Урок 31 «Неполное частное и остаток» (1 урок)
Предметные задачи: - знакомство с новым термином – «неполное частное»; - формирование вычислительных умений по выполнению действия деления с остатком во множестве целых натуральных чисел; Формирование УУД: Познавательные УУД: выделение существенных признаков на основе наблюдений, обобщений. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: условие, которое связывает остаток и делитель при делении с остатком. Повторение: табличные случаи деления Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материала по тексту и заданиям учебника, организация самостоятельной работы. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1. Вводная часть урока Сообщаем учащимся тему урока «Неполное частное и остаток». Записываем на доске равенство 12: 3 = 4 и предлагаем назвать компоненты действия деления. Ожидаемый ответ: (12: 3) - выражение, в котором даётся указание на выполнение действия деления, «делимое» (12) - число, которое делят, «делитель» (3) - число, на которое делят, «частное», «значение частного» (4) - число, показывающее сколько раз делитель содержится в делимом. Записывая на доске равенство 14: 4 = 3 (ост. 2), сами называем компоненты: 14: 4 - «частное», 14 – «делимое», 4 – «делитель», 3 – «неполное частное». Почему «неполное»? (Есть остаток, разделить число без остатка не удалось)
Задание № 156 (У. – 1, с. 54) Просим учеников самостоятельно прочитать текст и, используя запись деления с остатком 58: 8 = 7 (ост. 2) и объяснение Маши, ещё раз назвать все компоненты деления с остатком. Ожидаемый ответ: «делимое» (58), «делитель» (8), «НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ» (7), остаток (2). Вспоминаем, что остаток - это число, которое получается в результате деления с остатком и которое показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель, т.е. остаток меньше делителя. Просим учеников прочитать словарную статью (с. 117) «НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ» (пауза) После чтения ещё раз воспроизводим: «НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ» - это число, показывающее какое максимальное количество раз, делитель содержится в делимом. Задание № 157 (У. – 1, с. 54) Задаём вопросы. Как получить делимое 60, используя значение частного и делитель? Ожидаемый ответ: если делитель умножить на значение частного, то получится делимое. Как получить делимое 63, используя неполное частное, делител ь и остаток? Ожидаемый ответ: если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое. Сообщаем, ученикам, что они сформулировали правило для действияделения с остатком, согласно которому можно получить делимое. Просим учеников повторить это правило ещё раз в условиях парной работы.
Задание № 158 (У. – 1, с. 54) Ученики читают задание, выполняют деление с остатком, применяя правило для действия деления с остатком, согласно которому можнополучить делимое. Даём время на выполнение задания, проверяем на доске, вызывая желающих ответить: 55: 7 = 7 (ост. 6) 7 7 + 6 = 49 + 6 = 55 63: 8 = 7 (ост. 7) 7 8 + 7 = 56 + 7 = 63 80: 9 = 8 (ост. 8) 8 9 + 8 = 72 + 8 = 80 95: 10 = 9 (ост. 5) 9 10 + 5 = 90 + 5 = 95 46: 15 = 3 (ост. 1) 3 15 + 1 = 45 + 1 = 46 Подводим итог, обращая внимание на то, что во всех случаях выполняется правило: если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое.
Просим учеников ещё раз прочитать правило на голубой плашке и ответить на вопрос: может ли это правило нарушиться при правильном выполнении деления с остатком? (добиваемся развёрнутого ответа на вопрос) Вместе с учащимися читаем последнюю часть задания № 158, предлагая записать это правило в виде равенства с помощью буквенных выражений: а = b c + d. Два, три раза озвучиваем правило: если делитель (b) умножить на неполное частное (c) и к полученному результату прибавить остаток (d), то в итоге получится делимое (а) Задание № 159 (У. – 1, с. 55) Учащиеся самостоятельно читают и выполняют задание. Проверяем на доске: 69: 4 = 17 (ост. 1) 17 4 = 68 + 1 = 69 99: 4 = 24 (ост.3) 24 4 = 96 + 3 = 99
Задание № 160 (У. – 1, с. 55) Записывая на доске числа: 12, 131, 11, 10, просим учеников составить запись деления с остатком из этих чисел (пауза) Обращаем внимание учащихся на тот факт, что в качестве делителя нельзя использовать число 10 и 11, так как при делении с остатком - остатокдолжен быть меньше делителя. Если же в качестве делителя использовать число 10 или 11, то остаток будет больше делителя. Проверяем на доске: 131 = 12 10 + 11, 131: 12 = 10 (ост. 11).
