Причины лицемерного выражения 3 глава
(б) Свадьба вводит молодых в новое состояние, когда девушка становится женой, а юноша — мужем, и оба они отныне — одна плоть. Это отучается, когда любовь соединяет их и внешними рами. (в) Свадьба — это шаг на пути к полному отделению любви к другому полу от любви супружеской. Это происходит, когда приятие любви одного супруга оказывается связанным с любовью другого благодаря возможности вести совместную жизнь. (г) Многим свадьба представляется моментом перехода от одного состояния к другому и потому — формальностью, которой можно пренебречь. И тем не менее в ней есть нечто существенное — а именно то, что в новое состояние надлежит войти вместе с партнером по браку и объявить о нем в присутствии свидетелей. Наряду с другими вещами, которые придают свадьбе долговечность, она должна быть освящена духовным лицом. Поскольку в свадьбе есть нечто существенное и супружество обретает законную силу только после нее, свадьбы справляются и на небесах (см. № 27—41). 307 (11) До свадьбы, в присутствии свидетелей, должен быть заключен брачный договор. По правилам брачный договор надлежит заключить до свадьбы, чтобы положения и законы истинной супружеской любви были известны и памятны после свадьбы, как и узы, связывающие разум молодых в законном браке. Ибо по прошествии некоторого времени к супругам, когда память изменяет им, может вновь вернуться состояние, предшествовавшее обещанию вступить в брак. Поскольку один нецеломудренный поступок влечет за собой другой, договор предают забвению, а когда о нем напоминают, к нему относятся с презрением. Однако общество взяло на себя обязанность защищать супругов и налагает наказания на тех, кто нарушает брачный договор.
Одним словом, договор, заключенный до свадьбы, делает публичными священные обещания истинной супружеской любви, поддерживает их и заставляет людей, не признающих запретов, соблюдать их. Кроме того, такой договор узаконивает право иметь детей и право детей наследовать имущество родителей. 308 (12) Священник должен провозгласить брак священным, Причина этого в том, что браки по сути своей духовны и, следовательно, священны. Ибо они нисходят от небесного супружества блага и истины, и все, что относится к супружеству, соответствует божественному супружеству Господа и Церкви. Следовательно, браки происходят от самого Господа, и состояние тех, кто вступает в брак, соответствует бытию Церкви. Поскольку духовные лица на земле ведают вещами, которые относятся к Господу — то есть тем, что имеет отношение к Его любви, и, следовательно, тем, что подлежит благословению, — священнику надлежит провозгласить брак священным. И поскольку он является в данных обстоятельствах главным свидетелем, он должен услышать, принять, подтвердить и таким образом установить согласие жениха и невесты на брак. 309 (13) Свадьбу следует справлять в духе приязни и дружбы. Причина этого заключается в том, что любовь до свадьбы — любовь жениха и невесты — опускается в это время в их сердца, и они чувствуют радость супружества, когда любовь проникает во все члены тела. Это побуждает их к празднованию, и они предаются праздничному состоянию, которое здесь вполне уместно и прилично. Для укрепления чувств важно, чтобы души радовались вместе и так научались радостям супружества. 310 (14) После свадьбы духовное супружество становится также и телесным и тем самым обретает завершенность. Все, что имеет человек в своем теле, входит в него от духа. Ибо хорошо известно, что уста говорят не сами по себе, но ими вещает разум человека, и что руки и ноги двигаются не сами по себе, но через те движения проявляются намерения человека. Таким образом, разум говорит и действует через посредничество органов тела. Отсюда следует, что каков разум, таковы же речи и поступки человека. Итак, посредством постоянного внушения, разум заставляет тело делать то, что хочет, и тогда, когда хочет. Поэтому, с точки зрения внутренних начал, человеческие тела суть не что иное, как внешние формы разума, выражающие пожелания души. Отсюда становится ясным, почему разум мужчины и разум женщины должны соединиться в браке прежде тел, ибо в таком случае супружество будет бракосочетанием духа, когда оно становится бракосочетанием тел. Как следствие, супруги будут любить друг друга и в духе, и в теле.
