Урок 17 «Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное»
Предметные задачи: - умение применять поразрядный способ сравнения многозначных чисел; - умение применять алгоритмы сложения, вычитания и умножения столбиком; Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления, сравнение математических записей, самоконтроль по образцу. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Повторение: алгоритмы сложения, вычитания и умножения столбиком. Методы и приемы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа детей по учебнику. Учебно-методическое обеспечение: У-1, простой карандаш, лист для самопроверки. Вводная часть урока Открываем учебник (с. 31), просим прочитать тему урока, просмотреть задания на с. 31 и предположить, чем будем заниматься на уроке? Ожидаемый ответ: на уроке будем повторять пройденный материал, производить вычисления столбиком, записывать числа в порядке возрастания и убывания, решать задачи и т. д.
Продолжение урока
Задания №80,81 (У-1, с.31) Просим выполнить по вариантам: 1 вариант -№ 80, 2 вариант-№81. Предварительно предлагаем алгоритм деятельности: - записать числа в столбик, соблюдая поразрядный принцип. - разбить запись каждого числа на классы и рядом поставить порядковый номер, учитывая порядок возрастания (убывания). - записать числа в строчку, соблюдая найденную нумерацию. Проверяем правильность выполнения задания, зачитывая числа по цепочке: 1 вариант: 3 569 872, 6 996 979, 9 699 697, 9 699 997, 25 638 969, 35 698712, 256 358969, 256 358975.
2 вариант: 98 632475, 69 371452, 62 348927, 5 264837, 4 587369, 2 138657, 458 231, 217 396.
Задание №82 (У-1, с.31) Предлагаем учащимся самостоятельно выполнить задание. Мы оказываем помощь тем ученикам, которые нуждается в педагогическом сопровождении, разрешаем выполнять действия столбиком. Имена (фамилии) этих учеников _____________________________________ Для учеников, быстро выполнивших задание, дополнительно предлагаем №85 (У-1, с. 31). Проверку проводим устно: по цепочке, ученики рассказывают, в каком порядке выполняли действия, какие промежуточные результаты получили и называют число-значение выражения. 1) 6548 + 1458 = 8006 2) 786965 – 786938 = 27 3) 8006 27 = 216162
Задание №83 (У-1, с.31) Просим прочитать задачу. Спрашиваем, кто из ребят может решить её без построения схемы? Предлагаем остальным ученикам оформить краткую запись задачи в виде схемы:
587 см
37 см ?? 1) 587 см - 37 см= 550 см – удвоенная меньшая часть 2) 550 см: 2 = 275 см – меньшая часть 3) 275 см + 37 см = 312 см – большая часть ленты Ответ: 275 см и 312 см. Выясняем, все ли ученики решали задачу таким способом? Если есть другие варианты, проговариваем их. Например: 1) 587 см + 37 см= 624 см – удвоенная большая часть 2) 624 см: 2 = 312 см – большая часть 3) 312 см – 37 см = 275 см – меньшая часть Ответ: 275 см и 312 см.
Задание №84 (У-1, с.31) Просим прочитать задачу, спрашиваем, кто может решить её без построения схемы? Ученикам, которые затруднились в решении задачи, помогаем построить схему:
1 ц 80 кг
Выясняем, что за 1 часть можно принять массу одной части, тогда масса оставшейся части в 5 раз больше и составляет 5 частей. Далее учащиеся самостоятельно решают задачу. Организуем устную проверку:
1) 5+1 =6 (ч.) – общее число частей 1 ц 80 кг= 1ц + 80 кг = 100 кг + 80 кг = 180 кг 2) 180 кг: 6 = 30 кг – содержится в меньшей части 3) 30 кг 5 = 150 кг – содержится в большей части Ответ: 30 кг, 150 кг.
Задания №86,87(У-1, с. 32) Организуем парную работу. Даем время на выполнение задания, обсуждаем варианты его выполнения: выписываем на доску все названные учащимися числа. Подводим учащихся к пониманию того,, что самым большим семизначным числом, в запись которого входят только цифры 1 и 0 является число 1 111000, а самым маленьким восьмизначным – 10 000111, так как многозначное число не может начинаться с цифры 0.
