Причины лицемерного выражения 2 глава
Отсюда ясно, какие браки мы считаем адскими: таковы браки между людьми, которые внутри являются злейшими врагами друг для друга, внешне представая самыми близкими друзьями. К этому прибавлю две достопамятные истории. Вот первая. Как-то я смотрел в окно на восток и увидел семь женщин, которые сидели у источника в саду роз. Я стал вглядываться, пытаясь понять, что они делают, и одна из женщин кивнула мне, как бы приглашая к ним присоединиться. Я тотчас вышел из дома и поспешил в сад. Приблизившись к женщинам, я спросил их, откуда они. «Мы — жены, — ответили они, — и беседуем здесь о наслаждениях супружеской любви. И в силу многих причин мы пришли к выводу, что наслаждение супружеской любви есть также наслаждение премудростью». Этот ответ весьма меня обрадовал, и я мог видеть, что пребываю в духе и способен ко все более глубокому и просветленному постижению. «Давайте обменяемся мнениями об этих удовольствиях», — сказал я женщинам. И когда они ответили согласием, я спросил: «Откуда вы, жены, знаете, что наслаждения супружеской любви суть также наслаждения премудростью?» «Мы знаем это оттого, что мудрость в наших мужьях соответствует нашему наслаждению супружеской любовью, — ответили женщины. — Для нас радость этой любви прибывает и убывает и получает все свое содержание в соответствии с состоянием мудрости наших мужей». Услышав сие, я спросил: «Я знаю, что вы всем своим существом откликаетесь на ласковые слова мужа и живость его ума. Но я удивлен словами о том, что так происходит вследствие мудрости ваших мужей. Скажите мне: что есть мудрость? И какая мудрость способна на такое?» Мои слова обидели жен, и они сказали: «Вы полагаете, что мы не знаем даже, что такое мудрость и какая мудрость способна на такое, однако же мы постоянно помышляем о мудрости наших мужей, и мы узнаем о ней каждый день из их уст. Ибо мы думаем о том, что происходит с нашими мужьями дни напролет. За целый день едва ли наберется несколько минут, когда наши потаенные мысли совершенно покидают их и пребывают где-либо еще, в то время как наши мужья очень мало думают о том, в каком состоянии находимся мы. Наша интуиция позволяет нам знать о том, чему их мудрость радуется в нас. Наши мужья называют это духовной разумной премудростью и духовной нравственной премудростью. Они говорят, что духовная разумная премудрость относится к уму и понятиям, а духовная нравственная премудрость — к воле и образу жизни. И они совмещают в себе эти два вида премудрости. Они объясняют это следующим образом: наслаждения премудростью, проистекающие из их разума, становятся радостью в нашей груди, а от нас вновь переходят к ним, так что наслаждения возвращаются к премудрости, из которой они вышли».
«Знаете ли вы еще что-либо о том, как мудрость ваших мужей может сделать вас счастливыми?» — спросил я. «Да, — ответили они. — Существует духовная премудрость. Мудрость разума и нравственности исходит из нее. Духовная премудрость состоит в том, чтобы признавать Господа Спасителя Богом Неба и земли и собирать истины Церкви от Него. Истины приходят через Слово и проповедь, идущую от Слова. От этого происходит духовная разумность. Духовная же нравственность есть жизнь в соответствии с этими истинами, идущими от Него. Наши мужья говорят, что духовная разумность и духовная нравственность суть высшая премудрость, которая порождает истинную супружескую любовь. Они также объяснили нам причину этого. Премудрость раскрывает внутреннейшие начала их ума, отчего они могут свободно вместить в себя поток любви во всей его полноте — от истока до самого конца. Жизнь супружеской любви зависит от силы и изобилия этого потока. Мудрость разума и нравственности в наших мужьях имеет определенную цель в супружестве — любить только жену и отвергать всякое вожделение в отношении других. И в той мере, в какой они преуспевают в этом, их любовь достигает совершенства. В то же время это дает нам возвышенное чувство наслаждения, которое рождается как отклик на радость чувств наших мужей и очарование их мыслей».
