Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие виды деятельности определяют вхождение ребенка в человеческие реальности?




В процессе исторического развития человека из синкретиче ской деятельности по созданию простейших орудий и подража тельного воспроизведения по образцу выделились трудовая


 


и учебная деятельности. Этим видам деятельности сопутствова-ии игровые действия, которые, имея биологические предпосыл­ки в физической активности развивающихся детенышей и моло-пых человекообразных предков и постепенно меняясь, стали представлять собой игровое воспроизведение отношений и сим-иолических орудийных действий.

Общественно выработанные способы обращения с предмета­ми не даны непосредственно как некоторые физические характе­ристики вещей. На них не написано общественное происхожде­ние, способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необ-нодимым становится особый процесс усвоения ребенком об­щественно выработанных способов обращения с каждой вещью, предметом. При этом и происходит формирование ребенка как ч пена общества.

В системе «ребенок — взрослый» взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, I как носитель определенной общественной по своей природе 'и-ительности, осуществляющий определенные задачи, вступаю­щий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой дея-пньности взрослого человека не указаны ее задачи и мотивы. 11оэтому становится необходимым особый процесс усвоения за-114 и мотивов человеческой деятельности и тех норм отноше­ний, в которые вступают люди в процессе ее осуществления (игра). Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, су­ществующих в деятельности взрослых, осуществляется через и< к-произведение или моделирование этих отношений в соб-i i иенной деятельности детей, в их группах и коллективах. Вовле­каясь в данный процесс, ребенок сталкивается с необходимо-i п.ю овладевать новыми предметными действиями, без которых иеньзя осуществлять деятельность взрослых. Таким образом, «рослый человек выступает перед ребенком как носитель новых И все более сложных способов действий с предметами, общест­венно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориента­ции в окружающей действительности.

В индивидуальном онтогенезе современного человека общест-цо предоставляет ему возможность пройти путь к взрослости И самоопределению через исторически сложившиеся и приня­тые сегодня как само собой разумеющиеся, так называемые веду­щие виды деятельности. В онтогенезе для человека они предста­ют в следующей очередности.

Игровая деятельность. В игровой деятельности (в развиваю-|цсй ее части) происходят прежде всего поиск предметов — заме-


;


стителей изображаемых предметов — и символическое изобра­жение предметных (орудийных и соотносящихся) действий, де­монстрирующих характер отношений между людьми, и т. п. Иг­ровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипули­рованием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Игровая деятель­ность сегодня является предметом теоретического и практиче­ского ее постижения для организации условий развития ребенка до школы.

Учебная деятельность. Предметом учебной деятельности яв­ляется сам человек, который стремится изменить себя. Когда первобытный человек стремился подражать своему соплеменни­ку, освоившему производство простого орудия, он учился произ­водить такие же орудия, как его более удачливый собрат.

Учебная деятельность — это всегда делание, изменение само­го себя. Но для того чтобы каждое новое поколение осуществля­ло учение эффективно, в соответствии с новыми достижениями прогресса, потребовалась специальная категория людей, пере­дающая новому поколению средства обучения. Это ученые, раз­рабатывающие теоретические основы методов, содействующих обучению; методисты, эмпирически проверяющие эффектив­ность методов; учителя, задающие способы исполнения ум­ственных и практических действий, способствующих развитию учащихся.

Учебная деятельность определяет потенциальные изменения, происходящие в познавательной и личностной сфере человека.

Трудовая деятельность возникла как целесообразная деятель­ность, благодаря которой происходило, происходит и будет про­исходить освоение природных и социальных сил для удовлетво­рения исторически сложившихся потребностей отдельного чело­века и общества.

Трудовая деятельность — определяющая сила общественного развития; труд — основная форма жизнедеятельности человече­ского общества, исходное условие человеческого бытия. Именно благодаря созданию и сохранению орудий человечество выдели­лось из природы, сотворив рукотворный мир предметов — вто­рую природу человеческого бытия. Труд стал основой всех сто­рон общественной жизни.

Трудовая деятельность представляет собой сознательно осу­ществляемое воздействие орудием на предмет труда, в результате чего предмет труда преобразуется в результат труда.

Трудовая деятельность изначально была связана с развиваю­щимся сознанием человека, которое зарождалось и формирова-


пось в труде, во взаимоотношениях людей по поводу орудий И предмета труда. В сознании человека строились некий образ результата труда и образ того, какими трудовыми действиями можно добиться этого результата. Производство и употребление орудий труда составляет специфическую характерную черту че-повеческого процесса труда.

Орудия труда представляют собой искусственные органы че-иовека, через которые он воздействует на предмет труда. В то же иремя в форме и функциях орудий и предметов труда воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых и пред­метных действий людей, выраженные в знаках языка.

В современных условиях значительно возросла степень опосре-тжанного взаимодействия человека с предметом труда. В трудо-|ую деятельность, во все ее параметры проникает наука: в про­цесс производства орудий труда и предметов потребления, а так-ц в организационную культуру труда.

В организационной культуре труда проявляются система отно­шений и условия существования трудового коллектива, т. е. то, 'I ю существенно предопределяет успех функционирования и вы­живания организации (команды) в долгосрочной перспективе.

Носителями организационной культуры являются люди. Од­нако в коллективах с устоявшейся организационной культурой последняя как бы отделяется от людей и становится атрибутом социальной атмосферы коллектива, которая оказывает активное по (действие на его членов. Культура организации представляет собой сложное взаимодействие философии и идеологии управ­ления, мифологию организации, ценностные ориентации, ве­рования, ожидания и нормы. Производственные отношения, ц которые вступают люди, определяют характер их трудовой дея-■вльности, характер общения по поводу содержания трудовой деятельности, опосредуют стиль общения. Трудовая деятель-Кость ориентирована на конечный продукт, а также на получе­ние за труд денежного эквивалента. Но в самой трудовой дея­тельности заложены условия для саморазвития человека. Каждый Квловек, включенный мотивационно в саму трудовую деятель­ность, стремится быть профессионалом и творцом.

Общение в отечественной психологии рассматривается как один из видов деятельности. Человек погружен в социум, кото­рый обеспечивает его жизнедеятельность и развитие через обще-ние с себе подобными.

 

Реальность социального пространства в сфере общения пред-ртает перед отдельным человеком через уникальный комплекс шлощений смыслов в индивидуальном сочетании значимых пя него значений, которые представляют его в мире как, во-пер-


вых, особенного, отличного от других человека; во-вторых, как человека, подобного другим и тем самым способного понять (или приблизиться к пониманию) общекультурных смыслов и индивидуальных значений других людей.

Таким образом, основные виды деятельности человека — об-щение, игра, учение, труд — составляют реальность социального пространства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...