Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины лицемерного выражения 6 глава




347 (12) Многоженцы не могут стать духовными до тех пор, пока они привержены многоженству. Стать духовным означает подняться над природой — то есть выйти из света и тепла мира в свет и тепло Неба. Природный человек не имеет такого опыта. Подобно духовному, он может воспарить умом в небесный свет и думать и говорить духовно. Но если его воля не следует разуму, он не может подняться воистину, ибо не способен оставаться там, но в одно мгновение предается своей воле и остается с ней. Мы говорим «воля», а подразумеваем любовь, поскольку воля есть вместилище любви, ибо человек желает того, что любит. Итак, практикующий многоженство, оставаясь таковым — то есть при­родный человек, оставаясь природным, ибо это одно и то же, — не может стать духовным.

348 (13) Многоженство не является грехом для тех, кто прак­тикует его согласно своей религии. Все, что противоречит ре­лигии, считается грехом, ибо сие противно Богу, и, напротив, все, что согласуется с религией, не считается грехом, ибо сие угодно Богу. Многоженство для детей Израиля относилось к религии, а в наши дни это касается и магометан, поэтому в отношении тех и других оно не может считаться грехом. Кроме того, они остаются природными и не становятся духовными, так что не видят в этом греха. Природный человек не может видеть греховное в том, что дозволено его религией. Это видит лишь человек ду­ховный. Вот почему, хотя они признают нашего Господа Сыном Божиим, согласно Корану, они молят не его, а Магомета. И они всецело принадлежат природной жизни, так что им неведомо, что многоженство есть нечто дурное и еще менее того—что оно есть распутство. Вот и Господь говорит: «Если бы вы были сле­пы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что ви­дите, то грех остается на вас» (Иоанн 9:41). Поскольку много­женство не может быть для них грехом, они тоже возносятся на свои небеса после смерти (№ 342), и они тоже получают там удо­вольствия в соответствии со своим образом жизни.

(14) Многоженство не является грехом для тех, кто не знает Господа. Причина этого в том, что истинная супружеская любовь дается от одного Господа, и Господь может дать ее толь­ко тем, кто знает Его, принимает Его, верит в Него и живет жиз­нью, исходящей от Него. А те, кому Он не может дать эту любовь, знают только, что любовь к другому полу и любовь в супружест­ве — одно и то же. Кроме того, те, кто практикуют многоженст­во и ничего не знают о Господе, остаются природными людьми, ибо только Господь делает человека духовным, а то, что согласу­ется с религией и законами общества, не считается грехом для природного человека. Он действует по своему разумению, а разум природного человека находится в полном неведении относитель­но истинной любви в супружестве. Но их разум наставляется пра­вилом ограничивать половые связи пределами собственного дома в интересах общественного и личного спокойствия. Вот откуда происходит многоженство.

Хорошо известно, что человек при рождении находится ниже животных. Все животные рождаются со знанием, которого доста­точно для их жизни. Ибо, едва они появляются на свет, они видят, слышат, ходят, знают свою пищу, свою мать, своих друзей и вра­гов, а вскоре после этого знают другой пол, а также то, как любить и вскармливать детенышей. Только человек ничего этого не зна­ет, ибо не имеет никакого врожденного знания, а только способ­ность и наклонность постигать предметы, которые имеют отношение к знанию и любви. И если он не получает их от других, то остается на более низкой ступени по сравнению с животными. Рассказ в № 132—136 показывает, что человек рождается таким не случайно — с тем, чтобы он ничего не мог приписать себе, а толь­ко другим и со временем отнести всю мудрость и любовь, принад­лежащую ему, одному Богу, дабы стать подобием Божиим. Как следствие, тот, кто не узнает от других, что Господь пришел в мир и что Он есть Бог, а научен только некоторым религиозным поня­тиям и законам своей страны, не повинен в том, что для него су­пружеская любовь ничем не отличается от любви к другому полу, и полагает, что многоженство — это единственный вид супружес­кой любви. Господь ведет этих людей в их невежестве и Божест­венной властью оберегает от всякой вины, если, следуя своей ре­лигии, они отвращаются от зла как от греха с тем, чтобы спастись. Ибо все люди рождены для Неба и никто — для ада, и каждый вхо­дит на Небо благодаря Господу, а в ад — по собственной воле.