«Знаете ли вы, как совершается такое общение?» — спросил я. «Всякое отношение в любви требует действия, восприятия и ответного действия, — сказали они. — Наша любовь находит наслаждение в том, чтобы начинать делать нечто. Мудрость наших мужей есть условие восприятия, а равным образом ответного действия, по мере того как они откликаются на наше действие. И мы замечаем эту их реакцию с чувством радости в сердце и в соответствии с состоянием нашего ума, который всегда открыт и готов воспринять все, с чем сообщается, и это происходит от добродетели наших мужей, которая означает также связь с нашим состоянием полноты любви». И еще они сказали: «Будьте осторожны! Не думайте, что наслаждения, о которых мы говорим, означают внешние удовольствия этой любви. Мы говорим вовсе не о них, а об отраде наших сердец, которая всегда есть отклик на премудрость наших мужей». Тут вдали показался голубь, словно державший в клюве листок. Когда он приблизился, оказалось, что то был мальчик, державший в руке лист бумаги. Подойдя ко мне, он протянул мне этот листок и сказал: «Прочтите сие перед девами источника». И я прочел такие слова: «Скажите жителям Земли, что истинная супружеская любовь существует. Она одаривает тысячами наслаждений, но мир почти ничего не знает о них. И он узнает о них, когда Церковь обвенчается с Господом». Я спросил: «Почему мальчик назвал вас девами источника?» «Нас зовут девами, когда мы сидим у этого источника, — ответили женщины. — Ибо мы воплощаем пристрастие к истинам мудрости наших мужей, а пристрастие к истине зовется девством. Весна же означает истину мудрости, а сад роз, в котором мы находимся, означает наслаждения премудростью».
Затем одна из семи дев сплела венок из роз, окропила его водой из источника и возложила на шляпу мальчика, сказав: «Прими же наслаждения разума. Шляпа — это разум, а венок из роз — наслаждение им». Украшенный венком мальчик убежал, и издали он вновь привиделся мне летящим голубем — но с гирляндой цветов на голове. Вторая история. Несколько дней спустя я снова увидел семь дев, но уже в другом саду роз. Это был превосходный сад. Такого я никогда прежне не видел. Он был круглым, и розы в нем сплетались в некое подобие радужной арки. Ее внешнюю поверхность составляли розы темно-алого цвета, внутри них было золотисто-желтые розы, еще глубже синие, а в самой середине этой сплетенной из цветов радуги были розы ярко-зеленого цвета. В этом саду имелся пруд с чистой водой. Сидевшие подле него семь дев, названные прежде девами источника, увидев меня, пригласили присоединиться к ним. Когда я подошел, они сказали: «Вы видели на земле что-либо более прекрасное?» «Никогда!» — ответил я. «Господь создает такой сад в одно мгновение, и он означает нечто новое на земле, — сказали они. — Сможете ли вы догадаться, что это за новшество? Мы полагаем, что это наслаждения супружеской любви». Когда я услышал это, я сказал: «Наслаждения супружеской любви! Вы так много и так красноречиво поведали мне о них прежде! После того как я расстался с вами, я рассказал о нашем разговоре нескольким женам, живущим по соседству. Я сказал: «Я знаю теперь, что наслаждение появляется в ваших сердцах от супружеской любви, и вы можете разделить его с вашими мужьями соответственно их мудрости. Поэтому ваш духовный взор все время обращен на мужа, и вы стремитесь направить его ум к мудрости, чтобы вы могли испытывать эти наслаждения». Еще я сказал им, что в их понимании мудрость есть духовная мудрость разума и нравственности, и в супружестве она означает любовь к одной лишь жене и отвержение всех себялюбивых желаний в отношении других. Но эти жены в ответ только рассмеялись и сказали: «Что это значит? Вы говорите глупость. Мы не знаем, что такое супружеская любовь. Мы не обладаем ею. Даже если этой любовью обладают наши мужья, как мы можем наслаждаться ею? А что касается самых внешних удовольствий этой любви, то мы иногда решительно отвергаем их, потому что находим их неприятными, подобно, например, насилию. Вы не найдете никаких следов этой любви на наших лицах, если станете искать ее. Вы, верно, дразните нас или смеетесь над нами, когда говорите, что мы с утра до вечера думаем о наших мужьях, как те семь дев, и ждем, когда они испытают удовольствие, чтобы получить от этого наслаждение».
