Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины лицемерного выражения 4 глава




Услышав эти слова, все пошли домой, вдохновленные радос­тями блага и истины, зажженными этим сиянием и разговорами о них.

 

Глава

XIV

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Позволительно спросить, может ли супружеская любовь, ко­торая является любовью между одним мужчиной и одной женщи­ной, быть отставлена в сторону, перенесена или восполнена после смерти одного из партнеров, имеет ли повторный брак что-либо общее с полигамией, а равным образом задать и другие вопросы, которые прибавят проблем тем, кто готов эти пункты обсуждать.

Посему я счел необходимым рассмотреть следующие темы, касающиеся повторных браков, чтобы те, кто рассуждает об этом вслепую, могли увидеть наконец некий свет.

Эти темы следующие:

(1) Повторный брак после смерти одного из супругов зави­сит от предшествующей супружеской любви.

(2) Повторный брак после смерти одного из супругов так­же зависит от состояния прежнего брака.

(3) Ничто не мешает и не противодействует тем, кто вступает в брак повторно, если прежде они не испытали су­пружеской любви.

(4) Те, кто жил в истинной супружеской любви, не желают вступать в брак снова и делают это по причинам, не связан­ным с супружеской любовью.

(5) Состояние супружества молодою человека с девицей отличается от состояния супружества молодого человека с вдовой.

(6) Состояние супружества вдовца с девицей отличается от состояния супружества вдовца с вдовой.

(7) Различия и расхождения этих браков в том, что каса­ется любви и ее свойств, неисчислимы.

(8) Вдова находится в худшем положении по сравнению с вдовцом.

318 (1) Повторный брак после смерти одного из супругов зави­сит от предшествующей супружеской любви. Истинная супру­жеская любовь подобна весам, которые взвешивают нашу склон­ность вступить в брак повторно. В той мере, в какой предыдущий брак приближался к состоянию супружеской любви, эта склон­ность убывает, а в той мере, в какой он был далек от нее, — воз­растает. Причина этого заключается в том, что супружеская лю­бовь есть союз умов, который остается в телесной жизни одного из супругов после смерти партнера, и она держит склонность к повторному браку подобно чаше весов. Чем больше было ис­тинной любви, тем тяжелее чаша, обозначающая верность покой­ному супругу. Но в наше время мало кто испытывает чувство хотя бы близкое истинной супружеской любви, так что желание по­вторно вступить в брак намного перевешивает.

Хорошо известно, что склонность к повторному браку проис­текает из состояния любви в предыдущем браке. Истинная супру­жеская любовь содержит в себе страх потерять партнера, а после его утраты — печаль, и эти страх и печаль пребывают во внутрен-нейшей области ума супругов. И сколько бы ни было в человеке такой любви, в его душе будет ровно столько же желания, как в воле, так и в разуме, соединиться с человеком, с которым он был вместе. Следовательно, разум человека находится в равнове­сии относительно повторного брака в той же мере, в какой он пребывал в нем в прежнем супружестве.

По этой причине те же двое воссоединяются вновь после смерти и любят друг друга так, как любили в этом мире. Но, как уже было сказано, такая любовь ныне редка, и немногие знают о ней. А Л, кто о ней не знает и, более того, отворачивается от нее, так же охотно ищут себе нового супруга после смерти преж­него, как они желали разлучиться со своим прежним супругом при жизни, которая была холодна.

Но подробнее об этом будет сказано ниже.

319 (2) Повторный брак после смерти одного из супругов также зависит от состояния прежнего брака. «Состояние брака» не оз­начает-здесь состояния любви, о которой говорилось выше, ибо лю­бовь обусловливает внутреннюю расположенность в пользу или против брака. Но состояние брака создает внешнюю расположен­ность или нерасположенность к брачному союзу. Положение здесь определяется многими требованиями, например: а) если в доме есть дети, и им нужна новая мать; б) если желательны новые дети; в) ес­ли дом большой и имеет много слуг как мужского, так и женского пола; г) если дела вне дома постоянно отвлекают мужчину от семей­ных забот, так что без новой жены в доме может воцариться беспо-.. рядок; д) если супруги нуждаются во взаимной помощи и поддерж­ке; е) кроме того, от характера одинокого супруга зависит, сможет ли он или она жить без партнера в браке; ж) предыдущий брак может также породить страх перед семейной жизнью или пристраст­ное отношение к ней; з) я слышал, что многоженство, любовь к дру­гому полу, а также страсть к лишению девственности и желание разнообразия в половой жизни побуждают некоторых к женитьбе. И что страх наказания и опасение за свою репутацию в случае совер­шения прелюбодеяния также побуждает некоторых — помимо мно­гих других обстоятельств — иметь расположенность к женитьбе.

