Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 9 «Учимся решать задачи» (1 урок)




Предметные задачи:

- упражнения в решении задач с известным результатом разностного или кратного сравнения искомых величин;

- решение самостоятельно сформулированных задач с известным результатом разностного или кратного сравнения искомых величин; - формирование умения различать задачи с известным результатом разностного и кратного сравнения искомых величин;

Формирование УУД: Познавательные УУД: построение и использование схем и таблиц, выбор рационально способа решения задачи, сличение способов действий и результатов. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Пропедевтика: решение задач в несколько действий.

Повторение: краткая запись в виде таблицы, периметр и площадь прямоугольника.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника и тетради с целью закрепления пройденного материала. Учебно-дидактическое обеспечение: У-1, Т-1,

Вводная часть урока

– Мы сообщаем учащимся о том, что на уроке мы будем учиться решать задачи с известным результатом разностного или кратного сравнения искомых величин.

 

Продолжение урока

Задание № 42 (У – 1, с. 19)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу и заполняют таблицу в тетради для самостоятельных работ.

Выясняем, что это задача с известным результатом разностного сравнения искомых величин.

– Предлагаем ученикам устно проговорить алгоритм решения этой задачи:

1 шаг – находим удвоенное число экскурсантов в первом автобусе;

2 шаг – находим число экскурсантов в 1 – ом автобусе;

3 шаг – находим число экскурсантов во 2 – ом автобусе.

Примечание: можно предложить учащимся, которые затрудняются в решении задачи, начертить схему. Учитель оказывает помощь в составлении схемы нуждающимся ученикам.

 

 

85 эк.

 

7 эк.

1 ав. – 7 2 ав. -?

– Даём время на выполнение задания, организуем проверку на доске:

1) 85 – 7 = 78 (эк.) – удвоенное число экскурсантов в первом автобусе

2) 78: 2 = 39 (эк.) – в первом автобусе 3) 85 – 39 = 46 (эк.) – во втором автобусе

Ответ: 39 экскурсантов, 46 экскурсантов.

 

Задание № 43* (У – 1, с. 19)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и определяют, что перед нами задача с известным результатом разностного сравнения.

– Выясняем, что число 240 – это значение суммы искомых чисел. – Предлагаем вычислить значением разности искомых чисел, которое, согласно условию задачи в 2 раза меньше значения суммы (240: 2 = 120) – Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи. Учитель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся ученикам,

– Организуем устную проверку:

4) 240 – 120 = 120 – удвоенное меньшее слагаемое

5) 120: 2 = 60 – меньшее слагаемое

6) 240 – 60 = 180 – большее слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 60 и 180.

 

Задание № 44 (У – 1, с. 19)

Учащиеся самостоятельно читают задание, выясняя, что это задача с известным результатом разностного сравнения.

– Далее ученики самостоятельно решают задачу с помощью схемы, вычисляют и записывают ответ.

– Организуем проверку:

1) 45 руб. 50 коп. – 5 руб. 50 коп. = 40 руб. – удвоенное меньшее число

2) 40 руб.: 2 = 20 руб. – цена линейки

3) 20 руб. + 5 руб. 50 коп. = 25 руб. 50 коп. – цена ручки 4) 20 руб. – 5 = 100 руб. – стоимость 5 линеек Ответ: 25 руб. 50 коп., 100 рублей.

 

 

 

Задание № 45 (У – 1, с. 20)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу и заполняют таблицу в тетради для самостоятельных работ.

– Выясняем, что это задача с известным результатом кратного сравнения искомых величин.


Предлагаем ученикам самостоятельно начертить схему, проверяем на доске, вызывая одного из учеников:

1)

 
 
 
 
 
 
ч. 3 ч.

– Далее ученики самостоятельно записывают решение, вычисления и ответ задачи.

– Устно проверяем:

1) 1 + 3 = 4 (ч.) – общее число частей

2) 80: 4 = 20 (уч.) - в первой секции

3) 80 – 20 = 60 (уч.) или 20 – 3 = 60 (уч.) – во второй секции Ответ: 20 учащихся, 60 учащихся.

 

Задание № 46 (У – 1, с. 20)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу.

– Выясняем, что это геометрическая задача с известным результатом разностного сравнения искомых величин.

– Предлагаем учащимся начертить схему, проверяем на доске:

12 см


 

2 см??

Примечание: Учитель оказывает педагогическую поддержку нуждающимся ученикам. – Устно проверяем:

1) 12 см – 2 см = 10 см – удвоенная длина меньшей стороны

2) 10 см: 2 = 5 см – длина меньшей стороны 3) 12 см – 5 см = 7 см – длина большей стороны Ответ: 5 см, 7 см.

 

Задание № 47 (У – 1, с. 20)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу.

– Спрашиваем, можно ли решение предыдущей задачи использовать как часть решения данной задачи?

Ожидаемый ответ: можно, так как, разделив данный периметр пополам, мыполучим сумму длин двух сторон прямоугольника (24 см: 2 = 12 см) – Делаем вывод, что длины сторон прямоугольника, имеющего периметр 24 см равны 5 см и 7 см.

 

Задание № 48 (У – 1, с. 20)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу.

– Спрашиваем, чем эта задача отличается от предыдущей?

Ожидаемый ответ: В этой задаче известен результат кратного сравнения

(в 2 раза больше)

– Предлагаем учащимся начертить схему и самостоятельно записать решение, вычисления и ответ задачи.

 

12 см

 
 
ч. 2 ч.
 

