Причины лицемерного выражения 5 глава
Третье заключение мужчин был следующим: если женщина желает казаться красивой после замужества так же, как и до замужества, она любит всех мужчин, а не одного, ибо женщина, любящая только свою красоту, непрестанно желает, чтобы ее красотой прельщались. А поскольку эту красоту, как было сказано, муж более не видит, она желает, чтобы ее видели те мужчины, среди которых она окажется. Из этого явствует, что она любит пол, а не одного из пола. Тут жены хранили молчание, но все-таки сказали едва слышно: «Какая же женщина столь свободна от тщеславия, чтобы не хотеть казаться красивой не только своему мужу, но и всем мужчинам?» Некоторые жены на небесах, которые были прекрасны, ибо обладали небесными чувствами, услышали три заключения мужчин и согласились с ними, но добавили: «Они любят свою красоту и украшения благодаря мужьям». 331 Три жены, недовольные тем, что небесные жены подтвердили заключения мужчин, сказали мужчинам: «Вы спросили, любит ли мужа жена, обожающая свой красоту. Со своей стороны мы хотим спросить: может ли любить свою жену муж, любящий свой разум? Подойдите и выслушайте». И они пришли к первому заключению: «Каждая жена любит своего мужа не за его лицо, а за ум, проявляющийся в поведении и поступках. Знайте же, что жена соединяется с разумом мужчины и тем самым — с мужчиной. Поэтому, если муж любит свой разум, его любовь возвращается ему от жены. От этого происходит разлад, а не единство: Кроме того, любить свой разум означает мудрствовать из себя, а это есть неистовство, то есть любовь к безумию». Мужчины сказали на это: «Может быть, жена соединяется с силою мужа?» Но жены на это со смехом ответили, что сила не оскудевает, ежели муж любит жену по разумению, но оскудевает, ежели по неистовству, коли это понятно мужчинам.
Второе заключение жен было следующим: «Мы, женщины, от рождения призваны быть предметом любви разума наших мужей. Поэтому, если мужчины любят собственный разум, послед-. ний не может соединиться с истинной любовью, пребывающей в жене. А если разум не может соединиться с любовью, гордость обращает разум в безумие, и супружеская любовь становится холодной. И может ли кто-нибудь из мужчин соединить безумие своей гордости с любовью к разуму?» «Но как жена может почитать мужа, если он не превозносит свой разум?» — сказали мужчины. «Посредством любви,— отвечали жены, — ибо любовь есть также почитание. Почитание нельзя отделить от любви, но любовь можно отделить от почитания». В конце концов они пришли к третьему заключению. «Кажется, что вы любите своих жен, и не видите того, что они любят вас, так что вы любите их в ответ, и ваш разум есть вместилище. Поэтому, если вы любите в себе разум, он становится вместилищем вашей собственной любви, и эта любовь к себе, не терпящая ничего равного, не может стать супружеской и остается блудной». Тут мужчины замолчали, но все же едва слышно пробормотали: «Что есть супружеская любовь?» Некоторые мужья на небесах услышали это и подтвердили заключения, к которым пришли.
Глава XV МНОГОЖЕНСТВО 332 Если доискиваться до причины того, почему христианский мир безоговорочно осудил полигамные браки, никто не сможет ее обнаружить, каким бы ясным умом он ни обладал, пока не примет во внимание, что существует супружеская любовь и что она может быть только между двумя супругами, а если не между двумя, то лишь по воле одного Бога, и что все блаженства Неба содержатся в этой любви. Если наперед не явятся эти идеи и не лягут в уме, так сказать, краеугольным камнем, ум человеческий понапрасну будет искать какие-либо аргументы и выстраивать на каком-либо основании — как дом строится на фундаменте — объяснения тому, почему христианский мир осуждает многоженство. Хорошо известно, что институт моногамного брака основан на Слове Господа о том, что всякий, кто разведется с женой (за исключением прелюбодеяния) и возьмет другую, совершает прелюбодеяние, и что со времени установления брака последний существует для того, чтобы двое стали одной плотью, и что того, что Бог сочетает, человек да не разлучит (Матфей 19:3—11)- Но хотя Господь произнес эти слова из Божественного закона о браке, если ум не может подкрепить его своей разумностью, может случиться так, что Божественный закон вследствие превратных толкований может стать темным и неопределенным, а потом превратиться в негативное утверждение — утверждение постольку, поскольку оно проистекает из гражданского закона, и негативное постольку, поскольку оно не проистекает из разумного постижения людей. Человеческий ум создаст для себя такие затруднения, если не будет изначально оповещен об указанных выше идеях. Вот почему важно начать свои размышления с них. Идеи же эти свидетельствуют, что существует супружеская любовь и что она может быть только между двумя супругами, а если не между двумя, то лишь по воле одного Бога, и что все блаженства небес содержатся в такой любви.