Задание № 161 (У. – 1, с. 55) Учащиеся самостоятельно читают задание и, используя черновик, проверяют справедливость равенства: 224 = 15 14 + 14 (пауза) Вспоминаем, что на основании правила: если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое, определяем «делимое» (224), «делитель» (15), «НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ» (14), остаток (14), остаток 14 меньше делителя 15. Предлагаем ученикам, составить верную запись деления с остатком. Даём время на выполнение задания, оказываем педагогическую поддержку тем ученикам, которые в ней нуждаются. Проверяем на доске: 224: 15 = 14 (ост. 14)
Задание № 162 (У. – 1, с. 55) Учащиеся самостоятельно читают задание. Предлагаем ученикам сначала выбрать несколько чисел в качестве «неполного делимого». Например, 2, 3, 5. Затем используя «делитель» (7), «остаток» (5), «неполное частное» (2, 3 или 5) можно составить равенства, используя правило: если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое. Показываем на доске: 7 2 + 5 = 14 + 5 = 19
Оставшиеся случаи ученики записывают самостоятельно. Проверяем на доске: 7 3 + 5 = 21 + 5 = 24 7 5 + 5 = 35 + 5 = 40 Далее просим учеников самостоятельно записать соответствующие случаи деления с остатком: 19: 7 = 2 (ост. 5) 26: 7 = 3 (ост. 5) 40: 7 = 5 (ост. 5)
Урок 32 «Остаток и делитель» (1 урок) Предметные задачи: - обоснование условия, которое связывает остаток и делитель при делении с остатком: остаток должен быть всегда меньше делителя; - формирование вычислительных умений по выполнению действия деления с остатком во множестве целых натуральных чисел; Формирование УУД: Познавательные УУД: сравнение, выделение существенных признаков, обобщение. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей Пропедевтика: деление многозначных чисел столбиком Повторение: компоненты действия деления с остатком Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: изучение нового материала по тексту и заданиям учебника. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1. Вводная часть урока Учащиеся читают тему урока «Остаток и делитель». Обращаем внимание учеников на запись на доске: 15: 6 = 2 (ост. 3) Выясняем, что 6 – это делитель, а число 3 обозначает остаток. Предлагаем вспомнить условие, которое связывает остаток и делитель: остаток должен быть всегда меньше делителя.
Продолжение урока Задание № 163 (У – 1, с. 56) По нашей просьбе ученики читают диалог Маши и Миши и озвучивают условие, которое связывает остаток и делитель: остаток должен быть всегдаменьше делителя.
Записываем на доске: 15: 6 = 2 (ост. 3) и 15: 6 = 1 (ост. 9) Сообщаем, что в случае 15: 6 = 1 (ост. 9) выполнены все требования деления с остатком, за исключением одного: остаток получился больше делителя (9 6). Делаем вывод, что остаётся возможность дальнейшего деления: 9: 6 = 1 (ост. 3) Далее ученики выполняют деление с остатком числа 52 на число 7, выполняя условие: остаток должен быть всегда меньше делителя. Проверяем на доске: 52: 7 = 7 (ост. 3), остаток 3 меньше делителя 7.
Задание № 164 (У – 1, с. 56) Учащиеся читают первую часть задания и проверяют верно ли следующее равенство – 76 = 9 8 + 4? Ожидаемый ответ: равенство верное, так как 9 8 + 4 = 72 + 4 = 76. Далее просим учеников выполнить деление с остатком числа 76 на число 9, используя равенство 76 = 9 8 + 4. Даём время на выполнение задания, проверяем на доске: 76: 9 = 8 (ост. 4), остаток 4 меньше делителя 9.
Задание № 165 (У – 1, с. 56) Читаем первую часть задания: из следующих равенств выбери те, которые можно преобразовать в соответствующие случаи деления с остатком. Выписываем на доске первый случай 57 = 9 6 + 3 и объясняем ученикам, что в данном равенстве второе слагаемое (3) меньше, чем каждый из множителей, что позволяет рассматривать один из множителей в роли делителя, а другой - в роли неполного частного. При этом второе слагаемое (3) будет играть роль остатка, а число в левой части равенства роль делимого(57). Записываем на доске соответствующие случаи деления с остатком: 57: 9 = 6 (ост. 3) или 57: 6 = 9 (ост. 3) Далее ученики самостоятельно записывают случаи деления с остатком для равенств 82 = 9 9 + 1 и 95 = 10 9 + 5. Проверяем на доске: 82: 9 = 9 (ост. 1) 95: 10 = 9 (ост. 5) и 95: 9 = 10 (ост. 5) Читаем последнюю часть задания: почему равенство 69 = 8 7 + 13 нельзя использовать для нахождения неполного частного и остатка? Ожидаемый ответ: равенство 69 = 8 7 + 13 нельзя использовать для нахождения неполного частного и остатка, так как остаток 13 больше, чем возможные делители 7 или 8, а это противоречит условию: остаток долженбыть всегда меньше делителя.
Задание № 166 (У – 1, с. 57) Учащиеся самостоятельно читают задание. Записываем на доске равенство 58 = 10 5 + 8 и выясняем, можно ли спомощью этого равенства разделить с остатком число 58 на число 10? Ожидаемый ответ: в данном равенстве второе слагаемое (8) меньше, чем первый множитель (10), что позволяет рассматривать этот множитель в роли делителя. Другой множитель (5) - в роли неполного частного. При этом второе слагаемое (8) будет играть роль остатка, а число в левой части равенства роль делимого (58).