Примечание: Учитель оказывает педагогическую поддержку нуждающимся ученикам.

– Организуем проверку:

1) 1 + 2 = 3 (ч.) – общее число частей

2) 12 см: 3 = 4 см – длина первой стороны

3) 12 см – 4 см = 8 см или 4 см – 2 = 8 см – длина второй стороны Ответ: 4 см, 8 см.

 

Задание № 49 (У – 1, с. 21)

– Учащиеся самостоятельно читают задачу.

– Спрашиваем, можно ли решение предыдущей задачи использовать как часть решения данной задачи?

Ожидаемый ответ: можно, так как, разделив данный периметр пополам, мыполучим сумму длин двух сторон прямоугольника (24 см: 2 = 12 см) – Делаем вывод, что длины сторон прямоугольника, имеющего периметр 24 см равны 4 см и 8 см.

 

Задание № 50 (У – 1, с. 21)

– Читаем задачу, фиксируя на доске краткую запись:

 

Число тетрадей,
шт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стоимость
тетрадей
 
?
 
? на 75 руб.
больше
 
?
 

 

– Обращаем внимание учеников на то, что: в задаче дан результат разностного сравнения стоимости 10 и 7 тетрадей, то есть 3 тетради стоят

75 рублей.

– Предлагаем ученикам самостоятельно решить задачу.

– Проверяем, добавляя пояснения:

5) 10 – 7 = 3 (т.) – разница в количестве тетрадей

75 руб. – разница в стоимости этих тетрадей

6) 75: 3 = 25 (руб.) - цена одной тетради 7) 25 – 5 = 125 (руб.) – стоимость пяти тетрадей Ответ: 125 рублей.

 

Задание № 51 (У – 1, с. 21)

– Предлагаем учащимся рассмотреть схему и пояснить данные задачи. Ожидаемый ответ: на схеме показано, что в пяти мешках содержится на50 кг больше, чем в 3 мешках.

– Спрашиваем, показано ли на схеме требование задачи? (нет)

– Просим учащихся сформулировать задачу, придумав своё требование.

– Выслушиваем ответы желающих учеников, предлагаем свой вариант текста задачи: Сколько килограммов крупы в каждом мешке, если в пяти мешках на 50 кг больше, чем в трёх мешках?

– Предлагаем ученикам решить эту задачу (пауза)

– Устно проверяем решение, вычисления и ответ задачи:

1) 5 – 3 = 2 (м.) - разница

2) 50 кг: 2 = 25 кг - крупы в одном мешке Ответ: 25 кг.

– Спрашиваем, какие ещё требования можно сформулировать к этому условию?

Ожидаемый ответ: Сколько килограммов крупы вмещается в 8 таких мешков?

 

Задание № 52 (У – 1, с. 21) – Учащиеся читают задачу и озвучивают её.

– Выясняем, что в задаче дан результат разностного сравнения величин (на 3 кв. см больше), нужно узнать результат разностного сравнения числа фигур(10 – 7 = 3 клетки), на который приходится 3 кв. см.

– Рассуждаем так: первая фигура состоит из 10 квадратов, вторая фигура – из 7 квадратов. Разница в числе квадратов равна 3. Результат разностного сравнения площадей этих фигур равен 3 кв. см. Теперь можно узнать, площадь одного квадрата, а затем площадь каждой фигуры.

– Предлагаем ученикам самостоятельно решить задачу, проверяем на доске:

1) 10 – 7 = 3 (кв.) – разница

2) 3 кв. см: 3 = 1 кв. см – площадь одного квадрата

3) 1 кв. см – 10 = 10 кв. см – площадь первой фигуры 4) 1 кв. см – 7 = 7 кв. см – площадь второй фигуры Ответ: 125 рублей.

 

Задание № 19*(б) (Т – 1, с. 13)

– Сами читаем задачу и чертим на доске схему, поясняя свои действия:

 

 

75 м

 

3 м 6 м

 

– Обращаем внимание учеников на то, что известен результат разностного сравнения длины первого куска ткани с длиной второго и третьего куска.

Если от общей длины отнять эти разности, то мы получим утроенную длину самой маленькой части.

– Записываем решение задачи на доске под диктовку одного из учеников:

1) 75 м – (6 м + 3 м) = 66 м – утроенная длина самой маленькой части

2) 66 м: 3 = 22 м – длина первого куска

3) 22 м + 6 = 28 м – длина второго куска 4) 22 м + 3 м = 25 м – длина третьего куска Ответ: 22 м, 28 м, 25 м.

 

Задание № 19*(а) (Т – 1, с. 13)

– Ученики самостоятельно читают задачу и выясняют, что в задаче представлены два результата кратного сравнения величин:

первый кусок в 2 раза короче второго куска и в 3 раза короче третьего куска.

– Выясняем, что за 1 часть можно принять длину первого куска, так как это меньшая часть, тогда длина второго куска составляет 2 части, а длина третьего куска – 3 части.

– Просим учеников самостоятельно начертить схему в тетрадях, вызывая одного из учеников на доске:

 

96 м

 
 
ч. 2 ч. 3 ч.
 

 

– Далее учащиеся самостоятельно решают задачу. Организуем устную проверку:

5) 1 + 2 + 3 = 6 (ч.) - общее число частей

6) 96 м: 6 = 16 м – длина первого куска

7) 16 м – 2 = 32 м – длина второго куска 8) 16 м – 3 = 48 м – длина третьего куска Ответ: 16м, 32 м, 48 м.

 

Задание на дом: № 18, 20, 21 (Т-1 с.13 – 14)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...