Основные этапы работы над художественным произведением. Раскрыть на примере (произведение – по выбору).
Стр 1 из 16Следующая ⇒ IV курс, Методика обучения русскому языку.
Специальная методика преподавания русского языка как наука. Предмет, задачи и методы исследования. Связь специальной методики со смежными науками.
Предметом изучения являются закономерности процесса обучения в условиях специальной школы детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Специфика организации процесса обучения состоит в том, что должны органически сочетаться два подхода: · создание и углубление теоретических основ построения процесса обучения языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи; · разработка практических основ методики обучения языку учащихся с ТНР. Подходы обеспечивают коррекцию, формирование и развитие речи детей, усвоение учащимися программного материала по предмету «Русский язык». Цель методики русского языка конкретизируется в четырех традиционных ее задачах: 4) «почему так, а не иначе?»: определяет выбор методов обучения, сравнительное изучение различных концепций, вариантных систем обучения.
Основная задача специальной методики обучения русскому языку - разработка системы обучения языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Наиболее тесно специальная методика связана с логопедией. Логопедия изучает проявления и причины нарушений речи, их структуру. В соответствии с полученными данными разрабатываются научно обоснованные пути преодоления различных форм речевой недостаточности. Большую ценность для специальной методики представляют методы и приемы коррекции и формирования речи. Реализация одного лишь логопедического подхода не может решить задачи, выдвигаемые перед школьным обучением детей с тяжелыми нарушениями речи. Связь специальной методики с методикой русского языка в общеобразовательной школе прослеживается в общности содержания предмета «русский язык», В общности задач его освоения. Приемы, способы обучения, различные виды упражнений могут быть заимствованы специальной методикой, но с учетом особенностей речевого развития учащихся с ТНР. Коррекция речевого недоразвития не предусматривает одновременно систематического изучения языка и решения комплекса тех задач, которые стоят перед школьным обучением детей с ТНР. Возникает необходимость создания такой педагогической науки, которая бы выполняла не свойственные логопедии функции. Такая методическая система (а это и есть специальная методика) ориентируется на подготовку учащихся с ТНР к следующим этапам обучения, требующим более высокого уровня развития речи и познавательных возможностей учащихся.
Из психологии формировании всех психических процессов ведущая роль принадлежит речи (сначала экспрессивной, а затем - импрессивной). Развивающиеся в разных видах деятельности высшие психические функции подготавливают, формируют предпосылки для речевого развития. Это находит свое выражение в специальной организации и методах обучения, в принципах отбора языкового материала, в применении специальных приемов и средств при изучении материала. Важным фактором развития специальной методики русского языка является привлечение сведений из педагогики, общей и специальной психологии (логопсихологии), языкознания.
Основные этапы работы над художественным произведением. Раскрыть на примере (произведение – по выбору).
Работа над любым художественным произведением начинается с подготовительного этапа (предтекстовая работа), который включает вступительное слово учителя, направленное на мотивацию работы с текстом, лексическую работу (знакомство с незнакомыми словами, которые встретятся в произведении, их семантизация), работу над словами со сложной слоговой структурой. Затем идет ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста (прослушивание или прочтение текста). Следующим этапом идет анализ текста: - в целом для целостного представления о прочитанном - обсуждение каждой части текста детально - обобщающее обсуждение по тексту в целом
Пример: при работе над сказкой «Заячьи слёзы» (2 класс) вначале все анализируется как реалистический рассказ, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета. Для анализа сказки учитель может использовать вопросы для обращения внимания детей на мотивы поведения главных героев, их взаимоотношения (кто кого поддерживает и почему), на то, как те или иные действия характеризуют действующих лиц. Можно предложить учащимся ответить на вопросы: «Как заяц устроился жить в лесу?», «Как лисе удалось поселиться в избушке?» и пр. Дети могут найти ответы на вопросы в тексте, зачитывать и анализировать отдельные части текста для более точного понимания взаимоотношений героев сказки, для понимания характеров героев и т.д. Затем важно обобщить существенные черты действующих лиц, сопоставить и оценить главных героев сказки, и, исходя из всего вышеизложенного, прийти к выводу, главной мысли сказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|