Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вводная часть третьего урока




– Предлагаем просмотреть задания № 16 – № 22 и продолжить заполнение таблицы, начатой на первом уроке.

Темы для повторения  
Поразрядное сравнение многозначных чисел R
Вычисление периметра и площади прямоугольника R
Выбор рационального пути решения задачи R
Разностное и кратное сравнение чисел R
Разностное и кратное сравнение величин R
Вычисление значения выражения, порядок действий. R
Измерение площади прямоугольника с помощью палетки R
Правило деления на «круглое» число R
Представление данных в виде диаграммы сравнения R
Формулирование задачи по краткой записи, составленной в виде таблицы или по предложенному решению R
Способы умножения многозначного числа на однозначное число и многозначного числа на двузначное число столбиком R

Продолжение урока

Задание № 16(У – 1, с.10)

– Предлагаем ученикам рассмотреть краткую запись задачи, составленную в виде таблицы.

Ожидаемый ответ: Свете 14 лет, она на 3 года старше Иры. Сколько лет Марине, если она на 1 год моложе Иры?

– Учащиеся оформляют решение, вычисления и ответ задачи.

– Организуем устную проверку:

1) 14 – 3 = 11 (лет) – возраст Иры 2) 11 – 1 = 10 (лет) – возраст Марины Ответ: 10 лет.

 

Задание № 17(У – 1, с.10) – Учащиеся читают задачу.

– Выясняем, что краткая запись этой задачи можно выполнить в форме таблицы, и она будет аналогична записи предыдущей задачи.

– Даём время на составление краткой записи, проверяем на доске:

 
Серёжа
 
Андрей
 
Борис
 
Возраст
 
лет
 
 
н
а 4 года моложе
 
 
 
 
?
 
?
 
в 2 раза моложе
 
 

 

– Далее ученики записывают вычисления задачи по действиям и ответ.

– Организуем устную проверку:

1) 10 + 4 = 14 (лет) – возраст Андрея 2) 14: 2 = 7 (лет) – возраст Бориса Ответ: 7 лет.

 

Задание № 18(У – 1, с.10)

– Предлагаем учащимся устно сформулировать текст задачи, решением которой является выражение: 12 – 10 + 15 – 8.

– Примерный текст задачи: Для работы принтера закупили 12 коробок белой бумаги по 10 пачек в каждой и 15 коробок цветной бумаги по 8 пачек в каждой. Сколько пачек бумаги закупили для принтера?

– Учащиеся самостоятельно оформляют решение и вычисления ответа по действиям.

 

Задание № 19(У – 1, с.10)

– Рассматриваем с учащимися диаграмму и выясняем, что голубая полоска соответствует числу 90, а белая – числу 15.

– Предлагаем сформулировать задачу на кратное сравнение.

– Слушаем ответы учеников, предлагаем свою формулировку:

Во сколько раз страус тяжелее альбатроса, если страус весит примерно 90 кг, а альбатрос примерно 15 кг?

– Интересуемся: можно ли найти решение этой задачи по диаграмме?

Ожидаемый ответ: белая полоска шесть раз укладывается в голубой полоске, то есть голубая в шесть раз длиннее. Страус в 6 раз тяжелее альбатроса.

– Соглашаясь с ответом, предлагаем проверить ответ задачи вычислением.

– Проверка ответа: 15 кг – 6 = 90 кг

 

Задание № 20* (У – 1, с.11)

– Предлагаем учащимся внимательно прочитать задачу.

– Вспоминаем, что рациональный путь решения - это тот путь, которыйдолжен быстрее и легче приводить к получению ответа.

– Выслушиваем предположения учеников, записываем на доске рациональный путь решения задачи:

1) 40 – 35 = 5 (уп.) – разница в количестве упаковок с яблочным и апельсиновым соком, хранящихся на складе

2) 5 + 3 = 8 (уп.) – разница в количестве упаковок с яблочным и апельсиновым соком, оставшихся на складе Ответ: на 8 упаковок больше.

 

Задание № 21 (У – 1, с.11)

– Рассматриваем с учащимися диаграмму и выясняем, что голубая полоска в 4 раза короче чёрной.

Значит, одно данное в формулируемой задаче должно быть в 4 раза большедругого.

– Предлагаем сформулировать составную задачу на разностное сравнение. – Слушаем ответы учеников, предлагаем свою формулировку: В корзине 20 белых грибов и в 4 раза больше лисичек. На сколько лисичек больше?

– Учащиеся самостоятельно записывают решение, вычисление и ответ задачи.

– Организуем проверку:

1) 20 – 4 = 80 (гр.)

2) 80 – 20 = 60 (гр.) – разница Ответ: на 60 грибов больше.

