семейные отношения, обязанности и социальные роли, ценностные ориентации, общая самооценка и ее частные аспекты.

Определяющим для развития личности в зрелости является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни – профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Развитие личности в зрелости имеет своим центром освоение, переживание и воспроизведение ценностей жизни и культуры. Согласно Э. Эриксону, основная проблема развития этого периода жизни – переход к генеративности против поглощенности собой и стагнации. Это основное противоречие, задающее личностную динамику в зрелости. Генеративность (общечеловечность) – это способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений, формами будущего общества, и устройством будущего мира. Генеративность предполагает порождение и удовлетворение потребностей следующего поколения; вклад в развитие культуры через просоциальную деятельность в семейной и профессиональной сферах. Опасностью развития на данной стадииявляется глубокое чувство застоя и обеднения личной жизни. Это приводит к тому, что такие люди начинают баловать себя, потворствовать своим желаниям. Иногда проявлением заботы о самом себе становится ранняя инвалидность (физическая и психологическая). Причинами задержки в развитии генеративности, по мнению Э. Эриксона, могут стать травмирующие впечатления раннего детства, неправильные идентификации с родителями, чрезмерное себялюбие, проявляющееся в форме созидания себя как преуспевающей личности, недостаток базисного доверия к миру и себе. Следует подчеркнуть, что кроме генеративности, в среднем возрасте перед человеком встают все проблемы развития (проблемы доверия, автономии, инициативности, умелости, эго-идентичности, интимности, эго-интеграции).

Задачи развития в период средней взрослости (Р. Хейвигхерст):

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.

3. Выбор подходящих способов проведения досуга.

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений.

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

Проблемы развития взрослого человека (Пэк):1) признание ценности мудрости против признания ценности физических сил; 2) уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; 3) эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения; 4) умственная гибкость против умственной ригидности.

Познавательные способности человека в зрелом возрасте имеют сложную и неоднозначную динамику. Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропериодов, противоречиво сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних функций, понижение работоспособности других и стабилизацию уровней функционирования третьих. Изменения в интеллектуальной сфере можно описать через различия в становлении и функционировании двух видов интеллекта – «подвижного», или «текучего» (используется в научении), и «кристаллизованного» (умение анализировать проблемы, формулировать суждения и выводы на основе накопленного опыта, использовать усвоенные стратегии решения проблем). Возможности первого с возрастом снижаются, а потенциал второго возрастает. Кроме того, в зрелости, по Б.Г. Ананьеву, имеет место нарастание степени обучаемости. В качестве одного из факторов сохранности и повышения возможностей психофизиологического функционирования и интеллектуальных процессов выступает трудовая деятельность, а также практический опыт и тренированность [101].

Профессиональная деятельность в среднем возрасте характеризуется повышением уровня компетентности и карьерным ростом в выбранной сфере. Фактором изменения отношения к работе или смены самой профессиональной деятельности может выступать переживание человеком кризисов среднего возраста.

Развитие семейных отношений в средней зрелости характеризуется несколькими важными аспектами: воспитание взрослеющих детей; подготовка к уходу детей из семьи, принятие этого факта, приспособление к жизни супругов вдвоем; воспитание внуков; изменение отношений со стареющими родителями.

Дать определение понятия «зрелость» непросто. Рост, развитие, адаптация и связанные с ними изменения психического функционирования человека продолжаются на протяжении всей жизни. Этот процесс отличается неоднородностью. Существование возрастных кризисов в зрелости было доказано многими исследованиями, хотя их содержание изучено гораздо меньше, по сравнению с кризисами детства и юности. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов. Протекают они, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении.

Кризис 30 – 35 лет обусловленфизиологическими изменениями (первые признаки старения, ярче выраженные у мужчин; для женщин это время расцвета женственности); осознанием уходящей молодости; кроме того, этот период часто совпадает с критическим периодом в жизни семьи. Изменения с самосознании связаны с переоценкой значимости других людей, принятых семейных обязательств, обстоятельств и условий осуществления индивидуальной судьбы. Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни, осознавая, что будущее не несет безграничных возможностей. Другим критическим периодов средней зрелости является выход на пенсию. Для многих это трудная ступень жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно принять тот факт, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы.

Итак, период средней зрелости является наиболее благоприятным для достижения человеком всех уровней зрелости: физической, социальной, психологической. Это период становления человека в качестве субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности [4; 5].

 

II. Психологические задачи

Задание 134. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской…

И как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной,

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Поведать, что мне Бог готовил,

Зачем так горько прекословил

Надеждам юности моей…

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно…

М.Ю.Лермонтов

s Какие возрастные особенности прочувствованы и выражены поэтом в стихотворении?

Задание 135. В целях изучения возрастных особенностей самооценки на выборке из 100 испытуемых (женщин – 66, мужчин - 34) в возрасте от 36 до 60 лет было проведено исследование по методике М. Куна «Кто Я?»[9]. Основные категории описаний: личностные характеристики, семья и отношения в ней, деловая сфера, увлечения и интересы, социальные контакты. Получены следующие результаты. Различия в самоописаниях женщин и мужчин заключаются в порядке следования категорий. Для женщин он прямо совпада

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...