Таким образом, когда любовь в супружестве соединяет разум молодых людей и приводит их к браку, она направляет к той же цели и тела. Разум, руководимый супружеской любовью, присутствует не только во всем теле, но и в органах, предназначенных для деторождения, которые находятся в подобающем им месте — ниже всех прочих. Когда люди соединяются в супружеской любви, черты их ума обретают завершенность в этих органах деторождения. Как следствие туда же направляются их мысли и чувства. Особенности же действий, направляемых прочими видами любви, определяются тем, что все они не достигают этих органов. Совершенно очевидно, что после свадьбы супружество духа становится также супружеством плоти и тем самым — полным. Следовательно, если супружество целомудренно в духе и проистекает из святости духа, оно целомудренно и тогда, когда присутствует в теле. В отношении супружества, которое нецеломудренно в духе, происходит обратное. 311 (15) Таково правильное развитие супружеской любви с момента ее зарождения до тою, как она впервые воспламенится. О любви сказано здесь, что она «впервые воспламенится» потому, что тепло жизни есть любовь, а тепло — или любовь — супружества способно усиливаться и в конце концов превратиться в яркое пламя или факел. Здесь сказано: «до того, как любовь впервые воспламенится», ибо таково состояние любви сразу после свадьбы. Все в мире развивается в установленной последовательности от начала до итога, и в любой цепи событий итог становится также началом. Так цель действия всегда движется от причины к следствию. Это может быть установлено и достоверно показано при помощи предметов, которые можно наблюдать в природном мире. Но мы не будем на этом задерживаться, поскольку говорим о порядке, которому следует любовь в своем движении с момента зарождения до полного раскрытия. Ибо она раскрывается в соответствии с качеством первого момента существования. Если она была в тот момент целомудренна, ее целомудренность неуклонно возрастает с течением времени. Но если она при первом своем проявлении была нецеломудренна, ее нецеломудрие со временем усиливается и к моменту помолвки становится и внешне и внутренне абсолютным.
312 (16) Насильственно подгоняемая, лишенная правильного становления супружеская любовь сжигает себя в самой сердцевине и растрачивается впустую. Некоторые обитатели небес толкуют это положение следующим образом. Под «сердцевиной» они разумеют внутренности ума и тела. Когда супружескую любовь силой заталкивают туда, она сжигает все в этих глубинах, ибо такая любовь начинается с пламени, которое пожирает и губит те святыни, в которых она зарождается. Такое случается, когда мужчина и женщина поспешно заключают брак, не соблюдая порядка, не обращаясь к Господу и не соотносясь с разумом, отвергая формальные обещания верности и повинуясь только вожделениям плоти. Если эта любовь загорается от огня плоти, она становится поверхностной, а не внутренней и, следовательно, не супружеской любовью. Можно назвать ее скорлупой, а не яд-' ром, и можно назвать ее физической — скудной и холодной, — ибо она лишена своей истинной сущности. 313 (17) Духовное состояние любящих, развиваясь, становится супружеством, однако последнее имеет неодинаковую природу у людей духовных и природных. Истина, которую надлежит осознать образованному обществу, заключается в том, что результат обладает тем же качеством, что и промежуточные стадии, которые привели к нему, ибо так можно понять, какое влияние было усвоено и как оно действует. Влияние, или наитие, означает здесь все, что возникло прежде и продолжает составлять то, что следует потом, и в общем ходе событий создает конечный результат подобно тому, что с самого начала проявляется в человеческой личности и с течением времени превращается в его мудрость. Или подобно тому, что заложено в политическом деятеле и предопределяет его мудрые решения, а также тому, что изначально заложено в богослове и со временем принимает вид его учености. Таково же и то, что имеется в семени, из которого со временем прорастает дерево. И таково же то, что связывает мужа и жену и создает их супружество. Таков смысл употребляемого здесь понятия «наитие».