 

Задание № 22* (У – 1, с.11) –Учащиеся читают задание.

– Выясняем, что одно данное в формулируемой задаче должно бытьрезультатом разностного сравнения.

– Озвучиваем условие, при котором такая задача может быть решена: выбранные данные должны позволить выполнить это сравнение, т. е. соответствующее действие деления должно быть выполнимо.

– Предлагаем ученикам сформулировать задачу на кратное сравнение, если одно из данных результат разностного сравнения.

– Слушаем ответы учеников, предлагаем свою формулировку:

Собрали 12 кг красной смородины, а чёрной на 6 кг меньше. Во сколько раз чёрной смородины собрали меньше, чем красной?

– Учащиеся самостоятельно записывают решение, вычисление и ответ задачи.

– Организуем проверку:

1) 12 кг – 6 кг = 6 кг – чёрная смородина

2) 12 кг: 6 кг = 2 (раза) Ответ: в 2 раза меньше.

 

Задание на дом: № 6 – 9 (Т – 1, с. 5 – 6)

 

 

Урок 5-6 «Когда известен результат разностного сравнения» (2 урока)

Предметные задачи:

обучение решению задач «на сумму и разность» с помощью графической схемы, построенной на основе изображения данной величины и искомых её частей в виде полоски (отрезка), разбитой на две части с учётом результата разностного сравнения; обучение решению задач «на две разности» на основе сопоставления результатов разностного сравнения одних и тех же величин, но выраженных в разных единицах; выполнять разбиение (деление) величины (числа) на две неравные части, результат разностного сравнения которых уже известен;

Формирование УУД: Познавательные УУД: построение схем, использование таблиц для выполнения задания, сличение способов действий и результатов. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Пропедевтика: решение задач

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа учащихся по учебнику и тетради для самостоятельных работ. Учебно-методическое обеспечение: У – 1, Т – 1, синий и красный карандаши.

 

Вводная часть урока

– Предлагаем ученикам прочитать задачу, записанную на доске:

С двух грядок собрали 50 кг моркови. С первой грядки собрали на 8 кг больше, чем со второй? Сколько килограммов моркови собрали с каждой грядки?

– Обращаем внимание учеников на результат разностного сравнения, который уже известен (на 8 кг больше) и сообщаем, что на уроке мы научимся решать задачи, в которых известен результат разностного сравнения.

Продолжение урока

Задание № 23 (У – 1, с. 12)

– Сами читаем задание, ученики сопоставляют данные с рисунком в учебнике:

– Задаём вопрос, с помощью какого выражения 10 – 2 или 10 + 2 можно вычислить удвоенную длину меньшей части полоски?

 

Ожидаемый ответ: Удвоенная длина меньшей части полоски равназначению разности длины всей полоски и величины разностного сравнения.


Записываем на доске: 10 см – 2 см = 8 см

– Предлагаем найти длину меньшей части полоски (пауза)

– Продолжаем запись на доске под диктовку одного из учеников

1) 10 см – 2 см = 8 см

2) 8 см: 2 = 4 см

– Спрашиваем, как, зная длину меньшей части, найти длину большей части полоски?

Ожидаемый ответ: нужно к длине меньшей части полоски прибавить

результат разностного сравнения (пауза)

– Продолжаем запись на доске:

1) 10 см – 2 см = 8 см – удвоенная длина меньшей части полоски

2) 8 см: 2 = 4 см – длина меньшей части полоски

3) 4 см + 2 см = 6 см – длина большей части полоски Ответ: 4 см, 6 см.

– Записываем на доске выражение 10 + 2 и предлагаем учащимся выполнить аналогичные рассуждения, только речь пойдёт не о меньшей, а о большей части полоски.

– Объясняем, чтобы найти удвоенную длину большей части полоски, нужно длину всей полоски (10 см) увеличить на результат разностного сравнения (2 см)

– Записываем на доске: 10 см + 2 см = 12 см

– Предлагаем найти длину большей части полоски (пауза)

– – Продолжаем запись на доске:

3) 10 см + 2 см = 12 см

4) 12 см: 2 = 6 см

– Спрашиваем, как зная длину большей части, найти длину меньшей части полоски?

Ожидаемый ответ: нужно от длины большей части полоски отнять результат разностного сравнения(пауза) – Продолжаем запись на доске:

4) 10 см + 2 см = 12 см – удвоенная длина меньшей части полоски

5) 12 см: 2 = 6 см – длина большей части полоски

6) 6 см - 2 см = 4см – длина меньшей части полоски Ответ: 6 сантиметров, 4 сантиметра.

