Общая характеристика методов, приемов и средств обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Традиционные методы обучения: · связанные с источниками получения знаний учащимся (слово учителя, беседа, анализ языковых явлений, упражнения по русскому языку, работа с учебниками и учебными пособиями, самостоятельная работа учащихся); · методы обучения, ориентированные на характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, продуктивный, исследовательский). Специфические методы и приемы (приоритетное формирование разговорной речи на начальных этапах обучения, умения слушать вопросы, правильно отвечать на них и самому задавать их, целенаправленное и грамотное использование наглядного материала, в том числе широкое применение различных схем, символов, сигнальных карточек и др.). Специальные методы обучения: · наглядные · практические · словесные · игровые Методы, приемы, средства обучения выступают как заключительные, итоговые категории, благодаря которым реализуются цель и задачи педагогической работы, ее содержание. Выбор и использование методов связаны с конкретными организационными формами занятий, успешность их применения обусловлена и тем, как спланирован материал, определена последовательность его усвоения. Термин «методика» - совокупность, система методов, приемов, средств обучения. Понимание термина «методика» является суженным, а поэтому и неточным. Правильным же и точным оно будет, если в дополнение к указанному присоединим органическую связь методов с такой педагогической категорией, как принципы обучения. Принципы обучения дают научно-теоретическую базу конкретной методике, включая и выводы, относящиеся к особенностям развития детей, процессу овладения языком, к самому языковому материалу. Эти принципы носят обобщенный характер, само их применение может быть осуществлено лишь в конкретных условиях работы учителя и требует самостоятельности в педагогических решениях. Изучение принципов (как и всей методики в целом) и создает предпосылки для овладения ими на практике, в том числе и в вопросах выбора, оценки, применения тех или иных методов, приемов и средств обучения. Принципы обучения, реализуясь в методах, служат теоретическим основанием их выбора и использования и определяют главный вопрос методики «как, каким образом учить?». Они позволяют ответить на него обоснованно, почему надо поступать так, а не иначе.
В специальной методике обучения русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи наряду с особыми, специфическими методами и приемами есть и такие, которые используются и в других типах школ (во всех школах применяются метод наблюдений за изучаемым языковым материалом, беседа, игровые приемы, связное изложение материала учителем, упражнения). В качестве средств обучения разных категорий детей используются устная и письменная речь, наглядные пособия, технические средства (диафильмы, кинофильмы и пр.). На уроках обучения грамоте применяется метод с тем же названием, что и в методике массовой школы: звуковой аналитико-синтетический. Даже в работе по таким специфическим разделам специального обучения, как «Обучение произношению», «Формирование грамматического строя речи», используются некоторые из тех же методов и приемов, которые используются и в других типах школ. Эта специфичность обусловлена особыми задачами, содержанием, организацией и принципами обучения языку детей с глубоким речевым недоразвитием. Поэтому было бы неправильным (как это иногда можно обнаружить в некоторых пособиях) делить методы на общие и специальные. Это можно сказать и о средствах обучения, таких, например, как письменная речь или наглядные средства.
Письменная речь в специальной школе является не только предметом овладения, но и дидактическим средством, которое несет важную коррекционную функцию в формировании устной речи, а также речи в целом и словесного отвлеченного мышления '. Наглядные средства, наряду с использованием их в иллюстративной роли, в значительно большей мере привлекаются для обеспечения реальной основы при семантизации лексики, предложений, текста и подведении детей к наглядно-действенным, образным, а затем и словесно-понятийным обобщениям. Метод беседы модифицируется так, что в процессе его использования требуется введение письменной речи и наглядных средств. И другие методы и приемы, например игровые, в применении при обучении речи и изучению языка в специальной школе получают специфическую окраску. Изучения методы, используемые в специальной школе, условно можно было бы разделить на те, которые ▪служат формированию и коррекции речи (например, методы и приемы обучения произношению или приемы формирования лексического состава и грамматического строя), а также ▪методы, используемые при решении тех же задач, что решаются массовой школой. Ко вторым относятся: методы изучения грамматики, фонетики, правописания. Имеются и другие классификации методов и приемов. Например, когда за основу деления взят такой признак, как сопряженность того или иного способа обучения с определенными его средствами. Так, можно выделить методы, которые по преимуществу включают наглядные приемы (демонстрация, наблюдения, кино и пр.) или словесные (беседы, чтение материала учебника и др.). Чаще же всего приходится говорить о так называемых «смешанных», наглядно-словесных методах (наблюдения или демонстрации, сопровождающиеся беседой, чтением и т. д.). Возможно деление методов на устные и письменные. Однако и здесь деление оказалось бы условным, так как чаще всего приходится использовать в обучении обе формы речи как средство ее развития. Классификацию методов обучения: методы обучения грамоте, произношению, формирования грамматического строя, изучения грамматики и т. д. Особыми задачами, содержанием и методическими требованиями, предъявляемыми к их реализации на каждом отдельном участке работы.
Классификация оправданна. Рассмотрение методов применительно к разделам программы составляет задачу последующих (частных или специальных) частей курса специальной методики русского языка.
10. Тематика и планирование уроков произношения. Составить конспект урока «Дифференциация С-Ш».
Одна из основных задач программы по произношению — воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты. Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата. В процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения. Также предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова, должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации. Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).
Программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовительного класса), которые тесно связаны между собой: 1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. 2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, (так как часть детей переходит из подготовительного класса и детских садов, часть из I класса массовой школы). Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале. Для дифференциации выделены все пары сходных звуков. Продолжается работа по закреплению материала из программы по развитию речи. Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [т] — [ч], [ч]—|[щ], мя — мья и т. д.). С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях. Основная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном — III классах — работа над звуковой стороной речи, т. е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|