Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 10-11 «Алгоритм умножения столбиком» (2 урока)




Предметные задачи:

- завершение построения алгоритма умножения столбиком, формирование умения его применять;

Формирование УУД: Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждения; выдвижение предположений и их подтверждение (опровержение), формирование алгоритмического мышления. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Пропедевтика: алгоритм умножения многозначных чисел столбиком. Повторение: умножение многозначного числа на однозначное, умножение на круглые десятки, поразрядное сложение чисел.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа по заданиям учебника с последовательным письменным выполнением заданий; самостоятельная работа по тетради.

Учебно-дидактическое обеспечение: У-1, Т-1, цветные и простые карандаши.

Вводная часть урока

– Просим рассмотреть запись на доске, вставить пропущенные числа, объяснить способ нахождения значения выражения.

2052 – 3= (2000 + * + * + 2) – 3= 2000 – 3 + 0 – 3 + 50 – * + * – 3= 6000 + + * + 6 = 6156

Ожидаемое объяснение: дана запись поразрядного способа умножения многозначного числа на однозначное число. Чтобы найти значение произведения, представим первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых и применим правило умножения суммы на число.

– Спрашиваем, можно ли было выполнить это действие столбиком?

Продолжение урока

Задание № 53(У-1, с.22)

– Предлагаем открыть учебник на странице стр. 22 и проанализировать, как выполнено умножение столбиком многозначного числа 2052 на однозначное 3.

– Просим учащихся ответить на вопросы учебника устно.

Ожидаемые ответы: начинать умножение многозначного числа на однозначное число столбиком нужно с разряда единиц первого множителя (2 умножить на 3), записав результат под разрядом единиц;

далее нужно выполнить умножение в разряде десятков и результат записать под разрядом десятков первого множителя, если результат – однозначное число. Если в результате умножения получилось двузначное число, то в этом случае имеет место переход через разряд (5дес. умножаем на 3, получаем 15дес. в разряд десятков записываем цифру 5, а 1 сотню переносим в разряд сотен);

в разряде сотен при умножении на однозначное число получим 0, прибавим 1 сотню и результат запишем под сотнями.

В заключение умножим единицы тысяч на число 3 и результат запишем под соответствующим разрядом.

– Акцентируем внимание учащихся на то, что в записи умножения столбиком в разряде десятков имел место переход через разряд.

– Предлагаем ученикам сравнить две записи: умножение многозначного числа на однозначное, выполненного в строчку и столбиком.

– Обращаем внимание, что при выполнении умножения столбиком начинаем умножать с разряда единиц.

Имена (фамилии) отвечающих учеников:______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

– Просим прочитать тему урока («Алгоритм умножения столбиком»), высказать предположение: будем ли мы на уроке изучать новый материал? Учащиеся могут предположить, что нет, так как уже умеем умножать столбиком. Объясняем, что действительно, мы умеем умножать столбиком. На уроке мы сумеем это доказать.

 

Задание №54 (У-1, с.23)

– Учащиеся рассматривают, как выполнено умножение столбиком многозначного числа на двузначное.

– Можно предложить ученикам записать умножение столбиком в тетрадь, выделив синим карандашом цифру в разряде единиц второго множителя и значение первого неполного произведения, а красным карандашом - цифру в разряде десятков и значение второго неполного произведения. Результат действия умножения обвести в рамочку.

2052 х 23

6156 – то есть, 2052 – 3 = 6156

+ 41040 – то есть, 2052 – 20 = 41040

 

– Далее проводится устная работа по вопросам этого задания. Важно подчеркнуть, что при умножении многозначного числа 2052 на два десятка в разряде единиц сразу можно писать цифру 0, либо оставлять это место свободным.

Записываем на доске:

2052 2052 х 23 х 23 6156 6156

4104 04104

47196 47196

Имена(фамилии)отвечающих учеников: ________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

Задание №55 (У-1, с.23-24)

– Совместно с учащимися формулируем алгоритм умножения столбиком, используя вопросы учебника: Ожидаемый вариант рассуждения:

- Множители нужно записывать друг под другом столбиком так, чтобы разряд находился под соответствующим разрядом.

- Нужно умножить первый множитель отдельно на каждое разрядное слагаемое второго множителя по порядку, начиная с разряда единиц, затем десятков, сотен.

- Полученные промежуточные результаты нужно сложить, используя для этого способ сложения для трех и более чисел. Значение суммы и будет окончательным результатом умножения данных многозначных чисел. – Обращаем внимание учащихся на то, что при необходимости они смогут найти алгоритм умножения столбиком в словаре учебника (У-1, с. 115) Находим алгоритм и вслух его зачитываем.

 

Задание №56 (У-1, с.24)

– Объясняем учащимся, что устную прикидку легче сделать на «круглых» числах. Например, число 2365 приблизительно равно 2300, а число 43 приблизительно равно 40. Число 2300 можно умножить на число 40. Это будет 92000. Можно предположить, что в записи результата умножения чисел 2365 и 43 будет шесть цифр.

– Предлагаем учащимся выполнить проверку с помощью алгоритма умножения столбиком, проверяем на доске:

2365 х 43 7095

+ 94600

 

 

Продолжение темы

Задание №57 (У-1, с. 24)

– Предлагаем ученикам прочитать задание.

– Обращаем их внимание на то, что можно восстановить записи без проведения вычислений.

– Анализируем записи чисел в 1 строке: Число 467 умножаем на 540 и 54.

540 в 10 раз больше, чем 54. Следовательно, результат умножения на 540 в 10 раз больше, чем результат умножения на число 54. В качестве такой пары результатов имеют числа 25218 и 252180.

– Следовательно, для того, чтобы записи второй строки были расположены в правильном порядке, достаточно поменять местами первую и вторую записи. – Таким образом, можно установить, что «столбик» с результатом 252180 соответствует случаю умножения числа 467 на число 540.

 

Задание 22 (Т-1, с.15) Самостоятельное выполнение задания с последующей взаимопроверкой в паре.

– Даем время на выполнение задания и предлагаем обсудить результаты в паре. Спрашиваем, нет ли разногласий в выполнении задания, и просим назвать числа, которые вписали в окошки. 2581 – 2 = 5162 2581 – 3 = 7743 5162: 2 = 2581

82592 – 5162 = 77430 77430: 30 = 2581

 

Задание 24 (Т-1, с.15)

– Спрашиваем, можно ли выполнить задание, не вычисляя значений произведения?

Ожидаемый ответ: можно, так как каждый из множителей слева в записи выражений меньше, чем каждый из множителей справа. Следовательно, значение произведения 1273 – 56 меньше значения произведения 2031 – 61.

 

Задание 26 (Т-1, с.16)

Предлагаем учащимся прочитать задание и даем время на его выполнение.

Как только большая часть класса справится с задачей, начинаем проверку.

1) 42 кг – 11= 462 кг – собрали со 2 участка

2) 462 кг – 65= 30030 кг – собрали с 3 участка 3) 42 кг + 462 кг + 30030 кг = 30534 кг Ответ: 30534 килограмма.

Задание на дом: после первого урока - № 27 (Т-1,с.17); после второго урока - № 29 (Т – 1, с.17)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...