Я запомнил эти слова, и теперь могу повторить их для вас. Они противоречат всему, что вы сказали мне у источника. И я охотно выслушал их и поверил им!» И девы в саду роз ответили мне: «Друг, ты не знаешь, сколь мудры и осторожны жены, ибо им приходится скрываться от мужчин — с единственной целью: чтобы их любили. Всякий мужчина, который не духовно, а только природно-разумен и нравственен, холоден к своей жене. Холодность сокрыта в самой глубине его ума. Мудрая и осторожная жена искусно следует тому раскрывает свою любовь к супружеству ровно в той же мере, так что ни на лице ее, ни в ее голосе или манерах невозможно заметить признаков этой любви. Ибо в той мере, в какой проявляется ее любовь, холодность мужа изливается из глубин его ума наружу. Она наполняет холодом его тело и побуждает разделить брачное ложе с другими». «Откуда же приходит то, что вы называете холодностью в супружестве?» — спросил я. «Она происходит от духовного безумства, — ответили они. — Каждый духовно неразумный мужчина внутри глубоко холоден к своей жене, но расположен к проституткам. Супружеская любовь противоположна блудной, поэтому она охладевает, когда любовь к блуду разгорается. А когда в мужчине царит холодность, он не может терпеть проявлений любви, а следовательно, не переносит даже дуновения любви, исходящего от жены. Вот почему жена мудро и предупредительно скрывает ее, и в той мере, в какой она ее отрицает, в мужчине возрождается и восстанавливается любовное желание. Вот почему такие жены не имеют сердечных наслаждений, подобных тем, которые знакомы нам, а только удовольствия, которые являются удовольствиями безумства для мужчины, ибо они суть удовольствия любви к блуду. Каждая целомудренная жена любит своего мужа — даже нецеломудренного, — но только мудрость может принять ее любовь, поэтому жена делает все возможное для того, чтобы превратить его безумство в мудрость — другими словами, побудить его желать только ее и больше никого. Она делает это тысячами способов, стараясь не раскрывать их ему, ибо она знает, что нельзя заставить любить силой, но любовь сама прорывается без видимой причины. Следовательно, женщины могут знать состояние своих мужей посредством зрения, слуха и осязания, а мужья, со своей стороны, ничего не могут знать о внутреннем состоянии своих жен. Целомудренная жена может бросить на мужа сердитый взгляд и грубо разговаривать с ним, даже сердиться и ссориться, и все же она будет хранить в своем сердце нежную любовь к нему. В одно мгновение она может забыть и простить, так что всплески ее гнева и сердитые позы явно благоприятствуют мудрости в муже и его восприимчивости к любви. Еще одна причина того, что жены так скрывают любовь в своей душе, заключается в том, чтобы не позволить холодности мужа вырваться наружу. Это разжигает огонь его любовного желания и делает его сухой веткой вместо сырого полена».
После того как семь жен сказали это и многое другое, пришли их мужья с гроздьями винограда в руках. Некоторые из них были очень вкусны, другие же отвратительны, и жены сказали: «Зачем вы принесли невкусный виноград?» «Мы знали в душе, какой виноград вам угоден, — ответили мужья. — Вы говорили с этим человеком об истинной супружеской любви и о том, что ее радость — это радость премудрости, а также о любви к блуду и о том, что радость этой любви есть радость безумства. Такие удовольствия подобны невкусному дикому винограду, тогда как наслаждения супружеской любви подобны вкусу сладкого винограда». Они поддержали мнение своих жен и добавили: «Удовольствия безумства выглядят с виду как наслаждения мудрости, но они не таковы внутри — совсем как хороший и плохой виноград, принесенный нами. И мудрость нецеломудренных людей с виду похожа на мудрость целомудренных, но не такова она внутри». Засим маленький мальчик снова подошел ко мне, протянул листок бумаги и сказал: «Прочтите». И вот что я прочел: «Вам надобно знать, что наслаждения супружеской любви возносятся до самого высокого неба и там, а равно и на пути туда, соединяются с радостью всех видов небесной любви, и так они входят в вечное блаженство. Ибо наслаждения супружеской любви есть также наслаждение премудростью. Вам также надобно знать, что удовольствия блудной любви опускаются до низших кругов ада и там, а равно на пути туда, соединяются со всеми удовольствиями адской любви, и так они становятся несчастьем, которое заключается в отсутствии всякой сердечной радости. Ибо удовольствия любви к блуду суть также удовольствия безумства». После этого мужья ушли вместе со своими женами, ведя с собой мальчика на небо. Они знали, от какого сообщества он был прислан: то было сообщество нового неба. Новая Церковь на земле будет связана с ним.
