Урок 7-8 «Когда известен результат кратного сравнения» (2 урока)
Предметные задачи: - обучение решению задач «на сумму и частное» с помощью графической схемы, построенной на основе изображения данной величины и искомых её частей в виде полоски (отрезка), разбитой на части с учётом результата кратного сравнения; - формирование понимания того, что при условии, что меньшая из искомых величин принимается за одну часть, то число частей во всей сумме на один больше результата кратного сравнения искомых величин; Формирование УУД: Познавательные УУД: построение схем, использование таблиц и диаграмм, выбор рационального способа решения задачи; сличение способов действий и результатов. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: решение задач в несколько действий. Методы и приёмы организации деятельности учащихся: организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У – 1, Т – 1, цветные карандаши, линейка.
Вводная часть урока Предлагаем ученикам прочитать задачу, записанную на доске: С двух грядок собрали 40 кг моркови. С первой грядки собрали в 4 раза больше, чем со второй? Сколько килограммов моркови собрали с каждой грядки? Спрашиваем, чем эта задача отличается от задач с известным результатом разностного сравнения, которые мы уже умеем решать? Ожидаемый ответ: В этой задаче известен результат кратного сравнения (в 4 раза больше)
Предлагаем учащимся придумать аналогичную задачу. Выслушиваем ответы и сообщаем, что на уроке мы научимся решать задачи, в которых известен результат кратного сравнения.
Продолжение урока Задание № 34 (У – 1, с. 16) Просим учащимся рассмотреть рисунок и задаём вопросы из учебника. На сколько равных частей разрезан торт? (8 частей) Какая часть торта лежит на лопатке? (1 часть) Сколько оставшихся частей торта лежит в коробке? (7 частей) Во сколько раз одна часть торта меньше, чем все оставшиеся части? (в 7 раз).
Делаем вывод, всего 8 частей: на лопатке 1 часть, в коробке осталось 7 частей, результат кратного сравнения двух величин равен 7. Подводим учеников к пониманию того, что если меньшую из искомыхвеличин принять за одну часть, то во всей сумме число частей на одинбольше, чем результат кратного сравнения искомых величин. (8 7 + 1) Спрашиваем, сколько граммов будет в одной части, если весь торт имеет массу 800 г и разделён на 8 частей? Записываем на доске под диктовку одного из учеников: 800 г: 8 = 100 г – в одной части торта Делаем вывод, для того, чтобы узнать, сколько граммов содержится водной части нужно величину всех частей суммы разделить на числочастей. Сообщаем, что мы нашли меньшую искомую величину. Сколько граммов будет в оставшихся семи частях? Продолжаем запись на доске: 800 г: 8 = 100 г – в одной части торта 800 г – 100 г = 700 г – в оставшихся семи частях. Спрашиваем, а можно ли узнать массу оставшихся частей по-другому? Ожидаемый ответ: 100 г 7 = 700 г Делаем вывод, что вторую искомую величину можно вычислить либо спомощью вычитания (вычитая найденную меньшую искомую величину извсей суммы), либо с помощью умножения (увеличив величину одной части всоответствующее число раз, равное кратному сравнению величин)
Задание № 35 (У – 1, с. 16) Сами читаем задачу, ученики сопоставляют данные задачи с рисунком в учебнике: Рассуждаем так: меньшую часть верёвки принимаем за одну часть (показываем на схеме). Известно, что вторая часть верёвки в 5 раз длиннее, значит, оставшаяся часть верёвки составляет 5 частей. Всего 6 частей. Вызываем к доске желающего ученика, который показывает меньшую искомую величину (1 часть), количество оставшихся частей (5 частей), число частей во всей сумме (6 частей) Просим учеников выбрать решение этой задачи из предложенных вариантов (пауза) Учащиеся выбирают 1 – й вариант решения, устно поясняя выполненные действия: 1) 5 + 1 = 6 (ч.) – общее количество частей 2) 30 м: 6 = 5 м – длина одной (меньшей) части верёвки 3) 30 м – 5 м = 25 м – длина (большей) части верёвки Ответ: 5 метров, 25 метров. Далее ученики самостоятельно переписывают выбранное решение с пояснениями и ответ задачи в тетрадь.
Задание № 36 (У – 1, с. 17) Учащиеся читают задачу и озвучивают её. Выясняем, что на схеме отсутствует данное, обозначающее число учеников, занимающихся в двух кружках. Просим учеников начертить в тетрадях схему, дополнив её недостающим данным. Проверяем на доске:
Рассуждаем так: меньшую часть (учащихся одного кружка) принимаем за одну часть (показываем на схеме). Известно, что вторая часть (учащиеся второго кружка) в 4 раза больше, значит, составляет 4 части. Всего 5 частей (45 учащихся, обучающихся в двух кружках – это 5 частей) Учащиеся самостоятельно записывают решение, вычисления и ответ задачи. Учитель оказывает педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: 1) 4 + 1 = 5 (ч.) – общее число частей 2) 45: 5 = 9 (уч.) – в первом кружке 3) 45 – 9 = 36 (уч.) или 9 4 = 36 (уч.) – во втором кружке Ответ: 9 учеников, 36 учеников.
