Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление словаря. В.М.Шкловский. А.Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации




Восстановление словаря

Слово — это основная смысловая единица речи. Если спросить любого человека, из чего состоит человеческая речь, он ответит: из слов. Восстановление способности по­нимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.

У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдель­ные звуки и слоги, следует формировать простые по струк­туре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знакомыми и часто употребляемыми. К ним относятся, напри­мер, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «бу­ду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т. п. Эти слова пригодны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие служат целям общения. Употребляя их, больной убеждается, что перестал быть «безречевым». Для закрепле­ния этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопросы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать? » — «Буду»; «Ты будешь смотреть телевизор? » — «Буду»; или «Ты хочешь обедать? » — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор? » — «Хо­чу» и пр.

Помимо этих слов необходимо восстановление слов — на­званий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов. Сначала чис­ло картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из при­знаков предмета. При этом одним из наиболее важных явля­ется функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных большое значение имеют при­знаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие понятийные признаки, как «живое — неживое», «дви­жется — не движется», «вещь — не вещь» и т. д.

Для отработки каждого из признаков больного просят, на­пример, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем режут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изобра­жено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «жи­вое», где — «неживое» и т. п.

Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, по­суда, мебель, транспорт, искусство и т. д. Значения слов уточняют путем введения их в разные по смыслу предложе­ния (т. е. в разные смысловые контексты). Такой прием но­сит название смыслового обыгрывания.

Работа по восстановлению понимания слова облегчает за­дачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать. <... >

Визель Т. Г. Как вернуть речь. — М., 1998. — С. 6— 14, 30—35.


В. М. Шкловский


А. Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации

XX столетие было освещено именами блистательной плеяды ученых, таких, как В. М. Бехтерев, JI. C, Выготский, А. Н. Ле­онтьев, А. Р. Лурия.

Среди них имя А. Р. Лурия занимает особое место. Ему при­надлежит огромная заслуга в разработке основных теоре­тических принципов современной психологии — проблемы высших психических функций (ВПФ).

С самого начала нейропсихология формировалась под воз­действием практических потребностей нейрохирургической и неврологической клиник — необходимости диагностики локальных поражений головного мозга и нарушения ВПФ. Исследования были начаты в конце 20-х — начале 30-х гг. Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в Харькове, в клинике Укра­инского психоневрологического института.

Уже в этот период было сформировано одно из важнейших положений: высшие психические функции могут нарушать­ся на разных уровнях. Соответственно выделены два основ­ных типа нарушений психической деятельности: нарушение относительно элементарных и высших уровней. Важно, что элементарные уровни могут быть скомпенсированы включе­нием высших форм организации психической деятельности, связанных с речью.

В период Великой Отечественной войны большая груп­па психологов (В. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. Н. Трауготт, А. В. Ярмолен­ко) работала в госпиталях, занимаясь изучением очаговых поражений головного мозга и восстановлением ВПФ. В эти годы А. Р. Лурия были разработаны теоретические основы ди­агностики больных с последствиями черепно-мозговой трав­мы (ЧМТ), составившие теоретическую базу последующих научных исследований и практики в этой области. К числу наиболее сложных и тяжелых нарушений ВПФ в результате очаговых поражений головного мозга были отнесены речевые расстройства в виде афазий. А. Р. Лурия рассматривал афазию как системное нарушение речи, возни­кающее вследствие выпадения какого-либо одного ее звена, приводящего к формированию определенного синдрома, ха­рактерного для той или иной формы афазии. Это позволило А. Р. Лурия создать новую классификацию афазий, основан­ную на анализе и квалификации дефекта.

Наряду с развитием диагностических методов А. Р. Лурия и его сотрудниками были разработаны также теоретические основы и методы восстановления различных ВПФ. Впервые была доказана принципиальная возможность на восстанов­ление, благодаря перестройке функциональных систем и за­мены нарушенных звеньев сохранными, опоры на смысло­вое содержание речевой деятельности [А. Р. Лурия, 1948, 1962; Л. С. Цветкова, 1972; и др. ].

В 70-х гг. под руководством А. Р. Лурия начала разрабаты­ваться детская нейропсихология, стала изучаться специфика нарушений ВПФ, присущая детскому возрасту, намечаться пу­ти их коррекции [Э. Г. Симерницкая, 1978, 1985].

Таким образом, в рамках нейропсихологии наряду с диагно­стическим всегда разрабатывались теория и практика нейрореабилитационпого направления.