Далее ученики самостоятельно записывают соответствующую запись деления с остатком числа 58 на число 10. Проверяем на доске: 58: 10 = 5 (ост. 8) Записываем на доске равенство 58 = 5 10 + 8 и выясняем, можно ли спомощью этого равенства разделить с остатком число 58 на число 5? Ожидаемый ответ: с помощью равенства 58 = 5 10 + 8 разделить число 58на число 5 с остатком нельзя, так как остаток 8 больше, чем делитель 5, а это противоречит условию: остаток должен быть всегда меньше делителя. Предлагаем ученикам выполнить деление с остатком числа 58 на число 5 (пауза) Проверяем на доске: 58: 5 = 11 (ост. 3) Задание № 167 (У – 1, с. 57) Учащиеся самостоятельно читают задание. Просим учеников привести пример равенства, с помощью которого можно выполнить только один случай деления с остатком, записываем его на доске: 69 = 8 8 + 5 Объясняем, что в данном равенстве множители одинаковые, поэтому можно записать только один случай деления с остатком: 69: 8 = 8 (ост. 5). Записываем ещё одно равенство 32 = 9 3 + 5 и объясняем, что по данному равенству можно записать только один случай деления с остатком: 32: 9 = 3 (ост. 5), если же записать другой возможный случай деления с остатком: 32: 3 = 9 (ост. 5), то остаток 5 больше, чем делитель 3, а это противоречит условию: остаток должен быть всегда меньше делителя. Далее просим учеников самостоятельно записать своё равенство, с помощью которого можно выполнить только один случай деления с остатком, и предложить соседу по парте записать соответствующий случай деления с остатком в тетрадь. Организуем взаимопроверку.
Задание № 168 (У – 1, с. 57) Учащиеся самостоятельно читают задание. Задаём вопросы из учебника: может ли при делении на 9 в остатке получиться число 10? (нет, так как остаток должен быть всегда меньшеделителя, а 10 больше 9) Делаем вывод, что при делении на число 9 остаток может быть числом, которое меньше 9. Выписываем на доске все остатки, которые могут получаться при делении на 9: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Выясняем, какое из двух равенств 93 = 9 10 + 3 и 93 = 9 9 + 12 можно преобразовать в запись деления с остатком? Ожидаемый ответ: равенство 93 = 9 9 + 12 нельзя преобразовать в запись деления с остатком, так как остаток 12 больше каждого из множителей. С помощью равенства 93 = 9 10 + 3 можно записать два случая деления с остатком, так как в данном равенстве второе слагаемое (3) меньше, чем каждый из множителей, что позволяет рассматривать один из множителей в роли делителя, а другой - в роли неполного частного. При этом второе слагаемое (3) будет играть роль остатка, а число в левой части равенства роль делимого(93). Записываем на доске: 93: 9 = 10 (ост. 3) и 93: 10 = 9 (ост. 3).
Задание № 169* (У – 1, с. 57) Учащиеся самостоятельно читают правило на голубой плашке: остаток должен быть больше нуля или равен нулю, но меньше делителя. Предлагаем ученикам на основании этого правила выписать все остатки, которые могут получиться при делении на число 2 и на число 1. Проверяем устно или на доске: при делении на число 2 могут получиться остатки – 0 и 1, а при делении на число 1 – остаток – 0. Обращаем внимание учеников на закономерность, что при делении на число 2 могут получиться 2 остатка, а при делении на число 1 – только один остаток, то есть число остатков совпадает с делителем. Спрашиваем, при делении, на какое число могут получиться ровно семь различных остатков? (при делении на число 7, так как количество остатков совпадает с делителем)
Задание № 85 (Т – 1, с. 46) Учащиеся самостоятельно читают задание и записывают все возможные остатки, если делитель равен 4, 6 и 8, и приводят примеры. Даём время на выполнение задания, проверяем, проецируя на доску: - если делитель равен 4, то остатки: 0,1, 2, 3. Например, 26: 4 = 6 (ост. 2) - если делитель равен 6, то остатки: 0,1, 2, 3, 4, 5. Например, 34: 6 = 5 (ост. 4) - если делитель равен 8, то остатки: 0,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Например, 62: 8 = 7 (ост. 6)
Задание № 86 (Т – 1, с. 46) Учащиеся самостоятельно читают задачу. Выясняем, что для ответа на вопрос задачи нужно выполнить деление с остатком числа гвоздик (42) на возможное число цветов в букете (5, 7 или 9) Записываем решение задачи на доске под диктовку одного из учеников: 42: 5 = 8 (ост. 2) - при условии, что в букете 5 цветов можно составить 8 букетов, и останется 2 лишних цветка 42: 7 = 6 (бук.) - при условии, что в букете 7 цветов можно составить 6 букетов 42: 8 = 5 (ост. 2) - при условии, что в букете 8 цветов можно составить 5 букетов, и останется 2 лишних цветка Формулируем ответ задачи: «лишних» цветов не останется, если составлять букеты по 7 гвоздик в каждом.
Задание на дом: № 82 – 83 (Т – 1, с. 45)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|