Задание на дом: № 88, 89, 90 (У-1, с. 32)
Урок 18-19 «Может ли величина изменяться?» (2 урока) Предметные задачи: - формирование понимания того, что одна из двух величин может изменяться, а другая остаётся постоянной; - наблюдение над условиями, в которых могут происходить изменения одной из величин; Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления. Пропедевтика: функциональная зависимость величин Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Повторение: величины Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материалапо вопросам и заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1. Вводная часть урока Спрашиваем учащихся, зависит ли температура воздуха от времени года? Зависит ли ваш рост от числа лет? Зависит ли стоимость товара от цены изделия? Сообщаем учащимся, что мы приступаем к изучению темы, которая является началом нового для них раздела математики, имя которого – функциональная зависимость величин. Предлагаем ученикам повторить, как называется этот раздел математики. Сообщаем, что мы не только сможем повторить имя раздела, но и поймём, что это такое!
Продолжение урока
Задание № 91(У-1, с.33) Мы читаем задание, предлагая ученикам рассмотреть таблицу и изображённые прямоугольники. Вместе заполняем таблицу на доске, а ученики в тетрадях.
Обращаем внимание учеников на то, что в таблице две величины! Спрашиваем, какая величина не изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому? (ширина не изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому) Сообщаем, что величину, которая не изменяется, называют постоянной. Какая величина изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому? (длина изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому) Сообщаем, что величину, которая изменяется, называют переменной. Что можно сказать о площади этих прямоугольников? (площадь будет изменяться, при переходе от одного из данных прямоугольников к другому) Предлагаем ученикам проверить будет ли изменяться площадь прямоугольников, устно вычислив их площади (10 кв. см, 8 кв. см, 12 кв. см, 6 кв. см) Будет ли эта величина постоянной или переменной при переходе от одного из данных прямоугольников к другому? (площадь будет переменной при переходе от одного из данных прямоугольников к другому) Будет ли площадь постоянной или переменной при изменении только одной из сторон прямоугольника? Выясняем, что если изменяется одна сторона прямоугольника, площадьтоже изменяется, значит, в данной ситуации площадь является переменной величиной. Будет ли площадь одной и той же данной фигуры всегда величиной постоянной, или она может изменяться в зависимости от положения фигуры? Ожидаемый ответ: площадь одной и той же данной фигуры всегда будет величиной постоянной, так как площадь фигуры не зависит от положения фигуры в пространстве. Примечание: можно спроецировать на доску фигуры (с. 33) и попросить учеников поменять их местами, покрутить по часовой стрелке и т.д., чтобы ученики могли убедиться, что площадь, занимаемая этой фигурой на плоскости, не изменяется. Это позволяет в данной ситуации рассматривать площадь как постоянную величину.
Задание № 92(У-1,с.34) Учащиеся самостоятельно читают задание, называя те величины, которые являются переменными. Ожидаемый ответ: рост человека в течение жизни, масса человека в течение жизни, масса стакана с водой по мере наполнения его этой водой, число учащихся твоего класса за все годы обучения, скорее всего будет изменяться, поэтому можно отнести к переменным величинам.
Задание № 93(У-1,с.34) Просим учеников рассмотреть таблицу учёта посещаемости занятий учащимися класса в течение двух недель, которую составила Маша. Спрашиваем, изменялось ли число учеников, посещающих занятия на первой неделе? (нет). А на второй неделе? (изменялось) Делаем вывод, что на первой неделе число учащихся было постоянным, ана второй неделе переменным. Подводим учащихся к пониманию того, что одна и та же величина (числоучащихся класса) в один временной промежуток может оставатьсяпостоянной, а в другой - изменяться.
Задание № 94(У-1,с.35) Учащиеся читают задание и приводят примеры постоянных и переменных величин из окружающей действительности. Примечание: при анализе примеров важно обращать внимание учеников на то, в каких условиях рассматриваются эти величины: будет ли эта величина изменяться с течением времени для одного и того же объекта, или речь идёт о рассмотрении величины при переходе от одного объекта к другому? Выслушиваем примеры учеников, приводим свои примеры: переменные величины - размер, покупаемой для подростка обуви, высота дерева зависит от возраста дерева и от климатических условий, в которых оно растёт; постоянные величины - число дней в неделе, число сантиметров в одном метре и др.
