Восстановление словаря. В.М.Шкловский. А.Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации
Восстановление словаря Слово — это основная смысловая единица речи. Если спросить любого человека, из чего состоит человеческая речь, он ответит: из слов. Восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение. У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдельные звуки и слоги, следует формировать простые по структуре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знакомыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т. п. Эти слова пригодны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие служат целям общения. Употребляя их, больной убеждается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопросы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать? » — «Буду»; «Ты будешь смотреть телевизор? » — «Буду»; или «Ты хочешь обедать? » — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор? » — «Хочу» и пр. Помимо этих слов необходимо восстановление слов — названий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов. Сначала число картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из признаков предмета. При этом одним из наиболее важных является функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие понятийные признаки, как «живое — неживое», «движется — не движется», «вещь — не вещь» и т. д.
Для отработки каждого из признаков больного просят, например, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем режут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т. п. Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т. д. Значения слов уточняют путем введения их в разные по смыслу предложения (т. е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Работа по восстановлению понимания слова облегчает задачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать. <... > Визель Т. Г. Как вернуть речь. — М., 1998. — С. 6— 14, 30—35. В. М. Шкловский А. Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации XX столетие было освещено именами блистательной плеяды ученых, таких, как В. М. Бехтерев, JI. C, Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Среди них имя А. Р. Лурия занимает особое место. Ему принадлежит огромная заслуга в разработке основных теоретических принципов современной психологии — проблемы высших психических функций (ВПФ). С самого начала нейропсихология формировалась под воздействием практических потребностей нейрохирургической и неврологической клиник — необходимости диагностики локальных поражений головного мозга и нарушения ВПФ. Исследования были начаты в конце 20-х — начале 30-х гг. Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в Харькове, в клинике Украинского психоневрологического института. Уже в этот период было сформировано одно из важнейших положений: высшие психические функции могут нарушаться на разных уровнях. Соответственно выделены два основных типа нарушений психической деятельности: нарушение относительно элементарных и высших уровней. Важно, что элементарные уровни могут быть скомпенсированы включением высших форм организации психической деятельности, связанных с речью.
В период Великой Отечественной войны большая группа психологов (В. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. Н. Трауготт, А. В. Ярмоленко) работала в госпиталях, занимаясь изучением очаговых поражений головного мозга и восстановлением ВПФ. В эти годы А. Р. Лурия были разработаны теоретические основы диагностики больных с последствиями черепно-мозговой травмы (ЧМТ), составившие теоретическую базу последующих научных исследований и практики в этой области. К числу наиболее сложных и тяжелых нарушений ВПФ в результате очаговых поражений головного мозга были отнесены речевые расстройства в виде афазий. А. Р. Лурия рассматривал афазию как системное нарушение речи, возникающее вследствие выпадения какого-либо одного ее звена, приводящего к формированию определенного синдрома, характерного для той или иной формы афазии. Это позволило А. Р. Лурия создать новую классификацию афазий, основанную на анализе и квалификации дефекта. Наряду с развитием диагностических методов А. Р. Лурия и его сотрудниками были разработаны также теоретические основы и методы восстановления различных ВПФ. Впервые была доказана принципиальная возможность на восстановление, благодаря перестройке функциональных систем и замены нарушенных звеньев сохранными, опоры на смысловое содержание речевой деятельности [А. Р. Лурия, 1948, 1962; Л. С. Цветкова, 1972; и др. ]. В 70-х гг. под руководством А. Р. Лурия начала разрабатываться детская нейропсихология, стала изучаться специфика нарушений ВПФ, присущая детскому возрасту, намечаться пути их коррекции [Э. Г. Симерницкая, 1978, 1985]. Таким образом, в рамках нейропсихологии наряду с диагностическим всегда разрабатывались теория и практика нейрореабилитационпого направления. Нейрореабилитация — один из важнейших разделов медицины и медицинской психологии (включая и нейропсихологию), который охватывает круг вопросов, связанных с лечением больных, восстановлением или компенсацией ВПФ утраченных или нарушенных в результате очаговых поражений головного мозга.
