Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 17 «Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное»




Предметные задачи:

- умение применять поразрядный способ сравнения многозначных чисел;

- умение применять алгоритмы сложения, вычитания и умножения столбиком;

Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления, сравнение математических записей, самоконтроль по образцу. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Повторение: алгоритмы сложения, вычитания и умножения столбиком.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа детей по учебнику.

Учебно-методическое обеспечение: У-1, простой карандаш, лист для самопроверки.

Вводная часть урока

– Открываем учебник (с. 31), просим прочитать тему урока, просмотреть задания на с. 31 и предположить, чем будем заниматься на уроке?

Ожидаемый ответ: на уроке будем повторять пройденный материал, производить вычисления столбиком, записывать числа в порядке возрастания и убывания, решать задачи и т. д.

 

Продолжение урока

 

Задания №80,81 (У-1, с.31)

– Просим выполнить по вариантам: 1 вариант -№ 80, 2 вариант-№81.

– Предварительно предлагаем алгоритм деятельности:

- записать числа в столбик, соблюдая поразрядный принцип.

- разбить запись каждого числа на классы и рядом поставить порядковый номер, учитывая порядок возрастания (убывания).

- записать числа в строчку, соблюдая найденную нумерацию. – Проверяем правильность выполнения задания, зачитывая числа по цепочке: 1 вариант: 3 569 872, 6 996 979, 9 699 697, 9 699 997, 25 638 969, 35 698712, 256 358969, 256 358975.

2 вариант: 98 632475, 69 371452, 62 348927, 5 264837, 4 587369, 2 138657, 458 231, 217 396.

 

Задание №82 (У-1, с.31)

– Предлагаем учащимся самостоятельно выполнить задание. – Мы оказываем помощь тем ученикам, которые нуждается в педагогическом сопровождении, разрешаем выполнять действия столбиком. Имена (фамилии) этих учеников _____________________________________

– Для учеников, быстро выполнивших задание, дополнительно предлагаем №85 (У-1, с. 31).

– Проверку проводим устно: по цепочке, ученики рассказывают, в каком порядке выполняли действия, какие промежуточные результаты получили и называют число-значение выражения.

1) 6548 + 1458 = 8006

2) 786965 – 786938 = 27

3) 8006 – 27 = 216162

 

Задание №83 (У-1, с.31)

– Просим прочитать задачу.

– Спрашиваем, кто из ребят может решить её без построения схемы? – Предлагаем остальным ученикам оформить краткую запись задачи в виде схемы:

 

 

587 см

 

37 см

??

1) 587 см - 37 см= 550 см – удвоенная меньшая часть

2) 550 см: 2 = 275 см – меньшая часть

3) 275 см + 37 см = 312 см – большая часть ленты Ответ: 275 см и 312 см.

– Выясняем, все ли ученики решали задачу таким способом?

– Если есть другие варианты, проговариваем их.

Например:

1) 587 см + 37 см= 624 см – удвоенная большая часть

2) 624 см: 2 = 312 см – большая часть 3) 312 см – 37 см = 275 см – меньшая часть Ответ: 275 см и 312 см.

 

Задание №84 (У-1, с.31)

– Просим прочитать задачу, спрашиваем, кто может решить её без построения схемы?

– Ученикам, которые затруднились в решении задачи, помогаем построить схему:

 

 

1 ц 80 кг

 
 
ч. 5 ч.
 

 

– Выясняем, что за 1 часть можно принять массу одной части, тогда масса оставшейся части в 5 раз больше и составляет 5 частей.

– Далее учащиеся самостоятельно решают задачу. Организуем устную проверку:

1) 5+1 =6 (ч.) – общее число частей

1 ц 80 кг= 1ц + 80 кг = 100 кг + 80 кг = 180 кг

2) 180 кг: 6 = 30 кг – содержится в меньшей части 3) 30 кг – 5 = 150 кг – содержится в большей части Ответ: 30 кг, 150 кг.

 

Задания №86,87(У-1, с. 32)

– Организуем парную работу.

– Даем время на выполнение задания, обсуждаем варианты его выполнения: выписываем на доску все названные учащимися числа.

– Подводим учащихся к пониманию того,, что самым большим семизначным числом, в запись которого входят только цифры 1 и 0 является число 1 111000, а самым маленьким восьмизначным – 10 000111, так как многозначное число не может начинаться с цифры 0.