Однако эти истины и прочее, касающееся осуждения полигамии в христианском мире, будет показано сейчас согласно следующим темам: (1) Истинная супружеская любовь может быть только с одной женой, а равно и истинные супружеские дружба, доверие, сила и единство умов, при которых двое становятся одной плотью. (2) Аналогичным образом небесное блаженство, духовное счастье и земные радости, которыми наслаждаются те, кто обладает супружеской любовью, можно испытывать только с одной женой, (3) Все это можно получить только от Господа, и оно дается только тем, кто стремится лишь к Нему и в то же время живет в согласии с Его учением. (4) Как следствие супружескую любовь могут испытывать только, те, кто принадлежит христианской церкви. (5) Вот почему христианину разрешено иметь лишь одну жену. (6) Если христианин берет себе более одной жены, он совершает прелюбодеяние не только в природном, но и в духовном смысле.
(7) Народу Израиля было разрешено иметь больше жен, поскольку у него не было христианской религии и, следовательно, супружеская любовь для него невозможна. (8) Магометанам в наше время дозволяется иметь больше жен потому, что они не признают Господа Иисуса Христа единосущным с Богом-Отцом и, следовательно, Богом неба и земли, а потому не могут воспринять истинную супружескую любовь. (9) Магометанские небеса расположены вне христианских. Они разделяются на два неба-, верхнее и нижнее, и только те, кто отказался от наложниц и признал нашего Господа равным Богу-Отцу, Который имеет власть над небом и землей, допускаются на вернее небо. (10) Многоженство — это разврат. (11) Для многоженца невозможны целомудрие, чистота и святость супружества. (12) Многоженцы не могут стать духовными до тех пор, пока они привержены многоженству. (13) Многоженство не является грехом для тех, кто практикует его согласно своей религии. (14) Многоженство не является грехом для тех, кто не знает Господа. (15) Даже многоженцы среди магометан будут спасены, если признают Бога и из религиозных соображений живут по законам гражданской справедливости. (16) Никто из них не может пребывать с ангелами на христианских небесах. 333 (1) Истинная супружеская любовь может быть только с одной женой, а равно и истинные супружеские дружба, доверие, сила и единство умов, при которых двое становятся одной плотью. Выше уже несколько раз было отмечено, что в наше время истинная супружеская любовь столь редка, что она почти никому не известна. О том, что такая любовь воистину существует, уже говорилось в соответствующей главе (гл. IV) и в других местах. В любом случае, кто не знает, что есть такая любовь, которая своим совершенством и блаженством возносится настолько выше всех других видов любви, что последние кажутся в сравнении с ней ничтожными? Опыт свидетельствует, что она превосходит и любовь к себе, и любовь к миру, и даже любовь к'жизни. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины падают на колени перед женщиной, которую они выбрали и попросили стать своей невестой, разве не обращаются они с ней как с богиней и не подчиняются ее капризам как презреннейшие из слуг? Это означает, что их любовь превосходит любовь к себе. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины из-за женщины, которую они выбрали и попросили стать своей невестой, презирают богатства и расточают их? Это означает, что их любовь превосходит любовь к миру. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины не придают значения собственной жизни перед лицом женщины, которую они выбрали и попросили стать своей невестой, так что даже готовы умереть, если она ответит отказом? Свидетельством тому служат поединки соперников, порой смертельные. Это означает, что их любовь превосходит любовь к жизни. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины сходят с ума, получив отказ от женщины, которую они выбрали и попросили стать своей невестой?
