Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т.Г.Визель. Как вернуть речь




Т. Г. Визель

Как вернуть речь

                   Как организовать уход за больным

Участие родственников больного в лечебно-восстанови­тельных мероприятиях целесообразно на всех этапах бо­лезни.

Как правило, больных с инсультом госпитализируют в неврологические или нейрохирургические отделения. Но существуют и противопоказания к направлению в больницу. Таким больным можно оказывать медицинскую помощь в объеме так называемого стационара на дому. Не правы те родственники, которые оспаривают решение врача о месте дальнейшего лечения: не соглашаются отправить больного в стационар либо, наоборот, требуют госпитализации, когда транспортировка противопоказана.

В остром, самом тяжелом и ответственном, периоде — пер­вые две-три недели — основные мероприятия направлены на поддержание жизненно важных функций и профилактику осложнений. На плечи родственников (если больной остался дома) ложится труд по уходу за совершенно беспомощным в это время человеком. <... > несколько движений ногами: бедра приведе­ны к животу — вдох, бедра выпрямлены — выдох. Движе­ния должны быть мягкими, соответствовать дыханию боль­ного. <... >

Нельзя допускать сколько-нибудь длительного придавливания участков тканей. Для этого необходимо регулярно по­ворачивать больного, а также разглаживать кожные морщи­ны. Очень важно правильно оборудовать ложе больного. Оно должно быть в меру жестким, чтобы тело не погружалось глу­боко, простыня должна быть натянута. Малоподвижного больного целесообразно содержать в постели нагим, так как нательное белье склонно сбиваться в складки. Смена просты­ней, особенно у тучного больного, требует некоторой сноров­ки. Прием, облегчающий подкладывание простыни, состоит в следующем. Ближний край простыни свернут валиком и придвинут к спине больного, после чего больного осторожно переворачивают через валик на противоположный бок, вы­свобожденный из-под больного валик расправляют по посте­ли. <... >

Первые сутки- двое питание больного состоит из минераль­ной воды (без газа), слегка подслащенного клюквенного или яблочного сока. Затем диету расширяют за счет овощного и фруктового пюре, творога, молочнокислых продуктов. По­казаны чернослив, урюк, свекла как средства, улучшающие деятельность кишечника. Через несколько дней больному да­ют суфле из нежирных сортов мяса и рыбы. Картофель целе­сообразно готовить на пару, чтобы сохранить очень нужные соли калия.

С первых дней следует принять меры против возможных контрактур (мышечные спазмы). Пока больной остается в по­стели, необходимо следить за положением пораженных ко­нечностей. Руку, при положении больного на спине, отводят до горизонтального уровня ладонью кверху. При этом паль­цы должны быть разведены и выпрямлены. Для фиксации применяют мешочки с песком (солью). Под колено подкладывают валик (свернутое одеяло). Стопу с помощью какой- нибудь прокладки удерживают под углом 90 к голени. В дальнейшем, со второй-третьей недели, следует помнить о том, что бездеятельные мышцы перерождаются, поэтому необходимо аккуратно и длительно проводить занятия гим­настикой, несмотря на кажущуюся порой малую эффектив­ность.

Иногда после инсульта возникают судорожные припадки. Во время припадка нужно уберечь больного от ушибов, подло­жив подушку или что-нибудь мягкое. Насильно сдерживать судорожные движения нельзя. Важно проследить, с каких ко­нечностей начинается судорога. Обо всех своих наблюдени­ях следует информировать врача.

Постепенно клетки, шокированные инсультом, приходят в себя, возрождая свои функции. Лишь в зоне омертвения восстановление невозможно, в ней образуется киста — по­лость, заполненная жидкостью. Максимального восстановле­ния следует ожидать через 6—10 месяцев после инсульта. К этому времени заканчивается рубцевание погибших нервных тканей и восстановление «оглушенных», но сохранивших жизнеспособность. Восстановление функций тем эффектив­нее, чем целенаправленнее проводились лечебно-восстанови­тельные мероприятия. В их задачу входило локализовать очаг омертвения до минимального размера, ускорить «про­буждение» оглушенных клеток, уберечь больного от ослож­нений. Кроме того, этот период заболевания большая роль принадлежит и спонтанному (самопроизвольному) восстанов­лению пострадавших функций.