 

Задание на дом: № 88, 89, 90 (У-1, с. 32)

 

 

Урок 18-19 «Может ли величина изменяться?» (2 урока)

Предметные задачи:

- формирование понимания того, что одна из двух величин может изменяться, а другая остаётся постоянной;

- наблюдение над условиями, в которых могут происходить изменения одной из величин;

Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления.

Пропедевтика: функциональная зависимость величин Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Повторение: величины

Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материалапо вопросам и заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1.

Вводная часть урока

– Спрашиваем учащихся, зависит ли температура воздуха от времени года? Зависит ли ваш рост от числа лет? Зависит ли стоимость товара от цены изделия?

– Сообщаем учащимся, что мы приступаем к изучению темы, которая является началом нового для них раздела математики, имя которого – функциональная зависимость величин.

– Предлагаем ученикам повторить, как называется этот раздел математики.

– Сообщаем, что мы не только сможем повторить имя раздела, но и поймём, что это такое!

 

Продолжение урока

 

Задание № 91(У-1, с.33)

– Мы читаем задание, предлагая ученикам рассмотреть таблицу и изображённые прямоугольники.

–Вместе заполняем таблицу на доске, а ученики в тетрадях.

Номер прямоугольника        
a (см)        
b (см)        

– Обращаем внимание учеников на то, что в таблице две величины! – Спрашиваем, какая величина не изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому? (ширина не изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому)

– Сообщаем, что величину, которая не изменяется, называют постоянной.

– Какая величина изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому? (длина изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому)

– Сообщаем, что величину, которая изменяется, называют переменной.

– Что можно сказать о площади этих прямоугольников? (площадь будет изменяться, при переходе от одного из данных прямоугольников к другому)

– Предлагаем ученикам проверить будет ли изменяться площадь прямоугольников, устно вычислив их площади (10 кв. см, 8 кв. см, 12 кв. см, 6 кв. см)

– Будет ли эта величина постоянной или переменной при переходе от одного из данных прямоугольников к другому? (площадь будет переменной при переходе от одного из данных прямоугольников к другому)

– Будет ли площадь постоянной или переменной при изменении только одной из сторон прямоугольника?

– Выясняем, что если изменяется одна сторона прямоугольника, площадьтоже изменяется, значит, в данной ситуации площадь является переменной величиной.

– Будет ли площадь одной и той же данной фигуры всегда величиной постоянной, или она может изменяться в зависимости от положения фигуры? Ожидаемый ответ: площадь одной и той же данной фигуры всегда будет величиной постоянной, так как площадь фигуры не зависит от положения фигуры в пространстве.

Примечание: можно спроецировать на доску фигуры (с. 33) и попросить учеников поменять их местами, покрутить по часовой стрелке и т.д., чтобы ученики могли убедиться, что площадь, занимаемая этой фигурой на плоскости, не изменяется. Это позволяет в данной ситуации рассматривать площадь как постоянную величину.

 

Задание № 92(У-1,с.34)

– Учащиеся самостоятельно читают задание, называя те величины, которые являются переменными.

Ожидаемый ответ: рост человека в течение жизни, масса человека в течение жизни, масса стакана с водой по мере наполнения его этой водой, число учащихся твоего класса за все годы обучения, скорее всего будет изменяться, поэтому можно отнести к переменным величинам.

 

Задание № 93(У-1,с.34)

– Просим учеников рассмотреть таблицу учёта посещаемости занятий учащимися класса в течение двух недель, которую составила Маша. – Спрашиваем, изменялось ли число учеников, посещающих занятия на первой неделе? (нет). А на второй неделе? (изменялось)

– Делаем вывод, что на первой неделе число учащихся было постоянным, ана второй неделе переменным.


Подводим учащихся к пониманию того, что одна и та же величина (числоучащихся класса) в один временной промежуток может оставатьсяпостоянной, а в другой - изменяться.

 

Задание № 94(У-1,с.35)

– Учащиеся читают задание и приводят примеры постоянных и переменных величин из окружающей действительности.

Примечание: при анализе примеров важно обращать внимание учеников на то, в каких условиях рассматриваются эти величины: будет ли эта величина изменяться с течением времени для одного и того же объекта, или речь идёт о рассмотрении величины при переходе от одного объекта к другому?

