Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 7-8 «Когда известен результат кратного сравнения» (2 урока)




Предметные задачи:

- обучение решению задач «на сумму и частное» с помощью графической схемы, построенной на основе изображения данной величины и искомых её частей в виде полоски (отрезка), разбитой на части с учётом результата кратного сравнения;

- формирование понимания того, что при условии, что меньшая из искомых величин принимается за одну часть, то число частей во всей сумме на один больше результата кратного сравнения искомых величин;

Формирование УУД: Познавательные УУД: построение схем, использование таблиц и диаграмм, выбор рационального способа решения задачи; сличение способов действий и результатов. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Пропедевтика: решение задач в несколько действий.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника.

Учебно-методическое обеспечение: У – 1, Т – 1, цветные карандаши, линейка.

 

Вводная часть урока

– Предлагаем ученикам прочитать задачу, записанную на доске:

С двух грядок собрали 40 кг моркови. С первой грядки собрали в 4 раза больше, чем со второй? Сколько килограммов моркови собрали с каждой

грядки?

– Спрашиваем, чем эта задача отличается от задач с известным результатом разностного сравнения, которые мы уже умеем решать?

Ожидаемый ответ: В этой задаче известен результат кратного сравнения (в 4 раза больше)

– Предлагаем учащимся придумать аналогичную задачу. Выслушиваем ответы и сообщаем, что на уроке мы научимся решать задачи, в которых известен результат кратного сравнения.

 

Продолжение урока Задание № 34 (У – 1, с. 16)

– Просим учащимся рассмотреть рисунок и задаём вопросы из учебника.

– На сколько равных частей разрезан торт? (8 частей)

– Какая часть торта лежит на лопатке? (1 часть)

Сколько оставшихся частей торта лежит в коробке? (7 частей) Во сколько раз одна часть торта меньше, чем все оставшиеся части?

(в 7 раз).

 

– Делаем вывод, всего 8 частей: на лопатке 1 часть, в коробке осталось 7 частей, результат кратного сравнения двух величин равен 7.

– Подводим учеников к пониманию того, что если меньшую из искомыхвеличин принять за одну часть, то во всей сумме число частей на одинбольше, чем результат кратного сравнения искомых величин. (8 7 + 1)

– –Спрашиваем, сколько граммов будет в одной части, если весь торт имеет массу 800 г и разделён на 8 частей?

– Записываем на доске под диктовку одного из учеников:

800 г: 8 = 100 г – в одной части торта

– Делаем вывод, для того, чтобы узнать, сколько граммов содержится водной части нужно величину всех частей суммы разделить на числочастей.

– Сообщаем, что мы нашли меньшую искомую величину.

Сколько граммов будет в оставшихся семи частях?

– Продолжаем запись на доске:

800 г: 8 = 100 г – в одной части торта

800 г – 100 г = 700 г – в оставшихся семи частях.

– Спрашиваем, а можно ли узнать массу оставшихся частей по-другому? Ожидаемый ответ: 100 г – 7 = 700 г

– Делаем вывод, что вторую искомую величину можно вычислить либо спомощью вычитания (вычитая найденную меньшую искомую величину извсей суммы), либо с помощью умножения (увеличив величину одной части всоответствующее число раз, равное кратному сравнению величин)

 

Задание № 35 (У – 1, с. 16)

– Сами читаем задачу, ученики сопоставляют данные задачи с рисунком в учебнике:

– Рассуждаем так: меньшую часть верёвки принимаем за одну часть (показываем на схеме). Известно, что вторая часть верёвки в 5 раз длиннее, значит, оставшаяся часть верёвки составляет 5 частей. Всего 6 частей.

– – Вызываем к доске желающего ученика, который показывает меньшую искомую величину (1 часть), количество оставшихся частей (5 частей), число частей во всей сумме (6 частей)

– Просим учеников выбрать решение этой задачи из предложенных

вариантов (пауза)

– Учащиеся выбирают 1 – й вариант решения, устно поясняя выполненные действия:

1) 5 + 1 = 6 (ч.) – общее количество частей

2) 30 м: 6 = 5 м – длина одной (меньшей) части верёвки 3) 30 м – 5 м = 25 м – длина (большей) части верёвки Ответ: 5 метров, 25 метров.

– Далее ученики самостоятельно переписывают выбранное решение с пояснениями и ответ задачи в тетрадь.

 

Задание № 36 (У – 1, с. 17)

– Учащиеся читают задачу и озвучивают её.


Выясняем, что на схеме отсутствует данное, обозначающее число учеников, занимающихся в двух кружках.

– Просим учеников начертить в тетрадях схему, дополнив её недостающим данным. Проверяем на доске:

 
 
 
уч.
 
 

– Рассуждаем так: меньшую часть (учащихся одного кружка) принимаем за одну часть (показываем на схеме). Известно, что вторая часть (учащиеся второго кружка) в 4 раза больше, значит, составляет 4 части. Всего 5 частей (45 учащихся, обучающихся в двух кружках – это 5 частей)

– Учащиеся самостоятельно записывают решение, вычисления и ответ задачи.

– Учитель оказывает педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. – Проверяем на доске:

1) 4 + 1 = 5 (ч.) – общее число частей

2) 45: 5 = 9 (уч.) – в первом кружке

3) 45 – 9 = 36 (уч.) или 9 – 4 = 36 (уч.) – во втором кружке Ответ: 9 учеников, 36 учеников.

 

Задание № 37 (У – 1, с. 17)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и формулируют задачу по краткой записи, предложенной в таблице.

Ожидаемый ответ: В двух бригадах 48 рабочих. Во второй бригаде рабочих в 3 раза больше, чем в первой. Сколько человек в каждой бригаде?

