Урок 20 «Всегда ли математическое выражение является числовым?»
(2 урока) Предметные задачи: - знакомство с новым типом математического выражения – буквенным выражением; - знакомство с процессом построения буквенного выражения, основанного на замене в числовом выражении некоторых чисел (одного или нескольких) буквами (одной или несколькими), с помощью которых обозначены соответствующие переменные величины; Формирование УУД: Познавательные УУД: формирование алгоритмического мышления, сравнение математических выражений, использование таблиц. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: функциональная зависимость величин Повторение: постоянные и переменные величины Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материалапо вопросам и заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1. Вводная часть урока Задание № 99(У-1,с.36) Читаем первый вопрос: чем похожи и чем отличаются следующие суммы? 256 + 15 и а + 15 Ожидаемый ответ: в данных суммах вторые слагаемые одинаковые, а первые слагаемые отличаются: в сумме 256 + 15 первое слагаемое - число 256, а сумме а + 15 первое слагаемое – буква а. Какое число может стоять на месте первого слагаемого во второй сумме? (любое число) Какое слагаемое в этой сумме является переменным, а какое – постоянным? Ожидаемый ответ: первое слагаемое может изменяться, значит, является в данной сумме переменным, а второе слагаемое не изменяется, значит, является в данной сумме постоянным.
Делаем вывод, что сумма с переменным слагаемым а и постоянным слагаемым 15 представлена выражением, содержащим букву, или буквенным выражением. Просим учащихся самостоятельно прочитать словарную статью (У – 1, с. 115) и объяснить, как они поняли, что такое буквенное выражение. Ожидаемый ответ: буквенное выражение – это запись, в состав которой входят цифры, знаки действий и буквы или только буквы. Просим учащихся привести примеры буквенных выражений, записываем некоторые на доске: с – 15 23 а 78 + в а + в и др. Сообщаем, что на уроке научимся вычислять значения буквенных выражений. Продолжение урока Задание № 99(У-1,с.36) Читаем последнюю часть задания: вычисли значения буквенного выражения а + 15 при значениях переменной а, которые представлены в данной таблице. Запиши полученные значения в таблицу в тетради. Объясняем, чтобы вычислить значение выражения а + 15, нужно вместо переменной а подставить в сумму а + 15 число из таблицы. Например,256 + 15 = 271. Даём время на выполнение задания, проверяем на доске:
Задание № 100(У-1,с.36) Учащиеся самостоятельно читают задание и озвучивают его: запиши буквенное выражение, с помощью которого можно вычислить периметр квадрата, если сторону квадрата обозначить буквой а. Ожидаемый ответ: таким выражением является выражение – а 4 или а + а + а + а, что равно 4 а. Предлагаем ученикам вычислить значение выражения а 4, если а = 25 см. Проверяем: 25 см 4 = 100 см.
Задание № 101(У-1,с.36) Учащиеся самостоятельно читают задание и озвучивают его: запиши буквенное выражение, с помощью которого можно вычислить площадь квадрата, если сторону квадрата обозначить буквой а.
Ожидаемый ответ: таким выражением является выражение – а а, так как для вычисления площади квадрата нужно сторону квадрата умножить на саму себя. Предлагаем ученикам столбиком вычислить значение выражения а а, если а = 25 см. Проверяем: 25 см 25 см = 625 кв. см.
Задание № 102(У-1,с.37) Учащиеся самостоятельно читают задание: запиши буквенное выражение, с помощью которого можно вычислить периметр прямоугольника, если длины сторон прямоугольника обозначить буквами а и b. Учащиеся называют и записывают возможные выражения: (а + b) 2 или а 2 + b 2 или 2 а + 2 b Предлагаем ученикам вычислить значение одного из предложенных выражений, если а = 215 мм и b = 35 мм. Проверяем, делая акцент на рациональный способ вычисления значения выражения: (215 мм + 35 мм) 2 = 250 мм 2 = 500 мм.
Задание № 103(У-1,с.37) Учащиеся самостоятельно читают задание и вычисляют значение буквенного выражения а + b, если а = 756 и b = 895. Проверяем: 756 + 895 = 1651. Спрашиваем, нужно ли проводить какие-либо дополнительные вычисления для того, чтобы найти значение буквенного выражения b + а при тех же значениях а и b? Ожидаемый ответ: не нужно ничего вычислять, так как от перемены мест слагаемых значение суммы не изменяется, значит, значение суммы b + а, при тех же значениях а и b равно 1651. Спрашиваем, какое свойство сложения выражает равенство – а + b = b + а? (переместительное свойство сложения) Предлагаем записать в тетрадях: а + b = b + а – переместительное свойство сложения.
Задание № 104(У-1,с.37) Предлагаем учащимся прочитать задание и по аналогии с предыдущим записать равенство, в котором выражается переместительное свойство умножения. Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: а b = b а и записываем в тетрадях: а b = b а – переместительное свойство умножения. Далее ученики самостоятельно выполняют вычисления столбиком, проверяя справедливость равенства: а b = b а, при а = 236, b= 165. Делаем вывод, что значения произведений 236 165 и 165 236 равны 38940, что подтверждает справедливость равенства: а b = b а.