320 (3) Ничто не мешает и не противодействует тем, кто вступает в брак повторно, если прежде они не испытали супру­жеской любви. Те, кто не испытал супружеской любви, обладают не духовной, или внутренней связью, но только природной и внеш­ней связью. И если внутренняя связь не скрепляет связь внешнюю и не определяет ее порядок и преемственность, эта внешняя связь тянется подобно веревке, не имеющей узла, которая тотчас спадает - или разматывается на ветру. Так происходит потому, что все при­родное происходит от духовного и являет собою не что иное, как продукт связи духовных вещей. Поэтому если что-либо природное отделяется от породивших его духовных вещей, оно более не име­ет в себе внутреннего единства, а имеет только внешне* единство по отношению к духовному, Последнее скрепляет его в целом, но не связывает воедино все его части. По этой причине природ­ный уровень в отношениях между супругами, отделенный от того, что относится к духовному уровню, не создает1 единства умов и, следовательно, единения воль, но только единство некоторых внеш­них чувств, сопряженных с телесными ощущениями.

Ничто не может помешать таким супругам вступить в брак по­вторно, ибо в них не осталось ничего существенного от прошлого брака после смерти одного из супругов. Поэтому такие супруги имеют полную свободу привязывать свои чувства к любой угодной им и свободной женщине или, если речь идет о вдове, к любому прият-.ному ей и свободному мужчине. Они мыслят брак лишь на природ­ном уровне и как удобство в связи с различными внешними нуждами, которые могут быть удовлетворены, в случае смерти прежнего су­пруга, другим человеком. Если бы можно было заглянуть в их мысли, мы бы, очевидно, не обнаружили там никакой разницы между брач­ными и внебрачными связями. По причинам, здесь указанным, они могут вступать в брак вновь и вновь, поскольку природные интимные связи исчезают сами собой после смерти супруга. Внешние чувства разделяют судьбу тела и погребаются вместе с ним, остаются же по­сле смерти только чувства, которые обращены к внутренним вещам. Но заметьте, что браки, которые связывают супругов внутрен­не, редки на земле, ибо Господь не может обеспечить соединение внутренне одинаковых людей на земле так, как это происходит на Небе, поскольку тут существует множество ограничений — в от­ношении статуса и условий жизни в округе или городе, где они живут. На земле их связывают большей частью внешние вещи, а не внутренние. Внутренние предметы проявляются лишь по прошествии времени, проведенного в браке, и становятся замет­ны лишь после того, как перейдут на внешнее.

321 (4) Те, кто жил в истинной супружеской любви, не желают вступать в брак снова и делают это по причинам, не связан­ным с супружеской любовью. Вот причины, по которым те, кто жил в истинной супружеской любви, не желают повторно вступать в брак после смерти супруга: а) они едины душами и, стало быть, умами, и это единение подлинно, ибо оно духовно и потому никог­да не прекратится; б) они также едины телесно благодаря тому, что жена воспринимает извергаемое мужем семя и тем самым усваивает себе его жизнь, что превращает девственницу в женщину. И наобо­рот, они едины благодаря тому, что муж воспринимает внутренно­стью своего ума любовь жены, которая превращает его в мужа (см. № 198 выше); в) ауры любви жены и мудрости мужа постоянно рас­пространяются вовне, что делает ж союз все более совершенным, окружает приятными флюидами и соединяет (см. № 223 выше); г) соединившиеся таким образом в браке супруги и мыслят, и дышат совместно, и на этом основано их вечное блаженство; д) в силу всех этих причин они представляют уже не две личности, а одну — то есть единую плоть; е) духовному взгляду совершенно ясно, что смерть не может разлучить их; ж) к этим наблюдениям следует до­бавить еще одно: эти двое не могут быть разлучены смертью одно­го из них, поскольку дух умершего мужа или жены продолжает жить в живом супруге, и так продолжается до его смерти, после че­го они соединяются вновь и любят друг друга еще более нежно, чем прежде, поскольку пребывают в духовном мире.