351 (15) Даже многоженцы среди магометан будут спасены, если признают Бога и из религиозных соображений живут по законам гражданской справедливости. Во всем мире каж­дый, кто признает Бога и живет по законам гражданской спра­ведливости из религиозных соображений, будет спасен. Законы гражданской справедливости означают правила, подобные Де­сяти заповедям, как то: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй. Эти правила составляют гражданские за­коны во всем мире, ибо без них не могла бы существовать ни одна страна. Но некоторые живут по этим законам из страха наказания, иные — из покорности, третьи же — из религиозных соображе­ний. Те, кто живет так вследствие своих религиозных убеждений, будут спасены.

Причина этого в том, что они имеют в себе Бога, а тот, кто имеет в себе Бога, будет спасен. Кто не видит, что до исхода из Египта правила «не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лже­свидетельствуй» были законом среди сынов Израиля, потому что без этих правил их общество не смогло бы выжить? И все же Бог-Отец возвестил их на горе Синай посредством чуда. Причина это­го в том, что тем самым правила стали религиозным законом и стали служить не просто благу общества, а самому Богу, и по­этому, когда люди следовали им из религиозных соображений, Бог мог их спасти. Отсюда можно заключить, что язычники, кото­рые признают Бога и живут по законам гражданской справедли-/ вости, будут спасены. Ибо не их вина, что они ничего не знают о Господе и, следовательно, о целомудрии брака с одной женой. Ибо осуждение их, если они признают Бога через свою религию, противоречит Божественной справедливости, поскольку они от­вращаются от злых дел, противных Богу, и творят добрые дела, угодные Богу.

352 (16) Никто из них не может пребывать с ангелами на хри­стианских небесах. Причина этого в том, что христианские не­беса суть вместилище света Божественной истины и тепла Боже­ственной любви. То и другое открывает, что есть благое и истинное и что есть злое и ложное. Вот почему между христи­анскими и магометанскими-небесами не может быть никакого об­щения, и то же относится к небесам не-христиан. Если бы между ними было общение, никто не был бы спасен кроме тех, кто нахо­дится в небесном свете и в небесном тепле, исходящих от Госпо­да. На самом деле никто не был бы спасен, если бы небеса были едины, поскольку такое единство настолько ослабило бы небеса, что ангелы не выжили бы. Ибо из магометанского неба в христи­анские небеса вторглись бы нецеломудрие и распутство, которые были бы невыносимы для обитателей христианских небес, а из христианских небес в магометанские пришли бы невыносимые для магометан целомудрие и чистота. Тогда христианские ангелы стали бы природными и, стало быть, прелюбодеями вследствие заразивших их нецеломудрия и распутства. А если бы они оста­лись духовными, то постоянно ощущали бы вокруг себя распутст­во, которое отравило бы их жизнь. Нечто подобное случилось бы на магометанских небесах, поскольку их постоянно окружали бы духовные веяния из христианских небес, отнимая у них радость жизни. А кроме того, они бы объявили многоженство грехом, что вызывало бы непрерывные нападки на христианское влияние.

Вот почему все небеса полностью отделены друг от друга, так что между ними нет никакого сообщения кроме света и тепла, ис­ходящих от Господа через солнце. Он пребывает в середине его. Это влияние дает каждому жизнь сообразно способности воспри­нять ее, а такая способность определяется верой. Таким образом, существует всеобщая связь, но не связь между небесами.

353 Прибавлю к сказанному две достопамятные истории. Вот первая. Однажды я находился среди ангелов и слышал их разговор. Они го­ворили о разуме и мудрости — о том, что человек не знает сущнос­ти разума и мудрости и думает, что они принадлежат ему, тогда как на самом деле ему принадлежит только способность воспринимать от Господа все, что относится к разуму и воле. И каждый человек от рождения предрасположен к себялюбию, поэтому от века было предусмотрено, что для того, чтобы человек не погубил себя своим себялюбием и гордыней своего разума, его любовь должна быть об­ращена на жену, а в жене чтобы от рождения имелось расположе­ние любить разум и мудрость своего мужа и тем самым — самого му­жа. Поэтому жена всегда притягивает к себе мужскую гордость ума, утоляя ее и давая ей жить в себе, превращая ее тем самым в супруже­скую любовь и наполняя безмерными наслаждениями.

