Как взаимосвязаны психическое развитие и развитие личности?
Исследование процесса развития личности в онтогенезе тре бует обязательного соотнесения понятий «развитие личности» и «психическое развитие». В концепции экзистенциализма считается, что личность скла дышится не в результате целенаправленного воспитания, а лишь и ходе актов «выбора» при полном отсутствии руководства; ос ионные качества и свойства личности как бы вызревают в ней са- мостоятельно, и всякое вмешательство извне может нанести только вред. Представление о неизменности природы человеческой личности характерно для теоретиков «конституционной психологии» (Е. Кречмер, В. Шелдон) и для сторонников психоанализа (А. Адлер, А. Кардинер). В системе 3. Фрейда личность человека имеет дне основы или влечения: к жизни (половой инстинкт) и к смерти (разрушение). Аналогичным образом личность биоло-гизируется и представителями различных направлений «динамической психологии», индивидуальной психологии — А. Адлером; геш-тальтпеихологии — В. Келлером, К. Левином; необихевиоризма — I. Толменом, Дж. Халом и др. Прагматисты описывают воспитание как пассивный процесс, идущий только вслед за спонтанным развитием, утверждая, что источник личности находится ипутри самой личности. Между тем уже А. Н. Леонтьев убедительно показал, что сущность человека как личности не является неизменной, а представляет собой совокупность определенных конкретно-исторических отношений, которые являются продуктом деятельности шодей. Человек — это порождение природы,.высшая ступень ее развития, он неразрывно связан с ней через практическую деятельность. Деятельность не только двигатель общественного прогресса, но и решающее условие развития самого человека. ()6щество создает личность, а так как общество меняется, то и человек как личность, его социальная сущность развиваются. ("ледовательно, понятие личности исторично. Сам процесс формирования личности строго детерминирован материальными условиями жизни и предметной деятельностью общественных индивидов. Выполняя разнообразные общественные функции, человек выражает при этом и свой внутренний мир, развиваясь как личность.
По определению А. Н. Леонтьева, личность — это человек, занимающий определенное место в системе общественных отношений, осознающий это место (общественную позицию) и реализующий его в деятельности или в круге деятельностей. Вместе с тем личность — динамичное и пластичное образование. Основным способом бытия личности является развитие, которое выражает основную потребность человека как универсального родового существа — потребность постоянно выходить за свои пределы. При этом развитие личности не представляет собой какого-то самостоятельного процесса. Оно, как отмечает В. В. Давыдов, включено в общее психическое развитие ребенка, образуя новое психологическое измерение — «иное, чем измерение, в котором дугся исследования тех или иных психических процессов, от- ль*1ЫХ своиств и состояний человека; это исследование его Д есГ^> ПОЗИЦИИ в системе, которая есть система общественных вязеИ' общений, которые открываются ему» (А. Н. Леонтьев, 1983>- -j-акое понимание личности требует рассмотрения ее во всей „етенности в процесс онтогенетического развития — развития в сц%пкя в неразрывном единстве со становлением, развитием и40ости, ее познавательных, эмоциональных и мотивационных .({Юнентов, потому что не существует какого-то «чистого» к „^ического развития, ибо общество ставит, задает нормы этого азрития, в которых и интегрируется личность, происходит формование особых социальных связей и отношений растущего едовека, его социальной позиции, его сознания и самосозна- интеллектуальной и социальной активности.
Донимая связь развития психики и личности, психологи Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) сформулиро- ^ личностный принцип изучения психических процессов и со-стОяний человека, требующий изучать их как процессы и состоя-Н1,Я личности, потому что в ходе онтогенеза происходит превращение психических процессов в психические свойства личности. Практически все ведущие отечественные психологи рассматривают психическое развитие в единстве с развитием личности. уотя они видят специфику развития как собственно психики, та)с и личностного развития. «Индивидуальные свойства — это н6одно и то же, что и личностные свойства индивида...», — пи-саЛ С. Л. Рубинштейн (1957). Вместе с тем проблема психики еСть проблема личности. Например, мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью субъекта — с0 своим личностным аспектом (с мотивацией, рефлексией, спо-с0бностями и т. д.). Таким образом, в современной психологии сложился вполне 0[1ределенный подход к развитию психики, становлению лично-с<ги — это не смешение личностных и индивидуально-психологических особенностей человека, а понимание неразделенности, ^льности процесса онтогенетического развития, где взаимно детерминированы развитие психики и развитие личности. В единую целостную характеристику личности включаются gee психологическая составляющая, «когда субъект рассматривался в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе» (А. Н. Леонтьев, 1983), и социальная, когда мы рассматриваем его в системе объективных отношений общества. Именно изучение тех трансформаций субъекта, тех «фундаментальных переворачиваний», которые создаются самодвижением его дея- тельности в системе общественных отношений, обеспечивает, говоря словами А. Н. Леонтьева, демистификацию представлений о личности, уничтожая «противопоставление «личностной психологии» и «психологии функций», так как невозможно противопоставлять личность порождающей ее деятельности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|