Вводная часть третьего урока
Предлагаем просмотреть задания № 16 – № 22 и продолжить заполнение таблицы, начатой на первом уроке.
Продолжение урока Задание № 16(У – 1, с.10) Предлагаем ученикам рассмотреть краткую запись задачи, составленную в виде таблицы. Ожидаемый ответ: Свете 14 лет, она на 3 года старше Иры. Сколько лет Марине, если она на 1 год моложе Иры? Учащиеся оформляют решение, вычисления и ответ задачи. Организуем устную проверку: 1) 14 – 3 = 11 (лет) – возраст Иры 2) 11 – 1 = 10 (лет) – возраст Марины Ответ: 10 лет.
Задание № 17(У – 1, с.10) Учащиеся читают задачу. Выясняем, что краткая запись этой задачи можно выполнить в форме таблицы, и она будет аналогична записи предыдущей задачи. Даём время на составление краткой записи, проверяем на доске:
Далее ученики записывают вычисления задачи по действиям и ответ. Организуем устную проверку: 1) 10 + 4 = 14 (лет) – возраст Андрея 2) 14: 2 = 7 (лет) – возраст Бориса Ответ: 7 лет.
Задание № 18(У – 1, с.10) Предлагаем учащимся устно сформулировать текст задачи, решением которой является выражение: 12 10 + 15 8. Примерный текст задачи: Для работы принтера закупили 12 коробок белой бумаги по 10 пачек в каждой и 15 коробок цветной бумаги по 8 пачек в каждой. Сколько пачек бумаги закупили для принтера? Учащиеся самостоятельно оформляют решение и вычисления ответа по действиям.
Задание № 19(У – 1, с.10) Рассматриваем с учащимися диаграмму и выясняем, что голубая полоска соответствует числу 90, а белая – числу 15. Предлагаем сформулировать задачу на кратное сравнение. Слушаем ответы учеников, предлагаем свою формулировку: Во сколько раз страус тяжелее альбатроса, если страус весит примерно 90 кг, а альбатрос примерно 15 кг? Интересуемся: можно ли найти решение этой задачи по диаграмме? Ожидаемый ответ: белая полоска шесть раз укладывается в голубой полоске, то есть голубая в шесть раз длиннее. Страус в 6 раз тяжелее альбатроса. Соглашаясь с ответом, предлагаем проверить ответ задачи вычислением. Проверка ответа: 15 кг 6 = 90 кг
Задание № 20* (У – 1, с.11) Предлагаем учащимся внимательно прочитать задачу. Вспоминаем, что рациональный путь решения - это тот путь, которыйдолжен быстрее и легче приводить к получению ответа. Выслушиваем предположения учеников, записываем на доске рациональный путь решения задачи: 1) 40 – 35 = 5 (уп.) – разница в количестве упаковок с яблочным и апельсиновым соком, хранящихся на складе 2) 5 + 3 = 8 (уп.) – разница в количестве упаковок с яблочным и апельсиновым соком, оставшихся на складе Ответ: на 8 упаковок больше.
Задание № 21 (У – 1, с.11)
Рассматриваем с учащимися диаграмму и выясняем, что голубая полоска в 4 раза короче чёрной. Значит, одно данное в формулируемой задаче должно быть в 4 раза большедругого. Предлагаем сформулировать составную задачу на разностное сравнение. Слушаем ответы учеников, предлагаем свою формулировку: В корзине 20 белых грибов и в 4 раза больше лисичек. На сколько лисичек больше? Учащиеся самостоятельно записывают решение, вычисление и ответ задачи. Организуем проверку: 1) 20 4 = 80 (гр.) 2) 80 – 20 = 60 (гр.) – разница Ответ: на 60 грибов больше.
Задание № 22* (У – 1, с.11) Учащиеся читают задание. Выясняем, что одно данное в формулируемой задаче должно бытьрезультатом разностного сравнения. Озвучиваем условие, при котором такая задача может быть решена: выбранные данные должны позволить выполнить это сравнение, т. е. соответствующее действие деления должно быть выполнимо. Предлагаем ученикам сформулировать задачу на кратное сравнение, если одно из данных результат разностного сравнения. Слушаем ответы учеников, предлагаем свою формулировку: Собрали 12 кг красной смородины, а чёрной на 6 кг меньше. Во сколько раз чёрной смородины собрали меньше, чем красной? Учащиеся самостоятельно записывают решение, вычисление и ответ задачи. Организуем проверку: 1) 12 кг – 6 кг = 6 кг – чёрная смородина 2) 12 кг: 6 кг = 2 (раза) Ответ: в 2 раза меньше.