Теоретической базой современной концепции нейрореабилитации являются фундаментальные исследования А. Р. Лурия, изложенные в его основных работах, а именно: учение о системной динамической локализации ВПФ, их системном многоуровневом строении и иерархической организации; новая классификация афазий, нарушений памяти, мышления и других психических процессов; принципы восстановительной работы и закономерности компенсации нарушенных функций, нейролингвистический анализ речевых функций и др. [А. Р. Лурия, 1947, 1948, 1962, 1963, 1975]. Нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы отличается от реабилитации в кардиологии, хирургии, травматологии и других областях медицины. Более того, даже в рамках одной нозологической группы сосудистого или травматического генеза клиника расстройств, цели и задачи реабилитации требуют специальных методов и организационных мероприятий. Это объясняется тем, что у больных с поражением доминантного полушария мозга нарушаются речевые и другие ВПФ и, как правило, возникают правосторонние гемипарезы. Кроме того у большинства из них имеют место в той или иной степени выраженные психические расстройства, либо связанные с сосудистой общемозговой или очаговой патологией, либо являющиеся реакцией на дефект, и резко изменившийся социальный статус и положение в семье. Нарушения речи являются важнейшим ведущим фактором при определении группы инвалидности. Устранение этих дефектов невозможно без осуществления системы комплексных медицинских, медико- психологических, медико-педагогических и социальных мероприятий, построенных по индивидуальным восстановительным программам, в рамках которых нейропсихологические и логопедические программы занимают одно из ведущих мест. Клиническая практика свидетельствует о том, что высокая эффективность нейрореабилитации может быть достигнута лишь при соблюдении ряда условий: 1) максимально раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) непрерывность; 3) интенсивность; 4) длительность; 5) комплексность медико - психолого-педагогического процесса; 6) дифференциальная и синдромальная диагностика нарушенных ВПФ; 7) адекватное дифференцированное применение программ восстановительного обучения, соответствующее определенной форме и этапу заболевания; 8) систематический контроль за соматическим, неврологическим и психическим состоянием больного, функцией мозговых структур и ВПФ; 9) прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации; 10) решение социально-психологических, социально- бытовых и трудовых проблем; 11) включение в реабилитационный процесс членов семьи на всех этапах заболевания.
Идея комплексной нейрореабилитации и научно обоснованная ее реализация на практике легли в основу создания в Москве специализированной службы и Центра патологии речи и нейрореабилитации для больных с нарушениями ВПФ. В структуре Центра имеются консультативно-диагностическое отделение, суточный стационар, стационар на дому, дневной стационар, детское отделение, отделение функциональной диагностики, лечебной физкультуры и массажа и целый ряд других (всего 12 отделений), численность сотрудников которых составляет 386 штатных единиц (врачи разных специальностей, психологи, нейропсихологи, логопеды, социальные работники и др. ). Центр выполняет также функцию головного научно- организационного методического учреждения Москвы, осуществляющего руководство 89-ю лечебно-профилактическими учреждениями, в которых оказывается помощь больным с нарушением ВПФ на разных этапах заболевания. Средняя «обращаемость» в эти учреждения составляет ежегодно 8— 10 тыс. больных с последствиями инсульта и ЧМТ. Стационарно- амбулаторные подразделения Центра являются клинической базой Федерального научно-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации. Разработанная система нейрореабилитации больных с поражением доминантного полушария в результате инсульта или ЧМТ, которые сопровождаются нарушениями ВПФ, включает следующие виды помощи: 1) высококвалифицированная помощь на разных этапах заболевания (в скоропомощных неврологических и нейрохирургических отделениях городских больниц, стационаре, на дому, специализированном суточном стационаре, дневном стационаре, поликлинике); 2) использование дифференцированных медицинских и нейропсихологических методов работы, соответствующих каждому этапу заболевания, восстановления ВПФ, в том числе речи по общей программе; 3) длительное наблюдение специалистов за состоянием больного до и после получения инвалидности. Шкловский В. М. А. Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации // I международная конференция памяти А. Р. Лурия. — М., 1998. — С. 326 -328.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|