Господь устраивает таким образом, чтобы гордость мужчины своим умом не сделала бы из него глупца, полагающего, что он мудр от самого себя, а не благодаря Господу и тем самым вкусив­шего от Древа познания добра и зла и оттого возомнившего себя подобным Богу и божеством — как предрекал змей, который есть любовь к своему разуму. За это человек был изгнан из рая, а до­ступ к Древу Жизни был прегражден ангелами.

В духовном смысле рай есть разум. Вкусить от Древа Жизни в духовном смысле означает быть мудрым от Господа. Но вкусить от Древа познания добра и зла в духовном смысле означает быть мудрым своим умом.

354 В конце этого разговора ангелы ушли и пришли два священ­ника, а с ними человек, который в природном мире был послан­ником королевства. Я поведал им о том, что слышал от ангелов. Выслушав мой рассказ, они принялись спорить о том, откуда про­исходят человеческие разум и мудрость — от Бога или от самих людей. Они спорили горячо. В душе все трое верили в одно и то же — в то, что все происходит от человека и что это доказывает­ся самой возможностью мыслить таким образом. Но священники, охваченные в тот момент богословским рвением, утверждали, что ни грана разума и мудрости или даже практического разуме­ния не исходит от человека. И когда посланник возразил им: «И ни одной мысли тоже?» Они ответили: «Ни одной!»

Но на небесах могли видеть, что они держатся одной и той же точки зрения, так что они сказали посланнику: «Наденьте одеж­ды священника, думайте о себе, что вы — священник и говорите»,

Он надел эти одежды и стал громко возвещать: «Не бывает ра­зума и мудрости, ни даже практического разумения не от Бога». И он красноречиво, привлекая разумные доводы, полностью обосновал это суждение. Удивительно видеть, как в духовном ми­ре дух говорит то, что представляет его одеяние. Так происходит потому, что в том мире разум каждого является его одеянием.

Тут священникам было сказано с небес: «Снимите свои одеяния, наденьте на себя костюмы служащих и думайте о себе, что вы — служащие». Они сделали так и тотчас стали говорить то, что дума­ли, и доказывать, что разум исходит от самого человека. Тотчас пе­ред ними появилось дерево, и им было сказано: «Это Древо позна­ния добра и зла. Будьте осторожны и не вкусите от него». Но все трое были так опьянены собственным разумением, что не могли со­противляться желанию отведать плода с этого дерева, и они сказа­ли друг другу: «Почему бы и нет? Разве это не добрый плод?»

Все трое отведали плода с Древа и стали лучшими друзьями, ибо у них была одна вера. Затем они пошли по дороге собствен­ного разумения, которая вела в ад. Однако же я видел, как их вер­нули с нее назад, потому что они еще не были готовы.

Вторая история. Однажды, оглядываясь вокруг в мире духов, я увидел на лугу людей в одеждах, которые носят в мире, так что я понял, что они прибыли недавно из земного мира. Я подошел к ним и стал слушать, о чем они говорят. Они говорили о Небе, и один из них, который знал немного о небесах, сказал: «Там есть замечательные вещи, в которые никто не поверит, если сам не увидит — вроде райских кущ и прекрасных дворцов, сияющих зо­лотом. Перед ними стоят серебряные колонны с фигурами небо­жителей из драгоценных камней наверху. А также дома из яхон­тов и сапфиров с роскошным крыльцом, через который проходят ангелы. А внутри домов есть всевозможные украшения неописуе­мой красоты. Сами же ангелы бывают двух полов: молодые мужи и молодые жены необычайной красоты, какой не сыскать в зем­ном мире. Жены же еще более прекрасны. Они выглядят, как ис­тинное воплощение небесной любви, а их мужья — само вопло­щение небесной мудрости. И они все в цветущем возрасте.

И кроме того, они ничего не знают ни о какой плотской любви помимо любви супружеской. Самое же удивительное то, что спо­собность мужей к наслаждению никогда не иссякает».