Задание № 95(У-1,с.35) Учащиеся читают задание, вычисляют периметры и площади прямоугольников, заполняют таблицу в тетрадях для самостоятельных работ. Проверяем на доске:
Спрашиваем, какая из перечисленных в таблице величин не изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому, а какие изменяются? Ожидаемый ответ: длина, ширина и периметр изменяются при переходе от одного из данных прямоугольников к другому, а площадь не изменяется. Делаем вывод, что для данного случая длина, ширина и периметрпрямоугольников являются переменными величинами, а их площадипостоянной величиной.
Задание № 96 (У-1,с.35) Сами читаем задание, предлагая ученикам возможный вариант решения: зададим длину ломаной линии 10 см. Представим эту длину сначала в виде суммы четырёх слагаемых (10 см = 2 см + 3см + 2 см + 3 см), потом в виде суммы трёх слагаемых (10 см = 5 см + 2 см + 3 см), затем в виде суммы двух слагаемых (10 см = 5 см + 5 см). Просим учеников начертить получившиеся ломаные линии в тетрадях. Подводим учащихся к пониманию того, что при постоянной длине ломанойчисло звеньев ломаной может изменяться, в частности уменьшаться.
Задание № 97 (У-1,с.35) Учащиеся самостоятельно читают задание и чертят окружности с радиусами 1 см, 2 см и 3 см в тетрадях.
Задание № 98 (У-1,с.35) Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его первую часть: начерти три ломаных линии, длина которых при переходе по порядку от одной к другой уменьшается, а число звеньев остаётся постоянным. Предлагаем ученикам начертить ломаные, состоящие из трёх звеньев, длина каждого звена первой ломаной равна 3 см, второй ломаной - 2 см, а третьей ломаной – 1 см. Проверяем, спроецировав на экран:
Делаем вывод, что длина при переходе по порядку от одной ломаной к другой уменьшается (9 см, 6 см, 3 см), то есть является переменной величиной, а число звеньев не изменяется (3 звена), то есть является постоянной величиной. Примечание: можно предложить ученикам выполнить аналогичную работу для других ломаных, самостоятельно, выбрав число звеньев и длину каждого звена ломаной. Сами читаем вторую часть задания: может ли одновременно число звеньев ломаной линии увеличиваться, а длина уменьшатся? Предлагаем ученикам начертить две ломаные. Первая – состоит из двух звеньев (5 см и 5см), а вторая из четырёх звеньев (2 см + 2см + 2см + 2см) Выясняем, что длина первой ломаной – 10 см, а число звеньев - 2, длинавторой 8 см, а число звеньев – 4. Спрашиваем, может ли одновременно число звеньев ломаной линии увеличиваться, а длина уменьшатся? (да) Просим учеников привести другие примеры ломаных, в которых число звеньев ломаной линии увеличивается, а длина ломаной уменьшается? Ожидаемый ответ: длина первой ломаной – 15 см, а число звеньев - 3, длина второй 12 см, а число звеньев – 6 и др.
Задание № 44* (Т-1,с.24) Учащиеся самостоятельно читают задачу и озвучивают её. Спрашиваем, какая из величин в этой задаче является постоянной? (расстояние от посёлка до озера, так как оно не изменяется) Какая из величин является переменной? (скорость с которой турист движется, так как она изменяется) Записываем решение задачи на доске под диктовку учеников: 1) 12 км: 4 км = 3 ч – потратил турист на дорогу от посёлка до озера 2) 12 км: 6 км = 2 ч – потратил турист на дорогу от озера до посёлка 3) 3 ч + 2 ч = 5 ч – потратил турист на всю дорогу Спрашиваем, в котором часу нужно выйти туристу из дома, чтобы к 15 ч вернуться? Ожидаемый ответ: в десятом часу.
Задание на дом: № 42, 43 (Т-1, с. 23 – 24)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|