Какова роль наследственности и среды в психическом развитии человека?
В науке обычно называются три основных фактора развития человека — социальная среда, наследственность и воспитание. Эти факторы характеризуются высоким уровнем обобщения, и их надо всегда иметь в виду. Прежде чем ребенок испытает на себе социальное воздей ствие, его развитие определяется таким фактором, как природные силы, т. е. родовыми общечеловеческим свойствами, унаследованными от родителей; среди них для психического развития важнейшим является жизненная энергия, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром и направленная на приспособление к среде обитания и жизнедеятельности, на удовлетворение различных естественных потребностей. Это происходит вначале в семье, затем в более широком социальном пространстве. Вторым фактором назовем фактор познавательной активно сти, удовлетворение которой обеспечивается вначале в семье или в дошкольном воспитательном учреждении, а затем в широкой и разветвленной системе воспитания и образования. И, наконец, третий фактор — социальная среда (широкая, в виде государственного и общественного устройства, с истори чески сложившимися специфическими национальными особенностями и традициями народа, и узкая — коллективы, группы и другие мелкие временные или постоянные объединения людей). Взаимодействие указанных факторов по отношению к разви вающемуся человеку состоит в следующем. Развитие человека как личности происходит за счет того, что психика благодаря потребностям, активности и развивающемуся сознанию отражает условия, обеспечивающие жизнь ребенка, приспосабливает орга низм и душевные свойства к действиям взрослых, к особенностям микросоциальной семейной среды, учитывающей природ ные особенности ребенка.
Рассмотрение особенностей и характера становления личности в онтогенезе предполагает необходимость формирования т четкой позиции в оценке социального и биологического в развитии человека. Фундаментальные открытия генетики вызвали оживление мюлогизаторских, социологизаторских и социобиологических концепций развития человека. Сторонники биологизаторских взглядов считают, что основные психические свойства человека генетически запрограммированы (даже механизмы мозга, участвующие в научении, гене-i и чески обусловлены). У Ж. Пиаже созревание ума выглядит как Нечто биологическое; по А. Маслоу, врожденны гуманные по-Фебности человека. Наиболее жизнеспособным биологизатор-i кос направление является в вопросах интеллектуального развития ффициент интеллекта генетически определен), в объяснении Причин преступности «биологической предрасположенностью» i исоломброзианство»), в вопросах раскрытия сути развития i иособностей как процесса реализации генетической программы человека. Авторы социогенетических концепций считают, что отправным пунктом развития является не индивид, а процесс социального взаимодействия. По их мнению, результат личностного раз-mi i ия полностью зависит от среды. Сторонники теории двух факторов раскалывают индивида ■Идвое — природные и чисто социальные составные. Они в противовес биогенетическим теориям явление преступности объяс-Ийют социально-биологическими причинами. Между тем новые данные отечественной психологии и нейро-■сихологии теоретически и экспериментально показывают, что: — человеческая психика не есть результат или прямое про- — психические функции человека формируются прижизнен
I Сказанное относится не только к высшим психическим функ-Циям, но и к таким простым, казалось бы, врожденным функци-йм, как тональный слух (доказано при опытном формировании || лабораторных условиях). Не может быть никаких природных программ поведения че-нжека, хотя бы потому, что сама социальная жизнь постоянно (яется, зачастую быстрее смены поколений. Природное бытие человека очеловечено его социальной сущностью, становится живым элементом его социального бытия. Социальное не уничтожило, не устранило биологическое, оно
«сняло» биологическое в человеке, включило его в новые системы связей и отношений, подчинив качественно новым законам социальной формы движения. Социальное движение обнаруживается в индивидуальном развитии человека. В понятие социального включаются условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфика системы воспитания, распространения информации и пр. Как генетическая наследственность подчиняется определенным биологическим закономерностям, так и социальное наследование имеет свои законы. Влияние биологических предпосылок в процессе личностного развития растущего человека становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными, и число вариаций на каждом новом уровне опосредствования растет в геометрической прогрессии. По авторитетному утверждению Н. П. Дубинина, «психика человека не заложена в генах... никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-исторической деятель ности людей» (1980). Эта позиция всесторонне развивается в ис следованиях отечественных ученых (П. Я. Гальперина, В. В. Да выдова, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова и др.), показавших, что ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется «прирожденными механизмами» Опыт отечественной педагогики (А. С. Макаренко) доказывает, что никаких прирожденных трудных характеров нет, и включе ние дезадаптированных детей в социально-полезную деятель ность изменяет их личностную направленность.
Конечно, каждый человек обладает своеобразными, индиви дуальными особенностями организма, в том числе нервной сие темы. Но эти унаследованные особенности, свойства организма, составляют не фактор, а непременное физиологическое основание, условие, но не причину развития человека как члена общества (П. Я. Гальперин). Чтобы воспользоваться богатствами, накоп ленными человечеством, каждое новое поколение должно овла деть ими, «присвоить» их, а для этого оно само должно осуществ лять такую деятельность, которая адекватна воплощенной в ней деятельности предшествующих поколений. Эта деятельность в готовом виде индивиду не дана и в его телесной природе не за ключена. Новорожденный ребенок выступает как индивид, об ладающий лишь потенциальными (некоторые органические предпосылки, витальные потребности, способность к отраже нию) возможностями стать личностью. И только другие люди че рез деятельность, связывающую с ними ребенка, определяют ег> развитие как личности; нельзя упускать из виду активность рейс нка как субъекта своей деятельности. Убедительный пример, что возникновение полноценной пси-чики возможно лишь в процессе совместно-разделенной дея-н'льности, вовлекающей ребенка в общение и практику, дают работы А. И. Мещерякова и др., посвященные воспитанию сле-иоглухих детей, которые без помощи воспитателя не поднимаются выше уровня животного существования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|