Хорошо известно также, что все, приходящее в голову, тоже создает известную последовательность, и эти последовательности связываются воедино, одно за другим, и эти связи предопределяют конечный результат. Об этом здесь говорится потому, что, такова небесная истина. Ибо эта истина позволяет понять, как действует наитие, к какому конечному результату оно приводит и как осуществляется последовательность событий. Из этого можно видеть, что духовное состояние супругов, последовательно развиваясь, определяет условия их свадьбы. Но после свадьбы молодожены находятся в полном неведении относительно последовательности событий, которая предопределена тем, что произошло прежде. Тем не менее речь идет о том, что определило форму их супружеской любви и создало духовное состояние, в котором они пребывают. Разный ход развития в духовных и природных людях создает и разные состояния, поскольку духовные люди развиваются в правильном порядке, а природные — в неправильном. Ибо духовные люди обращаются к Господу, и Господь ведет их, а природные люди обращаются к себе и потому движутся в обратном направлении. Ибо состояние их супружества внутренне загрязнено нецеломудренными вещами. Поэтому течение их внутренней жизни наталкивается на множество препятствий, которые закупоривают поток и осушают его источник. 314 (18) Так происходит потому, что существует порядок последовательности и порядок единовременности, и второй вытекает из первого и сообразуется с ним. Это сказано здесь в подтверждение предыдущего параграфа. Хорошо известно, что существует порядок поступательного движения и порядок единовременного свершения. Но люди не знают, что порядок единовременности проистекает из порядка последовательности и сообразуется с ним. Чрезвычайно трудно понять, каким образом последовательное движение преображается в единовременное свершение и каков порождаемый таким образом порядок, ибо до сих пор в ученом мире не создано подходящих для этого понятий. Некоторое представление об этой тайне дается в книге «Учение Нового Иерусалима относительно Священного Писания», где сказано: «На Небе и на земле есть порядок последовательности и порядок единовременности. В порядке последовательности одна, вещь следует из другой от высочайшей до низшей. Но в порядке единовременности одна вещь соприсутствует с другой на всем пути от внутреннейшего к самому внешнему. Порядок последовательности, подобен колонне, которая тянется снизу доверху, а порядок единовременности — как конструкция, которая держит на себе все, внутри и снаружи. Порядок последовательности в конце концов становится порядком единовременности следующим образом: высшие элементы порядка последовательности становятся внутреннейшими элементами порядка единовременное. Это можно уподобить тому, как упавшая колонна становится основанием горизонтальной конструкции. И это относится ко всякой вещи и в духовном, и в материальном мире». (См. № 38, 65 в этой книге и намного подробнее об этом в книге «Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной премудрости», № 205-229.)
То же относится к порядку последовательности, ведущему к супружеству, и порядку единовременности в супружестве, а именно: порядок единовременности вытекает из порядка последовательности и согласуется с ним. Тот, кому ведома эта истина, может понять, почему ангелы могут прочесть по руке человека все его мысли и намерения. А также то, что жена может угадывать чувства мужа по его рукам, когда они касаются ее груди. Причина этого заключается в том, что руки являются самой внешней частью тела, где мысли и умозаключения человека достигают своей конечной точки и становятся там «единовременными». По той же причине в Писании сказано, что это «начертано на руках» (Исайя, 49:16; Откровение 13:16; 20:4). Прибавлю к сказанному две достопамятные истории.