Нейрореабилитация — один из важнейших разделов ме­дицины и медицинской психологии (включая и нейропси­хологию), который охватывает круг вопросов, связанных с лечением больных, восстановлением или компенсацией ВПФ утраченных или нарушенных в результате очаговых по­ражений головного мозга.

Теоретической базой современной концепции нейрореабилитации являются фундаментальные исследования А. Р. Лу­рия, изложенные в его основных работах, а именно: учение о системной динамической локализации ВПФ, их системном многоуровневом строении и иерархической организации; но­вая классификация афазий, нарушений памяти, мышления и других психических процессов; принципы восстановитель­ной работы и закономерности компенсации нарушенных функций, нейролингвистический анализ речевых функций и др. [А. Р. Лурия, 1947, 1948, 1962, 1963, 1975].

Нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы отличается от реабилитации в кардиологии, хирургии, травматологии и других областях медицины. Более того, даже в рамках одной нозологической группы сосудистого или травматического генеза клиника расстройств, цели и задачи реабилитации требуют специаль­ных методов и организационных мероприятий. Это объяс­няется тем, что у больных с поражением доминантного по­лушария мозга нарушаются речевые и другие ВПФ и, как правило, возникают правосторонние гемипарезы. Кроме то­го у большинства из них имеют место в той или иной степени выраженные психические расстройства, либо связанные с со­судистой общемозговой или очаговой патологией, либо являю­щиеся реакцией на дефект, и резко изменившийся социальный статус и положение в семье. Нарушения речи являются важней­шим ведущим фактором при определении группы инвалидно­сти. Устранение этих дефектов невозможно без осуществления системы комплексных медицинских, медико- психологических, медико-педагогических и социальных мероприятий, построенных по индивидуальным восстановительным про­граммам, в рамках которых нейропсихологические и логопе­дические программы занимают одно из ведущих мест.

Клиническая практика свидетельствует о том, что высокая эффективность нейрореабилитации может быть достигнута лишь при соблюдении ряда условий: 1) максимально раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) непрерывность; 3) интенсивность; 4) длительность; 5) комплексность медико - психолого-педагогического процесса; 6) дифференциальная и синдромальная диагностика нарушенных ВПФ; 7) адекват­ное дифференцированное применение программ восстанови­тельного обучения, соответствующее определенной форме и этапу заболевания; 8) систематический контроль за со­матическим, неврологическим и психическим состоянием больного, функцией мозговых структур и ВПФ; 9) прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабили­тации; 10) решение социально-психологических, социально- бытовых и трудовых проблем; 11) включение в реабилитаци­онный процесс членов семьи на всех этапах заболевания.

Идея комплексной нейрореабилитации и научно обосно­ванная ее реализация на практике легли в основу создания в Москве специализированной службы и Центра патологии речи и нейрореабилитации для больных с нарушениями

ВПФ. В структуре Центра имеются консультативно-диагно­стическое отделение, суточный стационар, стационар на до­му, дневной стационар, детское отделение, отделение функ­циональной диагностики, лечебной физкультуры и массажа и целый ряд других (всего 12 отделений), численность сотруд­ников которых составляет 386 штатных единиц (врачи раз­ных специальностей, психологи, нейропсихологи, логопеды, социальные работники и др. ).

Центр выполняет также функцию головного научно- организационного методического учреждения Москвы, осущест­вляющего руководство 89-ю лечебно-профилактическими учреждениями, в которых оказывается помощь больным с нарушением ВПФ на разных этапах заболевания. Средняя «обращаемость» в эти учреждения составляет ежегодно 8— 10 тыс. больных с последствиями инсульта и ЧМТ. Стационарно- амбулаторные подразделения Центра являются кли­нической базой Федерального научно-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Разработанная система нейрореабилитации больных с по­ражением доминантного полушария в результате инсульта или ЧМТ, которые сопровождаются нарушениями ВПФ, включает следующие виды помощи:

1) высококвалифицированная помощь на разных этапах заболевания (в скоропомощных неврологических и нейрохи­рургических отделениях городских больниц, стационаре, на дому, специализированном суточном стационаре, дневном стационаре, поликлинике);

2) использование дифференцированных медицинских и нейропсихологических методов работы, соответствующих каждому этапу заболевания, восстановления ВПФ, в том чис­ле речи по общей программе;

3) длительное наблюдение специалистов за состоянием больного до и после получения инвалидности.

Шкловский В. М. А. Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации // I международная конференция памяти А. Р. Лурия. — М., 1998. — С. 326 -328.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...