Глава XIII ПОМОЛВКИ И СВАДЬБЫ
295 О помолвках и женитьбе, а также сопутствующих им обрядах в этой главе говорится главным образом с точки зрения их умопостигаемого содержания, ибо цель этой книги состоит в том, чтобы помочь читателю постичь истину посредством разума и тем самым возвыситься до нее, так что человек делается убежденным в духе. Ибо то, что может быть предметом убеждения, важнее для духа, чем то, что дается верой в авторитет, не подкрепленной пониманием и разумом. Такое знание входит в разум не глубоко, закрепляясь только в памяти, и там смешивается с заблуждениями и ложными понятиями, а потому стоит ниже разумных убеждений. Каждый может по видимости говорить разумно на основании заученных понятий, но это «задний ум», ибо рассуждающий так подобен крабу, который пятится и смотрит назад. Иначе поступает тот, кто думает по разуму. У такого человека его разумное постижение выбирает из памяти то, что соответствует постигнутой им истине. Вот почему в этой главе говорится о многих общепринятых обычаях, как-то: выборе невесты, родительском совете, сватовстве, заключении брачного договора до свадьбы с благословения священника и наконец самой свадьбе. А также о многом другом, из чего можно уяснить себе, что все это в совокупности и составляет то, завершением чему является свадьба. Эта глава разделена на следующие части в указанном здесь порядке: (1) Выбирает мужчина, но не женщина. (2) Мужчина должен ухаживать за женщиной и просить ее выйти за него замуж,, а не наоборот. (3) Прежде чем женщина согласится, ей подобает спросить совета родителей или тех, кто их заменяет, а затем подумать самой. (4) После того как молодые люди объявят о своем согласии вступить в брак, они дают друг другу поручительство. (5) Согласие должно быть подтверждено и усилено торжественным обетом, или помолвкой. (6) Помолвка подготовляет обоих к супружеской любви. (7) Помолвка соединяет ум одного с умом другого, делая брак духовным, прежде чем он станет физическим. (8) Так происходит с теми, кто помышляет о супружестве целомудренно, но иначе дело обстоит с теми, кто мыслит о нем нецеломудренно. (9) Во время помолвки соитие непозволительно. (10) После помолвки следует свадьба. (П) До свадьбы, в присутствии свидетелей, должен быть заключен брачный договор. (12) Священник должен провозгласить брак священным. (13) Свадьбу следует справлять в духе приязни и дружбы. (14) После свадьбы духовное супружество становится также и телесным и тем самым обретает завершенность. (15) Таково правильное развитие супружеской любви с момента ее зарождения до того, как она впервые воспламенится. (16) Насильственно подгоняемая, лишенная правильного становления супружеская любовь сжигает себя в самой сердцевине и растрачивается впустую. (17) Духовное состояние любящих, развиваясь, становится супружеством; однако последнее имеет неодинаковую природу у людей духовных и природных. (18) Так происходит потому, что существует порядок последовательности и порядок единовременности, и второй вытекает из первого и сообразуется с ним. (1) Выбирает мужчина, но не женщина. Так происходит потому, что мужчина рожден быть разумом, а женщина—любовью, а также потому, что мужчинам свойственно любить противоположный пол, женщинам же — лишь одного мужчину. Кроме того, если для мужчины не является неприличным говорить о любви и возвещать о ней, то для женщины это неприлично. Тем не менее от женщин также зависит выбор для них спутника жизни. Что касается первого положения — о том, что мужчины могут выбирать, потому что рождены для разума, — то оно проистекает из того, что разум способен ясно видеть сопоставимые и несопоставимые предметы, разделять их и выбирать посредством суждения. Иначе обстоит дело у женщин. Они рождены быть любовью и не имеют такого ясного видения, поэтому для них решение выйти замуж является только продолжением наклонностей их любви. Хотя они могут весьма искусно судить о различиях между мужчинами, все же любовь их обращена к внешней стороне вещей. Что касается второго положения — почему мужчины, а