Причины лицемерного выражения 6 глава
347 (12) Многоженцы не могут стать духовными до тех пор, пока они привержены многоженству. Стать духовным означает подняться над природой — то есть выйти из света и тепла мира в свет и тепло Неба. Природный человек не имеет такого опыта. Подобно духовному, он может воспарить умом в небесный свет и думать и говорить духовно. Но если его воля не следует разуму, он не может подняться воистину, ибо не способен оставаться там, но в одно мгновение предается своей воле и остается с ней. Мы говорим «воля», а подразумеваем любовь, поскольку воля есть вместилище любви, ибо человек желает того, что любит. Итак, практикующий многоженство, оставаясь таковым — то есть природный человек, оставаясь природным, ибо это одно и то же, — не может стать духовным. 348 (13) Многоженство не является грехом для тех, кто практикует его согласно своей религии. Все, что противоречит религии, считается грехом, ибо сие противно Богу, и, напротив, все, что согласуется с религией, не считается грехом, ибо сие угодно Богу. Многоженство для детей Израиля относилось к религии, а в наши дни это касается и магометан, поэтому в отношении тех и других оно не может считаться грехом. Кроме того, они остаются природными и не становятся духовными, так что не видят в этом греха. Природный человек не может видеть греховное в том, что дозволено его религией. Это видит лишь человек духовный. Вот почему, хотя они признают нашего Господа Сыном Божиим, согласно Корану, они молят не его, а Магомета. И они всецело принадлежат природной жизни, так что им неведомо, что многоженство есть нечто дурное и еще менее того—что оно есть распутство. Вот и Господь говорит: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоанн 9:41). Поскольку многоженство не может быть для них грехом, они тоже возносятся на свои небеса после смерти (№ 342), и они тоже получают там удовольствия в соответствии со своим образом жизни.
(14) Многоженство не является грехом для тех, кто не знает Господа. Причина этого в том, что истинная супружеская любовь дается от одного Господа, и Господь может дать ее только тем, кто знает Его, принимает Его, верит в Него и живет жизнью, исходящей от Него. А те, кому Он не может дать эту любовь, знают только, что любовь к другому полу и любовь в супружестве — одно и то же. Кроме того, те, кто практикуют многоженство и ничего не знают о Господе, остаются природными людьми, ибо только Господь делает человека духовным, а то, что согласуется с религией и законами общества, не считается грехом для природного человека. Он действует по своему разумению, а разум природного человека находится в полном неведении относительно истинной любви в супружестве. Но их разум наставляется правилом ограничивать половые связи пределами собственного дома в интересах общественного и личного спокойствия. Вот откуда происходит многоженство. Хорошо известно, что человек при рождении находится ниже животных. Все животные рождаются со знанием, которого достаточно для их жизни. Ибо, едва они появляются на свет, они видят, слышат, ходят, знают свою пищу, свою мать, своих друзей и врагов, а вскоре после этого знают другой пол, а также то, как любить и вскармливать детенышей. Только человек ничего этого не знает, ибо не имеет никакого врожденного знания, а только способность и наклонность постигать предметы, которые имеют отношение к знанию и любви. И если он не получает их от других, то остается на более низкой ступени по сравнению с животными. Рассказ в № 132—136 показывает, что человек рождается таким не случайно — с тем, чтобы он ничего не мог приписать себе, а только другим и со временем отнести всю мудрость и любовь, принадлежащую ему, одному Богу, дабы стать подобием Божиим. Как следствие, тот, кто не узнает от других, что Господь пришел в мир и что Он есть Бог, а научен только некоторым религиозным понятиям и законам своей страны, не повинен в том, что для него супружеская любовь ничем не отличается от любви к другому полу, и полагает, что многоженство — это единственный вид супружеской любви. Господь ведет этих людей в их невежестве и Божественной властью оберегает от всякой вины, если, следуя своей религии, они отвращаются от зла как от греха с тем, чтобы спастись. Ибо все люди рождены для Неба и никто — для ада, и каждый входит на Небо благодаря Господу, а в ад — по собственной воле.