-Вот первая. Однажды я увидел, как в небе неподалеку от меня большое облако разделилось на несколько маленьких облачков. Некоторые из них были голубыми, а иные темными, и казалось, что они сражаются друг с другом, и тогда в них просвечивали яркие лучи — порой острые, словно острие шпаги, порой же тупые, словно обломанное лезвие меча. Эти лучи то вырывались наружу из облаков, то отступали внутрь, точно бойцы в поединке. Казалось, эти лучи и в самом деле ведут меж собой поединок. Поскольку все это происходило совсем близко, я огляделся вокруг и увидел мальчиков, молодых мужчин и стариков, которые направлялись в дом, построенный из мрамора. Облака же находились прямо над этим домом. Тогда я спросил одного из входивших: «Что это такое?» «Это школа, где молодые люди получают первые наставления о разных предметах, относящихся к премудрости», — ответил он. Услышав это, я вошел вместе с другими. Я был в духе — то есть в том состоянии, в каком пребывают все обитатели духовного мира, именуемые духами и ангелами. Оглядевшись вокруг, я увидел впереди высокий стул, скамьи посередине комнаты, места для сидения вдоль стен и балкон над входом. Высокий стул предназначался для молодых людей, которые отвечали на вопросы, скамьи предназначались для ученых, места вдоль стен — для тех, кто мудро ответил, а балкон — для старейшин, способных быть судьями в ученых спорах. Посреди балкона стоял стул, и на нем сидел мудрец, которого все называли главным учителем. Ему предстояло задавать вопросы, на которые должны были отвечать садившиеся на высокий стул молодые люди. Когда все собрались, главный учитель встал со своего места и сказал: «Прошу ответить на мой вопрос и разрешить его, если можете. Что такое душа и на что она похожа?» Все были ошеломлены этим вопросом, и по залу пронесся шепот. Кто-то из сидящих на скамьях выкрикнул: «Кто из людей с древнейших времен и до наших дней мог увидеть и уразуметь, что такое душа, не говоря уже о том, чтобы понимать, на что она похожа! Разве не находится этот предмет за пределами доступного для нашего ума?» Но в ответ на эти слова с балкона послышалось: «Сие доступно разуму и наблюдению. Отвечайте», Тогда молодые люди, которые были выбраны для выступления в этот день, вышли вперед для ответа на объявленный вопрос. Подойдя к стулу, каждый из них надевал на себя шелковую тунику опалового цвета, поверх нее тогу из мягкой шерсти, расшитую узором из цветов, а на голову — высокую шапку с гирляндами из роз, прикрепленными к большому сапфиру. Когда первый из них облачился таким образом, он сказал: «Что есть душа и на что она похожа не было никому открыто от сотворения мира. Сие есть, тайна, хранимая в сокровищнице Бога. Однако же открыто людям, что душа пребывает в человеке как царица. О местопребывании ее -двора ученые мужи судят по-разному. Некоторые полагают, что он находится в маленькой железе между мозгом и мозжечком, называемой шишковидной. Они помещают туда душу потому, что человек управляется полушариями мозга, а эта железа управляет ими. Ибо то, что управляет вашим мозгом, управляет вами с головы до пят. Поэтому это мнение многим казалось истинным. Однако после длительных размышлений оно было отвергнуто». Сказав это, он снял с себя тогу, тунику и шапку. Второй выступающий надел их и подошел к стулу. Его суждение о душе было таким: «Ни на Небе, ни на земле никто не знает, что такое душа и на что она похожа. Известно только, что она существует и пребывает в людях, но можно лишь гадать о том, где именно она находится. Одно бесспорно — она находится в голове, ибо там действуют ум и воля, а в передней части головы, на лице, расположены органы пяти чувств. Только душа дает жизнь уму, воле и пяти чувствам, пребывающим в голове. Однако я не смею судить о том, где именно душа помещается. Я лишь согласен с теми, кто определил ее престол в трех желудочках головного мозга. Иногда я соглашаюсь с теми, кто помешает ее в телах впадистых, иногда — с теми, кто помещает ее во внутреннюю субстанцию каждого полушария, а временами—с теми, кто помещает ее в кору или твердую оболочку мозга. Ибо не было недостатка в свидетельствах, подтверждающих истинность каждого из упомянутых здесь предположений. Так, в пользу суждения о том, что душа находится в трех желудочках мозга, говорит тот факт, что они являются вместилищами жизненных духов и всей лимфы мозга. В пользу тел впадистых говорит тот факт, что они составляют костный мозг, через который проходят все нервы и оба полушария мозга соединяются с позвоночником, и отсюда же исходят волокна, связывающие воедино все тело. В пользу внутренней субстанции мозга говорит то, что здесь сходятся все нервные