не женщины делают выбор, — то тут надо сказать, что мужчинам свойственно любить противоположный пол, а женщинам — лишь одного мужчину. Тот, кто любит противоположный пол, свободен в своем решении. У женщин дело обстоит иначе, поскольку им свойственно любить лишь одного человека. Спросите для проверки любого мужчину о моногамном и полигамном браке, и вы редко встретите такого, кто не отдаст предпочтения полигамному браку, порожденному любовью к противоположному полу. Но задайте тот же вопрос женщинам, и все они, за исклкх чением проституток, отвергнут полигамный брак. Отсюда следует, что женщинам свойственно любить лишь одного мужчину, то есть им свойственна именно супружеская любовь. Что касается третьего положения — о том, что для мужчины не является неприличным говорить о любви и возвещать о ней, тогда как для женщины это неприлично,—то оно самоочевидно. Отсюда следует, что мужчине пристало обнародовать свою любовь, а если так, то и, выбор тоже принадлежит ему. Мы знаем, что женщины также свободны выбирать себе спутников жизни, но этот выбор ограничен, тогда как выбор мужчин неограничен. 297 (2) Мужчина должен ухаживать за женщиной и просить ее выйти за нею замуж, а не наоборот. Это обусловлено тем, что мужчине дан выбор, а кроме того мужчине приличествует ухаживать за женщиной и просить ее выйти замуж. Если бы так поступали женщины, они не только заслужили бы упреки, но приобрели бы дурную репутацию, делая мужчинам предложение; или же после свадьбы их сочли бы ненасытными, так что в замужестве их ожидали бы холодность и презрение. В таком случае браки превратились бы в трагедию. Кроме того, женщины ценят в себе то, что уступили честным предложениям мужчины, как если бы их завоевали. Разве не очевидно, что, если бы женщины ухаживали за мужчинами, их предложения редко бы принимались? Мужчины либо отвергли бы их с презрением, либо сочли бы такое поведение проявлением агрессивности и разврата. Более того, мужчины, как было показано выше, не обладают врожденной любовью к противоположному полу, а без этой любви жизнь лишилась бы своей прелести. Следовательно, ради того, чтобы мужчины были приятны женщинам, которые призваны украсить любовью их жизнь, они должны учтиво, вежливо и скромно просить женщин стать сладкой приправой к этой жизни. Наконец, красота женского лица, тела и манер заслуживает почитания более, чем такие же мужские достоинства. 298 (3) Прежде чем женщина согласится, ей подобает спросить совета родителей или тех, кто их заменяет, а затем подумать самой. Спросить совета родителей следует потому, что они рассматривают женитьбу с точки зрения разума, знания и любви. С точки зрения разума — потому что они старше и их возраст позволяет им судить разумнее и замечать вещи, которые хорошо сочетаются или, наоборот, несовместимы. С точки зрения знания — потому что они понимают личность как жениха, так и дочери и совместно выносят суждения об их будущем как супругов. С точки зрения любви — потому что они заботятся о дочери и для них ее дом — все равно, что их собственный. 299 Все обстоит совсем иначе, когда дочь дает согласие на брак, не посоветовавшись с родителями, ибо она не способна оценить свое будущее с точки зрения и разума, и знания, и любви. Она не может сделать это с точки зрения разума, потому что еще невежественна в отношении замужней жизни и не способна определить привычки мужчин, исходя из их природных наклонностей. Также она не способна сделать это с точки зрения знания, она мало осведомлена о домашней жизни за пределами повседневных дел в доме ее родителей и друзей и не умеет понять того, что нужно лично ее жениху. Не способна она сделать это и с точки зрения любви, поскольку в дочерях на этом этапе жизни любовь подчинена чувственным желаниям, а не требованиям зрелого ума. Однако дочери подобает обдумать предложение о браке, прежде чем она даст согласие, чтобы не быть выданной против ее воли за мужчину, которого она не любит. Согласие делает возможным брак и посвящает ее дух в супружескую любовь. Однако же согласие, данное против воли, не дает ее духу посвящения, хотя дает опыт телу. Такое согласие превращает ее духовную чистоту в страсть — и так портит супружескую любовь при первом же ее пробуждении. 