351 (15) Даже многоженцы среди магометан будут спасены, если признают Бога и из религиозных соображений живут по законам гражданской справедливости. Во всем мире каждый, кто признает Бога и живет по законам гражданской справедливости из религиозных соображений, будет спасен. Законы гражданской справедливости означают правила, подобные Десяти заповедям, как то: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй. Эти правила составляют гражданские законы во всем мире, ибо без них не могла бы существовать ни одна страна. Но некоторые живут по этим законам из страха наказания, иные — из покорности, третьи же — из религиозных соображений. Те, кто живет так вследствие своих религиозных убеждений, будут спасены. Причина этого в том, что они имеют в себе Бога, а тот, кто имеет в себе Бога, будет спасен. Кто не видит, что до исхода из Египта правила «не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй» были законом среди сынов Израиля, потому что без этих правил их общество не смогло бы выжить? И все же Бог-Отец возвестил их на горе Синай посредством чуда. Причина этого в том, что тем самым правила стали религиозным законом и стали служить не просто благу общества, а самому Богу, и поэтому, когда люди следовали им из религиозных соображений, Бог мог их спасти. Отсюда можно заключить, что язычники, которые признают Бога и живут по законам гражданской справедли-/ вости, будут спасены. Ибо не их вина, что они ничего не знают о Господе и, следовательно, о целомудрии брака с одной женой. Ибо осуждение их, если они признают Бога через свою религию, противоречит Божественной справедливости, поскольку они отвращаются от злых дел, противных Богу, и творят добрые дела, угодные Богу.
352 (16) Никто из них не может пребывать с ангелами на христианских небесах. Причина этого в том, что христианские небеса суть вместилище света Божественной истины и тепла Божественной любви. То и другое открывает, что есть благое и истинное и что есть злое и ложное. Вот почему между христианскими и магометанскими-небесами не может быть никакого общения, и то же относится к небесам не-христиан. Если бы между ними было общение, никто не был бы спасен кроме тех, кто находится в небесном свете и в небесном тепле, исходящих от Господа. На самом деле никто не был бы спасен, если бы небеса были едины, поскольку такое единство настолько ослабило бы небеса, что ангелы не выжили бы. Ибо из магометанского неба в христианские небеса вторглись бы нецеломудрие и распутство, которые были бы невыносимы для обитателей христианских небес, а из христианских небес в магометанские пришли бы невыносимые для магометан целомудрие и чистота. Тогда христианские ангелы стали бы природными и, стало быть, прелюбодеями вследствие заразивших их нецеломудрия и распутства. А если бы они остались духовными, то постоянно ощущали бы вокруг себя распутство, которое отравило бы их жизнь. Нечто подобное случилось бы на магометанских небесах, поскольку их постоянно окружали бы духовные веяния из христианских небес, отнимая у них радость жизни. А кроме того, они бы объявили многоженство грехом, что вызывало бы непрерывные нападки на христианское влияние. Вот почему все небеса полностью отделены друг от друга, так что между ними нет никакого сообщения кроме света и тепла, исходящих от Господа через солнце. Он пребывает в середине его. Это влияние дает каждому жизнь сообразно способности воспринять ее, а такая способность определяется верой. Таким образом, существует всеобщая связь, но не связь между небесами.