 

Задание № 24 (У – 1, с. 12)

– Учащиеся самостоятельно читают задание.

– Просим учеников описать действия Маши, соответствующими математическими записями(пауза)

Устно поясняем:

1. Сначала Маша отогнула с одного конца ленточки часть длиной 20 см:

1м – 20 см = 100 см – 20 см = 80 см

2. Оставшуюся часть ленточки она сложила пополам и разрезала в месте, получившегося сгиба: 80 см: 2 = 40 см

– Спрашиваем: длину, какой части ленточки получила Маша? (меньшей части)

Как Маша, может получить длину большей части ленточки? (Распрямить отогнутую часть ленточки)

– Предлагаем ученикам записать соответствующую математическую запись. (40 см + 20 см = 60 см)

– На сколько сантиметров одна часть ленточки, получившаяся после разрезания, длиннее, чем другая? (на 20 см)

– Ещё раз обращаем внимание на то, что Маша разрезала ленточку длиной 1 м на две части, одна из которых на 20 см длиннее другой с помощью отгибания 20 см ленточки.

 

Задание № 25 (У – 1, с. 13)

– Учащиеся самостоятельно читают первую часть задания и самостоятельно выполняют её (пауза)

– Сами читаем вторую часть задания и просим учащихся выполнить проверку выбранного варианта решения, сопоставив его с условием.

Ожидаемый ответ: Это задача с известным результатом разностного сравнения, значит первый шаг – это нахождение удвоенной меньшей части

(1 кг – 200 г = 1000 г – 200 г = 800 г)

– Далее находим массу меньшего куска (800 г: 2 = 400 г), затем массу большего куска (400 г + 200 г = 600 г)

– Делаем вывод, что 2 вариант решения удовлетворяет условию задачи.

– – Далее учащиеся самостоятельно переписывают решение в тетрадь, вычисляют и записывают ответ задачи.

 

Задание № 26 (У – 1, с. 14)

– Учащиеся самостоятельно читают и решают задачу.

– Даём время на выполнение задания. Если у учащихся решение задачи вызывает затруднения, предлагаем им построить соответствующую схему:

52 уч.

 

2уч.

 

Организуем проверку:

1) 52 – 2 = 50 (уч.)

2) 50: 2 = 25 (уч.) – в одном классе 3) 25 + 2 = 27 (уч.) – в другом классе Ответ: 25 учеников, 27 учеников.

 

Задание № 27 (У – 1, с. 14)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и формулируют задачу по краткой записи, предложенной в таблице.

Ожидаемый ответ: В двух бригадах 47 рабочих. Во второй бригаде на 7 рабочих больше, чем в первой. Сколько человек в каждой бригаде?

– Предлагаем ученикам самостоятельно оформить решение, вычисления и ответ задачи (пауза) –

– Устно проверяем:

1) 47 – 7 = 40 (р.)

2) 40: 2 = 20 (р.) – в первой бригаде 3) 20 + 7 = 27 (р.) – во второй бригаде Ответ: 20 рабочих, 27 рабочих.

 

Задание № 28 (У – 1, с. 14)

– Сами читаем задание, определяем, что перед нами задача с известным результатом разностного сравнения.

– Можно предложить ученикам выполнить краткую запись задачи в виде таблицы.

число
 
 
число
 
 
Сумма чисел
 
 
?
 
 
? на 70 больше
 
 
 
 
 
 

– Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи.

– Даём время на выполнение задания, оказываем индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, организуем проверку:

1) 550 – 70 = 480

2) 480: 2 = 240 - 1 слагаемое

3) 240 + 70 = 310 - 2 слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 240 и 310.

 

 


Задание № 29* (У – 1, с. 14)

– Учащиеся самостоятельно читают задание.

– Выясняем, что число 235 – это значение суммы искомых чисел, а число 135 является значением разности искомых чисел.

Если бы числа были равны, то значение суммы этих чисел было бы равно: 235 – 135 = 100

100: 2 = 50 - 1 слагаемое 50 + 135 = 185 - 2 слагаемое Ответ: 50 и 185.

 

Задание № 31 (У – 1, с. 14)

– Просим учеников прочитать условие задачи и первое требование: за тетрадь и альбом заплатили 52 руб. Альбом дороже тетради на 4 руб.

Сколько стоит альбом?

– Просим учащихся найти рациональный способ решения этой задачи (пауза)

– – Записываем решение на доске под диктовку одного из учеников:

1) 52 + 4 = 56 (руб.)

2) 56: 2 = 28 (руб.) – стоит альбом Ответ: 28 рублей.

– Просим учеников прочитать второе требование (Сколько стоит тетрадь?) и дополнить решение задачи:

1) 52 + 4 = 56 (руб.)

