Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление речевой функции у «безречевых» больных




К «безречевым» больным относят таких больных, у кото­рых речь отсутствует полностью. Они ничего не могут ска­зать или написать и в результате этого оказываются не спо­собными к общению с окружающими.

В таких случаях основные усилия направлены на растор­маживание речи, на получение хоть каких-нибудь звуков и слов. Это растормаживание проводят с помощью особенно упроченных речевых отрезков, которые легче, чем другие, оживают в памяти и приводят в движение язык как бы авто­матически. У подавляющего большинства больных даже с очень грубой афазией в памяти сохраняются наиболее уп­роченные до заболевания слова и обороты речи. Они могут быть извлечены из нее путем напоминания о них. Например, больного просят посчитать до 10, вспомнить дни недели, ме­сяцы и т. д. Автоматизированные речевые ряды, эмоциональ­ные слова, обиходные выражения, восклицания, появившиеся у больного в результате растормаживания речи, иногда вы­полняют роль «спускового крючка». Их произнесение как бы открывает путь для других слов, и речь начинает восстанав­ливаться. Сначала больного просят произносить упроченные слова вместе с обучающим, потом — повторять за ним, а за­тем — говорить самостоятельно. Пословицы и поговорки больного просят договаривать, например, «Тише едешь, даль­ше... (будешь)»; «Хороша Маша, да не... (наша)»; «Не имей сто рублей, а имей сто... (друзей)» и т. д. Растормаживаю­щее действие оказывает также пение хорошо знакомых пе­сен со словами. Как известно, у каждого поколения есть свои любимые песни, поэтому следует учитывать это обстоятель­ство, как и то, какие песни близки больным индивидуально. Аналогично этому используются заученные с детства или юности стихи, какие-либо отрывки прозы, а также беседы на особенно интересующие больного темы: лечение, семья, работа и т. д. Конечно, прежде чем предложить больному те­му для беседы, необходимо выяснить, не тяжела ли она для него психологически, не травмирует ли его. В целях растор­маживания речи применяются приемы звукоподражания. Например, больному предлагается подражать крикам живот­ных, имитировать природные звуки (шум ветра, звуки, из­даваемые каплями дождя, крики птиц и пр. ). Полезно также побуждение больного к произнесению слов и выражений, ок­рашенных эмоционально или очень часто повторяемых при общении («здравствуйте», «спасибо», «извините», «как дела? » и пр. ), а также к произнесению междометий и восклицаний («ах! », «ойееей! », «фу, ты, черт! » и т. д. ). Очень важно, чтобы больной не просто повторял эти слова, выражения и восклицания за кем-нибудь, а говорил бы их «от себя», в ситуации. Возможно даже специальное обыгрывание таких ситуаций. Например, можно условиться с больным, чтобы он вел себя так, как будто к нему пришел гость, и самому сыг­рать роль этого гостя.

Часто для растормаживания речи используются жесты. Дело в том, что у взрослых людей жест очень прочно и тесно связан со словом. Например, жест «до свидания» (помахать рукой) так и просит словесного сопровождения. Так же изо­бражаются жестами и другие обороты речи (например, «Иди сюда! », «Нельзя! », «Я тебе покажу! » и т. п. ).

Кроме жестов для вызова слов используют и особые рисо­ванные знаки (пиктограммы), подобные тем, которые при­меняются как дорожные и для международной коммуни­кации. Набор таких знаков и методика их использования в работе с больными были разработаны в Центре патологии речи. На основании 10-летней логопедической практики сде­лан вывод об их высокой эффективности. С помощью таких знаков можно без слов что-либо сообщить. Например, боль­ной, желая сказать, что он хочет пить, может нарисовать стакан с водой или выбрать этот рисунок из числа готовых, предъявленных ему в виде набора карточек. Выбирая ряд таких карточек и выкладывая их друг за другом, больной может без слов «сказать» даже целую фразу. Таким образом, знаковая фраза ста­новится понятной. Набор пиктограмм, предъявляемых боль­ным, можно пополнять знаками социальной, международной коммуникации, дорожными знаками (скрещенные ложка и вилка — здесь можно пообедать; перечеркнутая сигарета — нель­зя курить и пр. ). <... >

