Связь супружеской любви с любовью к детям
385 Существует немало явных признаков, указывающих на связь между супружеской любовью и любовью к детям, именуемой родительской любовью. И есть также признаки, дающие повод полагать, что такой связи нет. Любовь к детям есть в супругах, которые сердечно любят друг друга, и она есть также в тех, чьи сердца пребывают в разладе, а также в разлученных супругах—порой даже более нежная и сильная, чем у других. И тем не менее можно утверждать, что любовь к детям всегда связана с супружеской любовью вследствие источника, из которого она проистекает. Эти два вида любви, по-разному проявляясь в людях, остаются нераздельны — воистину как конец, предуготовленный началом, или результат, который является следствием. Конец, предуготовленный супружеской любовью, — это воспитание потомства, а результат, который является следствием, — выросшее потомство. Легко видеть, что предвосхищаемый конец здесь переходит в результат и с самого начала уже присутствует в нем. Однако многие начинают рассуждать со следствий и от них переходят к тем или иным заключениям, а не с причин, чтобы потом аналитическим путем перейти от них к следствиям. Поэтому для таких людей разумное предстает темным и как бы сокрытым в облаке. Такое чрезмерное доверие к явленным вещам приводит к заблуждениям и ошибкам. Но в этой главе будет показано, что супружеская любовь и любовь к детям глубоко связаны друг с другом, и это будет сделано в следующем порядке.- (1) Две всеобщие ауры исходят от Господа, удерживая мир в его тварном состоянии. Одна их них — аура произведения потомства, а другая — аура защиты потомства. (2) Эти две ауры сливаются с аурой супружеской любви и аурой любви к детям.
(3) Эти две ауры влияют в целом и в частностях на все, что существует на небе и на земле от начала до конца, (4) Аура любви к детям — это аура защиты и вскармливания тех, кто не может защитить и кормить себя сам. (5) Эта аура воздействует и на хороших, и на плохих людей и побуждает каждого любить, защищать и вскармливать потомство из любви к самому себе. (6) Эта аура влияет в особенности на женский пол, то есть на матерей, — а через них также и на мужской пол, то есть на отцов. (7) Эта аура есть также аура мира и невинности, исходящих от Господа. (8) Аура невинности воздействует на детей, а через них — на родителей. (9) Она также влияет на души родителей и соединяется с такой же аурой в детях, и она проявляется главным образом через прикосновение. (10) По мере того, как дети теряют невинность, близость к ним тоже теряется, и так продолжается до тех пор, пока они не покинут родительский дом. (11) Сознательное отношение родителей к невинности и миру в детях объясняется тем, что дети ничего не понимают и не делают сами, но во всем зависят от других, главным образом от отца и матери, и это состояние проходит по мере того, как дети научаются понимать и действовать самостоятельно, не опираясь на других. (12) Аура любви к обладанию потомством действует последовательно от цели через причины к результату, создавая определенные циклы. Это удерживает творение в предуготовленном и заданном состоянии. (13) Любовь к детям идет вниз, а не вверх. (14) Состояние любви в женах до зачатия отличается от их любви в период от зачатия до родов. (15) Супружеская любовь связана с любовью к детям в родителях по духовным, а следовательно, также природным причинам. (16) Любовь к детям, в духовных супругах отличается от любви к детям в супругах природных. (17) В духовном супружестве такая любовь проистекает из внутренних и первичных начал, а в природном — из внешних и вторичных.
(18) Вот почему такая любовь пребывает как в любящих друг друга супругах, так и в супругах, которые вовсе друг друга не любят. (19) Любовь к детям остается после смерти, особенно в женщинах. (20) Эти люди воспитывают детей в соответствии с наставлениями Господа, и дети вырастают более крупными и красивыми, чем на земле. (21) Господь предусматривает, что невинность детства становится невинностью мудрости, и таким образом дети становятся ангелами. Теперь перейдем к разъяснению указанных тем. 386 (1) Две всеобщие ауры исходят от Господа, удерживая мир в его тварном состоянии. Одна их них — аура произведения потомства, а другая — аура защиты потомства. Божественность, исходящая из Господа, являет собой ауру, ибо она окружает Его, наполняет оба мира — духовный и природный — и производит результаты, предустановленные Господом еще до начала времен и проявляющиеся с момента сотворения мира. Все, что проистекает из некоего предмета и окружает его, является аурой — таковы, например, аура солнечных тепла и света, аура личной жизни вокруг человека, аура запаха, источаемого растением, аура притяжения вокруг магнита и т. д. Но здесь речь идет о наиболее общих аурах, которые исходят от Господа и окружают Его. Аура тепла и света — или аура любви и мудрости — исходит от Господа через солнце и порождает всевозможные следствия, коими является всяческая деятельность. Однако ауры имеют разные названия в зависимости от того, какого рода деятельность они производят. Божественная аура, которая из поколение в поколение поддерживает мир в его тварном состоянии, называется аурой производства потомства, а Божественная аура, которая охраняет потомство при его рождении и в период его роста, называется защитной аурой. Помимо этих двух Божественных аур есть много других, которые имеют наименования в соответствии со своей природой (см. № 222 выше). Осуществление полезных дел посредством этих аур есть Божественное Провидение. 387 (2) Эти две ауры сливаются с аурой супружеской любви и аурой любви к детям. Очевидно, что аура супружеской любви есть то же самое, что аура любви к детям, ибо обладание потомством — это цель, а супружеская любовь — непосредственная причина, а причина непреложно воздействует на результат и присутствует в нем. Столь же очевидно, что аура любви к детям сливается с аурой защиты потомства, поскольку она есть цель, которая обусловлена изначальной целью, коей было рождение потомства, и любовь к детям является ее непосредственной причиной. Ибо цели проявляются сериями, одна за другой, а по мере того, как они проходят, целью становится конечный результат, и так далее до самого конца, когда их череда прекращается (об этом сказано подробнее ниже, в пункте (12)}.