Когда вновь прибывшие услышали о том, что на небесах нет никакой плотской любви помимо любви супружеской и что спо­собность мужей к наслаждению никогда не иссякает, они рассме­ялись и сказали: «Вы говорите нечто невероятное. Такого не быва­ет. Вы, верно, сказки нам рассказываете». Но тут вдруг перед ними возник ангел с небес, который сказал: «Прошу вас выслушать ме­ня. Я — ангел на небесах и живу с моей женой уже тысячу лет, ос­таваясь в этом цветущем возрасте. И я могу заверить вас, что эта способность никогда не покидала меня. Вы думаете, что такого не может быть, поэтому я расскажу вам об этом сообразно вашему пониманию. Вы ничего не знаете о первозданном состоянии чело­вечества, которое называете невинностью. В этом состоянии все внутренние начала ума были открыты Господу и соучаствовали в супружестве любви и мудрости, или блага и истины. Благо, кото­рое принадлежит любви, и истина, которая принадлежит мудрос­ти, всегда любят друг друга и потому всегда хотят соединиться. И когда внутренние начала ума открыты, духовная супружеская любовь свободно втекает в него и наделяет его потенцией.

Душа человека имеет не только постоянную потребность к еди­нению, поскольку она принадлежит брачному союзу блага и исти­ны, но и постоянную потребность приносить плод и производить себе подобных. Когда этот брачный союз открывает внутреннее в человеке, при том что внутреннее всегда стремится к достиже­нию конечного результата своего существования, из этой посто­янной потребности, наполняющей душу, рождаются физические плоды супружества. Конечный результат деятельности души в те­ле для супругов выражается в самых внешних актах любви, а те, в свою очередь, зависят от душевного состояния, так что вполне очевидно, откуда берется любовная сила.

Они обладают способностью порождать потомство, посколь­ку от Господа исходит вселенская аура порождения небесных ве­щей, которые имеют отношение к духовным предметам и мудро­сти. А от них происходят природные вещи, каковым является потомство. Эта аура пронизывает все небо и всю землю, наполня­ет души людей и проходит через их умы в тела до самых внешних их частей, тем самым даруя людям способность производить потомство. Но это касается только тех, у кого открыты каналы ду­ховного общения от души через высший и низший уровни ума до поверхности тела. Такое происходит с теми, кто открывает себя Господу, дабы Он снова ввел их в первозданное состояние творе­ния. Я могу засвидетельствовать, что на протяжении тысячи лет мужская сила никогда не покидала меня и что я ничего не знаю об уменьшении этой силы, поскольку всеобщая аура, о которой я упомянул, непрерывно возобновляет ее. И эта сила радует мою душу и не позволяет ей предаваться печали, как бывает с теми, кто теряет потенцию. Кроме того, истинная супружеская любовь подобна весеннему теплу. Под его влиянием все рождается и рас­тет. На небесах и не бывает иного тепла, так что весна с ее веч­ным цветением постоянно пребывает с супругами, и из ее цвете­ния проистекает их детородная сила. Но для обитателей небес плодовитость есть нечто иное, чем то, что она представляет со­бой для жителей земли. Наше супружество приносит духовные плоды, каковыми являются любовь и мудрость, или благо и исти­на. От мудрости мужа жена получает любовь к этой мудрости, а муж умножает свою мудрость через любовь к ней его жены. По сути, жена становится образом любви к мудрости мужа. Это происходит благодаря приятию потомства его души и наслажде­нию, вызванному тем, что она желает быть любовью к мудрости мужа. Так она превращается из девственницы в жену и принима­ет в себя образ мужа. Оттого же с годами в жене растет любовь с сопутствующим ей чувством глубокой дружбы, а в муже — муд­рость с ее счастьем, и так продолжается во веки веков. Таковы ус­ловия жизни ангелов на небесах».

Сказав так, ангел посмотрел на духов, которые недавно при­шли из земного мира, и продолжил:

«Вы знали, что любили своих жен, когда чувствовали в себе потенцию, но, получив удовольствие, отворачивались от них. Но вы не знаете, что на Небе мы любим своих жен не благодаря этой потенции, но обладаем ею благодаря любви, и мы имеем ее всегда, потому что всегда любим своих жен. Вы поймете это, ес­ли будет мыслить в обратном порядке. Разве тот, кто всегда лю­бит свою супругу, не любит ее всем умом и всем телом? Ибо лю­бовь обращает все ваше тело и душу к тому, кого вы любите, и благодаря ей двое соединяются в одно, ибо их любовь взаимна».

И еще он сказал: «Я не буду говорить вам о том, что супружес­кая любовь врождена мужчинам и женщинам от творения, и об их наклонности к законному соединению, а равно о способности муж­чины иметь потомство, каковая есть не что иное, как способность взращивать мудрость благодаря любви к истине, а также о том, что человек находится в состоянии супружеской любви и сопутствую­щей ей половой силы в той мере, в какой любит мудрость из люб­ви к мудрости, то есть любит истину вследствие блага».