Все это позволяет сделать твердое заключение о том, что те, кто жил в истинной супружеской любви, не желают вступать в брак повторно. Но если они все же заключают вновь нечто по­добное брачному союзу, это случается по причинам чисто внеш­ним и не имеющим отношения к супружеской любви. Например, если в доме есть маленькие дети, которые нуждаются в опеке, ес­ли дом велик и в нем много слуг и служанок, если дела вне дома отвлекают мужа от домашних забот, если мужчина и женщина нуждаются во взаимной помощи и уходе и по другим подобным же причинам.

322 (5) Состояние супружества молодого человека с девицей отличается от состояния супружества молодого человека с вдовой. Состояние супружества означает состояние жизни каж­дого из супругов — мужа и жены — после свадьбы. Оно имеет от­ношение к тому, как они живут совместно — является ли их сов­местная жизнь единством внутренних начал умов и душ, что есть основная форма сожительства, или же единством внешнего со­отношения душ, ощущений и тел. Состояние супружества моло­дого человека с девицей кладет начало подлинному супружеству, поскольку в таком случае супружеская любовь может развивать­ся в правильной последовательности, то есть от первой теплоты до первого воспламенения чувств, и далее от первого семени в мужчине и от первого цветения в невинной жене. Так супруже­ство может расти и приносить свои плоды. И супруги могут по­святить друг друга в наслаждения этой любви. Но если их союз остается внешним, молодой человек и девственница являются та­ковыми только внешне. Между молодым человеком и вдовой нет ни посвящения в наслаждения брака, ни истинного развития су­пружества, поскольку вдова более, нежели девственница, имеет собственных суждений и решений. Поэтому молодой человек от­носится к вдове иначе, чем к девице. Однако в этих отношениях имеется много различии и расхождении, так что описать их мож­но только в общем виде.

323 (6) Состояние супружества вдовца с девицей отличается от состояния супружества вдовца с вдовой.

Вдовец уже сведущ в супружеской жизни, а девица еще толь­ко должна познать ее. Однако удовольствие и радость супружес­кой любви проистекают из ее новизны для обоих супругов. Если молодой муж и молодая жена должны быть посвящены в любовь, это означает, что они должны все познавать и чувствовать в своей жизни заново. Только так они могут пребывать в состоянии как бы постоянного посвящения, и их любовь может развиваться. Иначе обстоит дело в супружестве вдовца с девицей. Девственная жена обладает лишь внутренней предрасположенностью, которая уже преодолена вдовцом, хотя и здесь существует множество различий и расхождений. То же касается отношений между вдовцом и вдовой. Поэтому говорить о них тоже приходится лишь в самом общем виде.

324 (7) Различия и расхождения этих браков в том, что каса­ется любви и ее свойств, неисчислимы. Во всем присутствует бесконечное разнообразие, и разнообразие это тоже бесконечно. Различия здесь означают различия между вещами одного рода, а также отдельными родами предметов, тогда как разнообразие означает различия между противоположностями.

Вот пример, показывающий, как различие отличается от разнообразия. Ангельские небеса, будучи одним целым, заключают в себе бесконечное разнообразие. Ни-один из обитателей не похож на другого ни душой и умом, ни ощущениями и проистекающими из них мыслями, ни рожденными теми мыслями наклонностями, ни голосом или обликом, ни походкой и проч. Но хотя их насчитываются миллионы и миллионы, Господь устроил их и продолжает устраивать в совершенном единстве и гармонии. И так Один направляет ангелов, которые в целом и в частностях столь п отличны друг от друга. Вот что такое различия.

Под расхождениями же мы имеем в виду противоположность различиям, которая встречается в аду, ибо там каждый диаметрально противоположен обитателям небес. И ад, образуемый ими, составляет одно целое вследствие отличий одного от другого, которые совершенно противоположны различиям на небе­сах — то есть вследствие бесконечных расхождений. Сказанное разъясняет, как следует понимать «бесконечные различия» и «бес­конечное расхождение».