Задание на дом: № 6 – 9 (Т – 1, с. 5 – 6)
Урок 5-6 «Когда известен результат разностного сравнения» (2 урока) Предметные задачи: обучение решению задач «на сумму и разность» с помощью графической схемы, построенной на основе изображения данной величины и искомых её частей в виде полоски (отрезка), разбитой на две части с учётом результата разностного сравнения; обучение решению задач «на две разности» на основе сопоставления результатов разностного сравнения одних и тех же величин, но выраженных в разных единицах; выполнять разбиение (деление) величины (числа) на две неравные части, результат разностного сравнения которых уже известен; Формирование УУД: Познавательные УУД: построение схем, использование таблиц для выполнения задания, сличение способов действий и результатов. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей
Пропедевтика: решение задач Методы и приёмы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа учащихся по учебнику и тетради для самостоятельных работ. Учебно-методическое обеспечение: У – 1, Т – 1, синий и красный карандаши.
Вводная часть урока Предлагаем ученикам прочитать задачу, записанную на доске: С двух грядок собрали 50 кг моркови. С первой грядки собрали на 8 кг больше, чем со второй? Сколько килограммов моркови собрали с каждой грядки? Обращаем внимание учеников на результат разностного сравнения, который уже известен (на 8 кг больше) и сообщаем, что на уроке мы научимся решать задачи, в которых известен результат разностного сравнения. Продолжение урока Задание № 23 (У – 1, с. 12) Сами читаем задание, ученики сопоставляют данные с рисунком в учебнике: Задаём вопрос, с помощью какого выражения 10 – 2 или 10 + 2 можно вычислить удвоенную длину меньшей части полоски?
Ожидаемый ответ: Удвоенная длина меньшей части полоски равназначению разности длины всей полоски и величины разностного сравнения. Записываем на доске: 10 см – 2 см = 8 см Предлагаем найти длину меньшей части полоски (пауза) Продолжаем запись на доске под диктовку одного из учеников 1) 10 см – 2 см = 8 см 2) 8 см: 2 = 4 см Спрашиваем, как, зная длину меньшей части, найти длину большей части полоски? Ожидаемый ответ: нужно к длине меньшей части полоски прибавить результат разностного сравнения (пауза) Продолжаем запись на доске: 1) 10 см – 2 см = 8 см – удвоенная длина меньшей части полоски 2) 8 см: 2 = 4 см – длина меньшей части полоски 3) 4 см + 2 см = 6 см – длина большей части полоски Ответ: 4 см, 6 см.
Записываем на доске выражение 10 + 2 и предлагаем учащимся выполнить аналогичные рассуждения, только речь пойдёт не о меньшей, а о большей части полоски. Объясняем, чтобы найти удвоенную длину большей части полоски, нужно длину всей полоски (10 см) увеличить на результат разностного сравнения (2 см) Записываем на доске: 10 см + 2 см = 12 см Предлагаем найти длину большей части полоски (пауза) Продолжаем запись на доске: 3) 10 см + 2 см = 12 см 4) 12 см: 2 = 6 см Спрашиваем, как зная длину большей части, найти длину меньшей части полоски? Ожидаемый ответ: нужно от длины большей части полоски отнять результат разностного сравнения(пауза) Продолжаем запись на доске: 4) 10 см + 2 см = 12 см – удвоенная длина меньшей части полоски 5) 12 см: 2 = 6 см – длина большей части полоски 6) 6 см - 2 см = 4см – длина меньшей части полоски Ответ: 6 сантиметров, 4 сантиметра.
