Какие виды деятельности определяют вхождение ребенка в человеческие реальности?
В процессе исторического развития человека из синкретиче ской деятельности по созданию простейших орудий и подража тельного воспроизведения по образцу выделились трудовая
и учебная деятельности. Этим видам деятельности сопутствова-ии игровые действия, которые, имея биологические предпосылки в физической активности развивающихся детенышей и моло-пых человекообразных предков и постепенно меняясь, стали представлять собой игровое воспроизведение отношений и сим-иолических орудийных действий. Общественно выработанные способы обращения с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение, способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необ-нодимым становится особый процесс усвоения ребенком общественно выработанных способов обращения с каждой вещью, предметом. При этом и происходит формирование ребенка как ч пена общества. В системе «ребенок — взрослый» взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, I как носитель определенной общественной по своей природе 'и-ительности, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой дея-пньности взрослого человека не указаны ее задачи и мотивы. 11оэтому становится необходимым особый процесс усвоения за-114 и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления (игра). Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через и< к-произведение или моделирование этих отношений в соб-i i иенной деятельности детей, в их группах и коллективах. Вовлекаясь в данный процесс, ребенок сталкивается с необходимо-i п.ю овладевать новыми предметными действиями, без которых иеньзя осуществлять деятельность взрослых. Таким образом, «рослый человек выступает перед ребенком как носитель новых И все более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориентации в окружающей действительности.
В индивидуальном онтогенезе современного человека общест-цо предоставляет ему возможность пройти путь к взрослости И самоопределению через исторически сложившиеся и принятые сегодня как само собой разумеющиеся, так называемые ведущие виды деятельности. В онтогенезе для человека они предстают в следующей очередности. Игровая деятельность. В игровой деятельности (в развиваю-|цсй ее части) происходят прежде всего поиск предметов — заме- ; стителей изображаемых предметов — и символическое изображение предметных (орудийных и соотносящихся) действий, демонстрирующих характер отношений между людьми, и т. п. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Игровая деятельность сегодня является предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий развития ребенка до школы. Учебная деятельность. Предметом учебной деятельности является сам человек, который стремится изменить себя. Когда первобытный человек стремился подражать своему соплеменнику, освоившему производство простого орудия, он учился производить такие же орудия, как его более удачливый собрат.
Учебная деятельность — это всегда делание, изменение самого себя. Но для того чтобы каждое новое поколение осуществляло учение эффективно, в соответствии с новыми достижениями прогресса, потребовалась специальная категория людей, передающая новому поколению средства обучения. Это ученые, разрабатывающие теоретические основы методов, содействующих обучению; методисты, эмпирически проверяющие эффективность методов; учителя, задающие способы исполнения умственных и практических действий, способствующих развитию учащихся. Учебная деятельность определяет потенциальные изменения, происходящие в познавательной и личностной сфере человека. Трудовая деятельность возникла как целесообразная деятельность, благодаря которой происходило, происходит и будет происходить освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей отдельного человека и общества. Трудовая деятельность — определяющая сила общественного развития; труд — основная форма жизнедеятельности человеческого общества, исходное условие человеческого бытия. Именно благодаря созданию и сохранению орудий человечество выделилось из природы, сотворив рукотворный мир предметов — вторую природу человеческого бытия. Труд стал основой всех сторон общественной жизни. Трудовая деятельность представляет собой сознательно осуществляемое воздействие орудием на предмет труда, в результате чего предмет труда преобразуется в результат труда. Трудовая деятельность изначально была связана с развивающимся сознанием человека, которое зарождалось и формирова- пось в труде, во взаимоотношениях людей по поводу орудий И предмета труда. В сознании человека строились некий образ результата труда и образ того, какими трудовыми действиями можно добиться этого результата. Производство и употребление орудий труда составляет специфическую характерную черту че-повеческого процесса труда. Орудия труда представляют собой искусственные органы че-иовека, через которые он воздействует на предмет труда. В то же иремя в форме и функциях орудий и предметов труда воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых и предметных действий людей, выраженные в знаках языка.
В современных условиях значительно возросла степень опосре-тжанного взаимодействия человека с предметом труда. В трудо-|ую деятельность, во все ее параметры проникает наука: в процесс производства орудий труда и предметов потребления, а так-ц в организационную культуру труда. В организационной культуре труда проявляются система отношений и условия существования трудового коллектива, т. е. то, 'I ю существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации (команды) в долгосрочной перспективе. Носителями организационной культуры являются люди. Однако в коллективах с устоявшейся организационной культурой последняя как бы отделяется от людей и становится атрибутом социальной атмосферы коллектива, которая оказывает активное по (действие на его членов. Культура организации представляет собой сложное взаимодействие философии и идеологии управления, мифологию организации, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы. Производственные отношения, ц которые вступают люди, определяют характер их трудовой дея-■вльности, характер общения по поводу содержания трудовой деятельности, опосредуют стиль общения. Трудовая деятель-Кость ориентирована на конечный продукт, а также на получение за труд денежного эквивалента. Но в самой трудовой деятельности заложены условия для саморазвития человека. Каждый Квловек, включенный мотивационно в саму трудовую деятельность, стремится быть профессионалом и творцом. Общение в отечественной психологии рассматривается как один из видов деятельности. Человек погружен в социум, который обеспечивает его жизнедеятельность и развитие через обще-ние с себе подобными. Реальность социального пространства в сфере общения пред-ртает перед отдельным человеком через уникальный комплекс шлощений смыслов в индивидуальном сочетании значимых пя него значений, которые представляют его в мире как, во-пер- вых, особенного, отличного от других человека; во-вторых, как человека, подобного другим и тем самым способного понять (или приблизиться к пониманию) общекультурных смыслов и индивидуальных значений других людей. Таким образом, основные виды деятельности человека — об-щение, игра, учение, труд — составляют реальность социального пространства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|