Урок 9 «Учимся решать задачи» (1 урок)
Предметные задачи: - упражнения в решении задач с известным результатом разностного или кратного сравнения искомых величин; - решение самостоятельно сформулированных задач с известным результатом разностного или кратного сравнения искомых величин; - формирование умения различать задачи с известным результатом разностного и кратного сравнения искомых величин; Формирование УУД: Познавательные УУД: построение и использование схем и таблиц, выбор рационально способа решения задачи, сличение способов действий и результатов. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: решение задач в несколько действий. Повторение: краткая запись в виде таблицы, периметр и площадь прямоугольника. Методы и приемы организации деятельности учащихся: организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника и тетради с целью закрепления пройденного материала. Учебно-дидактическое обеспечение: У-1, Т-1, Вводная часть урока Мы сообщаем учащимся о том, что на уроке мы будем учиться решать задачи с известным результатом разностного или кратного сравнения искомых величин.
Продолжение урока Задание № 42 (У – 1, с. 19) Учащиеся самостоятельно читают задачу и заполняют таблицу в тетради для самостоятельных работ. Выясняем, что это задача с известным результатом разностного сравнения искомых величин.
Предлагаем ученикам устно проговорить алгоритм решения этой задачи: 1 шаг – находим удвоенное число экскурсантов в первом автобусе; 2 шаг – находим число экскурсантов в 1 – ом автобусе; 3 шаг – находим число экскурсантов во 2 – ом автобусе. Примечание: можно предложить учащимся, которые затрудняются в решении задачи, начертить схему. Учитель оказывает помощь в составлении схемы нуждающимся ученикам.
85 эк.
7 эк. 1 ав. – 7 2 ав. -? Даём время на выполнение задания, организуем проверку на доске: 1) 85 – 7 = 78 (эк.) – удвоенное число экскурсантов в первом автобусе 2) 78: 2 = 39 (эк.) – в первом автобусе 3) 85 – 39 = 46 (эк.) – во втором автобусе Ответ: 39 экскурсантов, 46 экскурсантов.
Задание № 43* (У – 1, с. 19) Учащиеся самостоятельно читают задание и определяют, что перед нами задача с известным результатом разностного сравнения. Выясняем, что число 240 – это значение суммы искомых чисел. Предлагаем вычислить значением разности искомых чисел, которое, согласно условию задачи в 2 раза меньше значения суммы (240: 2 = 120) Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи. Учитель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, Организуем устную проверку: 4) 240 – 120 = 120 – удвоенное меньшее слагаемое 5) 120: 2 = 60 – меньшее слагаемое 6) 240 – 60 = 180 – большее слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 60 и 180.
Задание № 44 (У – 1, с. 19) Учащиеся самостоятельно читают задание, выясняя, что это задача с известным результатом разностного сравнения. Далее ученики самостоятельно решают задачу с помощью схемы, вычисляют и записывают ответ. Организуем проверку: 1) 45 руб. 50 коп. – 5 руб. 50 коп. = 40 руб. – удвоенное меньшее число 2) 40 руб.: 2 = 20 руб. – цена линейки 3) 20 руб. + 5 руб. 50 коп. = 25 руб. 50 коп. – цена ручки 4) 20 руб. 5 = 100 руб. – стоимость 5 линеек Ответ: 25 руб. 50 коп., 100 рублей.
Задание № 45 (У – 1, с. 20) Учащиеся самостоятельно читают задачу и заполняют таблицу в тетради для самостоятельных работ. Выясняем, что это задача с известным результатом кратного сравнения искомых величин. 1) Далее ученики самостоятельно записывают решение, вычисления и ответ задачи. Устно проверяем: 1) 1 + 3 = 4 (ч.) – общее число частей 2) 80: 4 = 20 (уч.) - в первой секции 3) 80 – 20 = 60 (уч.) или 20 3 = 60 (уч.) – во второй секции Ответ: 20 учащихся, 60 учащихся.
Задание № 46 (У – 1, с. 20) Учащиеся самостоятельно читают задачу. Выясняем, что это геометрическая задача с известным результатом разностного сравнения искомых величин. Предлагаем учащимся начертить схему, проверяем на доске: 12 см
2 см?? Примечание: Учитель оказывает педагогическую поддержку нуждающимся ученикам. Устно проверяем: 1) 12 см – 2 см = 10 см – удвоенная длина меньшей стороны 2) 10 см: 2 = 5 см – длина меньшей стороны 3) 12 см – 5 см = 7 см – длина большей стороны Ответ: 5 см, 7 см.
Задание № 47 (У – 1, с. 20) Учащиеся самостоятельно читают задачу. Спрашиваем, можно ли решение предыдущей задачи использовать как часть решения данной задачи? Ожидаемый ответ: можно, так как, разделив данный периметр пополам, мыполучим сумму длин двух сторон прямоугольника (24 см: 2 = 12 см) Делаем вывод, что длины сторон прямоугольника, имеющего периметр 24 см равны 5 см и 7 см.
Задание № 48 (У – 1, с. 20) Учащиеся самостоятельно читают задачу. Спрашиваем, чем эта задача отличается от предыдущей? Ожидаемый ответ: В этой задаче известен результат кратного сравнения (в 2 раза больше) Предлагаем учащимся начертить схему и самостоятельно записать решение, вычисления и ответ задачи.