300 (4) После того как молодые люди объявят о своем согласии вступить в брак, они дают друг другу поручительство. Это поручительство символизируют подарки, вещественное подтверждение и свидетельство их намерений, а также первые милости. Они представляют собой вещественное подтверждение, поскольку воспринимаются как знаки согласия. И мы говорим, что молодые люди «дали друг другу поручительство», то есть подтвердили свои намерения, поклявшись вступить в брак, и подкрепили свои клятвы подарками. Поручительство суть свидетельство, которое как бы удостоверяет взаимную любовь и тем самым постоянно напоминает о ней — особенно если его скрепляет обмен кольцами, подарки в виде бутылочек с ароматическими веществами или бус. В этих вещицах пребывают некие образы души жениха и невесты. Поручительства суть первые милости, поскольку супружеская любовь удостоверяет присутствие неизбывной доброй воли, первыми плодами которой являются подарки. Такие по-' ручательства, как хорошо известно, очень приятны. Смотреть на них—просто счастье, и они делаются еще более дорогими и милыми оттого, что в них заключена любовь. В них, так сказать, пребывают сердца будущих супругов. Поскольку поручительства поддерживают супружескую любовь, люди в древности имели особые обычаи подношения подарков по случаю достижения согласия на брак, а после обмена подарками молодые считались женихом и невестой. Однако же подношение подарков может происходить до формальной помолвки или после нее. Если подарки подносят до помолвки, они являются уверениями и обещаниями помолвки. Если их подносят после помолвки, они имеют то же значение в отношении свадьбы. (5) Согласие должно быть подтверждено и усилено торжественным обетом, или помолвской. Вот причины необходимости принятия такого обета: 1. После его принятия души молодых людей все больше сближаются. 2. Он способствует тому, чтобы любовь к другому полу ограничивалась любовью лишь к одному мужчине и одной женщине. 3. Оповестить друг друга о своих чувствах и соединить эти чувства в общем счастье. 4. Дух жениха и дух невесты должны обрести состояние супружества. 5. Супружеская любовь должна окрепнуть и запылать в полную силу к свадьбе. 6. Следовательно, супружеская любовь должна правильно произрастать из своего духовного истока. Состояние помолвки можно сравнить с весной, предваряющей лето, а внутренние наслаждения этой поры — с цветением ' деревьев, прежде чем они принесут плоды. На небесах тоже существуют помолвки, поскольку супружеская любовь зарождается и растет для того, чтобы произвести зрелую любовь, которая начинается в день свадьбы. (6) Помолвка подготовляет обоих к супружеской любви. Положения, указанные в предыдущем параграфе, устанавливают, что формальная помолвка подготовляет ум или дух человека к соединению с другим умом или духом или, что то же самое, соединение одной любви с другой. Следует,сказать, что истинная супружеская любовь устроена таким образом, что она поднимается вверх и опускается вниз. Зародившись, она стремится вверх в попытке установить единение душ посредством раскрытия все более глубоких начал разума. И нет любви, которая стремилась бы вверх с большей настойчивостью или с большим упорством добивалась бы раскрытия внутренностей разума. Ибо душа каждого супруга жаждет этого., Одновременно с движением вверх, к душе, эта любовь опускается вниз, в тело. Но нужно заметить, что в своем нисхождении супружеская любовь совершенно подобна своему порыву вверх. Если она присутствует в высших сферах, она опускается вниз целомудренной, но если ее нет вверху, она нисходит нецеломудренной. Ибо нижние начала ума нецеломудренны, верхние же целомудренны, так как нижние начала соотносятся с телом, верхние же отделены от него. Об этом будет больше сказано ниже (№ 305). Как явствует из этих замечаний, помолвка подготавливает разум будущих супругов к супружеской любви, но