окончания тела. В пользу коры мозга говорит то, что здесь находятся начала всех волокон, имеющие отношение к чувственному восприятию и движению. В пользу же твердой оболочки говорит то, что она является общим покровом обоих полушарий и оттуда, непрерывно распространяясь, простирается над сердцем и внутренними органами тела. Что касается меня, я не защищаю какую-либо одну теорию больше остальных. Прошу вас рассудить и решить, какая из них наиболее предпочтительна». Затем он сошел со стула и передал тунику, тогу и шапку третьему, который, взойдя на стул, сказал- «Что мне, юнцу, делать с такой возвышенной темой? Взываю к вам, ученые мужи, сидящие здесь, взываю к вам, мудрые мужи на балконе, взываю даже к ангелам высшего неба. Можно ли получить какое-либо представление о душе, руководствуясь светом разума? Но, как и другие, я могу размышлять о местопребывании души. И я полагаю, что она находится в сердце и, следовательно, в крови. Это только моя догадка, поскольку сердце через кровь управляет телом и головой. Через большой сосуд, именуемый аортой, кровь изливается во все тело, а через каротидные артерии она поступает в голову. Отсюда общепринятое мнение о том, что душа поддерживает, питает и оживляет весь организм с помощью сердца через кровь. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Священном Писании много раз говорится о «душе и сердце». Например, что Бога нужно любить «всей душой и всем сердцем» (Второзаконие 6:5,10:2; 11:13; 26:16; Иеремия 32:41; Матфей 22:37; Марк 12:30,33; Лука 10:27; и др.). И в нем прямо сказано, что «кровь — душа тела» (Левит 17:11,14). Некоторые из присутствующих воскликнули: «Настоящий ученый!» Это были священники. Затем четвертый облачился в одежды выступающего, взошел на стул и сказал: «Я тоже полагаю, что никто не может знать, что такое душа и на что она похожа. Поэтому, по моему мнению, тот, кто хочет это узнать, занят пустым делом. Но с самого детства я твердо держусь мнения древних о том, что душа человека пребывает во всем его теле и в каждой его части. Я полагаю, стремление современных людей точно определить то место в теле, где пребывает душа, плодит лишь заблуждения. К тому же душа есть духовная субстанция, к которой неприменимы понятия протяженности и местонахождения. По отношению к ней можно говорить лишь о пребывании и завершенности. И кто не имеет в виду «жизнь», когда говорит «душа»? Разве жизнь не пребывает всюду и в каждой части тела?» Когда он сказал эти слова, раздались аплодисменты. Тут встал пятый выступающий, облачился в те же одежды и, взойдя на стул, сказал: «Я не собираюсь тратить время на разговоры о том, где находится душа — в каком-то определенном месте или повсюду. Но я могу поделиться своими ощущениями о том, что такое душа и на что она похожа^ Невозможно не мыслить душу иначе, как нечто чистое, сопоставимое с воздухом или ветром, чей жизненный элемент проистекает из разума, которым человек наделен в большей мере, чем животные. Мое мнение основывается на том факте, что, когда человек умирает, о нем говорят, что он испустил дух. Поэтому душа, остающаяся жить после смерти, есть такое дыхание, коим и является мыслящая жизнь. Чем еще может быть душа? Но я слышал от тех, кто сидит на балконе, что вопрос о душе не превосходит понимание, но вполне доступен уразумению и наблюдению, поэтому умоляю вас самих открыть эту вечную тайну». Старейшины на балконе обратили свои взоры на главного учителя. Он понял, что от него хотят, чтобы он сошел в зал и дал наставление. Он тотчас спустился, прошел через зал, сел на стул и, вытянув руку, сказал: «Соблаговолите выслушать. Кто не верит в то, что душа есть самая внутренняя и тонкая сущность личности? И не есть ли сущность без формы всего лишь мимолетная греза? Итак, душа есть форма. Но я скажу, какого рода форма. Это форма всего, что относится к любви и мудрости. Все, что относится к любви, зовется чувствами, а все, что относится к мудрости, зовется восприятием. Восприятия определяются чувствами и составляют с чувствами единую форму, в которой находится бесчисленное множество форм в таком порядке и цельности, что они могут быть названы одной вещью. Они могут быть названы одной вещью потому, что вы не можете ничего изъять из нее