Сказав это, ангел замолчал, и присутствующие из духовного содержания его речи поняли, что способность к постоянному на­слаждению действительно существует. Это пролило радость в их души, и они сказали: «О, сколь счастливы ангелы! Мы можем ска­зать, что на небе вы всегда остаетесь молодыми и, следовательно, сохраняете цвет юности. Но скажите нам, как мы можем обрести такую силу?»

Ангел ответил: «Отвращайтесь от прелюбодеяний как от ад­ского дела и идите к Господу — тогда будете ею обладать».

«Мы отвращались от прелюбодеяния и пойдем к Господу», — сказали вновь прибывшие духи.

Но ангел сказал им: «Вы не можете отвратиться от прелюбо­деяний как от адских дел до тех пор, пока не будете таким же об­разом отвращаться от всякого прочего зла, ибо прелюбодеяние неотделимо ото всех видов зла. И вы не можете придти к Госпо­ду, пока не освободитесь от них. Господь не примет вас».

Засим ангел исчез, и вновь прибывшие духи ушли разочаро­ванные.

 

Глава

XVI

РЕВНОСТЬ

 

Эта глава посвящена ревности, поскольку ревность тоже от­носится к супружеской любви. Но существует обоснованная и не­обоснованная ревность. Супруги, любящие друг друга, имеют обоснованную ревность. Они обладают должным рвением к ог­раждению своей супружеской любви от всяких посягательств и от горестей, вызванных этими посягательствами. Необоснован­ная ревность существует между теми, кто от природы подозрите­лен и имеет меланхолический ум вследствие слабого тока крови. Иные же люди всякую ревность считают ошибкой. Это свойст­венно в особенности развратникам. Они подвергают упрекам да­же праведную ревность..

' Ревность происходит от «рвения»'. Существуют обоснованные и необоснованные образцы рвения. Различия между ними рас­крываются в нижеследующих пунктах:

(1) Рвение, рассматриваемое само по себе, подобно воспла­менению любви.

(2) Вспышка пламени любви, каковая есть рвение,это духовная вспышка, или пламя, вспыхивающее вследствие уг­розы любви или нападения на нее.

(3) Рвение человека подобно его любви, что означает: оно неодинаково у людей, чья любовь добра, и у людей, чья любовь зла.

(4) Рвение благой любви и рвение злой любви подобны по своему внешнему виду, но совершенно различны по внутренне­му содержанию.

' В оригинале указана этимология латинского слова «ревность» (2е1оСур1а), восходящего к греческому понятию «образ рвения»

(5) Ревность благой любви несет в себе любовь и дружбу, но ревность злой любви заключает в себе ненависть и месть.

(6) Рвение супружеской любви зовется ревностью.

(7) Ревность подобна огню, который обращен против все­го, что нарушает любовь к супругу, и она выражает страх ут­раты этой любви.

(8) Духовная ревность встречается в моногамных браках, а природная — среди многоженцев.

(9) Между супругами, которые нежно любят друг друга, рев­ность — это оправданный гнев, имеющий разумную причину, ибо в противном случае супружеская любовь гибнет.

(10) Супруги, которые не любят друг друга, ревнуют по мно­гим причинам. У некоторых это связано с различными умст­венными предрассудками.

(11) Некоторые люди лишены ревности и тоже по разным причинам.

(12) Существует и ревность в отношении любовниц, но она отличается от ревности к жене.

(13) Животные и птицы тоже обладают ревностью.

(14) Ревность мужчин и мужей отличается от ревности женщин и жен.

Ниже следуют разъяснения этих пунктов.

358 (1) Рвение, рассматриваемое само по себе, подобно воспла­менению любви. Нельзя знать, что такое ревность, не понимая смысла рвения, ибо ревность есть образ рвения в супружеской любви. Рвение есть как бы вспышка любви, поскольку рвение име­ет отношение к любви, а любовь есть духовное тепло и потому в истоке своем — как огонь. То, что рвение имеет отношение к любви, хорошо известно. Иметь рвение означает не что иное, как действовать сообразно силе любви. Но когда рвение выходит нару­жу, оно не выглядит как любовь. Оно выглядит как недружествен­ный противник, угрожающий тому, кто вредит любви, поэтому его можно также назвать защитником любви. Для каждой любви свой­ственно изливаться раздражением и гневом — даже яростью, — когда она лишается своих удовольствий, поэтому, когда задета лю­бовь, это причиняет душевную боль. И эта боль прорывается нару­жу вспышкой гнева. Такие наблюдения показывают, что рвение не есть высшее проявление любви, но любовь, охваченная пламенем.