Часто в процессе пользования такими знаками больные начинают говорить соответствующие им слова. Опасения, что они привыкнут обходиться без слов и совсем не захотят их сказать, несостоятельны. Оперирование знаком или жес­том «оживляет» слово, каждый взрослый человек как бы переводит жест на слово, как переводятся слова с одного языка на другой. Слова еще более активно приходят боль­ному на язык, если тот, кто занимается с ним, постепенно параллельно со знаком или жестом произносит за больно­го слово. Обеспечив правильную вентиляцию помещения, в кото­ром находится больной, необходимо проследить, чтобы ды­хательные пути были свободно проходимы. В некоторых случаях у больных западает корень языка, перекрывая вход. в трахею (дыхательное горло), затрудняет дыхание скопив­шаяся слюна, неправильно подаваемая пища (питье), вызы­вая поперхивание или вдыхание комочков пищи, слюны в дыхательные пути. Это приводит к возникновению очень тяжело протекающих пневмоний, что нередко является при­чиной смертельного исхода, так как антибиотики в этих случаях малоэффективны. Возникают и так называемые за­стойные пневмонии, так как дыхательные движения у ле­жачих больных ограничены, воздух в отдаленных участках легких вентилируется плохо, кровообмен снижен. Отсюда не­обходимость следить за чистотой полости рта, положением языка. При подаче пищи и питья следует приподнимать го­лову больного, не допускать поперхивания (подавать малень­кими порциями), 3—4 раза в день полость рта следует про­тирать ватным тампоном, смоченным в растворе борной ки­слоты: 1/2 чайной ложки на стакан воды. В тяжелых случаях больному вводят воздуховод.

Больного следует каждые полтора-два часа поворачивать с положения на спине по очереди на один или другой бок. Полезно 2—3 раза в день проводить серию из 10—20 пассив­ных дыхательных упражнений: ухаживающий разводит ру­ки больного чуть кверху — вдох, а потом приводит локти к ребрам по наружному краю реберной дуги — выдох. Затем можно сделать несколько движений ногами: бедра приведе­ны к животу — вдох, бедра выпрямлены — выдох. Движе­ния должны быть мягкими, соответствовать дыханию боль­ного. <... >

Нельзя допускать сколько-нибудь длительного придавливания участков тканей. Для этого необходимо регулярно по­ворачивать больного, а также разглаживать кожные морщи­ны. Очень важно правильно оборудовать ложе больного. Оно должно быть в меру жестким, чтобы тело не погружалось глу­боко, простыня должна быть натянута. Малоподвижного больного целесообразно содержать в постели нагим, так как нательное белье склонно сбиваться в складки. Смена просты­ней, особенно у тучного больного, требует некоторой сноров­ки. Прием, облегчающий подкладывание простыни, состоит в следующем. Ближний край простыни свернут валиком и придвинут к спине больного, после чего больного осторожно переворачивают через валик на противоположный бок, вы­свобожденный из-под больного валик расправляют по посте­ли. <... >

Первые сутки- двое питание больного состоит из минераль­ной воды (без газа), слегка подслащенного клюквенного или яблочного сока. Затем диету расширяют за счет овощного и фруктового пюре, творога, молочнокислых продуктов. По­казаны чернослив, урюк, свекла как средства, улучшающие деятельность кишечника. Через несколько дней больному да­ют суфле из нежирных сортов мяса и рыбы. Картофель целе­сообразно готовить на пару, чтобы сохранить очень нужные соли калия.

С первых дней следует принять меры против возможных контрактур (мышечные спазмы). Пока больной остается в по­стели, необходимо следить за положением пораженных ко­нечностей. Руку, при положении больного на спине, отводят до горизонтального уровня ладонью кверху. При этом паль­цы должны быть разведены и выпрямлены. Для фиксации применяют мешочки с песком (солью). Под колено подкладывают валик (свернутое одеяло). Стопу с помощью какой- нибудь прокладки удерживают под углом 90 к голени. В дальнейшем, со второй-третьей недели, следует помнить о том, что бездеятельные мышцы перерождаются, поэтому необходимо аккуратно и длительно проводить занятия гим­настикой, несмотря на кажущуюся порой малую эффектив­ность.

Иногда после инсульта возникают судорожные припадки. Во время припадка нужно уберечь больного от ушибов, подло­жив подушку или что-нибудь мягкое. Насильно сдерживать судорожные движения нельзя. Важно проследить, с каких ко­нечностей начинается судорога. Обо всех своих наблюдени­ях следует информировать врача.