353 Прибавлю к сказанному две достопамятные истории. Вот первая. Однажды я находился среди ангелов и слышал их разговор. Они говорили о разуме и мудрости — о том, что человек не знает сущности разума и мудрости и думает, что они принадлежат ему, тогда как на самом деле ему принадлежит только способность воспринимать от Господа все, что относится к разуму и воле. И каждый человек от рождения предрасположен к себялюбию, поэтому от века было предусмотрено, что для того, чтобы человек не погубил себя своим себялюбием и гордыней своего разума, его любовь должна быть обращена на жену, а в жене чтобы от рождения имелось расположение любить разум и мудрость своего мужа и тем самым — самого мужа. Поэтому жена всегда притягивает к себе мужскую гордость ума, утоляя ее и давая ей жить в себе, превращая ее тем самым в супружескую любовь и наполняя безмерными наслаждениями. Господь устраивает таким образом, чтобы гордость мужчины своим умом не сделала бы из него глупца, полагающего, что он мудр от самого себя, а не благодаря Господу и тем самым вкусившего от Древа познания добра и зла и оттого возомнившего себя подобным Богу и божеством — как предрекал змей, который есть любовь к своему разуму. За это человек был изгнан из рая, а доступ к Древу Жизни был прегражден ангелами. В духовном смысле рай есть разум. Вкусить от Древа Жизни в духовном смысле означает быть мудрым от Господа. Но вкусить от Древа познания добра и зла в духовном смысле означает быть мудрым своим умом. 354 В конце этого разговора ангелы ушли и пришли два священника, а с ними человек, который в природном мире был посланником королевства. Я поведал им о том, что слышал от ангелов. Выслушав мой рассказ, они принялись спорить о том, откуда происходят человеческие разум и мудрость — от Бога или от самих людей. Они спорили горячо. В душе все трое верили в одно и то же — в то, что все происходит от человека и что это доказывается самой возможностью мыслить таким образом. Но священники, охваченные в тот момент богословским рвением, утверждали, что ни грана разума и мудрости или даже практического разумения не исходит от человека. И когда посланник возразил им: «И ни одной мысли тоже?» Они ответили: «Ни одной!» Но на небесах могли видеть, что они держатся одной и той же точки зрения, так что они сказали посланнику: «Наденьте одежды священника, думайте о себе, что вы — священник и говорите», Он надел эти одежды и стал громко возвещать: «Не бывает разума и мудрости, ни даже практического разумения не от Бога». И он красноречиво, привлекая разумные доводы, полностью обосновал это суждение. Удивительно видеть, как в духовном мире дух говорит то, что представляет его одеяние. Так происходит потому, что в том мире разум каждого является его одеянием.
Тут священникам было сказано с небес: «Снимите свои одеяния, наденьте на себя костюмы служащих и думайте о себе, что вы — служащие». Они сделали так и тотчас стали говорить то, что думали, и доказывать, что разум исходит от самого человека. Тотчас перед ними появилось дерево, и им было сказано: «Это Древо познания добра и зла. Будьте осторожны и не вкусите от него». Но все трое были так опьянены собственным разумением, что не могли сопротивляться желанию отведать плода с этого дерева, и они сказали друг другу: «Почему бы и нет? Разве это не добрый плод?» Все трое отведали плода с Древа и стали лучшими друзьями, ибо у них была одна вера. Затем они пошли по дороге собственного разумения, которая вела в ад. Однако же я видел, как их вернули с нее назад, потому что они еще не были готовы. Вторая история. Однажды, оглядываясь вокруг в мире духов, я увидел на лугу людей в одеждах, которые носят в мире, так что я понял, что они прибыли недавно из земного мира. Я подошел к ним и стал слушать, о чем они говорят. Они говорили о Небе, и один из них, который знал немного о небесах, сказал: «Там есть замечательные вещи, в которые никто не поверит, если сам не увидит — вроде райских кущ и прекрасных дворцов, сияющих золотом. Перед ними стоят серебряные колонны с фигурами небожителей из драгоценных камней наверху. А также дома из яхонтов и сапфиров с роскошным крыльцом, через который проходят ангелы. А внутри домов есть всевозможные украшения неописуемой красоты. Сами же ангелы бывают двух полов: молодые мужи и молодые жены необычайной красоты, какой не сыскать в земном мире. Жены же еще более прекрасны. Они выглядят, как истинное воплощение небесной любви, а их мужья — само воплощение небесной мудрости. И они все в цветущем возрасте. И кроме того, они ничего не знают ни о какой плотской любви помимо любви супружеской. Самое же удивительное то, что способность мужей к наслаждению никогда не иссякает». Когда вновь прибывшие услышали о том, что на небесах нет никакой плотской любви помимо любви супружеской и что способность мужей к наслаждению никогда не иссякает, они рассмеялись и сказали: «Вы говорите нечто невероятное. Такого не бывает. Вы, верно, сказки нам рассказываете». Но тут вдруг перед ними возник ангел с небес, который сказал: «Прошу вас выслушать меня. Я — ангел на небесах и живу с моей женой уже тысячу лет, оставаясь в этом цветущем возрасте. И я могу заверить вас, что эта способность никогда не покидала меня. Вы думаете, что такого не может быть, поэтому я