Любовь одного человека и ответная любовь другого подобны

союзникам, но когда одна любовь поднимается против другой, они становятся врагами. Так происходит потому, что любовь есть сама сущность человеческой жизни, так что тот, кто угрожает вашей любви, угрожает самой вашей жизни, и тогда нападающий навлекает на себя гнев, как происходит с каждым, кто хочет убить другого. Любая любовь может взорваться вспышкой гнева — даже самая мирная, — как можно видеть на примере цыплят, гусей и всех видов птиц, которые бесстрашно нападают на того, кто доставляет беспо­койство их потомству или отнимает у них еду. Любовь вспыхивает как пламя, ибо она есть не что иное, как духовное тепло, исходящее от ангельского солнца, каковое есть чистая любовь. Тепло тела проистекает как раз из тепла любви. Люди становятся теплыми и добрыми в той мере, в какой теплится их любовь. Из приведенных выше замечаний ясно, что рвение подобно вспышке огня любви.

359 (2) Вспышка пламени любви, каковая есть рвение, — это духовная вспышка, или пламя, вспыхивающее вследствие уг­розы любви или нападения на нее. Из сказанного выше ясно, что рвение — это духовное пламя. Поскольку любовь в духовном мире есть тепло тамошнего солнца, любовь там в самом деле из­дали выглядит как пламя. Таковой предстает небесная любовь взору ангелов, а адская любовь — взору духов в аду. Но заметьте, это пламя не сжигает вещи, как пламя в природном мире.

Рвение возникает в результате нападения на любовь. Посколь­ку любовь есть жизненное тепло каждого, когда чья-то любовь подвергается опасности, пламя его жизни меркнет, замирает и угасает под натиском нападающего и, уподобляясь языку пламе­ни, вырывающемуся из огня, действует как враг тому, кто воздей­ствовал на него. То, что оно подобно пламени, можно понять, наблюдая блеск глаз, покрасневшее лицо или резкий голос и же­сты. Любовь есть тепло жизни, поэтому она действует таким образом, чтобы не быть затоптанной вместе с присущими ей страс­тью, живостью и ощущением радости.

360 Я должен объяснить, каким образом любовь, вследствие напа­дения на нее, загорается как пламя и превращается в рвение, на­поминая огонь, преобразившийся в пламя. Любовь пребывает в воле человека. Но она возбуждается не в воле, а в разуме, ибо она подобна огню в воле и пламени в разуме. Любовь не знает, что находится в воле, ибо не ощущает своего присутствия там и не действует там самостоятельно, но она действует так в разуме и мысли. Поэтому, когда любовь подвергается нападению, она проницает разум. Это происходит посредством различных умоза­ключений. Последние подобны связкам хвороста, которые заго­раются от огня. Таким образом, они являют собой нечто вроде не­сгораемых материалов, которые производят духовное пламя, а последнее принимает множество разных форм.

361 Теперь можно понять, почему человек приходит в возбужде­ние, если его любовь подвергается нападению. В своих внутрен-нейших началах человек от творения представляет собой форму любви и мудрости. Все ощущения любви и мудрости, которые имеются в нем, складываются в совершенный порядок, так что они имеют общую цель и составляют единство. Эти ощущения представляют собой субстанцию, ибо воздействуют на субстан­ции. Поскольку это основа существования человека, когда его любовь оказывается под угрозой, в тот же момент под угрозой оказывается все его существование во всех его частях. Поэтому, когда любовь оказывается под угрозой, она защищает себя по­средством разума, а разум прибегает к суждению и воображению, чтобы достичь своей цели, — в данном случае действуя в интересах любви, оказавшейся под угрозой. Если этого не случится, жизнь человека придет в расстройство, ибо любовь покинет ее.