То же относится к супружеству. Среди супругов существуют неисчерпаемые различия между теми, кто обладает супружеской любовью, и теми, кто любит внебрачные связи. Следовательно, имеются бесконечные различия и между этими двумя категория­ми супругов.

Эти замечания позволяют заключить, что различия и расхож­дения в разного рода браках, будь то брак молодого мужчины с вдовой, вдовца с девицей или вдовца с вдовой неисчислимы. Кто может разложить бесконечность на числа?

325 (8) Вдова находится в худшем положении по сравнению с вдовцом. Внешняя сторона видна всем: а) вдова не может сама обеспечить себя и свой дом как это делает мужчина, или так, как она делала прежде при помощи мужчины, когда имела мужа; б) она не может как следует защитить себя и свой дом, ибо прежде такую защиту предоставлял ей муж; в) она лишена совета в вещах, касающихся внутренней мудрости и ее опыта; г) вдова не имеет возможности дарить кому-либо любовь, которой она обладает как женщина, так что она находится в состоянии, чуждом тому, кото­рое врождено ей и которое увенчивается супружеством.

Эти внешние и мирские причины проистекают из причин, ко­торые имеют внутреннюю и духовную природу. Так- происходит со всеми вещами в мире и в человеке (см. № 220 выше).

Внешние, мирские причины могут быть поняты из внутренних, духовных причин, которые обусловлены союзом блага и истины и в особенности следующими его свойствами: благо ничего не мо­жет создать или устранить иначе как посредством истины. Благо не может защитить себя иначе как посредством истины, так что исти­на — это защитница и как бы оружие блага. Благо без истины не имеет совета, ибо оно научается мудрости и опытности посредст­вом истины. Мужчина от сотворения есть истина, а жена от сотво­рения есть благо или, что то же самое, мужчина есть от сотворения разум, а жена — любовь, поэтому внешние, или природные причи­ны худшего положения женщины во вдовстве явно проистекают из внутренних, или духовных причин. Эти духовные причины, соединенные с природными, составляют то, что говорится о вдовах во многих местах Писания (см. «Апокалипсис откровенный» № 764).

326 К этому прибавлю две достопамятные истории. Вот первая.

После того, как вопрос о душе был разрешен в школе, все ста­ли выходить: главный учитель первым, за ним старейшины с пя­тью молодыми людьми, которые дали свои ответы, а следом ос­тальные. И, выйдя из школы, они пошли в окружавший школу парк, где были дорожки, обсаженные кустами. Гуляя там, они со­бирались в небольшие группы и вели разговоры о предметах, ка­сающихся премудрости. В каждой группе присутствовал один из старейшин, сидевших на балконе.

Тогда я, будучи в духе, подошел к главному учителю, который

только что разрешил для всех вопрос о душе. Увидев меня, он

сказал: «Кто вы? Мне удивительно было видеть, как вы подходили

ко мне. Иногда вы были видны, а иногда вдруг пропадали из вида.

Вы, верно, не принадлежите к нашему состоянию жизни!»

С улыбкой я отвечал на те слова: «Я не волшебник и не Вер-тумний", но поочередно нахожусь для вас то на свету, то в тени. Я здесь и чужой, и свой».

«Вы говорите нечто странное и необычное, — ответил учи­тель. — Скажите, кто вы?»

«Я из мира, в котором вы были и который покинули. И я также в мире, в который вы пришли и в котором сейчас находитесь, име­нуемом духовным. Для меня возможно находиться одновременно в природном и духовном состояниях—одновременно с людьми на земле и с вами здесь. И когда я нахожусь в земном состоянии, я не вижу вас, а вижу только находясь в духовном состоянии. То, что я таков, — это дар Божий. Вы, как ученый человек, знаете, что чело­век в природном мире не может видеть обитателей духовного ми­ра и наоборот, так что, когда мой дух пребывает в теле, вы меня не видите, но когда он выходит из тела, вы меня видите. Только что во время собрания вы утверждали, что вы все суть души и что ду­ши могут видеть друг друга, поскольку они обладают человеческой формой. И вы знаете, что не видели себя, то есть вашей души — в вашем теле, когда были в природном мире. Это происходит вследствие различия между природным и духовным».