расскажу вам об этом сообразно вашему пониманию. Вы ничего не знаете о первозданном состоянии человечества, которое называете невинностью. В этом состоянии все внутренние начала ума были открыты Господу и соучаствовали в супружестве любви и мудрости, или блага и истины. Благо, которое принадлежит любви, и истина, которая принадлежит мудрости, всегда любят друг друга и потому всегда хотят соединиться. И когда внутренние начала ума открыты, духовная супружеская любовь свободно втекает в него и наделяет его потенцией. Душа человека имеет не только постоянную потребность к единению, поскольку она принадлежит брачному союзу блага и истины, но и постоянную потребность приносить плод и производить себе подобных. Когда этот брачный союз открывает внутреннее в человеке, при том что внутреннее всегда стремится к достижению конечного результата своего существования, из этой постоянной потребности, наполняющей душу, рождаются физические плоды супружества. Конечный результат деятельности души в теле для супругов выражается в самых внешних актах любви, а те, в свою очередь, зависят от душевного состояния, так что вполне очевидно, откуда берется любовная сила. Они обладают способностью порождать потомство, поскольку от Господа исходит вселенская аура порождения небесных вещей, которые имеют отношение к духовным предметам и мудрости. А от них происходят природные вещи, каковым является потомство. Эта аура пронизывает все небо и всю землю, наполняет души людей и проходит через их умы в тела до самых внешних их частей, тем самым даруя людям способность производить потомство. Но это касается только тех, у кого открыты каналы духовного общения от души через высший и низший уровни ума до поверхности тела. Такое происходит с теми, кто открывает себя Господу, дабы Он снова ввел их в первозданное состояние творения. Я могу засвидетельствовать, что на протяжении тысячи лет мужская сила никогда не покидала меня и что я ничего не знаю об уменьшении этой силы, поскольку всеобщая аура, о которой я упомянул, непрерывно возобновляет ее. И эта сила радует мою душу и не позволяет ей предаваться печали, как бывает с теми, кто теряет потенцию. Кроме того, истинная супружеская любовь подобна весеннему теплу. Под его влиянием все рождается и растет. На небесах и не бывает иного тепла, так что весна с ее вечным цветением постоянно пребывает с супругами, и из ее цветения проистекает их детородная сила. Но для обитателей небес плодовитость есть нечто иное, чем то, что она представляет собой для жителей земли. Наше супружество приносит духовные плоды, каковыми являются любовь и мудрость, или благо и истина. От мудрости мужа жена получает любовь к этой мудрости, а муж умножает свою мудрость через любовь к ней его жены. По сути, жена становится образом любви к мудрости мужа. Это происходит благодаря приятию потомства его души и наслаждению, вызванному тем, что она желает быть любовью к мудрости мужа. Так она превращается из девственницы в жену и принимает в себя образ мужа. Оттого же с годами в жене растет любовь с сопутствующим ей чувством глубокой дружбы, а в муже — мудрость с ее счастьем, и так продолжается во веки веков. Таковы условия жизни ангелов на небесах». Сказав так, ангел посмотрел на духов, которые недавно пришли из земного мира, и продолжил: «Вы знали, что любили своих жен, когда чувствовали в себе потенцию, но, получив удовольствие, отворачивались от них. Но вы не знаете, что на Небе мы любим своих жен не благодаря этой потенции, но обладаем ею благодаря любви, и мы имеем ее всегда, потому что всегда любим своих жен. Вы поймете это, если будет мыслить в обратном порядке. Разве тот, кто всегда любит свою супругу, не любит ее всем умом и всем телом? Ибо любовь обращает все ваше тело и душу к тому, кого вы любите, и благодаря ей двое соединяются в одно, ибо их любовь взаимна». И еще он сказал: «Я не буду говорить вам о том, что супружеская любовь врождена мужчинам и женщинам от творения, и об их наклонности к законному соединению, а равно о способности мужчины иметь потомство, каковая есть не что иное, как способность взращивать мудрость благодаря любви к истине, а также о том, что человек находится в состоянии супружеской любви и сопутствующей ей половой силы в той мере, в какой любит мудрость из любви к мудрости, то есть любит истину вследствие блага». Сказав это, ангел замолчал, и присутствующие из духовного содержания его речи поняли, что способность к постоянному наслаждению действительно существует. Это пролило радость в их души, и они сказали: «О, сколь счастливы ангелы! Мы можем сказать, что на небе вы всегда остаетесь молодыми и, следовательно, сохраняете цвет юности. Но скажите нам, как мы можем обрести такую силу?» Ангел ответил: «Отвращайтесь от прелюбодеяний как от адского дела и идите к Господу — тогда будете ею обладать». «Мы отвращались от прелюбодеяния и пойдем к Господу», — сказали вновь прибывшие духи. Но ангел сказал им: «Вы не можете отвратиться от прелюбодеяний как от адских дел до тех пор, пока не будете таким же образом отвращаться от всякого прочего зла, ибо прелюбодеяние неотделимо ото всех видов зла. И вы не можете придти к Господу, пока не освободитесь от них. Господь не примет вас». Засим ангел исчез, и вновь прибывшие духи ушли разочарованные.