Вот почему любовь приобретает большую твердость для того, чтобы защитить себя от нападения; она, так сказать, укрепляет свою сердцевину. Подобные усилия любви и являют собой рве­ние. Поэтому, если у любви нет возможности сопротивляться, возникают тревога и боль, ибо любовь предвидит угасание внут­ренней жизни вместе с ее радостями. Но если любовь упокоена, она смягчается и раздается вширь, так что субстанция, составляю­щая ее форму, становится гладкой, мягкой и податливой.

362 (3) Рвение человека подобно его любви, что означает: оно неодинаково у людей, чья любовь добра, и у людей, чья любовь зла. Поскольку рвение относится к любви, оно таково, какова любовь. Но существуют два вида любви: любовь к благу и истине и любовь к злу и лжи. Стало быть, существует рвение ради блага и истины и рвение ради зла и лжи. Следует отметить, что оба эти вида любви имеют бесчисленное множество разновидностей. Это отчетливо видно по ангелам небес и духам ада. И те и другие суть образы своей любви, и тем не менее ни один ангел на небе­сах не похож на другого лицом, голосом, походкой, жестами и поведением, и то же относится к духам в аду. В сущности, так будет, даже если число их составит многие миллиарды. Это по­казывает, что формы любви бесчисленны. Таково же и рвение. Но в широком смысле существует рвение благой любви и рвение злой любви.

"563 (4) Рвение благой любви и рвение злой любви подобны по своему внешнему виду, но совершенно различны по внутренне­му содержанию. На поверхности рвение в человеке предстает как ярость и вспышка гнева, ибо оно есть воспламененная лю­бовь, защищающая себя от попытки загасить ее. Причина того, что рвение благой любви и рвение злой любви внешне выглядят одинаковыми, заключается в том, что в обоих случаях любовь вос­пламеняется, входя в состояние рвения. Но у доброго человека она горит только вовне, тогда как у злого она горит как вовне, так и внутри. Таким образом, два эти вида рвения полностью различ­ны по внутреннему содержанию, о чем будет сказано в следую­щем параграфе.

По всему, что люди говорят и делают из рвения, можно ви­деть и слышать, что рвение внешне проявляет себя как ярость и вспышка гнева. Вы видите это, например, в проповеднике, ког­да он воодушевлен. Голос у него громкий, страстный, пронзи­тельный и жесткий, его лицо блестит, он вытягивается, стучит ру­кой по кафедре и призывает адский огонь на головы грешников. Имеется и много других примеров такого рода.

364 Чтобы получить ясное представление о том, чем ревность в доб­рых людях отличается от ревносги в злых людях, нужно понять, что такое внутреннее и внешнее в жизни человека. Для примера обратимся к образу ореха, в котором есть скорлупа и ядро. В добрых людях внутреннее подобно целому и здоровому ядру, окру­женному естественной оболочкой. Но в дурных людях все иначе. Внутреннее в них подобно горькому на вкус ядру, которое сгнило или изъедено червем, а внешнее подобно коросте на скорлупе —порой она такая же, как обычная скорлупа, а порой — с краснова­тым отливом или покрытая пятнами. Такова же и их ревность.

365 (5) Ревность благой любви несет в себе любовь и дружбу, но ревность злой любви заключает в себе ненависть и месть. Было сказано, что внешне ревность и в добрых, и в плохих лю­дях предстает как ярость или вспышка гнева. Но внутреннее со­стояние их любви совершенно разное. Различия эти следующие: а) ревность благой любви подобна небесному пламени, которое никогда не обращается против другого, но лишь защищает себя: оно защищает себя от зла таким образом, чтобы зло само броси­лось в огонь и сгорело там; б) рвение благой любви угасает и ис­чезает, как только нападающий отступает, но рвение злой любви продолжает пылать и не исчезает; в) так происходит потому, что рвение человека, любящего благо, само по себе мягко, дружест­венно и добро, поэтому когда такой человек внешне кажется не­истовым, размахивает кулаками и поступает грубо, чтобы защи­тить себя, его сдерживает внутренняя доброта. Не так обстоит дело с плохими людьми. Они носят внутри себя нечто недружест­венное, яростное, дышащее ненавистью и местью и питающееся удовольствиями этих душевных свойств. И их рвение по-прежне­му прячется внутри, как огонь в золе от сгоревшего полена, даже после того, как конфликт исчерпан. Если этот огонь не вырыва­ется наружу при жизни, он вырывается после смерти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...