* Божество у древних римлян, способное постоянно менять свой облик.

Когда он услышал слова о различии между природным и ду­ховным, он сказал: «Какое различие? Не есть ли это различие между более и менее чистым? Что такое духовное как не более чистое природное?»

«Это различие не таково, а подобно различию между предше­ствующим и последующим, которое нельзя выразить ограничен­ным числом, — ответил я. — На самом деле предшествующее пре­бывает в последующем, как причина пребывает в "следствии, а последующее происходит от предшествующего, как следствие происходит от причины. Вот Почему одно остается невидным для другого».

На это учитель сказал: «Я изучал различие и много размышлял о нем, но до сих пор не смог вполне уяснить его сущность».

«Вы не только поймете различие между духовным и природ­ным, но и увидите его, — ответил я. — Вы находитесь в духовном состоянии, когда общаетесь со своими сотоварищами, и в земном состоянии, когда общаетесь со мной. Ибо с ними вы говорите ду­ховным языком, принятым среди духов, а со мной — на моем род­ном языке. Ибо все ангелы и духи обращаются к человеку на его родном языке — французском к французу, английском к англича­нину, греческом.к греку, арабском к арабу и так далее. Для того чтобы понять различие между духовным и земным языком, сде­лайте следующее: подойдите к вашим товарищам, скажите им что-нибудь и запомните звуки, а потом придите ко мне и произне­сите эти звуки для меня».

Он сделал так, вернулся ко мне и произнес слова, которые только что сказал своим товарищам, но ничего не понял. Это бы­ли бессмысленные звуки, которых нельзя найти ни в одном слова­ре мира. Этот эксперимент, повторенный несколько раз, показал со всей ясностью, что в духовном мире каждый говорит духовным языком, который не имеет ничего общего ни с одним из языков природного мира и что после смерти каждый человек сам собою обретает способность понимать этот язык. Благодаря этому же опыту он узнал, что даже звуки духовного языка настолько отли­чаются от звучания земной речи, что человек в природном мире вовсе не слышит духовную речь, а равным образом обитатель ду­ховного мира не слышит речь земную.

Затем я попросил главного учителя и тех, кто стоял рядом с ним, отойти и написать на бумаге какое-нибудь предложение, а потом вернуться и прочесть его вслух. Они сделали так, но, ког­да прочли, не смогли понять его смысл, поскольку написанное ими состояло из разрозненных букв алфавита с черточками над ними, каждая из которых обозначала ту или иную идею, относя­щуюся к предмету обсуждения. Поскольку каждая буква в алфа­вите соответствует там некоторой идее, становится ясно, почему Господь именуется «альфой и омегой».

Проделав этот эксперимент несколько раз, они обнаружи­ли, что их письмо выражало несчетное множество вещей, кото­рое не может выразить ни один природный язык. И кто-то за­метил, что так получается потому, что духовная личность мыслит вещи непостижимые и невыразимые для земного чело­века и что эти вещи нельзя перевести ни в какую другую форму письма или речи.

Поскольку многие среди стоявших рядом не хотели верить то­му, что духовная мысль настолько превосходит земную, что не может быть выражена в земных понятиях, я сказал им-. «Проде­лайте такой опыт: пойдите в свое духовное сообщество и поду­майте о чем-нибудь, запомните это, вернитесь и сообщите мне».

Они отошли, помыслили нечто, запомнили это и вернулись обратно. Но когда они попытались выразить то, что помыслили, они не смогли это сделать, ибо обнаружили, что ни одна земная идея не соответствует идеям духовного мышления, а потому ни одно слово не может их обозначить. Они проделали этот опыт несколько раз и убедились в том, что духовные идеи выше при­родного уровня — невыразимые и недоступные пониманию для земного человека. И они сказали, что, поскольку духовные идеи настолько превосходят природные, эти идеи в сравнении с зем­ными являются идеями идей и мыслями мыслей, которые обозна­чают свойства свойств и чувства чувств. Поэтому духовные мысли суть элементы или начала земных мыслей. Отсюда ясно, что ду­ховная мудрость есть премудрость, недоступная пониманию даже мудрейшего из жителей природного мира.

