Чем характеризуется процесс развития личности?
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Чем характеризуется процесс развития личности? Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального раз-пития. Такое понимание личности определяет главный принцип и рассмотрении и решении проблем ее становления — принцип 1>,пвития. Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное отличие развития от всяких других изменений.•оъекта? Как известно, объект может изменяться, но не разви-иаться. Рост, например, — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. I лавная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ре-Венка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются процессы роста и в психических процессах, например рост запаса слов без изменений функций речи. Но за этими процессами количественного роста могут проис-одить и другие явления и процессы. Тогда процессы роста ста-эвятся лишь симптомами, за которыми скрываются существен-,ie изменения в системе и структуре процессов. В такие перио-J наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют i существенных изменениях в самом организме. Например, со-свают железы внутренней секреции. В подобных случаях мы имеем дело с развитием.
Выступая как высший тип движения, развитие представляет...бой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей: — поступательный характер, когда пройденные уже ступени бы повторяют известные черты, свойства низших, но повтори ют их на более высокой базе;
— необратимость, т. е. не копирование, а движение на новом —развитие представляет собой единство борющихся противо Развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития. В психологии идея развития психики как в филогенезе (эволюция вида), так и в онтогенезе (индивидуальное развитие организма от рождения до завершения жизни) получила распространение лишь в конце XIX в. Одна из концепций онтогенетического развития ребенка была предложена К. Бюлером, который перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону онтогенез во внутриутробном состоянии есть краткое и сжатое повторение филогенеза. К. Бюлер сформулировал закон рекапитуляции, распространив биогенетический закон на постнатальное развитие: развитие ребенка есть повторение социогенеза.
Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности. Постепенно происходит расширение и уточнение понятийного аппарата, необходимого для раскрытия закономерностей развития человека. Появился ряд понятий, уточняющих термин «развитие». 1. Оиоинщшшное развитие — появление нового по сравнению с предыдущим ■ папом. К таким изменениям психологи относят ноиоойриюнинни ш» ipacmux периодов. 2 Ишитпщшишмс ишснснин — утрата ранее сформированных щ ичи'мч и»* 11»ии< и» и к;н1тп1, имевших место в предыдущих периодах развития. Геронтологи утверждают, что такие изменения можно увидеть не только в старости, но и в подростковом, юношеском возрастах, когда происходит накопление изменений, переходящих в новообразования. 3. Гетерохронное развитие — разновременное проявление эугие в развитии, другие отстают. 4. Биологическое развитие — развитие, детерминируемое на- есть появление нового за счет генного аппарата, а врожденное определяет внутриутробное развитие. 5. Социальное развитие — развитие человека под взаимосвязан- 6. Специальное развитие — развитие психических функций, Становление личности выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы развертывания, самоопределения, самореализации, включающий в себя все виды на-танных типов развития.
В сложном многогранном процессе развития личности соче-мется система изменений прогрессивных и регрессивных, необратимых и преемственных, повторяющих в высшем известные черты низшего, дающих перекомбинацию наличных элементов и т. д. Чем отличаются преформированный и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)? Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, т. е. опре-цслить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип — то такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, тик и тот конечный результат, которого явление достигнет. Здесь •се дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая но- вая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития, эта теория получила название преформизм (представители — Ст. Холл, К. Бюлер). Непреформированныи тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему относятся развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированныи путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка, не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированныи тип развития, но это совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. (Как сказал поэт: «Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир».) В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|