Кто же не может заключить по тому, как эта любовь начинается в людях, что такая любовь господствует над всеми прочими видами любви и что в ней заключена душа человека? Кто, честно пытаясь выяснить тому причину, не придет к выводу, что человек отдал свою душу и сердце одной женщине? Ибо, если бы влюбленный в этой ситуации имел возможность выбрать из всех женщин мира самую достойную, самую богатую и самую красивую, разве не отказался бы он от этого выбора, оставшись с той, которую уже выбрал? Ибо его сердце принадлежит ей одной. Все это сказано для того, чтобы вы знали: воистину существует такая возвышенная супружеская любовь, и она возможна только когда мужчина любит одну женщину. Какой ум, изучив разнообразные свидетельства, не заключит, что, если влюбленный всегда любит свою избранницу всей душой, они испытают то вечное блаженство, о котором он говорил ей до ее согласия вступить с ним в брак? Выше показано, что он действительно его испытает, если стремится к Господу и живет в согласии с установленной Им истинной религией. Ибо кто еще может войти в жизнь человека сверху, вложить в нее небесные радости и перенести их в то, что этому воспоследует, — и притом постоянно наделять его потенцией? Нельзя думать, следовательно, что такой любви не существует, поскольку ее нельзя обнаружить в том или ином человеке. Поскольку истинная супружеская любовь соединяет умы и сердца двух человек, она также сочетается с дружбой и через дружбу с доверием и делает то и другое составляющими супружества. Поэтому такая дружба и такое доверие возвышаются над прочими видами дружбы и доверия подобно тому, как супружеская любовь возвышается над прочими видами любви. То же по многим причинам относится и к потенции. Некоторые из них упоминаются во втором рассказе в конце этой главы. В соответствующей главе (№ 156—183) показано, что истинная супружеская любовь соединяет супругов в одну плоть.
335 (2) Аналогичным образом небесное блаженство, духовное счастье и земные радости, которыми наслаждаются те, кто обладает супружеской любовью, можно испытывать только с одной женой. Мы говорим о небесном блаженстве, духовном счастье и мирской радости, поскольку человеческий ум разделяется на три части. Высшая из них зовется небесной, средняя—духовной, а низшая — земной. Три эти уровня открыты в людях, которые обладают истинной супружеской любовью, и течение жизни в них следует ее потоку. Наслаждения, даруемые такой любовью, наиболее сильны на высшем уровне, а потому они называются блаженством. Они не столь сильны в средней части, поэтому ощущаются как счастье, а на низшем уровне — как радости. Причина того, что все эти наслаждения с самого начала даруются тем, кто обладает истинной супружеской любовью, состоит в том, что бесконечность блаженства заключена в Господе, и Он есть Божественная любовь, сущность же любви состоит в том, что она стремится разделить все доброе с любимым человеком. И так Он сотворил супружескую любовь, когда сотворил человечество и даровал людям способность воспринимать и познать блаженство. 336 (3) Все это можно получить только от Господа, и оно дается только тем, кто стремится лишь к Нему и в то же время живет в согласии с Его учением. Это уже было отмечено и прежде. Следовало бы добавить, что все блаженство, счастье и радости исходят только от Господа, а потому стремиться можно только к нему. К кому же еще можно стремиться, если именно Он сотворил все сущее (Иоанн 1:3), если Он есть Бог неба и земли (Матфей 28:18) и если только через Него можно было видеть подобие Бога-Отца и слышать Его голос (Иоанн 1:18; 5:37; 14:6—11)? Эти и многие другие места в Писании определяют, что супружество любви и мудрости, или блага и истины, каковое является истоком супружества у людей, происходит единственно от Него. Отсюда следует, что супружеская любовь с ее блаженством доступна только тем, кто обращается к Нему и живет в согласии с Его учением, ибо любовь соединяет Его с ними (Иоанн 14:21—24). 