Адаптация к жизни

<... > Даже перед теми больными, которые хорошо адап­тируются к дефекту, неотвратимо встают проблемы, связан­ные с остающимися на долгое время последствиями мозго­вой катастрофы. Поэтому со временем все большее значение приобретает задача приспособления больного к жизни, столь неожиданно изменившейся для него. Усилия близких в этом направлении протекают на фоне лечения, которое, конечно же, еще необходимо. Еще долго нужны будут лекарства, улучшающие обмен веществ в нервных клетках, повышаю­щие активность сосудов, снижающие вязкость крови и тен­денцию к склеиванию кровяных шариков. Необходимо удер­живать на нормальном уровне кровяное давление и другие физиологические параметры, для чего также необходимы ле­карства, но удельный вес обучения со временем становится все значительней. Логопеды обучают приемам восстановле­ния речи, инструкторы лечебной физкультуры — умению пользоваться остаточными двигательными возможностями, совершенствовать их. Если роль больного в процессе лечения относительно пассивна, то обучение невозможно без актив­ного заинтересованного участия пациента. Процесс этот дли­тельный, ведь всегда остается возможность совершенствовать свои навыки. Задача родственников — поддерживать у боль­ного интерес к занятиям и тренировкам, помня, что их ре­зультат сказывается лишь со временем.

Первые недели после инсульта больной вынужден на­ходиться в постели. Длительное лежание уже само по себе ухудшает кровообмен. Даже здоровые люди, встав после дли­тельного лежания, могут ощутить легкое головокружение, вялость, разбитость. Поэтому необходимо, сообразуясь, конечно, с состоянием больного, как можно раньше начать активизировать его. Это следует делать постепенно, наращи­вая интенсивность нагрузки. Целесообразно постоянно обра­щать внимание больного на то, что сегодня ему разрешено больше, чем вчера, что он отвоевывает у болезни одну пози­цию за другой.

Где-то на третьей-четвертой неделе больному разреша­ют сидеть, затем — ходить у постели. К этому его следует подготовить психически и физически, имитируя ходьбу здоровой и парализованной ногой в положении лежа на спи­не. В это время приступают к восстановлению бытовых на­выков с обязательным привлечением паретичной руки. Боль­ной тренирует приемы умывания, бритья, еды, учится поль­зоваться, пусть совсем немного, пострадавшей рукой при оде­вании, уборке постели и т. п.

Как правило, через месяц-полтора со дня заболевания больной может быть выписан из стационара. К этому време­ни он уже обслуживает себя в пределах основных бытовых потребностей. Родственники, получив у врача, логопеда, ин­структора лечебной гимнастики рекомендации по дальней­шему восстановительному режиму, должны следить за тем, чтобы больной выполнял их с охотой, регулярно, но не до­пускать утомления. При физических упражнениях нельзя допускать одышки, учащения пульса более чем на 10— 15 ударов в минуту, натуживаний (в том числе и при дефека­ции). <.., >

Повышаются требования к пищевому режиму. Кроме об­щегигиенических требований, его необходимо сбалансиро­вать по калорийности и компонентам (жиры, белки, углево­ды), достаточной витаминной ценности, регулярности. Во- первых, следует помнить, что калорийность пищи больного должна быть несколько ниже общепринятой (2500— 3000 ккал), так как его двигательная активность уменьша­ется из-за паралича; во-вторых, следует уменьшить при­вычное количество животных жиров и белков в пользу рас­тительных. Нужно найти ту золотую середину, которая бы, обеспечив потребности организма, исключила переедание.

 

Большое значение имеет и трудовой режим. В благопри­ятных условиях через 3—6 месяцев после инсульта больные могут вернуться к некоторым видам производственной дея­тельности. Но большинство наших больных из-за параличей конечностей и невозможности нормального речевого обще­ния признаются инвалидами I—II группы. Мы уже упоми­нали о психотравмирующем значении этого факта. Поэтому необходима так называемая терапия занятостью. Больной не должен чувствовать себя обузой, более того, ему необходимо ощущать свою полезность окружающим. Хорошо было бы, например, привлекать выздоравливающих к посильным домашним обязанностям, не забывая при этом выделить достаточное время для логопедических занятий и упражне­ний по лечебной гимнастике. Часть больных может приспо­собиться к определенным надомным работам — сборка мел­ких изделий, картонажные поделки, вязание на машинах, ткачество и т. п. Существуют наблюдения, что привлечение парализованной правой кисти к труду, возрождение в ней це­ленаправленных движений способствует нормализации речи (не потому ли еще наши бабушки, обучая нас первым сло­вам, играли с нами в ладушки и сороку-воровку). <... >

Важно правильно организовать распорядок дня больного. Пожилые люди с трудом приспосабливаются к сменам рит­ма жизни. Отсюда вытекает целесообразность постоянного распорядка дня: начало и окончание активного дня, часы приема пищи, прогулок, работы, занятий. Подвижную дея­тельность полезно чередовать с сидячей работой, памятуя слова И. П. Павлова о том, что отдых — это смена деятельно­сти. <... >