– Выслушиваем примеры учеников, приводим свои примеры: переменные величины - размер, покупаемой для подростка обуви, высота дерева зависит от возраста дерева и от климатических условий, в которых оно растёт; постоянные величины - число дней в неделе, число сантиметров в одном метре и др.

 

Задание № 95(У-1,с.35)

– Учащиеся читают задание, вычисляют периметры и площади прямоугольников, заполняют таблицу в тетрадях для самостоятельных работ.

– Проверяем на доске:

Номер прямоугольника        
Длина (см)        
Ширина (см)        
Периметр (см)        
Площадь (кв. см) 24 24 24 24

– Спрашиваем, какая из перечисленных в таблице величин не изменяется при переходе от одного из данных прямоугольников к другому, а какие изменяются?

Ожидаемый ответ: длина, ширина и периметр изменяются при переходе от одного из данных прямоугольников к другому, а площадь не изменяется. – Делаем вывод, что для данного случая длина, ширина и периметрпрямоугольников являются переменными величинами, а их площадипостоянной величиной.

 

 

 

Задание № 96 (У-1,с.35)

– Сами читаем задание, предлагая ученикам возможный вариант решения: зададим длину ломаной линии 10 см. Представим эту длину сначала в виде суммы четырёх слагаемых (10 см = 2 см + 3см + 2 см + 3 см), потом в виде суммы трёх слагаемых (10 см = 5 см + 2 см + 3 см), затем в виде суммы двух слагаемых (10 см = 5 см + 5 см).

– Просим учеников начертить получившиеся ломаные линии в тетрадях. – Подводим учащихся к пониманию того, что при постоянной длине ломанойчисло звеньев ломаной может изменяться, в частности уменьшаться.

 

Задание № 97 (У-1,с.35)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и чертят окружности с радиусами 1 см, 2 см и 3 см в тетрадях.

 

Задание № 98 (У-1,с.35)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его первую часть: начерти три ломаных линии, длина которых при переходе по порядку от одной к другой уменьшается, а число звеньев остаётся постоянным. – Предлагаем ученикам начертить ломаные, состоящие из трёх звеньев, длина каждого звена первой ломаной равна 3 см, второй ломаной - 2 см, а третьей ломаной – 1 см.

– Проверяем, спроецировав на экран:

 

 
 
 
 
 
 
 
 

– Делаем вывод, что длина при переходе по порядку от одной ломаной к другой уменьшается (9 см, 6 см, 3 см), то есть является переменной величиной, а число звеньев не изменяется (3 звена), то есть является постоянной величиной.

Примечание: можно предложить ученикам выполнить аналогичную работу для других ломаных, самостоятельно, выбрав число звеньев и длину каждого звена ломаной.

Сами читаем вторую часть задания: может ли одновременно число звеньев ломаной линии увеличиваться, а длина уменьшатся?

– Предлагаем ученикам начертить две ломаные. Первая – состоит из двух звеньев (5 см и 5см), а вторая из четырёх звеньев (2 см + 2см + 2см + 2см) – Выясняем, что длина первой ломаной – 10 см, а число звеньев - 2, длинавторой 8 см, а число звеньев – 4.

– Спрашиваем, может ли одновременно число звеньев ломаной линии увеличиваться, а длина уменьшатся? (да)

– Просим учеников привести другие примеры ломаных, в которых число звеньев ломаной линии увеличивается, а длина ломаной уменьшается? Ожидаемый ответ: длина первой ломаной – 15 см, а число звеньев - 3, длина второй 12 см, а число звеньев – 6 и др.

 

Задание № 44* (Т-1,с.24)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу и озвучивают её.

– Спрашиваем, какая из величин в этой задаче является постоянной?

(расстояние от посёлка до озера, так как оно не изменяется)

Какая из величин является переменной? (скорость с которой турист движется, так как она изменяется)

– Записываем решение задачи на доске под диктовку учеников:

1) 12 км: 4 км = 3 ч – потратил турист на дорогу от посёлка до озера

2) 12 км: 6 км = 2 ч – потратил турист на дорогу от озера до посёлка

3) 3 ч + 2 ч = 5 ч – потратил турист на всю дорогу

– Спрашиваем, в котором часу нужно выйти туристу из дома, чтобы к 15 ч вернуться?

Ожидаемый ответ: в десятом часу.

 

Задание на дом: № 42, 43 (Т-1, с. 23 – 24)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...