Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как взаимосвязаны психическое развитие и развитие личности?




Исследование процесса развития личности в онтогенезе тре бует обязательного соотнесения понятий «развитие личности» и «психическое развитие».

В концепции экзистенциализма считается, что личность скла дышится не в результате целенаправленного воспитания, а лишь и ходе актов «выбора» при полном отсутствии руководства; ос ионные качества и свойства личности как бы вызревают в ней са-


мостоятельно, и всякое вмешательство извне может нанести только вред.

Представление о неизменности природы человеческой лич­ности характерно для теоретиков «конституционной психологии» (Е. Кречмер, В. Шелдон) и для сторонников психоанализа (А. Ад­лер, А. Кардинер). В системе 3. Фрейда личность человека имеет дне основы или влечения: к жизни (половой инстинкт) и к смерти (разрушение). Аналогичным образом личность биоло-гизируется и представителями различных направлений «динами­ческой психологии», индивидуальной психологии — А. Адлером; геш-тальтпеихологии — В. Келлером, К. Левином; необихевиоризма — I. Толменом, Дж. Халом и др. Прагматисты описывают воспи­тание как пассивный процесс, идущий только вслед за спонтан­ным развитием, утверждая, что источник личности находится ипутри самой личности.

Между тем уже А. Н. Леонтьев убедительно показал, что сущ­ность человека как личности не является неизменной, а представ­ляет собой совокупность определенных конкретно-историче­ских отношений, которые являются продуктом деятельности шодей. Человек — это порождение природы,.высшая ступень ее развития, он неразрывно связан с ней через практическую дея­тельность. Деятельность не только двигатель общественного прогресса, но и решающее условие развития самого человека. ()6щество создает личность, а так как общество меняется, то и человек как личность, его социальная сущность развиваются. ("ледовательно, понятие личности исторично. Сам процесс фор­мирования личности строго детерминирован материальными условиями жизни и предметной деятельностью общественных индивидов. Выполняя разнообразные общественные функции, человек выражает при этом и свой внутренний мир, развиваясь как личность.

По определению А. Н. Леонтьева, личность — это человек, за­нимающий определенное место в системе общественных отно­шений, осознающий это место (общественную позицию) и реа­лизующий его в деятельности или в круге деятельностей.

Вместе с тем личность — динамичное и пластичное образова­ние. Основным способом бытия личности является развитие, ко­торое выражает основную потребность человека как универсаль­ного родового существа — потребность постоянно выходить за свои пределы.

При этом развитие личности не представляет собой какого-то самостоятельного процесса. Оно, как отмечает В. В. Давыдов, включено в общее психическое развитие ребенка, образуя новое психологическое измерение — «иное, чем измерение, в котором


   
 
 
 


дугся исследования тех или иных психических процессов, от-

ль*1ЫХ своиств и состояний человека; это исследование его

Д есГ^> ПОЗИЦИИ в системе, которая есть система общественных

вязеИ' общений, которые открываются ему» (А. Н. Леонтьев,

1983>-

-j-акое понимание личности требует рассмотрения ее во всей

„етенности в процесс онтогенетического развития — развития

в сц%пкя в неразрывном единстве со становлением, развитием

и40ости, ее познавательных, эмоциональных и мотивационных

.({Юнентов, потому что не существует какого-то «чистого» к „^ического развития, ибо общество ставит, задает нормы этого азрития, в которых и интегрируется личность, происходит фор­мование особых социальных связей и отношений растущего едовека, его социальной позиции, его сознания и самосозна- интеллектуальной и социальной активности.

Донимая связь развития психики и личности, психологи

Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) сформулиро- ^ личностный принцип изучения психических процессов и со-стОяний человека, требующий изучать их как процессы и состоя-Н1,Я личности, потому что в ходе онтогенеза происходит превра­щение психических процессов в психические свойства личности.

Практически все ведущие отечественные психологи рассмат­ривают психическое развитие в единстве с развитием личности. уотя они видят специфику развития как собственно психики, та)с и личностного развития. «Индивидуальные свойства — это н6одно и то же, что и личностные свойства индивида...», — пи-саЛ С. Л. Рубинштейн (1957). Вместе с тем проблема психики еСть проблема личности. Например, мышление как процесс не­разрывно связано с мышлением как деятельностью субъекта — с0 своим личностным аспектом (с мотивацией, рефлексией, спо-с0бностями и т. д.).

Таким образом, в современной психологии сложился вполне 0[1ределенный подход к развитию психики, становлению лично-с<ги — это не смешение личностных и индивидуально-психоло­гических особенностей человека, а понимание неразделенности, ^льности процесса онтогенетического развития, где взаимно де­терминированы развитие психики и развитие личности.

В единую целостную характеристику личности включаются gee психологическая составляющая, «когда субъект рассматрива­лся в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в об­ществе» (А. Н. Леонтьев, 1983), и социальная, когда мы рассматри­ваем его в системе объективных отношений общества. Именно изучение тех трансформаций субъекта, тех «фундаментальных пе­реворачиваний», которые создаются самодвижением его дея-


тельности в системе общественных отношений, обеспечивает, говоря словами А. Н. Леонтьева, демистификацию представле­ний о личности, уничтожая «противопоставление «личностной психологии» и «психологии функций», так как невозможно про­тивопоставлять личность порождающей ее деятельности».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...