337 (4) Как следствие супружескую любовь могут испытывать только те, кто принадлежит христианской церкви. Супружескую любовь, описанную в соответствующей главе (№ 57—73) и в последующих главах, могут испытывать лишь приверженцы христианской религии, ибо эта любовь исходит только от Господа, а ни в одной другой религии к Господу нельзя обращаться как к Богу. Кроме того, супружеская любовь соответствует истинной вере в человеке (№ 180), а истинная вера исходит единственно от Господа, так что •'• •' ею обладают лишь те, кто приемлет ее от Него. Эти два обстоятельства составляют начало, введение и установление такой любви. Сама же супружеская любовь редка в христианском мире потому, что немногие обращаются к Господу, а многие из тех, кто верит в Церковь, не живут ею. Есть и другие причины, названные в книге «Апокалипсис откровенный», где описано современное состояние христианской Церкви. Однако надо признать, что истинная супружеская любовь возможна только в христианской Церкви. И по той же причине многоженство безоговорочно в ней осуждается. Для тех, кто признает Провидение, совершенно очевидно, что сие происходит благодаря Божесгвенному Провидению. 338 (5) Вот почему христианину разрешено иметь лишь одну жену. Это уже подтверждено доказательствами в предшествующих главах. К ним следует добавить, что супружеская любовь укоренилась глубже в умах христиан, нежели в умах представителей нехристианских народов, которые признают многоженство, отчего христианские народы более остальных восприимчивы к ней. Ибо христиане признают Господа и его Божественность, и их гражданские законы также предписывают истинное супружество. 339- (6) Если христианин берет себе более одной жены, он совершает прелюбодеяние не только в природном, но и в духовном смысле. Согласно словам Господа, христианин, взявший более одной жены, совершает прелюбодеяние. Его заповедь состоит в том, что расходиться с женой незаконно, ибо муж и жена созданы для того, чтобы быть одной плотью (Матфей 19:3—11). Это тем более относится к тому, кто, не отсылая от себя жены, берет себе еще одну. Закон о браках, объявленный Господом, имеет внутреннюю причину, относящуюся к духовному браку, ибо все, что изрекал Господь, по сути своей духовно, о чем и свидетельствует Евангелие: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн 6:63). Духовный смысл в словах заключается в том, что многоженство оскверняет супружество Господа и Церкви, а равным образом супружество блага и истины и, наконец, самое Писание. Такое осквернение есть духовное прелюбодеяние. В «Апокалипсисе откровенном» (№ 134) определено, что осквернение блага и истины Церкви в духовном смысле подобно прелюбодеянию, и это же относится к извращению блага и истины, хотя и в меньшей степени. Многоженство оскверняет брак Господа и Церкви, поскольку существует связь между этим супружеством и христианским браком (см. № 83—102 выше). Эта связь полностью утрачивается, если вы добавите еще одну жену, и когда такой связи нет, супруг уже не может считаться христианином. Полигамные браки среди христиан оскверняют брак между благом и истиной, потому что земные браки происходят от духовных. А браки христиан отличаются от браков прочих народов тем, что муж и жена среди них любят друг друга так же, как благо любит истину, а истина любит благо, и они составляют одно. Поэтому если христианин берет себе еще одну жену, он разрывает в себе узы духовного супружества и совершает духовное прелюбодеяние (№ 116—131 выше показывают, что браки на земле происходят от брака блага и истины). Итак, христианин знает о Господе и имеет Писание и религию, которая дана ему от Господа через Писание, поэтому он в большей мере, чем другие народы, наделен способностью возродиться и так обрести духовное бытие, а также постичь истинную супружескую любовь, ибо первое сопутствует второму. Поскольку те из христиан, кто берет себе больше жен, совершают не только природное, но также духовное прелюбодеяние, христиан, практикующих полигамию, ожидает после смерти более тяжкая кара, нежели тех, кто совершает только природное прелюбодеяние. Когда я спросил об их судьбе после смерти, мне было сказано, что небеса полностью закрыты для них и что в аду они предстают как бы лежащими в ванне с кипящей серой. Они выглядят так на расстоянии несмотря на то, что стоят на ногах и