Постепенно клетки, шокированные инсультом, приходят в себя, возрождая свои функции. Лишь в зоне омертвения восстановление невозможно, в ней образуется киста — по­лость, заполненная жидкостью. Максимального восстановле­ния следует ожидать через 6—10 месяцев после инсульта. К этому времени заканчивается рубцевание погибших нервных тканей и восстановление «оглушенных», но сохранивших жизнеспособность. Восстановление функций тем эффектив­нее, чем целенаправленнее проводились лечебно-восстанови­тельные мероприятия. В их задачу входило локализовать очаг омертвения до минимального размера, ускорить «про­буждение» оглушенных клеток, уберечь больного от ослож­нений. Кроме того, в этот период заболевания большая роль принадлежит и спонтанному (самопроизвольному) восстанов­лению пострадавших функций.

 

В настоящее время нейрофизиологи представляют себе сон как своеобразную деятельность нервной системы. Во сне го­ловной мозг не только продолжает руководить жизнедея­тельностью организма, обеспечивая взаимодействие внут­ренней и внешней среды, но и обрабатывает огромный объ­ем информации, полученный во время бодрствования. От­даленно это похоже на работу склада, во двор которого днем поступают разнообразные грузы, а ночью эти грузы распределяют по соответствующим стеллажам, отсекам, четко кодируют и регистрируют. Перед сном полезны спо­койные, приятные, ритмичные занятия (вязание, систе­матизирование коллекций, ретушь фотографий, шахмат­ные задачи и т. п. ), мягкая музыка, легкое чтение. Убаю­кивающе действуют тихие монотонные звуки (шум лист­вы, прибоя, капли дождя). Пациенту, проснувшемуся сре­ди ночи, мы советуем не напрягаться в попытках тут же уснуть, а спокойно отдаться грезам. Сон, если в нем есть потребность, придет сам.

Итак, болезнь, ее последствия, а особенно двигательная и речевая неполноценность, резко нарушают жизнь больно­го. Он не в состоянии теперь делать по дому то, что делал рань­ше, не может больше общаться в том объеме, как прежде, с членами семьи и другими людьми. Такое положение дел приводит к разрушению сложившихся до болезни семейных отношений, к изменению положения больного в обществе. Те больные, которые занимали положение главы семьи (лиде­ра) или были активными членами общества, после болезни вынуждены быть целиком зависимыми от других членов се­мьи и общества. Это, как правило, крайне тяжело пережива­ется ими. <... >

Еще более важной задачей является привлечение больно­го к общению с членами семьи и другими людьми. Посколь­ку у больного с афазией нарушено речевое общение с окружающими, наряду с накапливанием речевых навыков для использования их в целях коммуникации иногда можно предложить «неречевые» способы общения. К ним относят­ся жесты, рисунки, условные рисованные знаки. Эти «заме­нители » речи позволят хотя бы частично компенсировать уте­рянную способность общения. <... >

Овладение доступным видом труда может приблизить больного хотя бы к частичному решению одной из самых важ­ных для него проблем, а именно к проблеме участия в общественно полезной работе. Формы этого участия могут быть разными: надомный труд, труд в специальных мастер­ских, труд в облегченных, щадящих условиях с изменением его профиля и, наконец, возвращение к прежнему виду тру­да. Родственники должны исходить из реального положения дел, не переоценивать и не умалять трудовых возможностей больного. Не надо вселять в него необоснованных надежд, но и не надо убеждать, что отныне будет недоступен труд вооб­ще. Всегда можно найти какое-нибудь дело, которое может стать основным занятием больного и позволит ему не чувст­вовать себя бесполезным.

Теперь перейдем к нарушению речи — последствию болез­ни, очевидно, самому тяжелому для больного. <... >

 

 

Восстановление речевой функции у «безречевых» больных

Часто для растормаживания речи используются жесты. Дело в том, что у взрослых людей жест очень прочно и тесно связан со словом. Например, жест «до свидания» (помахать рукой) так и просит словесного сопровождения. Так же изо­бражаются жестами и другие обороты речи (например, «Иди сюда! », «Нельзя! », «Я тебе покажу! » и т. п. ).

Кроме жестов для вызова слов используют и особые рисо­ванные знаки (пиктограммы), подобные тем, которые при­меняются как дорожные и для международной коммуни­кации. Набор таких знаков и методика их использования в работе с больными были разработаны в Центре патологии речи. На основании 10-летней логопедической практики сде­лан вывод об их высокой эффективности. С помощью таких знаков можно без слов что-либо сообщить. Например, боль­ной, желая сказать, что он хочет пить, может нарисовать стакан с водой или выбрать этот рисунок из числа готовых, предъявленных ему в виде набора карточек. Выбирая ряд таких карточек и выкладывая их друг за другом, больной может без слов «сказать» даже целую фразу. Таким образом, знаковая фраза ста­новится понятной. Набор пиктограмм, предъявляемых боль­ным, можно пополнять знаками социальной, международной коммуникации, дорожными знаками (скрещенные ложка и вилка — здесь можно пообедать; перечеркнутая сигарета — нель­зя курить и пр. ). <... >