В настоящее время нейрофизиологи представляют себе сон как своеобразную деятельность нервной системы. Во сне го­ловной мозг не только продолжает руководить жизнедея­тельностью организма, обеспечивая взаимодействие внут­ренней и внешней среды, но и обрабатывает огромный объ­ем информации, полученный во время бодрствования. От­даленно это похоже на работу склада, во двор которого днем поступают разнообразные грузы, а ночью эти грузы распределяют по соответствующим стеллажам, отсекам, четко кодируют и регистрируют. Перед сном полезны спо­койные, приятные, ритмичные занятия (вязание, систе­матизирование коллекций, ретушь фотографий, шахмат­ные задачи и т. п. ), мягкая музыка, легкое чтение. Убаю­кивающе действуют тихие монотонные звуки (шум лист­вы, прибоя, капли дождя). Пациенту, проснувшемуся сре­ди ночи, мы советуем не напрягаться в попытках тут же уснуть, а спокойно отдаться грезам. Сон, если в нем есть потребность, придет сам.

Итак, болезнь, ее последствия, а особенно двигательная и речевая неполноценность, резко нарушают жизнь больно­го. Он не в состоянии теперь делать по дому то, что делал рань­ше, не может больше общаться в том объеме, как прежде, с членами семьи и другими людьми. Такое положение дел приводит к разрушению сложившихся до болезни семейных отношений, к изменению положения больного в обществе. Те больные, которые занимали положение главы семьи (лиде­ра) или были активными членами общества, после болезни вынуждены быть целиком зависимыми от других членов се­мьи и общества. Это, как правило, крайне тяжело пережива­ется ими. <... >

Еще более важной задачей является привлечение больно­го к общению с членами семьи и другими людьми. Посколь­ку у больного с афазией нарушено речевое общение с окружающими, наряду с накапливанием речевых навыков для использования их в целях коммуникации иногда можно предложить «неречевые» способы общения. К ним относят­ся жесты, рисунки, условные рисованные знаки. Эти «заме­нители » речи позволят хотя бы частично компенсировать уте­рянную способность общения. <... >

Овладение доступным видом труда может приблизить больного хотя бы к частичному решению одной из самых важ­ных для него проблем, а именно к проблеме участия в общественно полезной работе. Формы этого участия могут быть разными: надомный труд, труд в специальных мастер­ских, труд в облегченных, щадящих условиях с изменением его профиля и, наконец, возвращение к прежнему виду тру­да. Родственники должны исходить из реального положения дел, не переоценивать и не умалять трудовых возможностей больного. Не надо вселять в него необоснованных надежд, но и не надо убеждать, что отныне будет недоступен труд вооб­ще. Всегда можно найти какое-нибудь дело, которое может стать основным занятием больного и позволит ему не чувст­вовать себя бесполезным.

Теперь перейдем к нарушению речи — последствию болез­ни, очевидно, самому тяжелому для больного. <... >

Афазия и ее формы

Речь — это использование языка в целях общения. Слож­ная структура языка требует разных сложных речевых уме­ний: умения говорить и различать звуки речи, составлять из звуков слоги и слова, говорить и понимать их, умения состав­лять из слов предложения, используя правила грамматики, читать, писать и т. д. Инсульт или травма мозга лишает боль­ных этого. <... >

Нарушения речи, состоящие в потере способности выра­жать свои мысли словами, проявляются главным образом в виде афазии и иногда дизартрии. Они могут различаться у разных больных как по степени выраженности речевого рас­стройства, так и по форме его проявления. Так, одни боль­ные с афазией теряют речь полностью, становятся «безрече­выми», в речи других много искажений, третьи испытыва­ют лишь легкие затруднения в разговоре. Некоторые из них перестают даже понимать речь других людей. Таким обра­зом, существуют разные формы афазии.

Главным проявлением афазии в большинстве случаев яв­ляется то, что при ней грубо нарушена устная речь. При этом в одних случаях больным трудно произносить отдельные зву­ки речи, т. е. совершать необходимые для этого движения языком, губами и другими органами артикуляции, в других случаях они произносят отдельные звуки, но не могут подоб­рать нужные слова, в третьих — не могут объединить слова в связные предложения.

Большинству больных не удается ни прочитать, ни напи­сать звуки и слова, которые они не могут произносить или произносят с ошибками. Артикуляция и буква связаны ме­жду собой. Это наглядно демонстрирует тот факт, что ребенок учится писать, усиленно проговаривая то, что хочет получить на листе бумаги. Если до заболевания способность писать бы­ла развита очень высоко, то артикуляция может и не играть решающей роли. <... >

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...