Задание № 105(У-1,с.37) Просим учащихся найти и записать в тетрадях то равенство, в котором выражено сочетательное свойство сложения (правило прибавления суммы к числу): а + (b + с) = (а + b) + са + (b – с) = (а + b) – са – (b + с) = (а – b) – с Проверяем на доске и записываем в тетрадях: а + (b + с) = (а + b) + с Обращаем внимание учеников на то, что в этом задании мы познакомились с буквенными выражениями, в состав которых входят три буквы: а, b и с.
Задание № 106 (У-1,с.38) Предлагаем учащимся прочитать задание и по аналогии с предыдущим записать равенство, в котором выражается сочетательное свойство умножения. Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: а (b с) = (а b) с Далее ученики самостоятельно выполняют вычисления столбиком, проверяя справедливость равенства: а (b с) = (а b) с, при а = 231, b= 4, с = 12. Даём время на вычисления, проверяем: 231 (4 12) = 11088; (231 4) 12 = 11088 Делаем вывод, что значения произведений 231 (4 12) и (231 4) 12 равны, что подтверждает справедливость равенства: а (b с) = (а b) с.
Задание № 107 (У-1,с.38) Учащиеся читают первую часть задания: вычисли значения выражений (8 + 9) 9 и (20 – 7) 8, применяя соответственно правила умножения суммы на число и разности на число. Вызываем к доске двух учеников, которые вычисляют значения выражений. Ожидаемый ответ: чтобы умножить сумму на число, можно на это числоумножить каждое слагаемое и сложить полученные результаты: (8 + 9) 9 = 8 9 + 9 9 = 72 + 81 = 153. Чтобы умножить разность на число, можно умножить на это числоуменьшаемое и вычитаемое, и из первого произведения вычесть второе. (20 – 7) 8 = 20 8 – 7 8 = 160 – 56 = 104 Просим учеников прочитать вторую часть задания: используя буквенные выражения, заверши в тетради составление равенств, в первом из которых выражено правило умножения суммы на число, а во втором – правило умножения разности на число.
Даём время на выполнение, оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: (а + b) с = а с + b с (а – b) с = а с – b с
Задание № 108 (У-1,с.38) Учащиеся читают задание и рассматривают равенство в учебнике: (а + b): с = а: с + b: с Спрашиваем, какое правило выражает данное равенство, если оба деления в правой части выполнимы? Ожидаемый ответ: правило деления суммы на число. Предлагаем учащимся записать его в тетрадях и проверить справедливость данного равенства, при а = 48, b = 24, с = 6, выполнив вычисления устно. Проверяем устно: (48 + 24): 6 = 48: 6 + 24: 6 = 12 и (48 + 24): 6 = 72: 6 = 12. Делаем вывод, что значения выражений (48 + 24): 6 и 48: 6 + 24: 6 равны 12, что подтверждает справедливость равенства: (а + b): с = а: с + b: с Предлагаем ученикам по аналогии с правилом деления суммы на число записать равенство, в котором выражается правило деления разности начисло. Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: (а – b): с = а: с – b: с Далее ученики устно выполняют вычисления, проверяя справедливость равенства: (а – b): с = а: с – b: с, при а = 48, b = 24, с = 6. Проверяем устно: (48 – 24): 6 = 48: 6 – 24: 6 = 4 и (48 – 24): 6 = 24: 6 = 4 Делаем вывод, что значения частных (48 – 24): 6 и 48: 6 – 24: 6 равны 4, что подтверждает справедливость равенства: (а – b): с = а: с – b: с. Задание № 109* (У-1,с.38) Предлагаем учащимся прочитать задание и вспомнить правило умножения числа на сумму и правило умножения числа на разность. Ожидаемый ответ: чтобы умножить число на сумму, можно умножить эточисло отдельно на каждое слагаемое, после чего полученные результатысложить. Чтобы умножить число на разность, можно на это число сначалаумножить уменьшаемое, а затем вычитаемое и из значения первогопроизведения вычесть значение второго произведения. Предлагаем учащимся записать данные правила в виде буквенных выражений, используя буквы а, b и с. Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: а (b + с) = а b + а с а (b – с) = а b – а с
Задание № 50* (Т-1,с.26) Учащиеся читают первую задачу: В двух мотках а м провода. Сколько метров провода в первом мотке, если в нём на 6 м меньше, чем во втором? Выясняем, что это задача с известным результатом разностного сравнения. Предлагаем ученикам начертить в тетрадях схему:
а м
1 моток 2 моток 6 м
Записываем решение задачи в виде буквенного выражения на доске: (а м – 6 м) – удвоенная величина меньшей части; (а м – 6 м): 2 - длина меньшей части.
Учащиеся читают вторую задачу: В двух мотках а м провода. Сколько метров провода в первом мотке, если он в 2 раза короче второго? Выясняем, что это задача с известным результатом кратного сравнения. Предлагаем ученикам начертить в тетрадях схему, проверяем на доске:
а м
Записываем решение задачи в виде буквенного выражения на доске: а м: 3 Учащиеся читают третью задачу: В первом мотке на а м провода больше, чем во втором. Сколько рублей стоит 1 м провода, если за первый моток заплатили на 180 руб. больше, чем за второй? Фиксируем на доске краткую запись задачи:
Выясняем, что в первый моток на а м длиннее, чем второй моток, значит, а м провода стоит 180 руб. Теперь можно узнать, сколько стоит 1 м провода или цену 1 м провода: 180: а м.
Задание на дом: № 46 – 49 (Т- 1, с. 25 – 26)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|