или прибавить к ней и при этом сохранить ее в прежнем виде. Что есть человеческая душа, как не такая форма? Разве не является все, что относится к любви и мудрости, существенными элементами этой формы? В человеке же все эти предметы находятся в его душе и, посредством души, в голове и теле. Вы зоветесь духами и ангелами, и в земном мире вы думали, что духи и ангелы подобны ветрам или воздуху и тем самым — умам и душам. Теперь же вы видите, что вы—люди, которые в мире жили и мыслили в материальном теле. И вы знаете, что живет и мыслит не материальное тело, а его духовная субстанция. И это вы называете душой. Вы не понимали ее формы, хотя видели ее и видите сейчас. Все вы суть души, о бессмертии которых вы так много слышали, размышляли, говорили и писали. И вы суть формы любви и мудрости от Бога, поэтому вы никогда не умрете. Посему душа — это человеческая форма, от которой ничего нельзя отнять и к которой ничего нельзя прибавить, и это есть сокровеннейшая форма всех форм всего вашего тела. И формы, располагающиеся вовне, получают сущность и форму изнутри, так что вы, какими предстаете самим себе и всем нам, и являетесь душами. Одним словом, душа есть сама личность, ибо она является вну-треннейшей личностью. Поэтому ее форма — это самая полная и совершенная форма человека. Но это не жизнь, а сосуд жизни от Бога и ближайший к Богу, и потому она есть вместилище Бога». Когда он это сказал, многие стали ему аплодировать, а некоторые сказали: «Мы обдумаем это». Потом я пошел домой. И я заметил, что в небе появилось одно яркое облако, в котором не было видно противоборствующих лучей. Облако надвинулось на самую крышу дома и осветило его стены. И я узнал, что присутствующие увидели в нем надписи и среди прочих такую: «И Господь Бог... вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). 316 Вторая история. Прогуливаясь однажды и ощущая покой в душе и безмятежность в мыслях, я увидел в отдалении парк с крытой дорожкой посередине, которая вела к маленькому дворцу. И в него заходили молодые мужчины и женщины, мужья и жены. Я приблизился, будучи в духе, и спросил привратника перед дворцом, могу ли и я войти. Он посмотрел на меня, и я спросил: «Отчего ты так смотришь на меня?» «Я смотрю на тебя, — ответил он,—чтобы понять, есть ли в счастливой умиротворенности на твоем лице нечто от супружеской любви. За этой дорожкой есть небольшой сад с домиком посередине, и там сейчас находятся двое новобрачных. Их друзья пришли сегодня пожелать им счастья. Я не знаком с людьми, которых впускаю, но мне сказали, что я узнаю их по выражению лиц. Если увижу на их лицах счастье супружеской любви, я должен их впустить». Все ангелы могут видеть на лицах других признаки сердечной радости и блаженство любви. Блаженство, которое он увидел на моем лице, проистекало от того, что я думал о супружеской любви. Эта мысль светилась в моих глазах и оттуда распространялась на более скрытые части моего лица. Поэтому он сказал, что я могу войти. Крытая дорожка, через которую я прошел, была образована фруктовыми деревьями, чьи ветви переплетались в вышине, создавая по обеим сторонам непрерывную стену из деревьев. Пройдя по дорожке, я вышел к маленькому саду, где кустарники и цветы источали приятные ароматы. Эти кусты и цветы были высажены попарно, и я слышал, что подобные сады устраивают вокруг домов, где справляют или справляли свадьбы, и поэтому их называют свадебными садами. Я вошел в дом и увидел двух новобрачных, которые держали друг друга за руки и беседовали, предаваясь истинной, супружеской любви. После того как я и многие другие поздравили их и пожелали им счастья, я вышел в маленький свадебный сад и заметил справа группу молодых людей. Все выходившие из дома спешили подойти к этой группе, поскольку там шла ' По латыни ашта означает одновременно «дыхание» и «душа». беседа о любви в супружестве, и этот разговор притягивал всех какой-то неодолимой внутренней силой. Я услышал, как один мудрый человек говорил об этом; сказал же он примерно следующее: «Божественное Провидение присутствует в браках и даже особенно в браках и, следовательно, на небесах, поскольку все небесное блаженство проистекает из радостей супружеской любви, как свежая вода из свежих весенних