Глава XVI РЕВНОСТЬ
Эта глава посвящена ревности, поскольку ревность тоже относится к супружеской любви. Но существует обоснованная и необоснованная ревность. Супруги, любящие друг друга, имеют обоснованную ревность. Они обладают должным рвением к ограждению своей супружеской любви от всяких посягательств и от горестей, вызванных этими посягательствами. Необоснованная ревность существует между теми, кто от природы подозрителен и имеет меланхолический ум вследствие слабого тока крови. Иные же люди всякую ревность считают ошибкой. Это свойственно в особенности развратникам. Они подвергают упрекам даже праведную ревность.. ' Ревность происходит от «рвения»'. Существуют обоснованные и необоснованные образцы рвения. Различия между ними раскрываются в нижеследующих пунктах: (1) Рвение, рассматриваемое само по себе, подобно воспламенению любви. (2) Вспышка пламени любви, каковая есть рвение, — это духовная вспышка, или пламя, вспыхивающее вследствие угрозы любви или нападения на нее. (3) Рвение человека подобно его любви, что означает: оно неодинаково у людей, чья любовь добра, и у людей, чья любовь зла. (4) Рвение благой любви и рвение злой любви подобны по своему внешнему виду, но совершенно различны по внутреннему содержанию. ' В оригинале указана этимология латинского слова «ревность» (2е1оСур1а), восходящего к греческому понятию «образ рвения» (5) Ревность благой любви несет в себе любовь и дружбу, но ревность злой любви заключает в себе ненависть и месть. (6) Рвение супружеской любви зовется ревностью. (7) Ревность подобна огню, который обращен против всего, что нарушает любовь к супругу, и она выражает страх утраты этой любви. (8) Духовная ревность встречается в моногамных браках, а природная — среди многоженцев. (9) Между супругами, которые нежно любят друг друга, ревность — это оправданный гнев, имеющий разумную причину, ибо в противном случае супружеская любовь гибнет. (10) Супруги, которые не любят друг друга, ревнуют по многим причинам. У некоторых это связано с различными умственными предрассудками. (11) Некоторые люди лишены ревности и тоже по разным причинам. (12) Существует и ревность в отношении любовниц, но она отличается от ревности к жене. (13) Животные и птицы тоже обладают ревностью. (14) Ревность мужчин и мужей отличается от ревности женщин и жен. Ниже следуют разъяснения этих пунктов. 358 (1) Рвение, рассматриваемое само по себе, подобно воспламенению любви. Нельзя знать, что такое ревность, не понимая смысла рвения, ибо ревность есть образ рвения в супружеской любви. Рвение есть как бы вспышка любви, поскольку рвение имеет отношение к любви, а любовь есть духовное тепло и потому в истоке своем — как огонь. То, что рвение имеет отношение к любви, хорошо известно. Иметь рвение означает не что иное, как действовать сообразно силе любви. Но когда рвение выходит наружу, оно не выглядит как любовь. Оно выглядит как недружественный противник, угрожающий тому, кто вредит любви, поэтому его можно также назвать защитником любви. Для каждой любви свойственно изливаться раздражением и гневом — даже яростью, — когда она лишается своих удовольствий, поэтому, когда задета любовь, это причиняет душевную боль. И эта боль прорывается наружу вспышкой гнева. Такие наблюдения показывают, что рвение не есть высшее проявление любви, но любовь, охваченная пламенем. Любовь одного человека и ответная любовь другого подобны союзникам, но когда одна любовь поднимается против другой, они становятся врагами. Так происходит потому, что любовь есть сама сущность человеческой жизни, так что тот, кто угрожает вашей любви, угрожает самой вашей жизни, и тогда нападающий навлекает на себя гнев, как происходит с каждым, кто хочет убить другого. Любая любовь может взорваться вспышкой гнева — даже самая мирная, — как можно видеть на примере цыплят, гусей и всех видов птиц, которые бесстрашно нападают на того, кто доставляет беспокойство их потомству или отнимает у них еду. Любовь вспыхивает как пламя, ибо она есть не что иное, как духовное тепло, исходящее от ангельского солнца, каковое есть чистая любовь. Тепло тела проистекает как раз из тепла любви. Люди становятся теплыми и добрыми в той мере, в какой теплится их любовь. Из приведенных выше замечаний ясно, что рвение подобно вспышке огня любви. 