388 (3) Эти две ауры влияют в целом и в частностях на все, что существует на небе и на земле от начала до конца. Мы говорим «в целом и в частностях», поскольку понятие целого подразумевает* также частности и состоит из них. Поэтому целое образуется из его частей и, будучи лишенным их, имеет лишь название, но не сущность, подобно поверхности, под которой ничего нет. Поэтому приписывать Богу только общие характеристики и отнимать от Него частности — это пустые и бессмысленные рассуждения. Сравнение с властью королей на земле здесь тоже не годится. Поэтому мы говорим, что обе ауры воздействуют в целом и в частностях. 389 Ауры обладания потомством и защиты потомства — они же ауры супружеской любви и любви к детям — пронизывают все сущее на небе и на земле от начала до конца, ибо все, что исходит от Господа — или из солнца, которое от Него и в котором Он, — пронизывает все вещи в мире до самых внешних его начал. Причина этого в том, что Божественные свойства, которые зовутся небесными и духовными, пребывают вне пространства и времени. Известно, что ничто из того, что принадлежит внешнему, не приложимо к духовным вещам, поскольку они относятся ко всему, что пребывает вне пространства и времени. По этой причине все, что исходит от Господа, от начала до конца мгновенно. Выше в № 222—225 было показано, что аура супружеской любви в этом смысле универсальна. То, что то же самое относится к ауре любви к детям, становится ясным из присутствия этой любви на небе, где есть дети с земли, и из присутствия этой любви на земле в людях, животных и птицах, змеях и насекомых. Эта любовь даже имеет свои аналоги в растительном и минеральном царствах — среди овощей, например, где семена защищены кожурой, словно ребенок пеленками, и тем более среди фруктов, в которых семена располагаются как ^ в доме и получают питание от окружающей их мякоти. Нечто подобное можно наблюдать и среди минералов, где самородки и драгоценные металлы сокрыты и защищены окружающей породой.
390 Аура обладания потомством и аура защиты потомства образуют единство в последовательности своих проявлений, ибо любовь к обладанию потомством переходит в любовь к потомству. О том, что такое любовь к обладанию потомством, можно судить по свойственной ей радости. Последняя превосходит все на свеге. Она доступна мужчинам, способным иметь потомство, и в особенности женщинам, которые могут от них воспринять эту способность. Эта высшая радость с ее любовью имеет своим результатом рождение, в котором она находит свое самое совершенное выражение. 391 (4) Аура любви к детям — это аура защиты и вскармливания тех, кто не может защитить и кормить себя сам. Выше было сказано (№ 386), что осуществление благополезных дел Господом посредством исходящих от Него аур есть Божественное Провидение, каковое являет собой ауру защиты и вскармливания тех, кто не может защитить и кормить себя сам. Ибо сохранение в целости и защита жизни всего тварного мира есть часть творения. В противном случае Вселенная перестала бы существовать. Но Господь не мог делать это непосредственно через живые существа, наделенные свободой выбора, поэтому Он делает это опосредованно через Его любовь, которая свойственна отцам, матерям и няням. Они не знают, что их любовь есть любовь Господа в них, ибо не замечают влияния Господа и еще менее Его вездесущее присутствие. Но кто не видит, что это не работа природы, а действие Божественного Провидения в природе и посредством природы и что не может быть такого всеобщего явления иначе, как от Бога и некоего духовного солнца в центре Вселенной? И кто не видит, что действие этой любви протекает мгновенно и постоянно, ибо оно вне пространства и времени? Матери и отцы защищают и вскармливают детей, потому что дети не могут защитить и вскор мить себя сами. Это не причина любви, но рациональный мотив, проистекающий из созерцания любви в свете разума. Ибо только на основе такой мотивации, без любви, которая вдохновляла бы его, и законов и наказаний, которые принуждали бы его, человек ухаживал бы за детьми не больше, чем он ухаживал бы за статуей.
392 (5) Эта аура воздействует и на хороших, и на плохих людей и побуждает каждою любить, защищать и вскармливать потомство из любви к самому себе. Опыт показывает, что дурные - люди испытывают не менее сильную родительскую любовь, чем хорошие, подобно тому, как эта любовь присутствует как в злонравных, так и в добрых животных. Иногда в дурных людях и в злых зверях такая любовь проявляется даже явственнее. Так происходит потому, что всякая любовь, проистекающая от Господа и возвращающаяся к Нему, превращается в том, кто ее принимает, в любовь его собственной жизни, ибо всякому живому существу кажется, что оно любит само по себе, поскольку оно не замечает того, что втекает в него из духовного мира. Любя таким образом себя, он присваивает себе и свою любовь к детям и так соединяется с ними. Вот почему эта любовь даже сильнее в диких зверях—так бывает с львами и львицами, медведями и медведицами, волками и волчицами и прочими зверями такого рода. Причина этого в том, что дикие животные сильнее прирученных, отчего их любовь к себе тоже сильнее, а эта любовь любит себя в потомстве. Речь идет, как уже говорилось, о любви, которая входит в них и становится собственной любовью. Такое превращение возвышенной любви, втекающей в человека, в его собственную низменную любовь и порождаемые ею защита и вскармливание потомства дурными родителями объясняются Божественным Провидением, ибо в противном случае в человеческом роде выживали бы лишь немногие, а дикие звери, тоже являющиеся по-своему полезными, и вовсе не имели бы потомства. Эти наблюдения показывают, что каждый предрасположен: к любви, защите и вскармливанию своего потомства через лю-бовь к самому себе. 393 (6) Эта аура влияет в особенности на женский пол — то есть на матерей, — а через них также и на мужской пол, то есть на отцов. Это происходит из того же указанного выше источника: женщины воспринимают ауру супружеской любви и передают ее мужчинам, потому что женщины от рождения любят мужской ум, а ум есть вместилище. То же касается любви к детям, поскольку эта любовь происходит от любви в супружестве. Все знают, что женщины питают более нежную любовь к детям, а отцы — менее нежную. Любовь к детям заложена в супружеской любви, с которой рождаются женщины. Это можно ясно видеть из любви девочек к маленьким детям, а также к куклам, которых они носят с собой, одевают, кормят, целуют и обнимают. Мальчикам не свойственны такие игры. Кажется, матери обретают любовь к детям, вскармливая их своей кровью еще в утробе, то есть через союз двух родственных душ. Однако же и это не является источником любви, поскольку, если после рождения ребенка подменить его без ведома матери другим, она будет любить его так же нежно, как если бы это было ее родное дитя. Кроме того, няньки иногда любят детей больше, чем собственные родители. Отсюда следует, что любовь к детям проистекает единственно из любви к супружеству, врожденной каждой женщине. Радость этой любви дает женщине способность к духовному восприятию. Таково начало любви, которая после рождения ребенка переходит, вместе с ее радостью, потомству. 394 (7) Эта аура есть также аура мира и невинности, исходящих от Господа, Невинность и мир—два внутреннейших начала на небесах, ибо они исходят непосредственно от Господа, ибо Господь есть сама невинность и мир. Через свою невинность Господь именуется Агнцем. А в отношении мира Он говорит: 'Мир оставляю вам, Мир мой даю вам» (Иоанн 14-27). И то же самое подразумевалось, когда апостолы вместе с Господом высказывали пожелание мира, входя в какой-нибудь город или дом, и если люди были того достойны, мир ниаодил на них, а если нет — мир к ним не возвращался (Матфей 10:11—15). Кроме того, Господь именуется «Князем мира» (Исайя:6). Именно в силу того, что мир и невинность являются внутреннейшими началами на Небе, невинность составляет существо всякого блага, а мир — существо радости, сопутствующей этому благу (см. № 276—290 в книге «О Небесах и об аде»). 