12 см
Примечание: Учитель оказывает педагогическую поддержку нуждающимся ученикам. Организуем проверку: 1) 1 + 2 = 3 (ч.) – общее число частей 2) 12 см: 3 = 4 см – длина первой стороны 3) 12 см – 4 см = 8 см или 4 см 2 = 8 см – длина второй стороны Ответ: 4 см, 8 см.
Задание № 49 (У – 1, с. 21) Учащиеся самостоятельно читают задачу. Спрашиваем, можно ли решение предыдущей задачи использовать как часть решения данной задачи? Ожидаемый ответ: можно, так как, разделив данный периметр пополам, мыполучим сумму длин двух сторон прямоугольника (24 см: 2 = 12 см) Делаем вывод, что длины сторон прямоугольника, имеющего периметр 24 см равны 4 см и 8 см.
Задание № 50 (У – 1, с. 21) Читаем задачу, фиксируя на доске краткую запись:
Обращаем внимание учеников на то, что: в задаче дан результат разностного сравнения стоимости 10 и 7 тетрадей, то есть 3 тетради стоят 75 рублей. Предлагаем ученикам самостоятельно решить задачу. Проверяем, добавляя пояснения: 5) 10 – 7 = 3 (т.) – разница в количестве тетрадей 75 руб. – разница в стоимости этих тетрадей 6) 75: 3 = 25 (руб.) - цена одной тетради 7) 25 5 = 125 (руб.) – стоимость пяти тетрадей Ответ: 125 рублей.
Задание № 51 (У – 1, с. 21) Предлагаем учащимся рассмотреть схему и пояснить данные задачи. Ожидаемый ответ: на схеме показано, что в пяти мешках содержится на50 кг больше, чем в 3 мешках. Спрашиваем, показано ли на схеме требование задачи? (нет) Просим учащихся сформулировать задачу, придумав своё требование. Выслушиваем ответы желающих учеников, предлагаем свой вариант текста задачи: Сколько килограммов крупы в каждом мешке, если в пяти мешках на 50 кг больше, чем в трёх мешках? Предлагаем ученикам решить эту задачу (пауза) Устно проверяем решение, вычисления и ответ задачи: 1) 5 – 3 = 2 (м.) - разница 2) 50 кг: 2 = 25 кг - крупы в одном мешке Ответ: 25 кг. Спрашиваем, какие ещё требования можно сформулировать к этому условию? Ожидаемый ответ: Сколько килограммов крупы вмещается в 8 таких мешков?
Задание № 52 (У – 1, с. 21) Учащиеся читают задачу и озвучивают её.
Выясняем, что в задаче дан результат разностного сравнения величин (на 3 кв. см больше), нужно узнать результат разностного сравнения числа фигур(10 – 7 = 3 клетки), на который приходится 3 кв. см. Рассуждаем так: первая фигура состоит из 10 квадратов, вторая фигура – из 7 квадратов. Разница в числе квадратов равна 3. Результат разностного сравнения площадей этих фигур равен 3 кв. см. Теперь можно узнать, площадь одного квадрата, а затем площадь каждой фигуры. Предлагаем ученикам самостоятельно решить задачу, проверяем на доске: 1) 10 – 7 = 3 (кв.) – разница 2) 3 кв. см: 3 = 1 кв. см – площадь одного квадрата 3) 1 кв. см 10 = 10 кв. см – площадь первой фигуры 4) 1 кв. см 7 = 7 кв. см – площадь второй фигуры Ответ: 125 рублей.
Задание № 19*(б) (Т – 1, с. 13) Сами читаем задачу и чертим на доске схему, поясняя свои действия:
75 м
3 м 6 м
Обращаем внимание учеников на то, что известен результат разностного сравнения длины первого куска ткани с длиной второго и третьего куска. Если от общей длины отнять эти разности, то мы получим утроенную длину самой маленькой части. Записываем решение задачи на доске под диктовку одного из учеников: 1) 75 м – (6 м + 3 м) = 66 м – утроенная длина самой маленькой части 2) 66 м: 3 = 22 м – длина первого куска 3) 22 м + 6 = 28 м – длина второго куска 4) 22 м + 3 м = 25 м – длина третьего куска Ответ: 22 м, 28 м, 25 м.
Задание № 19*(а) (Т – 1, с. 13) Ученики самостоятельно читают задачу и выясняют, что в задаче представлены два результата кратного сравнения величин: первый кусок в 2 раза короче второго куска и в 3 раза короче третьего куска. Выясняем, что за 1 часть можно принять длину первого куска, так как это меньшая часть, тогда длина второго куска составляет 2 части, а длина третьего куска – 3 части. Просим учеников самостоятельно начертить схему в тетрадях, вызывая одного из учеников на доске:
96 м
Далее учащиеся самостоятельно решают задачу. Организуем устную проверку: 5) 1 + 2 + 3 = 6 (ч.) - общее число частей 6) 96 м: 6 = 16 м – длина первого куска 7) 16 м 2 = 32 м – длина второго куска 8) 16 м 3 = 48 м – длина третьего куска Ответ: 16м, 32 м, 48 м.
Задание на дом: № 18, 20, 21 (Т-1 с.13 – 14)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|