ходят. Это происходит от внутреннего безумия. Некоторые из них сброшены в пропасть на краю мира. 340 (7) Народу Израиля было разрешено иметь больше жен, поскольку у него не было христианской религии, а следовательно, супружеская любовь для него невозможна. Некоторые люди в наши дни имеют сомнения относительно моногамных браков. Они считают, что, поскольку полигамные браки были открыто дозволены народу Израиля и его царям, включая Давида и Соломона, они возможны и среди христиан. Однако эти люди не имеют ясного понятия ни о народе Израиля и христианах, ни о внешней и внутренней религии, ни о трансформации религии Господа из внешней во внутреннюю. Поэтому они не понимают и внутреннего смысла супружества. Нужно помнить, что человек рождается в мир, чтобы стать духовным, и покуда он остается в миру, он подобен спящему в ночи в том, что касается духовной жизни, так что он даже не понимает разницы между внешним, природным человеком и человеком внутренним, духовным. Из Писания мы знаем, что народ Израилев не имел христианской религии. Он ждал Мессию, который возвысил бы его над всеми народами мира — и до сих пор ждет его. Поэтому, если бы ему сказали, что царство Мессии находится над небесами и, стало быть, объемлет все народы, он счел бы это шуткой. Вот почему он не только не признал Христа, или Мессию, нашего Господа, когда Он пришел в мир, но и жестоко устранил Его из мира. А те, кто не имеет христианской религии, остаются природными как снаружи, так и внутренне, и многоженство не причиняет им вреда, ибо оно есть атрибут природной жизни. Такие люди неспособны понять о супружеской любви что-либо помимо того, что она есть желание. Таков смысл слов Господа о том, что Моисей велел народу Израиля отослать своих жен вследствие их жестокосердия, но так не было с самого начала (Матфей 19:8). Матфей говорит, что так разрешил Моисей, дабы показать, что не Господь разрешил сие. Кроме того, учение Господа и Его недовольство ритуалами, которые освящали только природную сторону человеческой жизни, показывают, что Он обращался к внутреннему, духовному человеку. Его учение об «умывании рук» показывает, что «умывание» означало очищение внутренних частей человека (Матфей 15:1, 17-20; 23:25-26; Марк 7:14-23). Учение о прелюбодеянии показывает, что оно есть осознанное себялюбие (Матфей 5:28). Ответ по поводу права разойтись с женой показывает, что оно незаконно и противоречит закону Божескому (Матфей 19:3—9). Господь проповедовал эти и другие истины, касающиеся духовного человека, потому что Он один открывает внутреннейшие начала человеческого ума и делает их духовными. И Он помещает это внутреннее в природном, чтобы природное восприняло в себя духовную сущность — что и происходит, когда мы обращаемся к Нему и живем согласно Его учению. Одним словом, это учение заключается в том, чтобы верить в Него и избегать злых дел, ибо они от дьявола и принадлежат дьяволу, а также творить благо, ибо оно от Господа, и делать все как бы от себя, в то же время веря, что благие дела творит Господь посредством человека. Только Сам Господь может открыть внутренние, духовные начала человека и передать их внешним, природным, ибо человек сам по себе мыслит природными понятиями и не может узреть духовное и вместить его в свою жизнь, если Бог не выявит человечность в природе и не сделает ее Божественной. 341 (8) Магометанам в нагие время дозволяется иметь больше жен потому, что они не признают Господа Иисуса Христа единосущным с Богом-Отцом и, следовательно, Богом неба и земли, а потому не могут воспринять истинную супружескую любовь. Благодаря религии, которую проповедовал Магомет, магометане признают Иисуса Христа Сыном Божиим и величайшим пророком, а также то, что Бог-Отец послал Его в мир проповедовать людям. Однако они не считают, что Он единосущен с Богом-Отцом и что Его Божественность и Человечность суть одно Лицо, соединенные как душа и тело, согласно Символу веры всех христиан. Поэтому последователи Магомета не могли признать нашего Господа как Бога от вечности, но лишь как совершенного человека в мире. Так учил Магомет и так же думали его последователи, и они знали, что Бог один, и Он