Задание № 24 (У – 1, с. 12) Учащиеся самостоятельно читают задание. Просим учеников описать действия Маши, соответствующими математическими записями(пауза) Устно поясняем: 1. Сначала Маша отогнула с одного конца ленточки часть длиной 20 см: 1м – 20 см = 100 см – 20 см = 80 см 2. Оставшуюся часть ленточки она сложила пополам и разрезала в месте, получившегося сгиба: 80 см: 2 = 40 см Спрашиваем: длину, какой части ленточки получила Маша? (меньшей части) Как Маша, может получить длину большей части ленточки? (Распрямить отогнутую часть ленточки) Предлагаем ученикам записать соответствующую математическую запись. (40 см + 20 см = 60 см) На сколько сантиметров одна часть ленточки, получившаяся после разрезания, длиннее, чем другая? (на 20 см) Ещё раз обращаем внимание на то, что Маша разрезала ленточку длиной 1 м на две части, одна из которых на 20 см длиннее другой с помощью отгибания 20 см ленточки.
Задание № 25 (У – 1, с. 13) Учащиеся самостоятельно читают первую часть задания и самостоятельно выполняют её (пауза) Сами читаем вторую часть задания и просим учащихся выполнить проверку выбранного варианта решения, сопоставив его с условием. Ожидаемый ответ: Это задача с известным результатом разностного сравнения, значит первый шаг – это нахождение удвоенной меньшей части (1 кг – 200 г = 1000 г – 200 г = 800 г) Далее находим массу меньшего куска (800 г: 2 = 400 г), затем массу большего куска (400 г + 200 г = 600 г) Делаем вывод, что 2 вариант решения удовлетворяет условию задачи. Далее учащиеся самостоятельно переписывают решение в тетрадь, вычисляют и записывают ответ задачи.
Задание № 26 (У – 1, с. 14)
Учащиеся самостоятельно читают и решают задачу. Даём время на выполнение задания. Если у учащихся решение задачи вызывает затруднения, предлагаем им построить соответствующую схему: 52 уч.
2уч.
Организуем проверку: 1) 52 – 2 = 50 (уч.) 2) 50: 2 = 25 (уч.) – в одном классе 3) 25 + 2 = 27 (уч.) – в другом классе Ответ: 25 учеников, 27 учеников.
Задание № 27 (У – 1, с. 14) Учащиеся самостоятельно читают задание и формулируют задачу по краткой записи, предложенной в таблице. Ожидаемый ответ: В двух бригадах 47 рабочих. Во второй бригаде на 7 рабочих больше, чем в первой. Сколько человек в каждой бригаде? Предлагаем ученикам самостоятельно оформить решение, вычисления и ответ задачи (пауза) Устно проверяем: 1) 47 – 7 = 40 (р.) 2) 40: 2 = 20 (р.) – в первой бригаде 3) 20 + 7 = 27 (р.) – во второй бригаде Ответ: 20 рабочих, 27 рабочих.
Задание № 28 (У – 1, с. 14) Сами читаем задание, определяем, что перед нами задача с известным результатом разностного сравнения. Можно предложить ученикам выполнить краткую запись задачи в виде таблицы.
Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи. Даём время на выполнение задания, оказываем индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, организуем проверку: 1) 550 – 70 = 480 2) 480: 2 = 240 - 1 слагаемое 3) 240 + 70 = 310 - 2 слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 240 и 310.
Задание № 29* (У – 1, с. 14) Учащиеся самостоятельно читают задание. Выясняем, что число 235 – это значение суммы искомых чисел, а число 135 является значением разности искомых чисел. Если бы числа были равны, то значение суммы этих чисел было бы равно: 235 – 135 = 100 100: 2 = 50 - 1 слагаемое 50 + 135 = 185 - 2 слагаемое Ответ: 50 и 185.
Задание № 31 (У – 1, с. 14) Просим учеников прочитать условие задачи и первое требование: за тетрадь и альбом заплатили 52 руб. Альбом дороже тетради на 4 руб. Сколько стоит альбом? Просим учащихся найти рациональный способ решения этой задачи (пауза) Записываем решение на доске под диктовку одного из учеников: 1) 52 + 4 = 56 (руб.) 2) 56: 2 = 28 (руб.) – стоит альбом Ответ: 28 рублей. Просим учеников прочитать второе требование (Сколько стоит тетрадь?) и дополнить решение задачи: 1) 52 + 4 = 56 (руб.) 2) 56: 2 = 28 (руб.) – стоит альбом 3) 28 – 4 = 24 (руб.) – стоит тетрадь Ответ: 24 рубля. Далее учащиеся самостоятельно отвечают на оставшиеся требования задачи: Сколько нужно заплатить за 3 таких альбома? За 10 таких тетрадей? Даём время на выполнение задания, проверяем: 1) 28 3 = 84 (руб.) – стоят 3 альбома 2) 14 10 = 240 (руб.) – стоят 10 тетрадей Ответ: 84 рубля, 240 рублей.