395 (8) Аура невинности воздействует на детей, а через них — на родителей. Хорошо известно, что дети невинны, но мало кто знает, что их невинность дается им от Господа. Она входит в них от Господа, ибо Господь, как уже было сказано, есть сама невинность, и ничто не может войти в нас оттуда, где ничего нет, но только из своего подлинного источника, который есть самое существенное в жизни. Невинность в детях, оказывающая влияние и на родителей, светится в их лицах и проявляется в их речах. Дети невинны потому, что не говорят на основании внутренних размышлений, ибо они еще не знают, что хорошо, а что плохо, истинно или ложно, так что они лишены осмотрительности, не имеют продуманных планов действия и тем самым — дурных намерений. У них нет самости, обретаемой из корысти и материализма. Они ничего не приписывают себе. Все, что они имеют, они приписывают родителям. Они радуются безделушкам, которые им дарят. Они не беспокоятся ни об одежде, ни о пище, ни о своем будущем. Они не изучают мир и желают многое иметь от него. Они любят своих родителей, своих нянек и сверстников, с которыми невинно играют. Они позволяют себя вести. Они слушаются и повинуются. Такова невинность детей, которая является причиной любви, именуемой родительской. 396 (9) Она также влияет на души родителей и соединяется с такой же аурой в детях, и она проявляется главным образом через прикосновение. Невинность Господа входит в ангелов третьего неба, где все обладают невинностью мудрости, и проходит через низшие небеса—через невинность ангелов,—и так входит в детей, прямо и косвенно. Они почти подобны статуям, но могут получить жизнь от Господа через небеса. Если родители не смогли воспринять невинность через внутреннейшие начала своего ума, они могут испытать влияние невинности своих детей. Должно быть что-то равное и подобное в другом человеке, чтобы он мог воспринимать, испытывать какие-то чувства и так общаться с другим человеком. В противном случае результат "общения будет не лучше, чем когда роняют семя на кремень или бросают барашка волку. Опыт учит, что такое общение возможно для родителей посредством телесных ощущений — преимущественно через прикосновение. Например, зрение радуется созерцаемому виду, слух—голосам, обоняние — запахам. Общение же невинности проявляется главным образом через прикосновение, благодаря удовольствию носить детей на руках, обнимать и целовать их, что в особенности приятно для матерей, которым также доставляет удовольствие кормить младенцев грудью, видеть их голенькими и держать на коленях. Уже было неоднократно отмечено, что общение между супругами и любовь с ее наслаждениями становятся возможны главным образом через осязание. Общение умов тоже осуществляется посредством прикосновения, поскольку руки — самая внешняя часть тела, а существенное в человеке пребывает одновременно в его самых внешних частях. Осязание также собирает в одно нераздельное единство все, что принадлежит телу и сознанию. Вот почему Иисус прикасался к детям (Матфей 19:13,15; Марк 10:13, 16). Он врачевал прикосновением, и те, кого он касался, исцелялись. Оттого же священники получают свое священство через наложение рук. Все это показывает, что невинность родителей и детей объединяются в прикосновении — особенно рук, — и это соединяет их, что случается и благодаря поцелуям. 397 Хорошо известно, что невинность передается через прикосновение у животных и птиц так же, как и у людей. Так происходит потому, что все, исходящее от Господа, мгновенно пронизывает Вселенную (см. № 388—390 выше). И это проходит через ряд ступеней и превращений, достигая не только животных, но растений и камней (№ 389). Невинность достигает самой земли, матери растений и минералов. Ибо весной земля готова, словно материнская утроба, принять семя и, приняв его, она как бы зачинает: согревает семена, взращивает и защищает их и в известном смысле любит рожденное от них потомство и т. д. Если аура порождения потомства распространяется даже на землю, то почему нужно отказывать в обладании ею животным — даже червям? Хорошо известно, что все пчелы в улье имеют общую мать подобно тому, как земля — общая мать всех растений. 398 (10) По мере того, как дети теряют невинность, близость к ним тоже теряется, и так продолжается до тех пор, пока они не покинут родительский дом. Хорошо известно, что любовь к детям покидает родителей как невинность покидает детей к тому времени, когда дети покидают отчий дом, как это принято у людей, или когда родители сами прогоняют своих детенышей и забывают о них, как происходит среди животных и птиц. Отсюда ясно, что невинность, входящая и в родителей, и в детей, порождает любовь, которую называют родительской любовью. 399 (11) Сознательное отношение родителей к невинности и миру в детях объясняется тем, что дети ничего не понимают и не делают сами, но во всем зависят от других, главным образом от отца и матери, и это состояние проходит по мере того, как дети научаются понимать и действовать самостоятельно, не опираясь на других. Аура любви к младенцам — это аура защиты и вскармливания тех, кто не может защитить и прокормить себя сам. Сие было показано выше (№ 391). Там было отмечено, что речь идет только о кажущемся основании, но не о действительной причине любви. Действительная причина любви — это невинность, исходящая от Господа, которая входит в человека без его ведома и производит доступную наблюдению причину, так что когда устраняется первичная причина любви, исчезает и ее вторичная причина. Другими словами, по мере сокращения общения в невинности, исчезает и причина быть верным ей. Но это происходит только среди людей, чтобы они могли принимать свои решения разумно и свободно и, следовательно, поддерживать свое потомство в той мере, в какой оно нуждается в помощи и способно воспользоваться ею на основании разумного, а также нравственного закона. Животные, лишенные разумности, не имеют и вторичной причины, а наделены лишь первичной, каковая проявляется в инстинкте. 400 (12) Аура любви к обладанию потомством действует последовательно от цели через причины к результату, создавая определенные циклы. Это удерживает творение в предуготовленном и заданном состоянии. Все процессы во Вселенной движутся от целей через причины к результату. Эти три понятия, по сути дела, неразделимы, хотя кажется, что они в своем роде самостоятельны. Однако цель ничего не значит, если не иметь в виду предполагаемый результат, и ни то, ни другое не имеет смысла в отрыве от причины, которая поддерживает, определяет и объединяет весь процесс. Такая последовательность запечатлевается в каждом человеке в целом и в каждой отдельной его части. Она соответствует намерению, пониманию и действию. Каждая цель в человеке имеет отношение к намерению, каждая причина — к пониманию и каждый результат — к действию. Аналогичным образом каждая цель имеет отношение к любви, каждый фактор причинности — к мудрости, и каждый результат — к благу. Так происходит потому, что вместилище любви есть намерение, вместилище мудрости — понимание, а вместилище блага — действие. А поскольку процессы в людях, как в общем, так и в частностях, протекают от