359 (2) Вспышка пламени любви, каковая есть рвение, — это духовная вспышка, или пламя, вспыхивающее вследствие угрозы любви или нападения на нее. Из сказанного выше ясно, что рвение — это духовное пламя. Поскольку любовь в духовном мире есть тепло тамошнего солнца, любовь там в самом деле издали выглядит как пламя. Таковой предстает небесная любовь взору ангелов, а адская любовь — взору духов в аду. Но заметьте, это пламя не сжигает вещи, как пламя в природном мире. Рвение возникает в результате нападения на любовь. Поскольку любовь есть жизненное тепло каждого, когда чья-то любовь подвергается опасности, пламя его жизни меркнет, замирает и угасает под натиском нападающего и, уподобляясь языку пламени, вырывающемуся из огня, действует как враг тому, кто воздействовал на него. То, что оно подобно пламени, можно понять, наблюдая блеск глаз, покрасневшее лицо или резкий голос и жесты. Любовь есть тепло жизни, поэтому она действует таким образом, чтобы не быть затоптанной вместе с присущими ей страстью, живостью и ощущением радости. 360 Я должен объяснить, каким образом любовь, вследствие нападения на нее, загорается как пламя и превращается в рвение, напоминая огонь, преобразившийся в пламя. Любовь пребывает в воле человека. Но она возбуждается не в воле, а в разуме, ибо она подобна огню в воле и пламени в разуме. Любовь не знает, что находится в воле, ибо не ощущает своего присутствия там и не действует там самостоятельно, но она действует так в разуме и мысли. Поэтому, когда любовь подвергается нападению, она проницает разум. Это происходит посредством различных умозаключений. Последние подобны связкам хвороста, которые загораются от огня. Таким образом, они являют собой нечто вроде несгораемых материалов, которые производят духовное пламя, а последнее принимает множество разных форм. 361 Теперь можно понять, почему человек приходит в возбуждение, если его любовь подвергается нападению. В своих внутрен-нейших началах человек от творения представляет собой форму любви и мудрости. Все ощущения любви и мудрости, которые имеются в нем, складываются в совершенный порядок, так что они имеют общую цель и составляют единство. Эти ощущения представляют собой субстанцию, ибо воздействуют на субстанции. Поскольку это основа существования человека, когда его любовь оказывается под угрозой, в тот же момент под угрозой оказывается все его существование во всех его частях. Поэтому, когда любовь оказывается под угрозой, она защищает себя посредством разума, а разум прибегает к суждению и воображению, чтобы достичь своей цели, — в данном случае действуя в интересах любви, оказавшейся под угрозой. Если этого не случится, жизнь человека придет в расстройство, ибо любовь покинет ее. Вот почему любовь приобретает большую твердость для того, чтобы защитить себя от нападения; она, так сказать, укрепляет свою сердцевину. Подобные усилия любви и являют собой рвение. Поэтому, если у любви нет возможности сопротивляться, возникают тревога и боль, ибо любовь предвидит угасание внутренней жизни вместе с ее радостями. Но если любовь упокоена, она смягчается и раздается вширь, так что субстанция, составляющая ее форму, становится гладкой, мягкой и податливой. 