Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова роль наследственности и среды в психическом развитии человека?




В науке обычно называются три основных фактора развития

человека — социальная среда, наследственность и воспитание. Эти факторы характеризуются высоким уровнем обобщения, и их надо всегда иметь в виду.

Прежде чем ребенок испытает на себе социальное воздей ствие, его развитие определяется таким фактором, как природ­ные силы, т. е. родовыми общечеловеческим свойствами, унас­ледованными от родителей; среди них для психического разви­тия важнейшим является жизненная энергия, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром и направленная на приспособление к среде обитания и жизне­деятельности, на удовлетворение различных естественных по­требностей. Это происходит вначале в семье, затем в более широ­ком социальном пространстве.

Вторым фактором назовем фактор познавательной активно сти, удовлетворение которой обеспечивается вначале в семье или в дошкольном воспитательном учреждении, а затем в широкой и разветвленной системе воспитания и образования.

И, наконец, третий фактор — социальная среда (широкая, в виде государственного и общественного устройства, с истори чески сложившимися специфическими национальными особен­ностями и традициями народа, и узкая — коллективы, группы и другие мелкие временные или постоянные объединения людей).

Взаимодействие указанных факторов по отношению к разви вающемуся человеку состоит в следующем. Развитие человека как личности происходит за счет того, что психика благодаря по­требностям, активности и развивающемуся сознанию отражает условия, обеспечивающие жизнь ребенка, приспосабливает орга низм и душевные свойства к действиям взрослых, к особенно­стям микросоциальной семейной среды, учитывающей природ ные особенности ребенка.

Рассмотрение особенностей и характера становления лично­сти в онтогенезе предполагает необходимость формирования


т


четкой позиции в оценке социального и биологического в развитии человека.

Фундаментальные открытия генетики вызвали оживление мюлогизаторских, социологизаторских и социобиологических концепций развития человека.

Сторонники биологизаторских взглядов считают, что основ­ные психические свойства человека генетически запрограмми­рованы (даже механизмы мозга, участвующие в научении, гене-i и чески обусловлены). У Ж. Пиаже созревание ума выглядит как Нечто биологическое; по А. Маслоу, врожденны гуманные по-Фебности человека. Наиболее жизнеспособным биологизатор-i кос направление является в вопросах интеллектуального развития ффициент интеллекта генетически определен), в объяснении Причин преступности «биологической предрасположенностью» i исоломброзианство»), в вопросах раскрытия сути развития i иособностей как процесса реализации генетической програм­мы человека.

Авторы социогенетических концепций считают, что отправ­ным пунктом развития является не индивид, а процесс социаль­ного взаимодействия. По их мнению, результат личностного раз-mi i ия полностью зависит от среды.

Сторонники теории двух факторов раскалывают индивида ■Идвое — природные и чисто социальные составные. Они в про­тивовес биогенетическим теориям явление преступности объяс-Ийют социально-биологическими причинами.

Между тем новые данные отечественной психологии и нейро-■сихологии теоретически и экспериментально показывают, что:

— человеческая психика не есть результат или прямое про-
Ьлжение естественного развития элементарных форм поведе­
ния и психической жизни животных;

— психические функции человека формируются прижизнен­
но, путем усвоения им социального опыта, а сам процесс усвое­
ния — это специфическая форма психического развития, свой-
|тненная лишь человеку.

I Сказанное относится не только к высшим психическим функ-Циям, но и к таким простым, казалось бы, врожденным функци-йм, как тональный слух (доказано при опытном формировании || лабораторных условиях).

Не может быть никаких природных программ поведения че-нжека, хотя бы потому, что сама социальная жизнь постоянно

(яется, зачастую быстрее смены поколений.

 

Природное бытие человека очеловечено его социальной сущ­ностью, становится живым элементом его социального бытия. Социальное не уничтожило, не устранило биологическое, оно



«сняло» биологическое в человеке, включило его в новые систе­мы связей и отношений, подчинив качественно новым законам социальной формы движения. Социальное движение обнаружи­вается в индивидуальном развитии человека.

В понятие социального включаются условия жизнедеятельно­сти человека в обществе, особенности общественных отноше­ний, характер производства и социальных институтов, специфи­ка системы воспитания, распространения информации и пр.

Как генетическая наследственность подчиняется определен­ным биологическим закономерностям, так и социальное насле­дование имеет свои законы. Влияние биологических предпосы­лок в процессе личностного развития растущего человека стано­вится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными, и число вариаций на каждом новом уровне опо­средствования растет в геометрической прогрессии.

По авторитетному утверждению Н. П. Дубинина, «психика человека не заложена в генах... никаких генов для духовного со­держания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-исторической деятель ности людей» (1980). Эта позиция всесторонне развивается в ис следованиях отечественных ученых (П. Я. Гальперина, В. В. Да выдова, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова и др.), показавших, что ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется «прирожденными механизмами» Опыт отечественной педагогики (А. С. Макаренко) доказывает, что никаких прирожденных трудных характеров нет, и включе ние дезадаптированных детей в социально-полезную деятель ность изменяет их личностную направленность.

Конечно, каждый человек обладает своеобразными, индиви дуальными особенностями организма, в том числе нервной сие темы. Но эти унаследованные особенности, свойства организма, составляют не фактор, а непременное физиологическое основание, условие, но не причину развития человека как члена общества (П. Я. Гальперин). Чтобы воспользоваться богатствами, накоп ленными человечеством, каждое новое поколение должно овла деть ими, «присвоить» их, а для этого оно само должно осуществ лять такую деятельность, которая адекватна воплощенной в ней деятельности предшествующих поколений. Эта деятельность в готовом виде индивиду не дана и в его телесной природе не за ключена. Новорожденный ребенок выступает как индивид, об ладающий лишь потенциальными (некоторые органические предпосылки, витальные потребности, способность к отраже нию) возможностями стать личностью. И только другие люди че рез деятельность, связывающую с ними ребенка, определяют ег>


развитие как личности; нельзя упускать из виду активность ре­йс нка как субъекта своей деятельности.

Убедительный пример, что возникновение полноценной пси-чики возможно лишь в процессе совместно-разделенной дея-н'льности, вовлекающей ребенка в общение и практику, дают работы А. И. Мещерякова и др., посвященные воспитанию сле-иоглухих детей, которые без помощи воспитателя не поднима­ются выше уровня животного существования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...