намерения через понимание к действию, они также идут от любви через мудрость к благу, — но здесь мудрость означает все, что относится к суждению и мышлению. Эти три вещи, как видим, составляют в итоге одно целое. Можно сказать, что они составляют одно также в понятиях прежде получения результата, ибо между ними стоит только делание, ведь умственно цель проистекает из намерения и создает себе причину в разуме, а потом выражается в усилии, усилие же подобно действию, которое еще не свершилось. Вот почему мудрый человек, а также Господь, воспринимает усилие как действие. Кто из разумных людей не согласится с тем, что эти три вещи проистекают из одной первопричины, и причина эта состоит в том, что любовь, мудрость и благо непрерывно исходят от Господа, Творца и Вседержителя, и что они в истоке своем составляют одно? 401 Аура рождения и вскармливания потомства имеет такую же последовательность от цели через причину к результату. В данном случае целью является намерение иметь потомство или любовь к потомству. Промежуточной причиной, посредством которой происходит движение от цели к результату, является супружеская любовь. Серией причин, шаг за шагом осуществляющих это, является любовный акт, зачатие и развитие эмбриона в утробе. Результатом является рождение потомства. Но хотя цель, причина и следствие идут друг за другом, они тем не менее составляют одно целое, каковым является любовь к потомству, также внутри каждого этапа и в самом результате. Они являются только действующими причинами, которые следуют друг за другом во времени и принадлежат миру природы. Цель и сама любовь всегда остаются теми же, цели в природном мире опережают любовь в отдельные моменты времени и все же существуют вне времени, но они не могуг проявиться прежде, чем станет известен результат. До этого любовь может любить только сам процесс и не способна обрести самое себя. Хорошо известно, что таковы природные циклы и что посредством них творение удерживается в предусмотренном и заданном состоянии. Однако любовь к детям, начиная с ее высшей точки и кончая исчезновением, развивается в обратном порядке, ибо она следует стремлению к невинности в своем объекте, а также проходит присущие этому циклы. 402 (13) Любовь к детям идет вниз, а не вверх. Это означает, что она переходит от старшего поколения к младшему, а не восходит от младших к старшим. Причиной тому служит любовь к обладанию потомством или созиданию полезных результатов, а в случае с человеческим родом причиной служит любовь к умножению рода. Однако источник ее пребывает единственно в Господе, поскольку в разрастании человеческого рода Он усматривает сохранение тварного мира и, как высшей цели, ангельских небес, которые происходят единственно от человечества. Небо ангелов есть цель целей и, следовательно, высшая любовь Господа, так что в людях заложена любовь не только к своему потомству, но и к последующим поколениям. Вот почему эту любовь можно обнаружить только в людях, но не в животных или птицах. В людях такая любовь растет по мере того, как передается потомкам, а также вследствие создаваемой ею же доброй репутации. 403 (14) Состояние любви в женах до зачатия отличается от их любви в период от зачатия до родов. Об этом упомянуто здесь для того, чтобы напомнить: любовь к обладанию потомством и последующая любовь к потомству укоренены в супружеской любви женщин, и эти два вида любви разделяются в женщине, когда цель — то есть любовь к обладанию потомством — кладет начало всему процессу. По многим признакам можно видеть, что родительская любовь передается от жены к мужу и что любовь к обладанию потомством, которая в женщине соединяется с ее любовью к супружеству, все-таки не совпадает с ней. 404 (15) Супружеская любовь связана с любовью к детям в родителях по духовным, а следовательно, также природным причинам. Духовные причины — это приумножение человечества и увеличение благодаря этому числа ангелов на Небе, чтобы те, кто станут ангелами, могли родиться и служить Господу ради бла-гополезных вещей на Небе, а также в мире, посредством общения с другим людьми. Ибо Господь в самом деле соотносит каждого ангела с каждым человеком, и если от человека удалить его ангела, он тотчас упадет замертво. Земные причины соединения этих двух видов любви состоят в том, чтобы дать возможность родиться тем, кто будет исполнять благополезные дела в человеческих сообществах, будучи членами этих сообществ. Партнеры в браке и сами думают, что таковы природные и духовные причины как любви к детям, так и супружеской любви, и иногда выражают это свое убеждение вслух, говоря, что они обогатили небеса таким числом ангелов, сколько у них родилось детей, и что они дали обществу столько помощников, сколько у них детей. 405 (16) Любовь к детям в духовных супругах отличается от любви к детям в супругах природных. Духовно соединенные супруги обладают любовью к детям, которая по видимости похожа на такую же любовь в супругах природных, но их любовь более внутренняя и нежная, ибо такая любовь происходит из невинности и из более глубокого восприятия невинности в самих себе. Ибо духовные супруги обладают невинностью в той мере, в какой они духовны. В действительности же после того как отцы и матери изведали невинность своих младенцев, их любовь к детям существенно отличается от любви природных отцов и матерей. Духовные супруги любят детей за их духовное разумение и нравственную жизнь, иными словами — за страх Божий и действенное благочестие, или благочестие, которым воистину живут, и в то же время за их добродетели и благое поведение. Они ухаживают за ними и растят их главным образом по этим причинам. Поэтому, если они не видят всего этого в детях, в душе они отдаляются от них и служат детям только из чувства долга. Правда, и в родителях, живущих природно, тоже есть любовь, которая основана на невинности, но, когда они воспринимают невинность, она смешивается в них с любовью к себе, так что они любят детей вследствие двух этих причин одновременно, балуя их сверх меры. И они относятся к ним так, как если бы у них было одно сердце и одна душа. И потом, когда у детей проходит детство и они утрачивают свою невинность, они не любят их вследствие страха Божьего или действенного благочестия, а равно из нравственного разумения. Они почти не замечают их внутренних чувств и добродетелей и благих поступков, обращая внимание лишь на внешние добродетели. Они обращают всю свою любовь на эти достоинства, закрывая глаза на недостатки своих детей. Причина этого в том, что любовь к потомству в них неотделима от любви к себе, и потому эта любовь привязана у них только к внешним началам и способна постичь их внутреннее состояние не больше, чем любовь к себе может раскрыть человеку его подлинное внутреннее состояние. 