Задание № 37 (У – 1, с. 17) Учащиеся самостоятельно читают задание и формулируют задачу по краткой записи, предложенной в таблице. Ожидаемый ответ: В двух бригадах 48 рабочих. Во второй бригаде рабочих в 3 раза больше, чем в первой. Сколько человек в каждой бригаде? Предлагаем ученикам самостоятельно оформить решение, вычисления и ответ задачи (пауза) Устно проверяем:
4) 1 + 3 = 4 (ч.) – общее число частей 5) 48: 4 = 12 (р.) – в первой бригаде 6) 48 – 12 = 36 (р.) или 12 3 = 36 (р.) – во второй бригаде Ответ: 12 рабочих, 36 рабочих.
Задание № 38 (У – 1, с. 18) Сами читаем задание, определяем, что перед нами задача с известным результатом кратного сравнения. Просим учеников рассмотреть диаграмму и задаём вопросы: как на диаграмме показана меньшая часть? (белая полоска) А большая часть? (синяя полоска) Сколько раз белая полоска содержится в синей? (9 раз) Предлагаем ученикам начертить схему для решения этой задачи (пауза) Проверяем на доске: Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи. Даём время на выполнение задания, оказываем индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, организуем проверку: 4) 1 + 9 = 10 (ч.) – общее число частей 5) 350: 10 = 35 – первое слагаемое 6) 350 – 35 = 315 или 35 9 = 315 – второе слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 35 и 315.
Задание № 39 (У – 1, с. 18) Учащиеся читают первую часть задания: выбери два двузначных числа так, чтобы можно было найти значение их частного. Предлагаем ученикам назвать такие числа, записываем несколько пар чисел на доске: 60 и 10 80 и 20 60 и 12 и др. Учащиеся читают вторую часть задания и вычисляют значение суммы и значение частного этих чисел. Устно проверяем: 60 + 10 = 70 80 + 20 = 100 60 + 12 = 72 60: 10 = 6 80: 20 = 4 60: 12 = 5 Предлагаем учащимся составить задачу, используя найденные значения суммы и частного чисел, в которой требуется найти два числа, если известно значение суммы и значение частного этих чисел (пауза) Выслушиваем задачи, составленные учениками, предлагаем продолжить работу в парах.
Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку нуждающимся парам. Предлагаем свой вариант задачи: С двух яблонь собрали 70 кг яблок. С первой яблони собрали в 6 раз больше, чем со второй. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?
Примечание: ученики могут предложить свои задачи для решения всем ученикам класса.
Задание № 40 (У – 1, с. 18) Учащиеся самостоятельно читают задание и определяют, что перед нами задача с известным результатом разностного сравнения. Выясняем, что число 180 – это значение суммы искомых чисел, а число 8 является значением частного искомых чисел. Можно предложить ученикам выполнить краткую запись задачи в виде таблицы или начертить схему:
Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи. Учитель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, организуем проверку: 1) 1 + 8 = 9 (ч.) – общее число частей 2) 180: 9 = 20 – первое слагаемое 3) 180 – 20 = 160 или 20 8 = 160 – второе слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 20 и 160.
Задание № 41 (У – 1, с. 18) Просим учеников прочитать условие задачи и первое требование: за ручку и набор фломастеров заплатили 48 руб. Набор фломастеров в 5 раз дороже ручки. Сколько стоит ручка? Записываем решение на доске под диктовку одного из учеников: 3) 1 + 5 = 6 (ч.) – общее число частей 4) 48: 6 = 8 (руб.) – стоит ручка Ответ: 8 рублей. Просим учеников прочитать второе требование (Сколько стоит набор фломастеров?) и дополнить решение задачи (см. пункт 3). 1) 1 + 5 = 6 (ч.) – общее число частей 2) 48: 6 = 8 (руб.) – стоит ручка 3) 8 5 = 40 (руб.) – стоит набор фломастеров Ответ: 40 рублей. Далее учащиеся самостоятельно отвечают на оставшиеся требования задачи: Сколько нужно заплатить за 10 ручек? За 3 таких набора фломастеров? Даём время на выполнение задания, проверяем: 3) 8 10 = 80 (руб.) – стоят 10 ручек 4) 40 3 = 120 (руб.) – стоят 3 набора фломастеров Ответ: 80 рублей, 120 рублей. Предлагаем ученикам сформулировать требование задачи, на которое можно ответить с помощью следующего выражения 48: (5 + 1) 5. Ожидаемый ответ: Сколько нужно заплатить за 5 ручек? (Сколько стоят 5 таких ручек?)
Задание № 15* (Т – 1, с. 11) Ученики самостоятельно читают задачу и выясняют, что в задаче представлены два разных результата кратного сравнения величин: красных шаров в 4 раза больше, чем белых шаров зелёных шаров в 7 раз больше белых. Выясняем, что за 1 часть можно принять число белых шаров, так как это меньшая часть, тогда число красных шаров составляет 4 части, а число зелёных шаров – 7 частей.
Чертим схему на доске: 60 ш.
Далее учащиеся самостоятельно решают задачу. Организуем устную проверку: 1) 1 + 4 + 7 = 12 (ч.) - общее число частей 2) 60: 12 = 5 (ш.) – белых 3) 5 4 = 20 (ш.) – красных 4) 5 7 = 35 (ш.) – зелёных Ответ: 5 белых шаров, 20 красных шаров, 35 зелёных шаров.
Задание на дом: (Т – 1, № 13 – 14, с. 10 – 11)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|