2) 56: 2 = 28 (руб.) – стоит альбом 3) 28 – 4 = 24 (руб.) – стоит тетрадь Ответ: 24 рубля.

– Далее учащиеся самостоятельно отвечают на оставшиеся требования задачи: Сколько нужно заплатить за 3 таких альбома? За 10 таких тетрадей?

– Даём время на выполнение задания, проверяем:

1) 28 3 = 84 (руб.) – стоят 3 альбома

2) 14 10 = 240 (руб.) – стоят 10 тетрадей Ответ: 84 рубля, 240 рублей.

 

Дополнительная задача

– Предлагаем ученикам решить дополнительную задачу: В одном хранилище находилось 2 одинаковых мешка с мукой, а в другом 7 таких же мешков с мукой. Сколько килограммов муки было в каждом хранилище, если во втором было на 250 кг муки больше, чем в первом?

– Фиксируем на доске краткую запись задачи:

 

 
хранилище
 
 
хранилище
 
 
Число мешков
 
мешка
 
 
мешков
 
 
Количество муки, кг
 
?
 
? на 250 кг больше,
 
чем
 

 

– Выясняем, что во втором хранилище на 5 мешков больше, чем в первом, значит, 250 кг муки содержатся именно в этих 5 мешках. Теперь можно узнать, сколько килограммов в одном мешке, а потом узнать, сколько килограммов муки в каждом овощехранилище.

Записываем на доске:

1) 7 – 2 = 5 (м.) – разница

2) 250 кг: 5 = 50 кг - в одном мешке

3) 50 кг – 2 = 100 кг - в первом овощехранилище 4) 50 кг – 7 = 350 кг - во втором овощехранилище Ответ: 100 килограммов, 350 килограммов.

– Обращаем внимание учеников на то, что:

1) в задаче дан результат разностного сравнения величин (на 250 кгбольше);

2) нужно узнать результат разностного сравнения этих же величин, но вдругих единицах измерения (7 – 2 = 5 (м.))

– Выясняем, что этой единицей измерения является мешок.

– Сообщаем, что если речь идёт о разностном сравнении одних и тех же величин, то можно приравнять два полученных результата и установить соотношение между ними.

Задание № 32 (У – 1, с. 15)

– Сами читаем задачу и первую часть задания: к данному условию сформулируй требование, на которое можно ответить с помощью

следующего решения с вычисленным ответом (пауза) Ожидаемый ответ: Сколько граммов малины в одном лукошке?

– Учащиеся читают вторую часть задания: запиши действия, которые нужно выполнить для того, чтобы получить ответ для каждого из следующих требований к данному условию(пауза)

– Записываем на доске под диктовку одного из учеников:

900 г – 2 = 1800 г – собрал Миша

900 г – 3 = 2700 г – собрала Маша

– Делаем вывод, что решение этой задачи основано на соотношение междудвумя результатами разностного сравнения одних и тех же величин,выраженных в разных единицах измерения (граммах и лукошках)

 

Задание № 33 (У – 1, с. 15)

– Учащиеся читают первую часть задания: изобрази в тетради с помощью двухцветной полоски карандаш, о котором имеется следующая информация – Выясняем, что сначала нужно решить задачу, чтобы узнать длину каждой части карандаша, а затем, изобразить карандаш с помощью двухцветной полоски в тетрадях.

– Даём время на решение задачи, проверяем:

1) 15 см – 3 см = 12 см

2) 12 см: 2 = 6 см – длина синей части карандаша

3) 6 см + 3 см = 9 см - длина красной части карандаша

– Ученики самостоятельно изображают в тетрадях двухцветный карандаш, синяя часть, которого 6 см, а красная – 9 см.

– Сами читаем вторую часть задания: какой длины был бы карандаш, если бы его синяя часть имела такую же длину, какую имеет сейчас красная часть?

Ожидаемый ответ: 9 см + 9 см = 18 см

– Читаем третью часть задания: запиши выражение, с помощью которого можно найти удвоенную длину большей (красной) части полоски(пауза)

Ожидаемый ответ: 15 см + 3 см

– Затем учащиеся самостоятельно вычисляют длину большей (красной) части полоски и длину меньшей (синей) части полоски.

– Проверяем на доске:

1) 15 см + 3 см = 18 см – удвоенная длина большей (красной) части полоски

2) 18 см: 2 = 9 см – длина большей (красной) части полоски

3) 9 см – 3 см = 6 см – длина меньшей (синей) части полоски

 

Задание на дом на первый урок: (Т – 1; № 10, с. 7)

Задание на дом на второй урок: (Т – 1; № 11 – 12, с. 8 – 9)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...