406 После смерти легко определить разницу между любовью к детям в природном и духовном смыслах. Ибо большинство отцов, прибыв в духовный мир, способны узнать своих детей, которые умерли прежде них. Духовные отцы осматривают тогда детей и спрашивают их, какова их судьба. Они радуются хорошим известиям и печалятся, услышав что-нибудь худое. И после короткого разговора, наставления и совета по поводу нравственной жизни на Небе они расстаются. И прежде чем расстаться, они наставляют детей не считать их больше отцами, ибо на Небе один Господь является Отцом всем, согласно Его словам (Матфей 23:9), а сами они больше не считают их своими детьми. Когда же природные отцы осознают, что живут после смерти, ' и вспоминают своих детей, умерших прежде них, они тотчас привязываются к детям, словно палочки, связанные веревкой. Если отец узнает, что кто-то из его детей стал демоном и что он вредит добрым людям, он все равно держит его рядом с собой. И даже если отец собственными глазами видит, что дети творят зло и мерзости, он не обращает на это внимания и не отходит от них. Чтобы не позволить этому вредоносному сборищу творить свои дела и впредь, их приходится низвергать в ад всем скопом, и там отца держат под охраной на виду у детей, последних же отправляют в разные места ада, соответствующие их земной жизни. 407 К этим замечаниям добавлю следующее удивительное известие. В духовном мире я видел отцов, которые смотрели на детей с такой злобой и ненавистью, словно хотели их убить. Но как только им говорили, обманывая, что перед ними их собственные дети, злоба и ярость немедленно улетучивались, и они проникались к ним любовью. Те, кто скрытно жил в мире неправедно и согрешил против Господа в своей душе, имеют в себе одновременно такую любовь и такую ненависть. 408 (17) В духовном супружестве такая любовь проистекает из внутренних и первичных начал, а в природном — из внешних и вторичных. Мыслить и делать заключения на основании внутренних и первичных начал означает идти от целей и причин к результату, а мыслить и судить на основании внешних и вторичных начал означает идти от следствий к причинам и целям. Второй процесс противоречит порядку, первый же соответствует ему, ибо мышление и суждение на основании целей и причин означает мышление и суждение на основании блага и истины, постигаемых на высших уровнях ума, ради следствий на низшем уровне, где действуют телесные органы чувств, привязанные к явленному и ложному. Сие само по себе есть оправдание лжи и корысти, что ведет к утверждению о гом, что они составляют истины мудрости и благие плоды любви к мудрости. То же относится к любви к детям в духовном и природном мире. Духовная любовь есть любовь к первичному в людях, тогда как природная любовь есть любовь к тому, что является в них следствием, и она противоречит небесному порядку. 409 (18) Вот почему такая любовь пребывает как в любящих друг друга супругах, так и в супругах, которые вовсе друг друга не любят. Это касается как духовных, так и природных браков. Первые обладают супружеской любовью, а вторые не обладают ею — лишь ее видимостью. Тем не менее любовь к детям и любовь в супружестве действуют совместно, поскольку любовь к детям свойственна женщине от сотворения мира, а вместе с нею и любовь к обладанию потомством. Вот почему в семьях, где нет супружеской любви, они все равно присутствуют в женщине, благодаря чему возможно ее непродолжительное внешнее соединение с мужчиной. По этой же причине проститутки тоже любят своих детей, ибо то, что заложено в душах от сотворения мира и стремится к воспроизводству, невозможно из них устранить. 410 (19) Любовь к детям остается после смерти, особенно в женщинах. Как только дети пробуждаются после смерти, что случается тотчас же, они возносятся на ангельские небеса и попадают под присмотр ангелов женского рода, которые любили детей при жизни в теле, а кроме того имели страх Божий. Поскольку они любили всех детей с материнской нежностью, они принимают их как своих собственных. Дети же сразу начинают любить их, как собственных матерей. Женщина там имеет вокруг себя столько детей, сколько угодно ее духовной родительской любви. Небеса, где находятся маленькие дети, располагаются впереди, на линии, с которой ангелы могут напрямую видеть Господа. Эти небеса находятся там потому, что все дети воспитываются в соответствии с наставлениями самого Господа. В них входят небеса невинности, которые являются третьим небом. Затем детей перемещают на другое небо, где им дают образование. 411 (20) Эти люди воспитывают детей в соответствии с наставлениями Господа, и дети вырастают более крупными и красивыми, чем на земле. На небе детей обучают следующим образом. Учитель учит их говорить. Сначала они произносят только отдельные звуки, выражающие чувства, но звуки те уже содержат в себе и начатки мыслей, благодаря которым они отличаются от звуков, издаваемых животными. Их речь становится все более членораздельной по мере того, как на основе чувств в них развиваются мысли. Все их чувства, которые тоже развиваются, проистекают из невинности. Сначала им внушается представление о предметах, которые находятся у них перед глазами и приятны. Поскольку они имеют духовный исток, в них одновременно входят и небесные веяния, которые раскрывают внутреннейшие начала ума. После этого дети становятся крупнее и выглядят более зрелыми, поскольку они уже способны понимать гораздо больше. Это происходит потому, что духовную пищу составляют не что иное, как разум и мудрость. Оттого же то, что питает разум, питает также и тело. Но дети на небе растут только до юношеского -возраста и навсегда остаются в нем. И когда они достигают этого возраста, Господь устраивает их брак. Этот брак' празднуют на том небе, где находится молодой человек, после чего он отправляется вслед за своей женой на ее небо или, если они находятся на одном и том же небе, в ее дом. Для того чтобы я знал наверное, что дети растут телом сообразно взрослению ума, мне была дана возможность говорить с некоторыми, пока они были детьми, и позже, когда они стали взрослыми, и я видел, что они стали такими же большими, как и молодые люди в мире. 412 Детей обучают в основном посредством изображений, соответствующих их способностям. На земле почти невозможно поверить в то, сколь прекрасны и премудры эти изображения. Я приведу здесь два примера таких представлений, которые помогут понять остальные. Однажды детям было предложено представить Господа, возносящегося из гробницы и одновременно единство Его Человечности и Божественности. Сначала явилась идея гробницы, но в то же время не идея Господа или, точнее, идея, представленная настолько смутно и как бы в отдалении, что было почти невозможно догадаться, что это Господь, ибо идея гробницы предполагает наличие мертвого тела, и этот смысл был таким образом устранен из понятия гробницы. Затем они искусно ввели в образ гробницы некое подобие атмосферы, которая включала в себя идею воды. Это означало духовную жизнь в крещении — тоже должным образом отдаленно представленную. Затем они изобразили Господа, который нисходит к томящимся в преисподней и возносится с ними на небо. И они с детской наивностью, но очень тонко, едва зримо, движимые священным страхом не внести в изображение ничего, что не имело бы в себе небесных качеств, изобразили нити, помогающие Господу вознестись. Я видел и другие изображения, которые вели их к познанию истины и одновременно к приверженности благу, с помощью игр, доступных детскому уму. Господь ведет детей к этим и подобным вещам посредством невинности, проходящей через