Дополнительная задача Предлагаем ученикам решить дополнительную задачу: В одном хранилище находилось 2 одинаковых мешка с мукой, а в другом 7 таких же мешков с мукой. Сколько килограммов муки было в каждом хранилище, если во втором было на 250 кг муки больше, чем в первом? Фиксируем на доске краткую запись задачи:
Выясняем, что во втором хранилище на 5 мешков больше, чем в первом, значит, 250 кг муки содержатся именно в этих 5 мешках. Теперь можно узнать, сколько килограммов в одном мешке, а потом узнать, сколько килограммов муки в каждом овощехранилище. Записываем на доске: 1) 7 – 2 = 5 (м.) – разница 2) 250 кг: 5 = 50 кг - в одном мешке 3) 50 кг 2 = 100 кг - в первом овощехранилище 4) 50 кг 7 = 350 кг - во втором овощехранилище Ответ: 100 килограммов, 350 килограммов. Обращаем внимание учеников на то, что: 1) в задаче дан результат разностного сравнения величин (на 250 кгбольше); 2) нужно узнать результат разностного сравнения этих же величин, но вдругих единицах измерения (7 – 2 = 5 (м.)) Выясняем, что этой единицей измерения является мешок. Сообщаем, что если речь идёт о разностном сравнении одних и тех же величин, то можно приравнять два полученных результата и установить соотношение между ними. Задание № 32 (У – 1, с. 15) Сами читаем задачу и первую часть задания: к данному условию сформулируй требование, на которое можно ответить с помощью следующего решения с вычисленным ответом (пауза) Ожидаемый ответ: Сколько граммов малины в одном лукошке? Учащиеся читают вторую часть задания: запиши действия, которые нужно выполнить для того, чтобы получить ответ для каждого из следующих требований к данному условию(пауза) Записываем на доске под диктовку одного из учеников: 900 г 2 = 1800 г – собрал Миша 900 г 3 = 2700 г – собрала Маша Делаем вывод, что решение этой задачи основано на соотношение междудвумя результатами разностного сравнения одних и тех же величин,выраженных в разных единицах измерения (граммах и лукошках)
Задание № 33 (У – 1, с. 15) Учащиеся читают первую часть задания: изобрази в тетради с помощью двухцветной полоски карандаш, о котором имеется следующая информация Выясняем, что сначала нужно решить задачу, чтобы узнать длину каждой части карандаша, а затем, изобразить карандаш с помощью двухцветной полоски в тетрадях. Даём время на решение задачи, проверяем: 1) 15 см – 3 см = 12 см 2) 12 см: 2 = 6 см – длина синей части карандаша 3) 6 см + 3 см = 9 см - длина красной части карандаша Ученики самостоятельно изображают в тетрадях двухцветный карандаш, синяя часть, которого 6 см, а красная – 9 см. Сами читаем вторую часть задания: какой длины был бы карандаш, если бы его синяя часть имела такую же длину, какую имеет сейчас красная часть? Ожидаемый ответ: 9 см + 9 см = 18 см Читаем третью часть задания: запиши выражение, с помощью которого можно найти удвоенную длину большей (красной) части полоски(пауза) Ожидаемый ответ: 15 см + 3 см Затем учащиеся самостоятельно вычисляют длину большей (красной) части полоски и длину меньшей (синей) части полоски. Проверяем на доске: 1) 15 см + 3 см = 18 см – удвоенная длина большей (красной) части полоски 2) 18 см: 2 = 9 см – длина большей (красной) части полоски 3) 9 см – 3 см = 6 см – длина меньшей (синей) части полоски
Задание на дом на первый урок: (Т – 1; № 10, с. 7) Задание на дом на второй урок: (Т – 1; № 11 – 12, с. 8 – 9)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|