362 (3) Рвение человека подобно его любви, что означает: оно неодинаково у людей, чья любовь добра, и у людей, чья любовь зла. Поскольку рвение относится к любви, оно таково, какова любовь. Но существуют два вида любви: любовь к благу и истине и любовь к злу и лжи. Стало быть, существует рвение ради блага и истины и рвение ради зла и лжи. Следует отметить, что оба эти вида любви имеют бесчисленное множество разновидностей. Это отчетливо видно по ангелам небес и духам ада. И те и другие суть образы своей любви, и тем не менее ни один ангел на небесах не похож на другого лицом, голосом, походкой, жестами и поведением, и то же относится к духам в аду. В сущности, так будет, даже если число их составит многие миллиарды. Это показывает, что формы любви бесчисленны. Таково же и рвение. Но в широком смысле существует рвение благой любви и рвение злой любви. "563 (4) Рвение благой любви и рвение злой любви подобны по своему внешнему виду, но совершенно различны по внутреннему содержанию. На поверхности рвение в человеке предстает как ярость и вспышка гнева, ибо оно есть воспламененная любовь, защищающая себя от попытки загасить ее. Причина того, что рвение благой любви и рвение злой любви внешне выглядят одинаковыми, заключается в том, что в обоих случаях любовь воспламеняется, входя в состояние рвения. Но у доброго человека она горит только вовне, тогда как у злого она горит как вовне, так и внутри. Таким образом, два эти вида рвения полностью различны по внутреннему содержанию, о чем будет сказано в следующем параграфе. По всему, что люди говорят и делают из рвения, можно видеть и слышать, что рвение внешне проявляет себя как ярость и вспышка гнева. Вы видите это, например, в проповеднике, когда он воодушевлен. Голос у него громкий, страстный, пронзительный и жесткий, его лицо блестит, он вытягивается, стучит рукой по кафедре и призывает адский огонь на головы грешников. Имеется и много других примеров такого рода. 364 Чтобы получить ясное представление о том, чем ревность в добрых людях отличается от ревносги в злых людях, нужно понять, что такое внутреннее и внешнее в жизни человека. Для примера обратимся к образу ореха, в котором есть скорлупа и ядро. В добрых людях внутреннее подобно целому и здоровому ядру, окруженному естественной оболочкой. Но в дурных людях все иначе. Внутреннее в них подобно горькому на вкус ядру, которое сгнило или изъедено червем, а внешнее подобно коросте на скорлупе —порой она такая же, как обычная скорлупа, а порой — с красноватым отливом или покрытая пятнами. Такова же и их ревность. 365 (5) Ревность благой любви несет в себе любовь и дружбу, но ревность злой любви заключает в себе ненависть и месть. Было сказано, что внешне ревность и в добрых, и в плохих людях предстает как ярость или вспышка гнева. Но внутреннее состояние их любви совершенно разное. Различия эти следующие: а) ревность благой любви подобна небесному пламени, которое никогда не обращается против другого, но лишь защищает себя: оно защищает себя от зла таким образом, чтобы зло само бросилось в огонь и сгорело там; б) рвение благой любви угасает и исчезает, как только нападающий отступает, но рвение злой любви продолжает пылать и не исчезает; в) так происходит потому, что рвение человека, любящего благо, само по себе мягко, дружественно и добро, поэтому когда такой человек внешне кажется неистовым, размахивает кулаками и поступает грубо, чтобы защитить себя, его сдерживает внутренняя доброта. Не так обстоит дело с плохими людьми. Они носят внутри себя нечто недружественное, яростное, дышащее ненавистью и местью и питающееся удовольствиями этих душевных свойств. И их рвение по-прежнему прячется внутри, как огонь в золе от сгоревшего полена, даже после того, как конфликт исчерпан. Если этот огонь не вырывается наружу при жизни, он вырывается после смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|