третье небо, и духовное содержание входит в их чувства и оттуда в их нежные мысли таким образом, что детям кажется, что они сами это чувствуют и мыслят. Это дает толчок развитию их ума. 413 (21) Господь предусматривает, что невинность детства становится невинностью мудрости, и таким образом дети становятся ангелами. Многие утверждают, что дети остаются детьми и становятся ангелами сразу после смерти. Но ангелом становятся благодаря разуму и мудрости, так что пока дети не обладают тем и другим, они, даже находясь среди ангелов, еще не являются ангелами. Но они становятся ангелами, едва обретают разум и мудрость. Так детей ведут от невинности детства к невинности, приходящей с мудростью, то есть от внешней к внутренней. Эта невинность является целью всего обучения и развития, так что когда они достигают невинности, приходящей с мудростью, невинность детства остается с ними. Мне было дано видеть невинность детства как нечто подобное почти безжизненному дереву, которое оживает, когда впитывает в себя знание истины и чувствование блага. А позднее невинность, приходящая с мудростью, предстала в образе живого, обнаженного младенца. Ангелы третьего неба, которые пребывают в состоянии невинности от Господа, предстают взору тех, кто обитает ниже, в облике обнаженных младенцев, и они более живы, чем другие, поскольку более мудры. Причина этого в том, что невинность соответствует младенчеству, а также наготе. Поэтому и говорится, что Адам и Ева были наги и не стыдились этого, когда находились в состоянии невинности, но, потеряв невинность, устыдились своей на-готы и скрылись (Бытие2:25; 3:7,10,11). Одним словом, чем мудрее ангелы, тем они невиннее. Что такое невинность мудрости' можно отчасти понять из невинности детства, описанной выше (№ 395), если на месте родителей представить Господа, который ведет их, и к которому они относят все, что получают. 414. Я не раз говорил с ангелами о невинности, и слышал от них, что невинность — это сущность всякого блага и что благо является таковым в той мере, в какой ему присуща невинность. То же касается любви, благостыни и истины. Вот почему, по их словам, никто не может попасть на небо, не будучи невинным, и таков же смысл слов Господа: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Марк 10:14, 15; Лука 18:16, 17). В этом и в других местах Писания «дети» означают тех, кто пребывает в невинности. Всякое благо является таковым в той мере, в какой в нем наличествует невинность, потому что всякое благо от Господа, а невинность означает быть ведомым Господом. 415. К этим замечаниям прибавлю рассказ о достопамятном событии. Однажды утром, еще не до конца пробудившись ото сна, я увидел в окне нечто подобное сверканию молнии и вскоре услышал раскаты грома. Размышляя о причине этого явления, я услышал голос с небес: «Недалеко от тебя некие люди горячо спорят о Боге и природе. Сияние молнии и раскаты грома соответствуют столкновению их доводов, ибо одни из них стоят на стороне Бога, а другие — на стороне природы». Причиной этого духовного противоборства было следующее. В аду были демоны, которые рассуждали меж собой: «Если бы нам позволили говорить с ангелами, мы неопровержимо доказали бы, что природа и есть то, что они именуют «Богом, от которого все существует», и что «Бог» — не более чем слово, которое означает лишь природу». Демоны непоколебимо верили в свою правоту и очень хотели поговорить с небесными ангелами, поэтому им было позволено выйти из мрака преисподней и говорить с двумя ангелами, которые спустились с небес. И те и другие находились в мире духов, который располагается между Небом и адом. Завидев ангелов, демоны подбежали к ним и стали яростно кричать: «Вы ли те ангелы, с которыми нам дозволено поспорить о Боге и о природе? Вас зовут мудрыми, потому что вы признаете Бога, а на самом деле вы простаки! Кто видит Бога? Кто понимает, что такое Бог? Кто признает, что Бог правит и может править Вселенной до последней ее частицы? Кто кроме последнего простофили может принять то, что сам не в состоянии видеть и слышать? Что может быть очевиднее того, что природа есть все во всем? Кто может видеть собственными глазами что-либо сверх природы? Кто может слышать что-либо сверх природы? Кто может обонять что-либо сверх природы? Кто может осязать что-либо сверх природы? И разве наши органы чувств не являются единственным источником познания истины? Разве ваши головы не принадлежат природе? Что может влиять на ваши мысли как не природа? Уберите природу, и вы не сможете мыслить!» И прочее в том же духе. Выслушав все это, ангелы ответили: «Вы говорите так потому, что полагаетесь только на органы чувств. В аду все полагают, что мысли погружены в телесные ощущения и не могут подняться над ними, поэтому мы вас прощаем. Жизнь во зле и вера в ложные понятия закрыла внутренние начала вашего разума настолько, что вы даже не можете допустить возможности подняться выше чувственного восприятия, отринув ложь и заблуждения. Ибо и демону, совсем как ангелу, внятна истина, когда он слышит ее, но он не может удержать ее в себе, ибо зло стирает истину и водворяет на ее место ложь. Но мы заметили, что сейчас вы отстранены от зла, так что вы можете понять истину, о которой мы говорим. Так выслушайте же ее». И они сказали: «Вы были в природном мире, но покинули его и сейчас пребываете в духовном мире. Знали ли вы до сих пор что-либо о жизни после смерти? Разве вы не отрицали ее, ставя себя на одну доску со скотами? Знали ли вы прежде что-нибудь о Небе и аде или о свете и тепле мира? Или о том, что вы больше не принадлежите природе, но находитесь выше нее? Ибо этот мир и все в нем принадлежит духовному бытию, а духовные вещи настолько выше природных, что в него не может проникнуть ни одна частица природного мира. Но для вас природа была богом и богиней, и поэтому вы думали, что свет и тепло мира — это только свет и тепло природы, тогда как в действительности это совсем не так, ибо здесь свет природы есть тьма, а тепло природы—холод. Знали ли вы что-нибудь о солнце этого мира, от которого происходят наш свет и наше тепло? Знали ли вы, что это солнце есть чистая любовь, а природное солнце — чистый огонь, и из этого солнца, которое есть чистый огонь, происходит вся природа, а солнце неба, которое есть чистая любовь, — это то, откуда проистекает сама жизнь, так что природа, которую вы боготворите, совершенно мертва? Если у вас будет охрана, вы сможете подняться с нами на небо, а если будут охранять нас, мы сможем спуститься с вами в ад. На небе вы увидите прекрасные вещи, а в аду — отвратительные и нечистые. Это различие происходит от того, что на небесах все поклоняются Богу, а в аду все поклоняются природе. Прекрасные вещи на небесах суть проявления чувств, относящихся к благу и истине, а отвратительные и нечистые вещи в аду — это проявления себялюбия, которое связано со злом и ложью. Заключите же сами из того, что мы сказали, Бог или природа есть все во всем». На это демоны ответили: «В том состоянии ума, в котором мы находимся сейчас, мы можем сказать на основании услышанного нами, что Творец мира — Бог, но когда низменные удовольствия овладевают нашими умами, мы говорим, что это — природа». Ангелы и демоны стояли недалеко от меня, так что я мог слышать все, что они говорили. И я увидел вокруг них множество духов, которых в природном мире почитали весьма учеными людьми. Мне было удивительно видеть, что некоторые из них стояли ближе к ангелам, а некоторые — ближе к демонам и что они отдавали предпочтение тем, к кому были ближе. И мне сказали: «Их позиция меняется вместе с изменением состояния ума, так что порой они принимают одну точку зрения, а порой — другую, ибо они — хамелеоны. Сейчас мы откроем вам один секрет. Мы опросили тех, кого на земле считают самыми учеными людьми, которые размышляли о Боге и природе, и из тысячи шестьсот высказались в пользу природы, а остальные — в пользу Бога. Но они были за Бога не вследствие понимания, а только потому, что много раз слышали утверждение: «Природа происходит от Бога». Когда часто говорят по памяти, а не вследствие размышления и ума, это порождает веру». Засим демонам было позволено в сопровождении охраны подняться на небеса, и там они увидели прекрасные вещи. И тогда, просвещенные светом Неба, они признали, что Бог существует и что природа сотворена ради служения жизни, которая существует в Нем и от Него, и что сама по себе природа мертва, так что ничто не действует само по себе, но испытывает воздействие жизни. Осмотрев эти вещи, они спустились, и по мере того, как они спускались все ниже, к ним возвращалась любовь к злу и закрывала их ум от горних предметов. Затем над ними появилось некое подобие облака, искрившегося адским огнем. И как только - их ноги коснулись земли, земля разверзлась под ними, и они отправились к своим сотоварищам в ад. 416 После того ангелы, завидев меня, сказали собравшимся: «Мы - знаем, что этот человек написал о Боге и природе. Давайте послушаем его». Они подошли ко мне и спросили меня о том, что я написал, и я прочел следующее: «Те, которые верят в проявление Божественного в природе, из многого видимого в ней могут утвердить себя в пользу Божественного в той же мере и даже еще более, чем те, которые высказываются в пользу природы; ибо все утверждающие себя пользу Божественного видят его, вникая в то дивное, какое представляется в творениях растительных и животных, как, например, в творениях растительных из семечка, брошенного в землю, исходит корень, из корня — ствол, и потом постепенно — ветви, листья, цветы, плоды и, наконец, новые семена; так что всякое семя слов- * Далее до конца главы приводится с небольшими изменениями фрагмент из книги «Божественная любовь и мудрость», № 351—357. Перевод В. А. Клинов-ского дается в новой редакции. но в совершенстве знает весь порядок следования, или тот процесс, по какому оно должно возобновиться; и какой же разумный человек может подумать, что солнце, которое есть чистый огонь, знает все это или что оно может сообщать своей теплоте и своему свету способность такой производительности и само творить все эти чудеса, имея в виду служение? Всякий, кто возвышен разумом, видя и рассудив все это, не может не мыслить, что все это исходит от Того, Который обладает бесконечной Мудростью, то есть от Бога; и все, признающие Божественное, видят и мыслят таким образом; не признающие Божественного не видят и не мыслят так оттого, что они этого не желают; отчего и низводят свое разумение в чувственность, которая все свои идеи черпает единственно из того света, в каком пребывают телесные ощущения, и, потворствуя их обманчивости, говорят: ужели не видно, что одно солнце через свою теплоту и через свой свет производит все это; и что есть то, чего невозможно видеть; может ли оно быть чем-либо?. Те, которые утверждают себя в пользу Божественного, вникают также в то дивное, какое видят в творениях животных. Так, скажу о яйце. В нем скрывается цыпленок в своем семени, или в своем зародыше, со всем необходимым для него до самого его появления на свет и после появления — для всего последовательного развития до того состояния, когда он сам станет птицею, или обретет форму своего отца; и если вникнуть в самую ту форму, то она такова, что невозможно не придти от нее в изумление, если глубоко размыслить, что как в самых малых ее частях, так и самых больших, как в невидимых, так и в видимых, есть органы чувств, или органы зрения, обоняния, вкуса, осязания, также органы движения или мускулы; ибо все эти животные и летают и ходят; наличествуют также и все внутренности вокруг сердца и легких, приводимые в действие мозгом, и даже самые низшие насекомые имеют то же самое. Это известно из их анатомии, представленной некоторыми учеными, в особенности же Свам-мердамом в его Книге Природы. Те, кто все приписывает природе, при виде этого мыслят только то, что все это действительно существует; и говорят, что все это производит природа. Говорят же они так потому именно, что они отвратили дух свой от мыш- " Ян. Сваммердам (8таттеп1ат, 1637—1680) — нидерландский натуралист, основоположник научной микроскопии. ления о Божественном; а отвратившись таким образом от мышления о Нем, не могут, при виде чудес природы, мыслить разумно и тем более духовно, а посему мыслят лишь чувственно и материально, то есть в природе и из природы, а отнюдь не возвышаются над ней; точно так же все те, которые в аду. При таком мышлении они тем только отличаются от животных, что имеют разум, то есть ту способность, по которой могли бы уразуметь (истину) и, следовательно, могли бы мыслить иначе, если бы хотели. Те, которые при виде чудес природы отвращаются от мысли о Божественном и через то становятся чувственными, нисколько не думают о том, что зрение обыкновенно столь грубо, что даже многие малые насекомые кажутся глазу одной темной точкой, между тем как каждое из них имеет свою особую организацию для чувствования движения и потому имеет фибры и различные сосуды, сердце, легочные каналы, внутренности и мозг; и все это соткано в них из тончайшего вещества природы и притом так, что все эти органы соответствуют некоторому виду жизни, от коей все, даже малейшее в них, приходит в движение. А как зрение глаза до того грубо, что многие такие насекомые, со всеми бесчисленными частями каждого из них, представляются взору лишь темной точкой, и как чувственные люди мыслят и судят по одному лишь зрительному восприятию, то и видно, до какой степени огрубелости доходит дух их, а потому в какой тьме пребывают они относительно всего духовного. 417 Каждый, кто хочет, может из видимого в природе утвердить себя в идее о Божественном, и каждый, кто мыслит о Боге из жизни, утверждается в этой идее. Такой человек действительно находит все нужные подтверждения, видя, как все небесные пернатые знают свою пищу и где ее найти; по голосу и виду различают своих; среди чужих различают, кто есть друзья и кто враги; соединяются браком; знают о совокуплении; умеют вить гнезда, класть в них яйца, насиживать их; знают время вывода птенцов, по пришествии которого искусно вылупляют их; нежно их любят, согревают своими крыльями, достают им пищу и кормят их до тех пор, пока они сами не оказываются в состоянии поддерживать свое существование и делать то же самое, воспроизводя свое семейство для продолжения рода. Каждый, кто хочет мыслить о влиянии Божественного через мир духовный на мир природный, во всем этом может усмотреть такое влияние и в сердце своем сказать, что такие знания не могут входить в эти существа от солнца через лучи его света, ибо солнце, от которого природа производит начало и естество свое, есть чистый огонь; почему и лучи его света совершенно мертвы; из чего можно заключить далее, что все происходит только от влияния Божественной мудрости на природу. 