потоков. Поэтому Господь устраивает так, что пары рождаются для супружества, и их постоянно наставляют в супружестве, хотя ни мальчик, ни девочка этого не замечают. Когда же для молодой женщины и молодого мужчины приходит срок жениться, они всгречаются в каком-нибудь месте, словно по велению судьбы. И тогда в одно мгновение, словно повинуясь инстинкту, они узнают, что созданы друг для друга. Юноша, словно повинуясь внутреннему голосу, думает: «Она создана для меня». А девушка тоже думает: «Он создан для меня». И по прошествии нескольких дней они открывают свои мысли друг другу и клянутся друг другу в верности. Они говорят «словно по велению судьбы» или «словно повинуясь инстинкту», а на самом деле имеют в виду Божественное Провидение, поскольку так им кажется, и они не видят действительной причины происходящего. Мудрый человек подтвердил, что пары рождены для брака и воспитываются для супружества, даже не зная об этом, посредством внутреннего и вечного единения душ и умов. Единения, подобные тем, что существуют на небесах, невозможны без Промысла и попущения Божьего». После того как мудрец сказал это, и среди его слушателей раздались аплодисменты, он продолжил: «Супружество до последних своих частностей пребывает в людях, как в мужчинах, так и в женщинах. Однако для женщины и для мужчины его значение неодинаково. А в мужском представлении о супружестве есть нечто, что позволяет соединить его с женским и наоборот». Он подтвердил это указанием на супружество воли и разума в каждом человеке: «Две вещи, которые действуют совместно во всех областях разума и тела. На основании этого вы можете удостовериться в том, что супружество находится в каждой вещи — даже самой ничтожной. То же видно из удвоения простых предметов, ибо человеку даны два глаза, два уха, две ноздри, две щеки, две губы, две руки и ноги. А внутри человека есть два полушария мозга, два отдела сердца, две доли легких, две почки, два яичка, и там, где нет двух предметов, один разделяется надвое. В теле всего по двое, поскольку одно принадлежит воле, а другое разуму, которые чудесным образом действуют совместно. Поэтому два глаза создают одно зрение, два уха — один слух, две губы — одну речь, две руки — одну работу, две ноги — одно хождение, два полушария мозга — одно умственное состояние, два отдела сердца— одну телесную жизнь через кровь, две доли легких — одно дыхание и т. д. А мужское и женское, соединенные любовью в супружестве, создают одну полноценную человеческую жизнь». Пока он говорил эти слова, справа появилось красное свечение, а слева—белое. Они были приятны для глаза, так как, входя в сознание, просветляли его. А потом раздался гром. То были мягкие раскаты, которые лились с ангельских небес, становясь все громче. Когда мы увидели и услышали это, мудрец сказал: «Это знак мне прибавить кое-что к тому, что я только что сказал. Правый член этой пары означает благо, а левый — истину, которая вписана в человека и в каждую его часть. Благо имеет отношение к воле, а истина—к разуму, и вместе они образуют единство. По этой причине правый глаз на небе есть благо человеческой власти, а левый — его истина, правое ухо — благо слуха, а левое — его истина. То же касается и других частей. Вот почему Господь говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его... и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее» (Матфей 5:29—30), Этим он хотел сказать, что, если благо становится злом, его следует отвергнуть. Он также велел своим ученикам забросить невод «по правую сторону лодки», и когда они сделали так, то вытащили много рыбы (Иоанн 21:6—7). Этим он хотел сказать, что они должны проповедовать добро благодеяния и так привлекать к себе людей». После того как он это сказал, рядом с ним снова появилось сияние, еще более мягкое, чем прежде. И можно было заметить, что слева сияние получало белый блеск от красного сияния справа. И он сказал: «Это знак с небес, подтверждающий истинность сказанного мною, ибо на небе огненное — это благо, а ярко-белое — истина. И то, что белое сияние получает свой блеск от красного огня справа, свидетельсгвует о том, что блеск света — или сам свет — есть не что иное, как блеск огня».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|