Часто в процессе пользования такими знаками больные начинают говорить соответствующие им слова. Опасения, что они привыкнут обходиться без слов и совсем не захотят их сказать, несостоятельны. Оперирование знаком или жес­том «оживляет» слово, каждый взрослый человек как бы переводит жест на слово, как переводятся слова с одного языка на другой. Слова еще более активно приходят боль­ному на язык, если тот, кто занимается с ним, постепенно параллельно со знаком или жестом произноси Восстановление способности произносить звуки речи

У многих больных работа по растормаживанию речи приводит к хорошим результатам. Однако бывает и так, что усилия не приносят желаемого результата. Или же рас­тормаживание речевой функции так и ограничивается по­явлением автоматизмов, которые не в состоянии обес­печить даже самых элементарных потребностей речевого общения.

В этих случаях необходимо применение других методов, например работы по вызову (постановке) и закреплению зву­ков речи. <... >

Кроме того, иногда больному легче произнести целое сло­во, а потом выделить в нем 1-й звук и произнести его отдель­но, т. е. освоить артикуляцию этого звука. Те больные, у ко­торых легче вызвать не слово, а отдельные звуки, накапли­вают их, затем соединяют в слоги, а затем уже в слова. Та­ким образом, одни больные идут от отдельного звука к сло­ву, а другие — от слова к звуку.

Закрепление звуков проводится путем введения их в сло­ва и слоги. Очень важна система в подборе соответствующе­го материала. Так, слова с отрабатыванием звуков должны быть простыми, короткими, затем их структура может по­степенно усложняться. К тому же в начальный период обуче­ния подбирают слова, в которых данный звук стоит первым, затем — в середине и в конце. То же относится и к слогам: сначала слоги простые (согласный — гласный, например, П + А = ПА), затем несколько сложнее (гласный — соглас­ный, например, А + П = АП), затем слоги из трех звуков (например, ДОС, МОК и т. д. и, наконец, слоги со стечением согласных звуков (например, СТА, КЛУ, ПЛО и пр. ). <... >

Когда у больного появляются первые слова, пригодные для общения, не следует добиваться сразу же чистоты их произ­несения. Нужно побуждать больного к тому, чтобы он поль­зовался теми словами, которые есть, говорил бы их как получится. В противном случае возможен вообще отказ от речи: если не выходит правильно, лучше совсем не буду го­ворить, а то меня исправляют на каждом слове и все равно не дают выразить мысль!

Параллельно с растормаживанием речи и стимулировани­ем больного говорить « как получится », а также с восстанов­лением понимания речи больными, у которых появилась или была с самого начала собственная речь, необходимо прово­дить специальную работу по закреплению способности соз­нательно и произвольно произносить звуки речи и слова. Это требует множества специальных упражнений, которые и приводятся ниже. Задания этого раздела работы рассчитаны на то, что у больного в той или иной мере сохранилась связь между буквой и соответствующей артикуляционной позой — артикулемой. В связи с этим ему предлагаются крупно написанные («бросающиеся в глаза») слоги и сло­ва. Отрабатываемые звуки речи представлены в самых раз­ных сочетаниях с другими звуками, в разных словах и фра­зах (смысловых контекстах). Согласно одним заданиям, нужно вспомнить саму артикулему, другим — суметь пе­ревести ее в букву. Тексты составлены таким образом, что­бы не толь-ко служить целям закрепления звукопроизно- шения, но и способствовать восстановлению речевой функ­ции в целом. В них приводятся обиходные выражения, ко­торые необходимы любому человеку в разговорной речи. Тем больным, которые ошибаются в произнесении звуков речи, следует, насколько это возможно, показать способ ар­тикулирования, т. е. ввести зрительную опору на способ арти­кулирования. <... >

 

 

БА БО БУ БЫ
АБ ОБ УБ ЫБ
БЯ БЕ БЮ БИ
БЛ БЛ БЛ БЛ
БА БО БУ БЫ

 

 

Упражнения по закреплению звуков речи (автоматизация)

 

Прочитайте слова, спишите их и подчеркните букву Б: БАТОН БАРАН БА-РА-БАН БА-БОЧ-КА БОГ БОТИНКИ БОЛЬ БОЛЬНИЦА < „. >


      

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...