418 Каждый из видимого им в природе может также удостовериться в идее Божественного, видя как гусеницы, по приятному для них ощущению, желают перемены земного своего состояния на другое, некоторым образом сходное с состоянием небесным, и стремятся к оному; для чего и ползут в такие места, где полагают себя как бы в чреве, дабы из него вновь родиться, и делаются там сначала хриэо-лидами, потом аврелиями, шенилью, нимфами и наконец бабочками; и тогда, по окончании всей этой метаморфозы, получивши, смотря по своему роду, более или менее красивые крылья, они улетают в воздух, как бы в свое небо, и там весело играют, соединяются браком, откладывают яйца, приготовляют себе потомство и питаются приятною и сладкою пищею с цветов. Всякий, кто только удостоверяет себя в идее о Божественном, не может не усматривать во всем таком, как эти гусеницы, некоторого подобия земному состоянию человека; и некоторого подобия состоянию его небесному в таких явлениях, как эти бабочки; но все те, которые утверждают себя единственно в пользу природы, также видя все это, тем не менее определяют оное лишь природным инстинктом — вследствие того именно, что они отвергают в душе всякое небесное состояние человека. 419 Каждый может удостовериться в идее о Божественном из наблюдаемого им в природе, если обратит внимание также на то, что известно о пчелах, а именно что они умеют собирать воск с трав и цветов и высасывать из них мед; умеют устраивать соты подобно домикам, и располагать их в виде города с улицами, по которым входят и выходят; издалека, по запаху узнают те цветы и травы, с которых собирают воск для своего дома и мед для своей пищи, и потом, набравшись их, опять отлетают по направлению к своему улью; так запасаются они и пищей и жилищем на следующую зиму, как бы предвидя и зная оную. Сверх того, они поставляют над собою госпожу, как бы царицу, от которой происходит их потомство: устраивают для нее над собою сверху как бы дворец и окружают его стражами, с которыми, по пришествии времени, ходит она от ячейки к ячейке и кладет яйца; меж тем как свита ее их заклеивает, чтобы они не повредились от воздуха; и так образуется новый рой, который, достигнув надлежащего возраста, будучи в состоянии делать то же самое, изгоняется из улья; тогда он собирается весь вместе и потом, в тесном единении, дабы не рассеяться, отлетает в поисках жилища; к осени обычно изгоняются бесполезные трутни и лишаются крыльев, чтобы снова не возвратились есть пищу, в собрании которой не участвовали; много у них и другого подобного, из чего можно видеть, что у пчел, именно по тому служению, какое приносят они человеческому роду, от влияния из мира духовного существует такой же род правления, как и у людей на земле и даже у ангелов на небесах; и кто же, по здравом рассуждении, не скажет, что все это они имеют отнюдь не из природного мира; ибо что общего может иметь солнце, от которого происходит природа, с таким правлением, как это, столь достойно подражающее и столь подобное ангельскому. Из всех этих явлений и многих других подобных, встречающихся у животных, почитатель и поклонник природы утверждает себя в ее пользу, тогда как из тех же самых явлений почитатель и поклонник Бога удостоверяет себя в идее о Божественном, ибо духовный человек видит во всем духовное, тогда как природный видит лишь природное, и таким образом каждый смотрит на все по-своему. Что же касается меня, то подобные предметы были для меня всегда свидетельством влияния духовного на природное, то есть мира духовного на мир природный, и таким образом влияния, происходящего от Божественной мудрости Господа. Разве могли бы вы сами мыслить аналитически о какой-либо форме правления, о каком-либо гражданском законе, о какой-либо нравственной добродетели и духовной истине, если бы Божественное не влияло на вас Своею мудростью через духовный мир; говоря о себе, я знаю, что никак не мог бы и не могу; ибо вот уже на протяжении девятнадцати лет непрерывно, с ясным постижением и ощущением, примечал такое влияние и свитедельствую о нем по собственному опыту. 420. Да и может ли что-либо природное иметь целью служение и, сверх того, определять ему свой порядок и придавать форму? Не есть ли все это дело Мудрости? И потому мог ли устроить такой порядок и образовать такие формы во всей Вселенной кто-либо, кроме Самого Бога, обладающего бесконечной мудростью? Кто другой или что другое может предвидеть и провидеть все необходимое для человека в его пище и одежде, получаемых им от растений и от животных? В числе многих других чудес не чудо ли также то, что такие ничтожные насекомые, как шелковичные черви, великолепно одевают и украшают своими произведениями женщин и мужчин, от цариц и царей до служанок и слуг; или как пчелы, посредством воска которых сияют освещением и храмы, и дворцы? Как все это, так и многое тому подобное не явно ли доказывает, что Господь от Самого Себя через мир духовный производит все, существующее в природе?» 421 Здесь надлежит присовокупить, что в мире духовном видел я тех, которые, рассуждая о видимом в мире в пользу природы, сделались атеистами. Разум их при духовном свете казался открытым снизу и закрытым сверху потому именно, что своей мыслью они обращены вниз, к земле, а не вверх, к Небу; чувственное, находящееся у них сверху и составляющее низшее в разуме, казалось покровом, у одних — пламеневшим от адского огня, у других — черным как сажа, у некоторых же — мертвенно-багровым. Итак, да остережется каждый утверждаться разумом в пользу природы: пусть удостоверяет он себя в идее о Божественном, тогда ни в каком необходимом свидетельстве не будет недостатка. 422 Некоторые несомненно заслуживают прощения за то, что все приписывают видимой природе, ибо они ничего не знают о солнце духовного мира, в котором пребывает Господь, и о его влиянии на все сущее, а также о том мире и его состоянии, ни о его пребывании в природном мире, так что они полагают, что духовное — это всего лишь более чистое природное и что ангелы находятся в пространстве между звезд, а о дьяволе — что он либо злое существо, либо, если он действительно существует, пребывает где-то в воздухе или в бездне. И что после смерти души людей пребывают либо глубоко под землей, либо в неопределенном месте до Страшного Суда. И тому подобные небылицы, рожденные воображением вследствие незнания духовного мира и его солнца. Вот почему те, кто считает творцом всего сущего природу, все-таки заслуживают прощения. Однако те, кто стал безбожником вследствие упования на природу, не могут быть прощены, ибо они могли сделать выбор в пользу Божественного. Невежество можно простить, но нельзя простить проповедь лжи, ибо эта ложь ведет к злу, а зло — к аду.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|