есть Бог, сотворивший Вселенную, поэтому им пришлось обойти Иисуса Христа в своем богослужении — тем более что они объявили величайшим пророком Магомета. Они и не знали, чему учил Господь. Поэтому внутренность их ума, которая сама по себе духовна, не может быть отверзта. Только Господь может раскрыть ее (см. № 340). Действительная причина того, почему Господь раскрыва-,. ет ее, когда кто-либо обращается к Нему как Богу неба и земли и живет в согласии с Его учением, заключается в том, что никто другой не может быть с Ним, и не может быть принят, если не соединяется с Ним. Присутствие Господа и единение с ним доступно для всех. Обращение к Нему выявляет Его присутствие, а жизнь в согласии с Его учением соединяет с Ним. Его присутствие вместе с единением делают возможным приятие верующего в Него. Но в духовном мире никто не может соединиться, не имея любви, а в любви человек делает то, что желает и любит другой. Эта обыденная истина духовного мира проистекает, от Господа. Таким образом Он обнаруживает свое присутствие и делает возможным единение с Ним. Все это говорится для того, чтобы стало понятно, почему магометанам дозволяется иметь больше жен, и так происходит потому, что они не могут иметь истинной супружеской любви, которая возможна только между одним мужчиной и одной женщиной. (№ 130 и другие параграфы выше показывают, что любовь в супружестве соответствует состоянию религии в человеке.) 342 (9) Магометанские небеса расположены вне христианских. Они разделяются на два неба: верхнее и нижнее, и только те, кто отказался от наложниц и признал нашего Господа равным Богу-Отцу, Который имеет власть над небом и землей, допускаются на вернее небо. Прежде чем разъяснить эти положения, следует сказать об отношении Божественного Промысла к магометанской религии. Тот факт, что эта религия принята в большем числе стран, нежели христианская, может совершенно смутить тех, кто признает Божественный Промысел и в то же время признает, что спасены могут быть только те, кто родились христианами. Но магометанская религия не может смутить тех, кто все объясняет Промыслом Божиим. Они стремятся уяснить себе, в чем заключается Промысел, и находят его. Он заявляет о себе тем, что магометанская религия признает нашего Господа Сыном Божиим, почитает Его мудрейшим из людей и величайшим пророком, который пришел в мир проповедовать людям. Но единственной книгой этой религии является Коран и, следовательно, Магомет, который написал ее, целиком занимает их мысли, они благоговейно чтят его и потому почти не вспоминают о нашем Господе. Теперь надобно объяснить по порядку, что Божественный Промысел создал эту религию для того, чтобы искоренить идолопоклонство многих народов, дабы религия Господа могла быть ясно понята. Во-первых, об источнике идолопоклонства. Прежде магометанства во всем мире было распространено поклонение идолам. Причина этого заключалась в том, что все Церкви до пришествия Господа были символическими. Такова же была и церковь Израиля. Все содержимое Иерусалимского храма, а равно и его законы, было символическим. А у древних людей имелось знание соответствий, каковое есть одновременно знание символов — то знание было доступно лишь мудрецам и культивировалось в особенности в Египте. Этим знанием рождены иероглифы. Благодаря этому знанию египтянам было известно, что означают все виды животных и растений, а также горы, холмы, реки, источники, солнце, луна и звезды. Благодаря этому знанию они могли постигать духовные предметы в той мере, в какой те могли проявляться в природном мире. Поскольку все их поклонение было символическим (ибо состояло из чистых соответствий), они совершали поклонения на горах и холмах, а также в рощах и садах. По той же причине они считали священными источники, а во время молитвы поворачивались лицом к восходящему солнцу. И они изготовляли скульптуры лошадей, быков, ягнят, даже птиц, рыб и змей и помещали их в своих домах в соответствии с порядком духовных предметов, признаваемых их религией. Они также ставили их в храмах, дабы те предметы напоминали о священных свойствах поклонения, представленных в них. Идолопоклонство, распространенное