– Предлагаем ученикам самостоятельно оформить решение, вычисления и ответ задачи (пауза) –Устно проверяем:

4) 1 + 3 = 4 (ч.) – общее число частей

5) 48: 4 = 12 (р.) – в первой бригаде

6) 48 – 12 = 36 (р.) или 12 – 3 = 36 (р.) – во второй бригаде Ответ: 12 рабочих, 36 рабочих.

 

 

Задание № 38 (У – 1, с. 18)

– Сами читаем задание, определяем, что перед нами задача с известным результатом кратного сравнения.

– Просим учеников рассмотреть диаграмму и задаём вопросы: как на диаграмме показана меньшая часть? (белая полоска)

А большая часть? (синяя полоска)

Сколько раз белая полоска содержится в синей? (9 раз)

– Предлагаем ученикам начертить схему для решения этой задачи (пауза)

– – Проверяем на доске:

 
 
 
 
 
 
1 ч. 9 ч.

– Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи.

– Даём время на выполнение задания, оказываем индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, организуем проверку:

4) 1 + 9 = 10 (ч.) – общее число частей

5) 350: 10 = 35 – первое слагаемое

6) 350 – 35 = 315 или 35 – 9 = 315 – второе слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 35 и 315.

 

Задание № 39 (У – 1, с. 18)

– Учащиеся читают первую часть задания: выбери два двузначных числа так, чтобы можно было найти значение их частного.

– Предлагаем ученикам назвать такие числа, записываем несколько пар чисел на доске:

60 и 10 80 и 20 60 и 12 и др.

– Учащиеся читают вторую часть задания и вычисляют значение суммы и значение частного этих чисел. Устно проверяем:

60 + 10 = 70 80 + 20 = 100 60 + 12 = 72

60: 10 = 6 80: 20 = 4 60: 12 = 5

– Предлагаем учащимся составить задачу, используя найденные значения суммы и частного чисел, в которой требуется найти два числа, если известно значение суммы и значение частного этих чисел (пауза)

– Выслушиваем задачи, составленные учениками, предлагаем продолжить работу в парах.

 

 

– Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку нуждающимся парам.

Предлагаем свой вариант задачи: С двух яблонь собрали 70 кг яблок. С первой яблони собрали в 6 раз больше, чем со второй. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

Примечание: ученики могут предложить свои задачи для решения всем ученикам класса.

 

Задание № 40 (У – 1, с. 18)

– Учащиеся самостоятельно читают задание и определяют, что перед нами задача с известным результатом разностного сравнения.

– Выясняем, что число 180 – это значение суммы искомых чисел, а число 8 является значением частного искомых чисел.

– Можно предложить ученикам выполнить краткую запись задачи в виде таблицы или начертить схему:

 

число
 
 
 
число
 
Сумма чисел
 
 
?
 
 
в 8 раз больше
 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
ч. 8 ч.
 

 

– Далее учащиеся самостоятельно решают, вычисляют и записывают ответ задачи.

– Учитель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся ученикам, организуем проверку:

1) 1 + 8 = 9 (ч.) – общее число частей

2) 180: 9 = 20 – первое слагаемое

3) 180 – 20 = 160 или 20 – 8 = 160 – второе слагаемое Ответ: сумма состоит из двух слагаемых – 20 и 160.

 

 

Задание № 41 (У – 1, с. 18)


Просим учеников прочитать условие задачи и первое требование: за ручку и набор фломастеров заплатили 48 руб. Набор фломастеров в 5 раз дороже ручки. Сколько стоит ручка?

– Записываем решение на доске под диктовку одного из учеников:

3) 1 + 5 = 6 (ч.) – общее число частей 4) 48: 6 = 8 (руб.) – стоит ручка Ответ: 8 рублей.

– Просим учеников прочитать второе требование (Сколько стоит набор фломастеров?) и дополнить решение задачи (см. пункт 3).

1) 1 + 5 = 6 (ч.) – общее число частей

2) 48: 6 = 8 (руб.) – стоит ручка

3) 8 – 5 = 40 (руб.) – стоит набор фломастеров Ответ: 40 рублей.

– Далее учащиеся самостоятельно отвечают на оставшиеся требования задачи: Сколько нужно заплатить за 10 ручек? За 3 таких набора фломастеров?

– Даём время на выполнение задания, проверяем:

3) 8 10 = 80 (руб.) – стоят 10 ручек

4) 40 3 = 120 (руб.) – стоят 3 набора фломастеров Ответ: 80 рублей, 120 рублей.

– Предлагаем ученикам сформулировать требование задачи, на которое можно ответить с помощью следующего выражения 48: (5 + 1) – 5. Ожидаемый ответ: Сколько нужно заплатить за 5 ручек? (Сколько стоят

5 таких ручек?)

 

Задание № 15* (Т – 1, с. 11)

– Ученики самостоятельно читают задачу и выясняют, что в задаче представлены два разных результата кратного сравнения величин: красных шаров в 4 раза больше, чем белых шаров зелёных шаров в 7 раз больше белых.

– Выясняем, что за 1 часть можно принять число белых шаров, так как это меньшая часть, тогда число красных шаров составляет 4 части, а число зелёных шаров – 7 частей.

– Чертим схему на доске:

60 ш.

 
 
ч. 4 ч. 7 ч.
 

Далее учащиеся самостоятельно решают задачу. Организуем устную проверку:

1) 1 + 4 + 7 = 12 (ч.) - общее число частей

2) 60: 12 = 5 (ш.) – белых

3) 5 – 4 = 20 (ш.) – красных

4) 5 – 7 = 35 (ш.) – зелёных

Ответ: 5 белых шаров, 20 красных шаров, 35 зелёных шаров.

 

Задание на дом: (Т – 1, № 13 – 14, с. 10 – 11)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...