Засим им было возвещено с третьего неба, что есть премуд­рость еще более внутренняя, или высшая, называемая небесной, которая относится к духовной премудрости так же, как та отно­сится к мудрости природной, и что эти премудрости по порядку небес вытекают из Божественной премудрости Господа, которая бесконечна.

327' По окончании я сказал стоящим предо мной: «Из этих трех опытов вы можете видеть различие между духовным и природ­ным, а также причину того, что ни духовный человек не может видеть природного, ни природный — духовного, и тем не менее они близки друг другу и чувствами, и мыслями и тем самым — сво­им бытием. Вот почему вы, главный учитель, иногда видите меня, а иногда —- нет». Засим мы услышали голос с высшего неба, пове­левший главному учителю взойти туда. Он взошел и, вернувшись, сказал, что ангелы, как и он сам, не знали прежде различия меж­ду духовным и природным по той причине, что прежде они ни­когда не встречали человека, который мог находиться одновре­менно в двух мирах и сравнивать их между собой, а без такого сравнения нельзя понять и различий между ними.

328 Потом он ушел, а мы продолжали говорить на эту тему, и я ска­зал: «Различия существуют единственно вследствие того, что вы, пребывая в духовном мире, находитесь в началах субстанциаль­ных, а не материальных, субстанция же есть начало материальных вещей. Пребывая в началах вещей, вы постигаете чистую единич­ность сущего, тогда как мы воспринимаем результаты и, следова­тельно, вещи, сложные по составу. Вы знаете частности, мы — со­бранное воедино, и подобно тому, как целое не может войти в его части, природные вещи, которые материальны, не могут войти в вещи духовные, по сути своей субстанциальные. Так корабель­ный канат не может пройти сквозь игольное ушко или нерв не мо-. жет быть введен в одно из его волокон, или же волокно — в одну из составляющих его нитей. Это известно и в природном мире, от чего ученые единодушно утверждают, что не бывает втечения природного в духовное, но духовное втекает в природное.

Вот почему природный человек не может мыслить о том, о чем мыслит человек духовный, а потому не может о том и гово­рить. Оттого апостол Павел называл слышанное им из третьего - неба «неизреченным» (2 Кор 12:4). Кроме того, мыслить духовно — значит мыслить вне пространства и времени, мыслить же сооб­разно природному — значит мыслить в пространстве и во време­ни. Ибо к каждой природной идее присоединяется нечто от про­странства и времени, но не к идее духовной. Так происходит потому, что духовный мир не пребывает в пространстве и време­ни, подобно природному миру, но пребывает в чем-то подобном пространству и времени. Благодаря этому знание и восприятие разнятся между собой. Посему вы можете мыслить сущность и вездесущность Божий от вечности, то есть до сотворения мира, поскольку мыслите сущность Бога от вечности вне времени и вез­десущность Божию от вечности вне пространства. Тем самым вы постигаете вещи, недоступные разумению земных людей».

А потом я рассказал им, как однажды мыслил о Божьих сущ­ности и вездесущности от вечности и был опечален тем, что не мог отрешиться от идеи пространства и времени. Вместо Бога мне являлась идея природы. Но мне было сказано: «Устрани идеи пространства и времени, и ты узришь». И дано мне было отре­шиться от тех идей, и мои духовные вежды раскрылись. И с тех пор я мог мыслить о Боге предвечном, а не о природе прежде ве­ка, ибо Бог во все времена пребывает вне времени и во всех про­странствах пребывает вне пространства, но природа всегда пре­бывает во времени и всюду пребывает в пространстве. Природа, будучи во времени и в пространстве, должна откуда-то начаться, но не Бог, пребывающий вне времени и пространства. Поэтому природа происходит от Бога. И природа не предвечна, но пребы­вает во времени, то есть она начала существовать одновременно с пространством и временем.

329 Когда главный учитель и прочие покинули меня, несколько юношей из тех, кто принимал участие в школьном состязании, по­следовали за мною в мой дом и стояли рядом, пока я писал. Тут ;!':> они увидели моль, которая бегала по бумаге, и с удивлением спро­сили меня, что это за резвое существо.