для каждого по-разному — в соответствии с тем, что они любят. (7) Помолвка соединяет разум одного с разумом другого, делая брак духовным, прежде чем он станет физическим. Это суждение не требует дальнейших обоснований, поскольку вытекает из того, что было сказано прежде (см. № 301—302). (8) Так происходит с теми, кто помышляет о супружестве целомудренно, но иначе дело обстоит с теми, кто мыслит о нем нецеломудренно. Для людей целомудренных — тех, кто мыслит о супружестве исходя из религии, — на первом месте стоит супружество духа, а уж после него — супружество плоти. Это те, в ком любовь поднимается вверх, а потом нисходит вниз. Души таких людей отгораживаются от несдержанной любви другого пола и посвящают себя лишь тем, с кем они желают иметь вечный союз и даруемое им блаженство, сопутствующее надежде. Но все обстоит совершенно иначе для людей нецеломудренных — тех, кто не думает о супружестве и его святости исходя из религии. Для них существует только супружество плоти, не духа. Если что-либо от супружеской любви и проявится в них во время помолвки — достигнув возвышенного состояния,—тем не менее затем это чувство стремительно опускается вниз и смешивается с корыстными желаниями, которые служат похоти. Зараженная нецеломудрием, любовь погружается в тело и загрязняет себя до основания нечистым зудом плоти. Вследствие этого она гаснег так же быстро, как загорается, и растворяется в ледяном холоде. Для таких людей помолвка не значит почти ничего, кроме удовлетворения развратных вожделений. (9) Во время помолвки соитие непозволительно, поскольку оно уничтожает последовательность, предписываемую любви в супружестве. Ибо в разуме человека пребывают три начала. Высшее называется небесным, среднее — духовным, а низшее — природным. Человек рождается в низшем начале, но, следуя в своей жизни истинам религии, поднимается к духовному, а благодаря супружеству любви и мудрости — также и к высшему началам. Все дурные желания и вожделения пребывают в низшем начале, но таковых не бывает в начале духовном, ибо Господь вводит человека в него после того, как он как бы родится заново. В высшем же, небесном начале и пребывает целомудрие брака в супружеской любви. Человек возносится к нему благодаря любви к благу и, стало быть, супружеской любви, поскольку большинство видов блага исходят из супружества. Эти наблюдения показывают, что любовь в супружестве должна подниматься от низшего начала к высшему, чтобы быть целомудренной и опуститься потом через среднее начало в тело. Когда это происходит, низшее начало очищается от присутствующей в нем духовной нечистоты благодаря целомудрию любви, нисходящей из высшего. Так низшая любовь обретает целомудрие. Но если преждевременное телесное соитие нарушит правильное развитие любви, человек в результате начинает действовать, повинуясь желаниям нижнего начала, которое от рождения нецеломудренно. Хорошо известно, что холодность в браке и пренебрежительное отношение к супругу возникают и крепнут как раз от этого. Тем не менее результаты преждевременного союза могут быть неодинаковы. То же относится и к слишком долго откладываемой или слишком поспешной помолвке. Однако такие случаи трудно описать, ибо они очень многочисленны и разнообразны. (10) После помолвки следует свадьба. Существуют церемонии, которые являются чистой формальностью, и церемонии, которые, являясь чистой формальностью, выражают нечто существенное. Свадьбы относятся ко второму виду. По причинам, изложенным ниже, свадьбы должны считаться существенным делом, которое должно быть публично освящено религией и служить поводом для формального торжества. (а) Свадьба завершает предыдущий этап, начатый заверениями в преданности — который был лишь духовным этаном, — и кладет начало позднейшему этапу, этапу супружества. Это состояние одновременно духовно и телесно, ибо теперь дух входит в тело и направляет его. Следовательно, в этот день молодые перестают быть женихом и невестой и становятся супругами, имеющими общее ложе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|