по всему миру—и в Азии, и в Африке, и в Европе, — произошло от такого развития события. Чтобы искоренить это идолопоклонство, Божественным Провидением была вызвана к жизни магометанская религия, которая наилучшим образом соответствовала духу народов Среднего Востока, — религия, которая имела бы в себе нечто от Ветхого и Нового Заветов и учила бы, что Господь пришел в мир и что Он есть величайший пророк, мудрейший из всех, и Сын Божий. Сие было совершено через Магомета, так что эта религия носит его имя. Но новая религия не могла бы быть воспринята столь многими народами и не смогла бы искоренить их идолопоклонство, если бы она не соответствовала их представлениям — прежде всего если бы ею не было дозволено многоженство. Еще одна причина: народы Среднего Востока более европейцев погрязли бы в омерзительных прелюбодеяниях и были бы потеряны для Господа. 343 Магометане тоже имеют свои небеса, потому что все, кто признает Бога и отвергает зло как грех против Него, будут спасены. От самих магометан я слышал, что магометанские небеса разделяются на две части — нижнюю и верхнюю — и что на нижнем небе, как и в природном мире, они живут с несколькими женами, но только те из них, кто отказывается от наложниц и живет с одной женой, поднимаются на высшее небо. 344 Однажды мне представился случай узнать, что такое тепло супружеской любви в полигамном браке. Я говорил с кем-то, кто представлял Магомета. Самого Магомета никогда не бывает там, но некто, представляющий его, занимает его место, так что вновь прибывшие из природного мира в известном смысле могут его видеть. После того как я некоторое время говорил с этим наместником Магомета, он прислал мне в подарок ложку из слоновой кости и другие предметы в знак того, что он и есть сам Магомет. В тот же миг мне была дарована способность ощущать тепло их супружеской любви. И я был поражен тем, что это было тепло дурно пахнущей общественной бани. Почуяв этот запах, я отпрянул, и канал нашего общения закрылся. 345 (10) Многоженство — это разврат. Это так потому, что такая любовь разделена с более чем одной женщиной. Это также поверхностная, природная любовь, а не супружеская, каковая есть единственно целомудренная любовь. Любовь, которая разделена с несколькими женщинами, не есть любовь в супружестве, которую невозможно отделить от одного-единственного представителя другого пола. Полигамная любовь есть любовь к другому полу, потому что единственное различие в ней составляет число жен, которых может иметь многоженец, а это число определено принятыми в обществе законами. Помимо жен разрешается еще и брать наложниц. Полигамная любовь есть любовь к внешней, природной стороне человека, поскольку она пребывает именно там. А что делает природный человек от себя, то дурно. Человек может отойти от природного в себе, лишь возвышаясь к внутренней, духовной жизни, что может осуществить лишь Господь. А зло, пребывающее во внешнем человеке, в том, что касается половой жизни, есть проституция, но поскольку проституция разрушает общество, она заменяется многоженством. Все зло, которое человек наследует от своих родителей, относится к этому уровню, но не к духовному, к которому его ведет Господь. В свете указанных причин, а также многих других, можно видеть, что многоженство есть разврат. 346 (11) Для многоженца невозможны целомудрие, чистота и святость супружества. Это вытекает из сказанного выше и особенно из того, что было отмечено в главе о целомудрии, а именно: целомудренное, чистое и святое относится только к моногамному браку (№ 141); истинная супружеская любовь есть само целомудрие, так что все приятное в любви, даже самое плотское, целомудренно (№ 143—144). И это также согласуется с тем, что было сказано в главе об истинной любви в супружестве, в том числе: что истинная любовь в супружестве, то есть любовь между одним мужчиной и одной женщиной, есть любовь небесная, духовная, святая и чистая от своего источника и того, что ему соответствует (№ 64 и ел.). Поскольку целомудрие, чистота и святость имеются только в супружеской любви, они невозможны в любви полигамной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|