«Это моль, — ответил я. — И я могу рассказать вам про нее не­что удивительное. В столь малом существе имеется столько же членов и органов, сколько в целом верблюде, а именно: мозги, сердце, дыхательные пути, органы чувств, движения и детррож-дения и прочее. Каждый же из этих органов составлен из воло­кон и нервов, кровеносных сосудов, мышц, сухожилий и перепо­нок, а каждая из этих частиц состоит из еще более утонченных частей, сокрытых глубоко внутри и недоступных зрению». '.

Собеседники же мои сказали мне, что моль видится им как ; простая субстанция.

«И тем не менее в ней находится больше всевозможных час­тей, чем вы можете сосчитать, — ответил я.—Я говорю это для того, чтобы вы знали, что то же самое относится к любому предме­ту, который вам представляется простым и малейшим как в ваших действиях, так и в ваших чувствах и мыслях. Ручаюсь, что каждая кроха вашего побуждения и каждая капля вашего чувства могут делиться до бесконечности. И в той мере, в какой ваши идеи де­лимы, вы мудры. Знайте же, что всякая вещь, разделяясь, стано­вится более сложной, а не более простой, поскольку чем более дробна сущность, тем ближе она к бесконечности, в которой все бесконечно. Я сообщаю вам эту новую идею, прежде неведомую».

После этих слов.юноши отошли от меня к главному учителю и попросили его предложить для обсуждения в школе совсем но­вую проблему. «Какую?» — спросил он. И они сказали: «Всякая вещь, разделяясь на части, становится все более сложной, а не бо­лее простой, поскольку чем более дробна сущность, тем ближе она к бесконечности, в которой все бесконечно».

Учитель обещал, сказав при этом: «Я вижу это, ибо понял, что одна природная идея содержит в себе бесчисленные духовные идеи, а одна духовная идея содержит в себе бесчисленные небес­ные идеи. Из этого проистекает различие между небесной премуд­ростью, в которой пребывают ангелы третьего неба, и премудро­стью духовной, в коей находятся ангелы второго неба, а равно и премудростью природной, в которой пребывают ангелы низше­го неба и люди».

Вторая история. Однажды я услышал дружеское рассуждение между мужьями о женском поле—может ли женщина, которая по­стоянно любит свою красоту, то есть любит в себе свой облик, лю­бить своего мужа. Они первым делом согласились между собой в том, что женщины обладают двоякой красотой: природной, како­вая есть красота лица и тела, и духовной, каковая есть красота люб­ви и нрава. Они также согласились в том, что эти два вида красоты часто бывают разделены в природном мире, но соединены в мире духовном, ибо там внешняя красота есть форма любви и нрава. По­этому часто случается так, что уродливые женщины по смерти ста­новятся прекрасны, а красивые по смерти становятся безобразны.

Пока они рассуждали так, пришли некоторые жены и сказали: «Примите нас в ваше общество, ибо тому, о чем вы рассуждаете, научает вас знание, нас же тому научает опыт. К тому же вам так мало известно о любви жен, что, можно сказать, вы ничего о ней не знаете. Знаете ли вы, что благоразумие женской премудрости заключается в том, чтобы таить свою любовь к мужу глубоко в своей груди или в своем сердце?»

Они продолжили обсуждение вместе, и мужчины первым де­лом заключили, что каждая женщина желает казаться красивой лицом и нравом, ибо она от рождения обладает наклонностью любить, и образ этой наклонности есть красота. Поэтому женщи­на, не желающая быть красивой, не есть женщина, которая хочет любить и быть любимой и, следовательно, она не является настоя­щей женщиной.

На это жены сказали: «Красота женщины состоит в мягкой нежности и проистекающем из нее изысканном чувствовании. Отсюда происходит и любовь женщины к мужчине, и любовь мужчины к женщине. Но вы, наверное, этого не понимаете».

Второе заключение мужчин был следующим: до замужества женщина желает быть красивой для мужчин, а после замужества, если она целомудренна, — только для одного, а не для всех.

На это жены сказали: «После того как муж познал природную красоту женщины, он более не видит ее, но видит ее духовную красоту и благодаря этому ее любит. Тогда он вновь начинает ви­деть ее природную красоту, но в ином свете».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...